Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.08.2013 N 07АП-4306/2013 ПО ДЕЛУ N А67-8019/2012

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 августа 2013 г. по делу N А67-8019/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2013 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Марченко Н.В., Скачковой О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузнецовой Ю.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия,
от заинтересованного лица: Качесовой Г.А. по доверенности от 01.01.2013 (до 31.12.2013),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Стрежевской речной порт"
на решение Арбитражного суда Томской области
от 17.04.2013 по делу N А67-8019/2012 (судья Сулимская Ю.М.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Стрежевской речной порт" (ИНН 7022018082, ОГРН 1107022000029)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Томской области (ИНН 7022004442, ОГРН 1047000339760)
о признании частично недействительным решения налогового органа,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Стрежевской речной порт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Томской области (далее - Инспекция) от 19.06.2012 N 7 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части взыскания штрафа в сумме 19 872, 15 рублей по налогу на прибыль, уплачиваемый в федеральный бюджет (пункт 1 резолютивной части); взыскания штрафа в сумме 178 849, 32 рублей по налогу на прибыль, уплачиваемый в бюджет субъекта (пункт 1 резолютивной части); начисления пени в сумме 66 499, 72 рублей по налогу на прибыль в федеральный бюджет (п. п. 2 п. 2 резолютивной части решения); начисления пени в сумме 522 359, 41 рублей по налогу на прибыль в бюджет субъекта (п. п. 2 п. 2 резолютивной части решения); взыскания недоимки в сумме 397 442, 94 рублей по налогу на прибыль в федеральный бюджет (п. п. 2 п. 3.1 резолютивной части решения); взыскания недоимки в сумме 3 576 986, 46 рублей по налогу на прибыль в бюджет субъекта (п. п. 2 п. 3.1 резолютивной части решения).
Решением от 17.04.2013 Арбитражного суда Томской области в удовлетворении требований общества отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Подробно доводы общества изложены в апелляционной жалобе.
В представленном до начала судебного заседания отзыве Инспекция просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Представитель Инспекции в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердила позицию по делу, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель общества в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя общества.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Томской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Инспекции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в отношении общества Инспекцией проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт выездной налоговой проверки N 5 от 05.05.2012. По результатам рассмотрения данного акта вынесено решение N 7 от 19.06.2012 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Не согласившись с указанным решением Инспекции, общество обратилось в УФНС России по Томской области с апелляционной жалобой. Решением УФНС России по Томской области N 373 от 21.08.2012 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения, оспариваемое по настоящему делу решение Инспекции N 7 от 19.06.2012 - без изменения.
Полагая, что решение Инспекции от 19.06.2012 N 7 (в обжалуемой части), вступившее в силу на основании решения Управления от 21.08.2012 N 373, не соответствует законодательству Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя, общество обратилось в суд с настоящим заявлением (уточненным), в котором просит признать недействительным указанный ненормативный правовой акт в части: взыскания штрафа по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 19 872, 15 рублей по налогу на прибыль, уплачиваемый в федеральный бюджет (пункт 1 резолютивной части); взыскания штрафа по статье 122 НК РФ в сумме 178 849, 32 рублей по налогу на прибыль, уплачиваемый в бюджет субъекта (пункт 1 резолютивной части); начисления пени в сумме 66 499, 72 рублей по налогу на прибыль в федеральный бюджет (п. п. 2 п. 2 резолютивной части решения); начисления пени в сумме 522 359, 41 рублей по налогу на прибыль в бюджет субъекта (п. п. 2 п. 2 резолютивной части решения); взыскания недоимки в сумме 397 442, 94 рублей по налогу на прибыль в федеральный бюджет (п. п. 2 п. 3.1 резолютивной части решения); взыскания недоимки в сумме 3 576 986, 46 рублей по налогу на прибыль в бюджет субъекта (п. п. 2 п. 3.1 резолютивной части решения).
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, принял обоснованный судебный акт по существу спора.
Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ в целях налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
При этом документы, подтверждающие расходы, должны отражать достоверную информацию.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Пунктами 5, 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 установлено, что о необоснованности налоговой выгоды могут также свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств:
- - невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
- - отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
- - учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;
- - совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.
В случае наличия особых форм расчетов и сроков платежей, свидетельствующих о групповой согласованности операций, суду необходимо исследовать, обусловлены ли они разумными экономическими или иными причинами (деловыми целями).
Судам необходимо иметь в виду, что следующие обстоятельства сами по себе не могут служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной:
- - создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции;
- - взаимозависимость участников сделок;
- - неритмичный характер хозяйственных операций;
- - нарушение налогового законодательства в прошлом;
- - разовый характер операции;
- - осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика;
- - осуществление расчетов с использованием одного банка;
- - осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;
- - использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.
Однако эти обстоятельства в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами, в частности, указанными в пункте 5 настоящего Постановления, могут быть признаны обстоятельствами, свидетельствующими о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством. В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.10.2003 N 329-О отмечено, что разрешение вопроса о добросовестности либо недобросовестности налогоплательщика при исполнении им налоговых обязанностей и реализации права на возмещение сумм налоговых вычетов как связанное с установлением и исследованием фактических обстоятельств конкретного дела относится к компетенции арбитражных судов.
Конституционный Суд Российской Федерации обязал налоговые органы и суды при вынесении решений исследовать фактические обстоятельства по существу, не ограничиваясь установлением формальных условий применения норм налогового законодательства.
В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является осуществляемая на свой риск деятельность, следовательно, налогоплательщик, не воспользовавшийся своим правом обеспечить документальное подтверждение достоверности сведений, изложенных в документах, на основании которых он в свою очередь претендует на право получения налоговых льгот, налоговых вычетов или иного уменьшения налогооблагаемой базы, несет риск неблагоприятных последствий своего бездействия.
Таким образом, каждое юридическое лицо обязано соблюдать определенного рода осторожность и осмотрительность в делах, особенно при выборе контрагента по договору.
При этом сам факт наличия у налогоплательщика документов (счетов-фактур, договоров, товарных накладных) без надлежащей проверки достоверности содержащихся в них сведений не является достаточным основанием для отнесения соответствующих сумм на уменьшение налогооблагаемой прибыли и для подтверждения заявленных сумм вычетов по НДС.
Обязанность по доказыванию как наличия недостоверных сведений в представленных налогоплательщиком первичных документах, отсутствия реальности хозяйственных операций, на основании которых налогоплательщик претендует на налоговую выгоду, так и направленности действий налогоплательщика на необоснованное получение налоговой выгоды при осуществлении соответствующих хозяйственных операций, возложена на налоговые органы.
Однако это не освобождает налогоплательщика от обязанности по доказыванию правомерности включения затрат в состав расходов по налогу на прибыль.
Из материалов дела следует, что 23.03.2010 между обществом (поставщик) и ООО "Торговый дом "Лукойл" (покупатель) заключен договор на поставку щебня N ТД-0370/10/Т/Н. Пунктами 3.1 и 3.2 данного договора предусмотрено, что поставка щебня осуществляется поставщиком на основании подписанной сторонами спецификации в указанные в спецификации сроки - 2 квартал 2010 года. При этом в силу пункта 3.3 договора поставщик осуществляет доставку щебня до места назначения, под которым при доставке водным транспортом понимается, в том числе, порт назначения.
В целях исполнения обязательств перед ООО "Торговый дом "Лукойл" общество 01.05.2010 заключило договор поставки с поставщиком щебня в г. Новосибирске ООО "Борок". Согласно пункту 1.2. вышеуказанного договора местом передачи щебня стороны назначили причал поставщика, расположенный по адресу: в г. Новосибирск, ул. Большевистская, д. 270, карьер Борок, причал реки Иня. В соответствии с пунктом 1.3 договора срок поставки - 2 квартал 2010 года. В силу пунктов 2.1.1 и 2.1.3 договора поставщик обязался своевременно доставить продукцию на указанный в пункте 1.2 причал и переместить продукцию в зону действия плавучего крана своими силами, средствами и за свой счет. Как установлено сторонами в пункте 2.1.8 договора поставщик считается выполнившим обязательство по передаче продукции с момента погрузки щебня на баржу.
Как установлено судом первой инстанции, представленные документы, а именно, товарная накладная N 1658 от 30.06.2010, счет-фактура N 1667 от 30.06.2010 ООО "Борок", а также платежные поручения общества, свидетельствуют об исполнении сторонами обязательств по договору поставки от 01.05.2010.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что ООО "Экспоком" не могло оказывать и не оказывало услуги на стадии поставки щебня обществу, поскольку в силу договора от 01.05.2010 поставщик ООО "Борок" самостоятельно доставлял щебень на причал реки Иня в городе Новосибирске и перемещал его на причале для погрузки на баржи.
Из материалов дела следует, что в целях исполнения обязательств перед ООО "Торговый дом "Лукойл" общество 07.05.2010 заключило с ОАО "Западно-Сибирское речное пароходство" (исполнитель) договор N 31-10 возмездного оказания услуг по погрузке и перевозке щебня. Согласно пункту 1.2 данного договора сроки оказания услуг - май, июнь 2010 года. Причал карьера "Борок" и участок погрузки ООО "Западно-Сибирское речное пароходство" находятся в одном месте - устье реки Иня, что подтверждается постановлением Мэрии города Новосибирска от 25.12.2009 N 550 по утверждению проекта развития территории по Бердскому шоссе (устье реки Ини).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно поддержал вывод Инспекции о том, что ООО "Экспоком" не могло оказывать и не оказывало автотранспортные услуги на стадии передачи щебня от поставщика ООО "Борок" перевозчику ОАО "ЗСРП", поскольку доставку щебня на причал и перемещение его на причале осуществляло ООО "Борок", а погрузку щебня на баржи - ОАО "ЗСРП".
Согласно пункту 1.1 договора N 31-10 от 07.05.2010 ОАО "Западно-Сибирское речное пароходство" (исполнитель) обязано погрузить щебень на баржи и перевезти баржи из Новосибирска до устья протоки Лагарма. Пунктом 2.1.4 договора N 31-10 от 07.05.2010 предусмотрено, что общество (заказчик) обязано в согласованный с ОАО "Западно-Сибирское речное пароходство" срок обеспечить наличие теплохода в пункте передачи барж - устье протоки Лагарма для приема барж с грузом.
Обществом не представлено доказательств того, что ООО "Экспоком" оказывало транспортные услуги на стадии передачи щебня от перевозчика ОАО "ЗСРП" заказчику ООО "СРП", поскольку согласно условиям договора N 31-10 от 07.05.2010 щебень не разгружался в пункте доставки - устье протоки Лагарма, а передавался вместе с баржей для доставки собственным водным транспортом заказчика конечному покупателю - ООО "Торговый дом "Лукойл".
Из подписанных между обществом и ООО "Торговый дом "Лукойл" спецификаций N 1/07 от 04.06.2010 и N 2/07 от 15.06.2010 следует, что поставка щебня покупателю должна быть осуществлена во 2 квартале 2010 года в срок до 30.06.2010 водным транспортом по месту назначения - ХМАО, г. Покачи, причал - 118 км от устья реки Ахал.
Обществом не представлено доказательств того, что ООО "Экспоком" оказывало транспортные услуги на стадии передачи щебня от поставщика ООО "Стрежевской речной порт" покупателю ООО "Торговый дом "Лукойл", поскольку, как указал суд первой инстанции, подписанные сторонами договора акты разгрузки барж свидетельствуют о доставке щебня в конечный пункт водным транспортом.
Обществом не представлено доказательств привлечения иных организаций (в том числе, ООО "Экспоком") в качестве субподрядчика при осуществлении услуг по перевозке.
Договор с ООО "Экспоком" на оказание услуг по перевозке от 04.05.2010 N 19-09 подписан от имени ООО "Экспоком" директором Фадеевой М.В. Между тем, директором ООО "Экспоком" в проверяемый период являлась Крестьянкова Олеся Михайловна.
В материалы дела не представлено доказательств того, что директор Крестьянкова О.М. подписывала договоры, акты выполненных работ-услуг, счета-фактуры от имени ООО "Экспоком", либо передавала полномочия на подписание документов от данного общества иному лицу (по приказу, доверенности).
Судом первой инстанции также установлено, что первичные бухгалтерские документы, представленные обществом в качестве документального подтверждения затрат в 2010 году на перевозку грузов в сумме 19 872 147 рублей, а именно, акты на выполнение работ-услуг, счета-фактуры ООО "Экспоком", подписаны лицом, фамилия, имя, отчество, а также должностное положение которого не указано.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что надписи на оттисках печати ООО "Экспоком" в документах, представленных обществом в налоговый орган, и документах, представленных обществом в материалы судебного дела, не совпадают по виду используемого шрифта; оттиски печати на вышеуказанных документах отличаются по расположению, форме и размеру от оттиска печати, представленного по запросу налогового органа банком.
Согласно реквизиту "Подписи сторон" в договоре от 04.05.2010 N 19-09 (пункт 7) исполнителем по договору является не ООО "Экспоком", а ООО "Сибэкопром". В акте выполненных работ-услуг N 89 от 30.07.2010 в качестве основания для оплаты указан счет-фактура N 87 от 30.06.2010. При этом, данный документ обществом в материалы проверки не представлен. Акт выполненных работ-услуг N 89 от 30.07.2010 имеет незаверенные надлежащим образом исправления в части указания периода оказания услуг.
Согласно сведениям, представленным ИФНС по Октябрьскому району г. Новосибирска, ООО "Экспоком" состоит на налоговом учете с 14.10.2005, последняя бухгалтерская и налоговая отчетность сдана за 2006 год, сведения о наличии транспортных средств, имущества, лицензий отсутствуют. Установить местонахождение руководителя ООО "Экспоком" Крестьянковой О.М., а также Фадеевой М.В. в ходе налоговой проверки не представилось возможным, несмотря на то, что налоговым органом предпринимались предусмотренные действующим законодательством меры.
Анализ выписки по операции на расчетном счете организации-контрагента ООО "Экспоком" за 2010 года показал, что поступающие денежные средства, направлялись только на обслуживание расчетного счета организации; платежи за коммунальные услуги отсутствуют, налоги не перечислялись, заработная плата не выплачивалась; расходов по найму технического персонала не осуществлялось, то есть указанная организация не имела условий, необходимых для достижения результатов соответствующей экономической деятельности.
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что фактическая финансово-хозяйственная деятельность у организации-контрагента ООО "Экспоком" в указанный период (2010 год) отсутствовала, а данная организация не имела реальной возможности оказать вышеуказанные услуги в адрес общества.
Как правильно указал суд первой инстанции, указанные выше обстоятельства в совокупности являются доказательством отсутствия со стороны общества должной осмотрительности и осторожности, поскольку должностные лица общества не проверяли достоверность сведений, представляемых поставщиком услуг, в том числе, как о самом юридическом лице и его правоспособности, так и о личности и полномочиях, заключавших договоры и представляющих интересы контрагента.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, обществом не представлено.
Налогоплательщик, должным образом не воспользовавшийся правом на проверку контрагента по сделке, должен осознавать риски, вызванные своим бездействием. Данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2010 N 15658/09.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о правомерности произведенного Инспекцией доначисления налога на прибыль, соответствующих пеней и штрафа по взаимоотношениям со спорным контрагентом.
Исходя из вышеизложенного, требования общества правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
Доводы общества сводятся к несогласию с оценкой суда первой инстанции представленных заявителем по делу документов, свидетельствующих об обоснованном, по его мнению, получении им налоговой выгоды.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции проверены и признаны не влияющими на правильные и обоснованные выводы суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя. Общество при обращении в арбитражный суд с апелляционной жалобой перечислено 2000 рублей. Между тем, согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", размер подлежащей уплате государственной пошлины по настоящей апелляционной жалобе составляет 1000 рублей. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ излишне уплаченная обществом государственная пошлина подлежит возврату в размере 1000 рублей.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Томской области от 17.04.2013 по делу N А67-8019/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Стрежевской речной порт" - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Стрежевской речной порт" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1000 (одна тысяча) рублей по платежному поручению от 08.05.2013 N 455.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
И.И.БОРОДУЛИНА

Судьи
Н.В.МАРЧЕНКО
О.А.СКАЧКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)