Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.04.2009 N 18АП-2166/2009 ПО ДЕЛУ N А76-26124/2008

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2009 г. N 18АП-2166/2009

Дело N А76-26124/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2009 года
Постановление в полном объеме изготовлено 16 апреля 2009 года
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Ивановой Н.А., судей Малышева М.Б., Чередниковой М.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Хомяковой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.02.2009 по делу N А76-26124/2008 (судья Харина Г.Н.), при участии от общества с ограниченной ответственностью "Предприятие "Жилтехстрой" Ушакова Е.А. (доверенность от 09.09.2008), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска Трапезниковой Т.В. (доверенность от 12.01.2009 N 05-09/000350),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Предприятие "Жилтехстрой" (далее - ООО "Предприятие "Жилтехстрой", заявитель, налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительными решений от 26.03.2008 N 451-115/15, N 452-116/15 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенных Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска (далее - ИФНС России по Центральному району г. Челябинска, инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) (л.д. 2).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 16.02.2009 заявленные требования удовлетворены в полном объеме (л.д. 82-84).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИФНС России по Центральному району г. Челябинска обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить ввиду его незаконности и необоснованности и принять по делу новый судебный акт, которым в заявленных обществом требованиях будет отказано.
В обоснование доводов апелляционной жалобы налоговый орган указал, что земельный налог обществу был доначислен на основании ответа ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Челябинской области от 21.01.2008 N 94, согласно которому за ООО "Предприятие "Жилтехстрой" закреплены земельные участки на праве государственной собственности. Согласно данным кадастровых выписок о земельном участке от 12.01.2009 в графе 16 "Особые отметки" значится "вид права - государственная собственность", правообладатель - ООО "Жилтехстрой".
На довод заявителя о ненадлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, инспекция указала, что адрес по которому были направлены акты и уведомления о рассмотрении материалов проверки являлся единственно верным на момент их направления. Смена адреса ООО "Предприятие "Жилтехстрой", согласно свидетельству о постановке на учет ИФНС по Калининскому району г. Челябинска, произошла только 03.03.2008.
Налогоплательщик представил отзыв на апелляционную жалобу налогового органа, в котором указал, что земельные участки по указанным в решении о привлечении к налоговой ответственности адресам в пользовании ООО "Предприятие "Жилтехстрой" не отводились и не использовались, права собственности или использования земельными участками не зарегистрированы в установленном порядке, и как следствие организация не может признаваться плательщиком земельного налога.
В судебном заседании представителем Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска представлены в материалы дела сообщения Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области от 23.01.2009 N 01/081/2009-207, N 01/081/2009-209, N 01/081/2009-210, N 01/081/2009-211, от 29.01.2009 N 01/082/2009-479 об отказе в предоставлении запрашиваемой информации, в связи с отсутствием в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) прав на данные объекты.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в отношении ООО "Предприятие "Жилтехстрой" проведены камеральные проверки по вопросам правильности исчисления и полноты земельного налога за 2005, 2006 года; своевременности представления налоговой отчетности по земельному налогу за 2005, 2006 года, по результатам которых составлены акты от 19.02.2008 N 451-568/15 (л.д. 7-8), N 452-569/15 (л.д. 9-10) и вынесены решения от 26.03.2008 N 451-115/15 (л.д. 11-13), N 452-116/15 (л.д. 14-15).
Согласно решению от 26.03.2008 N 451-115/15 общество было привлечено к налоговой ответственности: по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством срок налоговой декларации за 2005 год по земельному налогу в виде штрафа в сумме 145 040 руб. 60 коп., по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату земельного налога за 2005 год в виде штрафа в сумме 10 002 руб. 80 коп., предложено уплатить земельный налог в сумме 50 014 руб. 00 коп. и пени в сумме 21 466 руб. 13 коп. (л.д. 11-13).
Согласно решению от 26.03.2008 N 452-116/15 общество было привлечено к налоговой ответственности: по пункту 2 статьи 119 НК РФ за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством срок налоговой декларации за 2006 год по земельному налогу в виде штрафа в сумме 155 509 руб. 20 коп., по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату земельного налога за 2006 год в виде штрафа в сумме 44 431 руб. 20 коп., по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление расчетов по авансовым платежам в виде штрафа в сумме 150 руб. 00 коп., предложено уплатить земельный налог в сумме 222 156 руб. 00 коп. и пени в сумме 43 993 руб. 00 коп. (л.д. 14-15).
Полагая, что решения налогового органа не соответствует положениям законодательства о налогах и сборах и нарушает его права, ООО "Предприятие "Жилтехстрой" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений 26.03.2008 N 451-115/15, N 452-116/15.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные обществом требования, исходил из того, что налоговым органом не представлены правоустанавливающие документы на спорные земельные участки. Также не представлены документы, подтверждающие право собственности заявителя на объекты недвижимости, расположенные на указанных участках.
Суд первой инстанции в своем решении сослался на представленное в материалы дела сообщение Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области об отсутствии в Едином государственной реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) прав на спорные земельные участки.
Кроме того, по мнению суда первой инстанции, налоговый орган надлежащим образом не уведомил ООО "Предприятие "Жилтехстрой" о результатах камеральной проверки, не вручил акт проверки, не уведомил о месте и времени рассмотрения материалов проверки, в результате чего лишил заявителя возможности представить свои возражения и документы в обосновании своей позиции, что является существенным нарушением прав налогоплательщика, и влечет безусловную отмены решения налогового органа.
Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Суммы земельного налога, включенные в оспариваемые решения налогового органа, исчислены и предъявлены к уплате за 2005 г., 2006 г., в связи с чем при установлении конкретной налоговой обязанности подлежат применению действующие на тот момент положения законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога возлагается на налогоплательщика (подпункт 1 пункта 1 статьи 21 НК РФ). В соответствии со статьей 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.
Согласно пункту 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Глава 31 "Земельный налог" НК РФ введена в часть вторую НК РФ Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ), ее положения вступили в действие с 01.01.2005.

Следовательно, в 2005 году на территории тех муниципальных образований, где представительные органы муниципальных образований не приняли нормативные правовые акты о введении с 01.01.2005 земельного налога в соответствии с главой 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации, применяется Закон от 11.10.1991 N 1738-1 и принятые в соответствии с ним нормативно-правовые акты местного уровня (статья 3 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ).
На территории города Челябинска земельный налог установлен и введен в действие решением Челябинской городской Думы третьего созыва от 22.11.2005 N 8/11 "О земельном налоге на территории города Челябинска" с 01.01.2006.
Таким образом, применительно к правоотношениям, возникшим в 2005 году, подлежит применению Закон Российской Федерации "О плате за землю", к правоотношениям, возникшим в 2006 году, применяется глава 31 НК РФ.
В соответствии со статьей 1 Закона о плате за землю собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
При этом согласно пункту 3 статьи 5 ЗК РФ собственниками земельных участков признаются лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователями - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцами - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно статье 15 Закона о плате за землю основанием для установления земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.
Статьей 388 НК РФ установлено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 391 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III (собственность на землю) и IV (постоянное (бессрочное) пользование) настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно пункту 1 статьи 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В связи с этим, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Соответственно, обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок (внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ними).
Как следует из материалов дела, обществу доначислен земельный налог на основании ответа ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Челябинской области от 21.01.2008 N 94 (л.д. 58-59) на запрос инспекции от 18.12.2007 N 15-22/59076/1 (л.д. 60-61), согласно которому за ООО "Предприятие "Жилтехстрой" закреплены земельные участки на праве государственной собственности по адресам:
1) г. Челябинск, Свердловский проспект, 64;
2) г. Челябинск, проспект Ленина;
3) г. Челябинск, ул. Российская, 61А;
4) г. Челябинск, ул. Труда, 3;
5) г. Челябинск, ул. Коммуны, 133.
Между тем, в соответствии с предоставлением данных сведений налогоплательщиком в адрес Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области направлены запросы от 22.01.2009, от 28.01.2009 на предмет предоставления данных (правоустанавливающих документов) о правообладатели государственной собственности (л.д. 76-77).
По данным запросам, налогоплательщиком в материалы дела представлены сообщения Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области от 23.01.2009 N 01/081/2009-207, N 01/081/2009-209, N 01/081/2009-210, N 01/081/2009-211, от 29.01.2009 N 01/082/2009-479 (л.д. 66-70) об отказе в предоставлении запрашиваемой информации, в связи с отсутствием в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) прав на данные объекты. Такие же сообщения по запросу были направлены в адрес налогового органа, которые были представлены инспекций в ходе судебного суда в апелляционной инстанции.
Из вышеизложенного следует, что доказательств наличия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах общества в отношении спорных земельных участков, равно как и ранее выданных правоустанавливающих документов, признаваемых для этого действительными в соответствии с главой 31 НК РФ, пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ, в материалах дела не имеется и налоговым органом не представлено.
Кроме того, по мнению суда апелляционной инстанции, налоговым органом не верно произведен расчет земельного налога за 2006 год, поскольку в основу определения суммы налога, подлежащей уплате с 2006 года, положена стоимостная характеристика объекта налогообложения - кадастровая стоимость земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что общество не правомерно привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 НК РФ за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством срок налоговой декларации за 2005 год по земельному налогу, пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату земельного налога за 2005 год, пунктом 1 статьи 126 НК РФ за непредставление расчетов по авансовым платежам по земельному налогу, а также доначислен земельный налог и соответствующие пени.
Выводы суда первой инстанции о наличии существенных нарушений прав налогоплательщика при вынесении оспариваемого решения являются правильными и основанными на материалах дела.
Статьями 22, 31, 32 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику декларирована защита от неправомерных действий (бездействия) налоговых органов и установлена обязанность налоговых органов соблюдать нормы налогового законодательства и иных законов Российской Федерации при осуществлении налогового контроля.
Гарантии прав налогоплательщика обеспечиваются соответствующими обязанностями налоговых органов.
К числу таких гарантий относится регламентированная Налоговым кодексом Российской Федерации процедура привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, составной частью которой является ознакомление налогоплательщика с актом налоговой проверки (статья 100 Налогового кодекса Российской Федерации), рассмотрение возражений налогоплательщика в его присутствии (пункт 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации), принятие налоговым органом обоснованного решения по результатам проверки (пункт 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации).
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, в силу п. 14 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Как установлено арбитражным судом первой инстанции и следует из материалов дела, инспекцией 20.02.2008 направлены акты камеральных проверок от 19.02.2008 N 451-568/15, N 452-569/15 вместе с уведомлением о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки по адресу: 454 000, г. Челябинск, Комсомольский проспект, 112,1 (л.д. 34).
Однако, согласно представленному в материалы дела уведомлению о снятии с учета в налоговом органе налогоплательщика - организации в связи с изменением места нахождения от 07.05.2003, адрес нового места нахождения юридического лица ООО "Предприятие "Жилтехстрой" значится как: 454 116 г. Челябинск, ул. Салютная, 11 (л.д. 74).
Кроме того, копия электронной версии выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 75), протокол общего собрания участников ООО "Предприятие "Жилтехстрой", свидетельство о постановке на учет в налоговом органе ООО "Предприятие "Жилтехстрой" (л.д. 71-73), также свидетельствуют о нахождении налогоплательщика по адресу: г. Челябинск, ул. Салютная, 11.
Мер по извещению общества о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки по данному адресу налоговым органом не принималось.
Указанные обстоятельства в соответствии п. 14 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации признаются нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, и являются самостоятельным основанием для отмены решения налогового органа, что согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 12.02.2008 N 12566/07.
Доводы налогового органа основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, а потому подлежат отклонению.
При принятии обжалуемого решения суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, его выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству, оснований для отмены решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.02.2009 по делу N А76-26124/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы Центральному району г. Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
Н.А.ИВАНОВА

Судьи
М.Б.МАЛЫШЕВ
М.В.ЧЕРЕДНИКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)