Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.07.2015 N 13АП-12363/2015 ПО ДЕЛУ N А26-1599/2015

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июля 2015 г. по делу N А26-1599/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июля 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Савиной Е.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Тутаевым В.В.
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): Шараповой В.Ю. (доверенность от 29.10.2014 г., паспорт)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12363/2015) Министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.04.2015 по делу N А26-1599/2015 (судья Колосова Н.С.), принятое
по иску Министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия
к ОАО "Племпредприятие "Карельское"
о взыскании

установил:

Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к открытому акционерному обществу "Племпредприятие "Карельское" (далее - ответчик) о взыскании 3 114 687 руб. 00 коп. необоснованно полученных субсидий в 2012 - 2013 годах.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 10.04.2015 по делу N А26-1599/2015 в удовлетворении иска отказано.
На указанное решение Министерством сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия подана апелляционная жалоба, в которой, указывая на необоснованность принятого по делу судебного акта, просит его отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование своей позиции указал, что безвозвратность предоставления субсидий не действует в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. В ходе проверки выполнения условий предоставления средств бюджета в 2012 - 2013 годах, установлен факт предоставления ответчиком недостоверной информации по выполнению условия отсутствия прироста недоимки на налогу на доходы физических лиц и отсутствию неисполненной обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, что привело к необоснованному получению предприятием субсидий в размере 3 114 687 руб. Данные обстоятельства свидетельствует о нарушении подпункта 1 пункта 2.1 приложения N 2 к постановлению Правительства Республики Карелия от 05.02.2008 N 24-П и является основанием для возврата денежных средств
Ответчик с доводами апелляционной жалобы не согласился, сославшись на отсутствие фактов нецелевого использования субсидий.
Извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства истец в судебное заседание не явился, апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в Республике Карелия Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из бюджета Республики Карелия и возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, утвержден постановлением Правительства Республики Карелия от 05.02.2008 N 24-П.
В 2012 - 2013 году условия предоставления субсидий из бюджета Республики Карелия на поддержку агропромышленного комплекса Республики Карелия определялись постановлением Правительства Республики Карелия от 26.01.2012 N 24-П "Об Условиях предоставления в 2012 году субсидий из бюджета Республики Карелия на поддержку агропромышленного комплекса Республики Карелия" и постановлением от 15.02.2013 N 45-П "Об Условиях предоставления в 2013 году субсидий из бюджета Республики Карелия на поддержку агропромышленного комплекса Республики Карелия".
В 2012 - 2013 годах в соответствии с Условиями предоставления субсидий из бюджета Республики Карелия Министерство заключило с ОАО "Племпредприятие "Карельское" ряд соглашений на предоставление субсидий (от 16.06.2012, от 05.09.2012, от 24.05.2013).
На основании налоговых документов, представленных предприятием, подтверждающих отсутствие прироста недоимки по налогу на доходы физических лиц, Министерство выплатило ответчику субсидию в общей сумме 3 114 687 руб., что подтверждается представленными в дело платежными поручениями (л.д. 24 - 30) и не оспаривается ответчиком.
Министерством проведена выездная проверка выполнения ОАО "Племпредприятие "Карельское" условий предоставления средств бюджета Республики Карелия и федерального бюджета за 2012 - 2013 годы, в ходе которой установлено нарушение предприятием пункта 2.1 приложения N 2 к постановлению Правительства Республики Карелия от 05.02.2008 N 24-П, а именно: предоставление в Министерство недостоверной информации о выполнении условий предоставления субсидии: отсутствие прироста недоимки по налогу на доходы физических лиц; отсутствие неисполненной обязанности по уплате налога на доходы физических лиц.
Сумма необоснованно полученных обществом субсидий за проверяемый период составила 3 114 687 руб., из них: 1 644 687 руб. - за 2012 год, 1 470 000 руб. - за 2013 год. Нарушения, выявленные в ходе проверки, зафиксированы в акте проверки от 04.09.2014 (л.д. 7 - 14).
По результатам контрольного мероприятия Министерство направило в адрес ответчика письмо от 24.11.2014 о принятии мер по возврату необоснованно полученных субсидий (л.д. 32 - 33).
Неисполнение указанного требования послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии со статьей 289 БК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий.
По правилам пункта 3 части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Следовательно, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих порядок предоставления субсидий.
Подпункт 7 пункта 3 приложения N 2 к постановлению Правительства Республики Карелия от 05.02.2008 N 24-П (в редакции, действовавшей в спорный период) предусматривает обязательства юридического лица по возврату полной суммы средств субсидии, использованных не по целевому назначению и (или) не использованных в течение финансового года.
Вместе с тем, материалами проверки факт нецелевого использования денежных средств не установлен, что не и оспаривалось представителями истца в судебном заседании.
При этом суд первой инстанции учел, что обязательства юридических лиц по возврату субсидий в полном объеме в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, в том числе в случае их нецелевого использования и (или) неиспользования в соответствующем финансовом году установлены только постановлением Правительства Республики Карелия N 187-П от 10.06.2014, внесшим соответствующие изменения в постановление Правительства Республики Карелия от 05.02.2008 N 24-П, и не распространяются на спорные отношения.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии у Министерства оснований требовать возврата субсидий, ввиду отсутствия таких оснований для возврата, предусмотренных нормативными правовыми актами Республики Карелия, действующими в спорный период, в удовлетворении заявленных требований суд отказано обоснованно.
В связи с вышеизложенным апелляционная инстанция не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта, нормы материального и процессуального права применены верно, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.04.2015 г. по делу N А26-1599/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
Н.А.МЕЛЬНИКОВА

Судьи
Е.В.САВИНА
О.В.ФУРКАЛО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)