Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.09.2015 N 11АП-9612/2015 ПО ДЕЛУ N А65-7586/2015

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 2015 г. по делу N А65-7586/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2015 года
В полном объеме постановление изготовлено 22 сентября 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Загнедкиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09-16-21.09.2015 в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.05.2015 по делу N А65-7586/2015 (судья Латыпов И.И.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "С-Лоджистик" (ИНН 1659060638, ОГРН 1051672024843), г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан, г. Казань, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, об оспаривании решения,
в судебном заседании приняли участие:
представитель ООО "С-Лоджистик" - 09.09.2015 Романов А.А. (доверенность от 24.06.2014 N 28/14), после перерыва не явился, извещен,
представитель МИФНС России N 3 по Республике Татарстан - 16.09.2015 Шигабиев Р.Р. (доверенность от 12.01.2015 N 2-2-0-15/00004), после перерыва не явился, извещен,
представитель УФНС России по Республике Татарстан не явился, извещен надлежащим образом,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "С-Лоджистик" (далее - ООО "С-Лоджистик", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган) от 23.01.2015 N 1598 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и об обязании налогового органа устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС России по Республике Татарстан).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.05.2015 по делу N А65-7586/2015 указанное заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе налоговый орган просил отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт. По мнению налогового органа, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
ООО "С-Лоджистик" представило письменные пояснения, в которых просило оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрение дела было отложено с 12.08.2015 на 09.09.2015.
В связи с нахождением судей Филипповой Е.Г. и Юдкина А.А. отпусках в составе суда в судебном заседании, назначенном на 09.09.2015, определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2015 произведена замена указанных судей на судей Попову Е.Г. и Драгоценнову И.С.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) после замены судей рассмотрение дела произведено с самого начала.
В судебном заседании 09.09.2015 был объявлен перерыв до 16.09.2015, а затем до 21.09.2015; после перерыва судебное заседание было продолжено.
На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей УФНС России по Республике Татарстан, которое было надлежащим образом извещено о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям, представитель общества апелляционную жалобу отклонил по основаниям, приведенным в письменных возражениях.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, письменных возражениях на нее, выступлениях представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "С-Лоджистик" на праве собственности принадлежат следующие земельные участки: земельный участок, расположенный по адресу: г. Казань, восточнее с. Константиновка 2500 м, общей площадью 29843 кв. м с кадастровым номером 16:16:120601:950; земельный участок, расположенный по адресу: г. Казань, восточнее с. Константиновка 2500 м, общей площадью 22642 кв. м с кадастровым номером 16:16:120601:951; земельный участок, расположенный по адресу: г. Казань, восточнее с. Константиновка 2500 м, общей площадью 80000 кв. м с кадастровым номером 16:16:120601:952; земельный участок, расположенный по адресу: г. Казань, восточнее с. Константиновка 2500 м, общей площадью 51640 кв. м с кадастровым номером 16:16:120601:953; земельный участок, расположенный по адресу: г. Казань, восточнее с. Константиновка 2500 м, общей площадью 24693 кв. м с кадастровым номером 16:16:120601:954.
ООО "С-Лоджистик" представило в налоговый орган первичную налоговую декларацию по земельному налогу за 2011 год с указанием подлежащего уплате земельного налога в сумме 4716770 руб., исчисленной исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (далее - Постановление N 1102). Земельный налог в указанной сумме общество уплатило.
Затем ООО "С-Лоджистик" представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2011 год с указанием подлежащего уплате земельного налога в сумме 1535951 руб., исчисленной исходя из кадастровой стоимости земельных участков, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.08.2012 по делу N А65-14137/2012 в размере рыночной стоимости. Согласно этому судебному решению кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:16:120601:950 составляет 40616323 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:16:120601:951-30815762 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:16:120601:952-105440000 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:16:120601:953-68784480 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:16:120601:954-33607173 руб.
С учетом данного судебного решения ООО "С-Лоджистик" уменьшило исчисленную сумму земельного налога на 3180819 руб. (4716770 руб. - 1535951 руб.).
По результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год налоговый орган принял решение от 23.01.2015 N 1598 об отказе в привлечении ООО "С-Лоджистик" к ответственности за совершение налогового правонарушения. Этим решением обществу был начислен земельный налог в сумме 3180819 руб. и предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета. Налоговый орган посчитал, что при расчете земельного налога за 2011 год следует исходить из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Постановлением N 1102.
Решением УФМС России по Республике Татарстан от 10.03.2015 указанное решение налогового органа оставлено без изменения.
Суд первой инстанции правомерно признал ошибочным довод налогового органа о необходимости использования при расчете земельного налога за 2011 год показателей кадастровой стоимости, утвержденных Постановлением N 1102.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением N 1102 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Постановление N 1102 опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5 и, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03.02.2010 N 165-О указал, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
В силу пункта 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" указано, что в той части, в какой нормативные правовые акты об утверждении результатов государственной кадастровой оценки порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 НК РФ). Например, нормативный правовой акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, опубликованный 15.12.2014, для целей налогообложения подлежит применению с 01.01.2016.
Вышеуказанный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу Постановления N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
С учетом изложенного применение кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных Постановлением N 1102, при исчислении земельного налога за 2011 год не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества.
Вместе с тем является ошибочным довод общества о том, что при исчислении земельного налога за 2011 год следует руководствоваться кадастровой стоимостью земельных участков, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.08.2012 по делу N А65-14137/2012 в размере рыночной стоимости.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. В этом Постановлении также отмечено, что при установлении судом рыночной стоимости земельного участка достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются.
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В связи с тем, что с заявлением, на основании которого было возбуждено судебное дело N А65-14137/2012, ООО "С-Лоджистик" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан 16.05.2012 и на основании судебного решения по указанному делу кадастровая стоимость земельных участков изменена позднее этой даты, то к налоговому периоду 2011 года для целей исчисления земельного налога она применена быть не может.
Таким образом, довод общества о необходимости применения при исчислении земельного налога новой кадастровой стоимости земельных участков, установленной указанным судебным решением, является ошибочным.
Поскольку изменение кадастровой стоимости земельных участков позднее 16.05.2012 не предоставляет налогоплательщику права изменять свои налоговые обязательства за предыдущий налоговый период, суд первой инстанции обоснованно посчитал (абзацы 1, 3 и 4 на стр. 9 решения), что в рассматриваемом случае при исчислении земельного налога необходимо исходить из кадастровой стоимости земельных участков, установленной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 (далее - Постановление N 478), действовавшим до принятия Постановления N 1102.
Данный вывод подтверждается судебными актами по подобным делам (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.08.2015 N Ф06-26111/2015 по делу N А65-29216/2014, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2014 по делу N А65-6661/2013 и др.).
Указание в пункте 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, на то, что государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет, не является основанием для того, чтобы считать результаты государственной кадастровой оценки по истечении 5 лет не подлежащими применению в случае непроведения новой государственной кадастровой оценки.
На основании Постановления N 478 кадастровые стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 16:16:120601:950, 16:16:120601:951, 16:16:120601:952, 16:16:120601:953, 16:16:120601:954 составляют соответственно 36497989 руб., 27691166 руб., 978400000 руб., 63155720 руб., 30199539 руб. Данный факт налоговый орган не опровергает.
Исходя из этой кадастровой стоимости, а также с учетом ставки земельного налога в размере 0,55%, установленной Решением Представительного органа муниципального образования г. Казани от 29.11.2005 N 2-3 "О земельном налоге" (в редакции Решения Казанской городской Думы от 03.03.2011 N 14-4), сумма земельного налога за 2011 год составляет 1404614 руб., в том числе: по земельному участку с кадастровыми номером 16:16:120601:950 - 200739 руб., по земельному участку с кадастровыми номером 16:16:120601:951 - 152301 руб., по земельному участку с кадастровыми номером 16:16:120601:952 - 538120 руб., по земельному участку с кадастровыми номером 16:16:120601:953 - 347356 руб., по земельному участку с кадастровыми номером 16:16:120601:954 - 166097 руб.
Следовательно, начисление налоговым органом обществу земельного налога за 2011 год в сумме, превышающей 1404614 руб., является необоснованным.
Поскольку ООО "С-Лоджистик" не согласно с начислением оспариваемым решением налогового органа земельного налога в сумме 3180819 руб. и считало, что земельный налог подлежал уплате в сумме 1535951 руб., суд первой инстанции, не выходя за пределы требований, заявленных по настоящему делу, правомерно признал оспариваемое решение налогового органа незаконным.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их. Выводы суда первой инстанции согласуются с судебной практикой по подобным делам.
Доводы, приведенные налоговым органом в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 мая 2015 года по делу N А65-7586/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН

Судьи
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Е.Г.ПОПОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)