Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 16.07.2014 ПО ДЕЛУ N А60-17937/2014

Разделы:
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 июля 2014 г. по делу N А60-17937/2014


Резолютивная часть решения объявлена 09 июля 2014 года
Полный текст решения изготовлен 16 июля 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Е. Калашника при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.С. Челпановой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-17937/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Артемовский" (ИНН 6602009523, далее - общество "Агрофирма "Артемовский")
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Свердловской области (ИНН 6677000013, далее - инспекция, налоговый орган)
о признании незаконными действий налогового органа.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества "Агрофирма "Артемовский" - Кирюшкин М.В. (доверенность от 28.04.2014 N 23);
- инспекции - Руденко К.Г. (доверенность от 27.12.2013 N 03-14/10503).
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Общество "Агрофирма "Артемовский" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа, выразившиеся в направлении 10.01.2013 материалов выездной налоговой проверки в отношении общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Артемовский" в Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Свердловской области для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Определением суда от 05.05.2014 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 23.06.2014.
Определением суда от 23.06.2014 (резолютивная часть объявлена от 25.06.2014) дело назначено к судебному разбирательству на 09.07.2014.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

установил:

в период с 26.06.2012 по 06.08.2012 проведена выездная налоговая проверка в отношении общества "Агрофирма "Артемовский".
По результатам проверки вынесено решение от 19.09.2012 N 29 о привлечении общества "Агрофирма "Артемовский" к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 3719 руб., по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 127 906 руб., налогоплательщику доначислены единый сельскохозяйственный налог в сумме 243 905 руб., налог на добавленную стоимость в сумме 313 932 руб., налог на доходы физических лиц в сумме 19 185 941 руб., пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 27 670 руб. 10 коп., пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 1 088 682 руб. 27 коп.
В адрес общества "Агрофирма "Артемовский" направлено требование от 05.10.2012 N 907 с предложением уплатить в добровольном порядке вышеуказанные платежи в срок не позднее 25.10.2012.
Поскольку в добровольном порядке указанная задолженность налогоплательщиком не погашена, налоговый орган в соответствии с п. 3 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации направило материалы проверки в следственный орган для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 10.04.2014 жалоба налогоплательщика на действия налогового органа оставлена без удовлетворения.
Полагая, что действия инспекции не соответствуют требованиям законодательства, нарушают его права и законные интересы, общество "Агрофирма "Артемовский" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
По результатам рассмотрения материалов дела и доводов сторон судом сделан вывод о том, что заявленные налогоплательщиком требования подлежат удовлетворению исходя из следующего.
Согласно п. 1, 2 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Согласно п. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
По правилам п. 2 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
В силу п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с п. 6 ст. 6.1. Налогового кодекса Российской Федерации срок, исчисляемый днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
В соответствии с п. 3 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Судом установлено, что требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 05.10.2012 N 907 со сроком исполнения не позднее 25.10.2012 выставлено налогоплательщику на основании решения инспекции от 19.09.2012 N 29.
Первоначально требование направлено в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи 16.10.2012. Дополнительно требование отправлено налогоплательщику по почте 23.10.2012, что подтверждается списком почтовых отправлений от 23.10.2012. Стороны не оспаривают получение налогоплательщиком требования 25.10.2012, в связи с чем общество "Агрофирма "Артемовский" обязано исполнить полученное требование в срок до 07.11.2012.
Таким образом, право налогового органа на основании положений п. 3 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации направить материалы налоговой проверки в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела возникает по истечении двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Налоговый орган материалы налоговой проверки направил в указанные органы 10.01.2013 с сопроводительным письмом за подписью начальника инспекции Глотова С.А. Вместе с тем 26.12.2012 между инспекцией и обществом "Агрофирма "Артемовский" подписаны соглашение N 08-40/134 о реструктуризации долгов и N 08-40/135 о списании сумм пеней и штрафов. Со стороны налогового органа указанные соглашения также подписаны начальником инспекции Глотовым С.А. Соглашения вступили в силу с момента их подписания.
Предметом соглашения N 08-40/134 является реструктуризация задолженности по состоянию на 01.10.2012 в сумме 20 632 248 руб. 01 коп. по налогу на доходы физических лиц, по налогу на добавленную стоимость, по единому социальному налогу. В отношении задолженности применяется отсрочка погашения долга и начисленных процентов до 2019 года, начиная с 2013, и рассрочка погашения долга и начисленных процентов по 2023 года, с погашением начиная с 2019 года. По соглашению N 08-40/135 задолженность по пеням и штрафам по налогу на доходы физических лиц, по налогу на добавленную стоимость, по единому социальному налогу, существующая по состоянию на 26.12.2012, списывается в соответствии с согласованным графиком.
В ст. 2 Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" указано, что под реструктуризацией долгов понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств путем замены указанных обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств
Таким образом, на основании установленных обстоятельств судом сделан вывод о том, что на момент направления налоговым органом материалов налоговой проверки в следственные органы обязательства по уплате задолженности, указанной в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 05.10.2012 N 907, прекращены. Следовательно, на указанный момент не имелось обстоятельств, предусмотренных п. 3 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем действия инспекции являются незаконными.
Направление материалов налоговой проверки в следственные органы нарушают права и законные интересы общества "Агрофирма "Артемовский" и влияют на осуществление им финансово-хозяйственной деятельности, поскольку совершение в отношении налогоплательщика незаконных действий само по себе влечет нарушение его прав и законных интересов. Кроме того, сам факт рассмотрения вопроса о возможности возбуждения уголовного дела в связи с наличием обстоятельств возможного совершения преступления негативно влияет на деловую репутацию юридического лица, которая напрямую связана с осуществлением финансово-хозяйственной деятельности. Кроме того, следственными органами проводятся следственные мероприятия, которые также приводят к нарушению нормального режима деятельности юридического лица.
При таких обстоятельствах заявленные налогоплательщиком требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Свердловской области, выразившиеся в направлении 10.01.2013 материалов выездной налоговой проверки в отношении общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Артемовский" в Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Свердловской области для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 23 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и интересов налогоплательщика путем отзыва направленных материалов.
3. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Свердловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Артемовский" 2000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья
С.Е.КАЛАШНИК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)