Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.07.2014 ПО ДЕЛУ N А65-2362/2014

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июля 2014 г. по делу N А65-2362/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Е.И., судей Кувшинова В.Е., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30.06.2014 в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.04.2014 по делу N А65-2362/2014 (судья Сальманова Р.Р.), принятое по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Метур", г. Екатеринбург (ОГРН 1026605227219, ИНН 6671108035),
к инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, Республика Татарстан, г. Казань (ОГРН 1041626853806, ИНН 1658001735),
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании решения недействительным, обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Метур" (далее- заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган) о признании решения N 6701 от 28.10.2013 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным, обязании инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя (л.д. 3-7).
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.03.2014 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.04.2014 заявление удовлетворено частично (л.д. 82-85). Решение инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани от 28.10.2013 N 6701 в части начисления земельного налога за 2011 год в сумме 524 785 рублей признано недействительным как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ). На инспекцию Федеральной налоговой службы России по Московскому району г. Казани возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Метур". В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, инспекция Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 08.04.2014 отменить в удовлетворенной части (т. 1, л.д. 89-90), принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год.
По результатам налоговой проверки составлен акт от 16.09.2013 N 23940.
Рассмотрев акт налоговой проверки и возражения заявителя, налоговым органом вынесено решение от 28.10.2013 N 6701 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового нарушения.
Общество, не согласившись с указанным решением налогового органа, в порядке, предусмотренном статьями 101.2, 137, 139 НК РФ, обратилось в Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан с апелляционной жалобой, по результатам рассмотрения которой руководителем Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан принято решение от 09.12.2013 N 2.14-0-18/027248@ об оставлении оспариваемого решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового нарушения без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Заявитель, не согласившись с решением налогового органа, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление частично, исходил из следующего.
Налоговым органом при начислении земельного налога за 2011 год применена кадастровая стоимость земельных участков, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Между тем, налоговым органом при исчислении земельного налога заявителя за 2011 год не принято во внимание следующее.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Судом установлено, что постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
Конституционный Суд РФ в определении от 03.02.2010 N 165-О пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Суд, в силу вышеуказанной правовой позиции Конституционного Суда РФ считает, что данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
С учетом этого, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Данные выводы суда подтверждаются постановлениями Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 N 2647/11, от 21.09.2010 N 4453/10, постановлением ФАС Поволжского округа от 02.04.2013 по делу N А65-19393/2012.
При таких обстоятельствах, применение кадастровой стоимости земельных участков заявителя, утвержденных указанным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, при исчислении земельного налога за 2011 год не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Однако не может быть принят и довод заявителя о применении рыночной стоимости земельных участков, утвержденных решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.10.2012 по делу N А65-20965/2012.
Установление той или иной кадастровой стоимости земельного участка (в том числе в размере его рыночной стоимости) путем внесения соответствующей записи в государственный кадастр недвижимости осуществляется органом кадастрового учета с момента внесения соответствующих сведений.
В соответствии с положениями п. 57 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 04.02.2010 N 42, при внесении в государственный кадастр недвижимости новых сведений об объекте недвижимости при осуществлении учета изменений объекта недвижимости новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату, и включение каких-либо сведений на прошедшую дату, законодательством не предусмотрено.
В постановлении от 28 июня 2011 года N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости, и установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 12.05.2012 по делу N А65-12433/2011 удовлетворил требование об обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка, указав, что внесение такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости наступает с момента вступления в законную силу судебного акта.
Высший Арбитражный суд РФ в определении от 16.01.2013 N ВАС 17879/12 по делу А65-33809/2011 указал, что требование общества об установлении судом рыночной стоимости земельного участка с иного момента, нежели момент вступления в силу судебного акта, в данном случае с 01.01.2011, не соответствует позиции ВАС РФ изложенной в Постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11.
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.10.2012 по делу N А65-20965/2012 вступило в законную силу 03.11.2012, следовательно, установленная данным судебным актом рыночная стоимость земельного участка, должна быть применена с 03.11.2012.
Поскольку, произведенное сторонами исчисление налога не соответствует закону, суд при определении размера земельного налога заявителя за 2011 год исходит из кадастровой стоимости земельных участков заявителя за предыдущий налоговой период - 2010 год и ставки налога, установленной на 2011 год.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 N 951, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:200103:6 составила 191 822 535 руб.
Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 N 951 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан", налоговая ставка в отношении земельного участка с кадастровым номером: 16:50:200103:6 установлена в размере 0,55%.
Следовательно, земельный налог к уплате за 2011 год по земельному участку с кадастровым номером 16:50:200103:6 должен составить 1 055 024 руб. (191 822 535 х 0,55%).
С учетом перерасчета земельного налога по вышеуказанному участку, земельный налог к уплате за 2011 год должен составить 1 055 024 руб., а не 1 579 809 руб., как указывает налоговый орган.
Соответственно, с учетом доначисления на основании декларации заявителем земельного налога за 2011 год в сумме 276 931 руб., доначислению подлежит земельный налог в сумме 778093 руб., а не в сумме 1 302 878 руб., как указано в оспариваемом решении.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что решение налогового органа от 04.06.2013 N 25569 в части начисления земельного налога за 2011 год в сумме 524 785 руб., не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, и в указанной части требование заявителя правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований частично.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, однако не могут быть приняты, поскольку не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Сведений, опровергающих изложенные в решении суда выводы, заявителем жалобы не представлено.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение от 08.04.2014 является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по госпошлине, согласно статьям 110 АПК РФ и 333.21 НК РФ, относятся на заявителя апелляционной жалобы, однако с налогового органа взысканию не подлежат в связи с освобождением от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.04.2014 по делу N А65-2362/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.И.ЗАХАРОВА

Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
В.С.СЕМУШКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)