Судебные решения, арбитраж
Акцизы; Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело; Таможенные платежи
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Манджиевым П.С.,
при участии:
- от заявителя: представитель по доверенности от 27.12.2013 N 159 Христиченко О.В.;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 14.11.2013 по делу N А32-23539/2013, принятое судьей Любченко Ю.В.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Таманьнефтегаз"
к заинтересованному лицу Краснодарской таможне
о признании незаконными действий,
установил:
Закрытое акционерное общество "Таманьнефтегаз" (далее - заявитель, общество, ЗАО "Таманьнефтегаз") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным действия (бездействия) Краснодарской таможни (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) при рассмотрении заявления от 26.04.2013 г. о возврате денежного залога, об обязании Краснодарской таможни возвратить сумму денежного залога в размере 1 037 576 руб. 09 коп., внесенного по платежному поручению N 1114 от 07.05.2010 г., исчисленного в соответствии с таможенной распиской N 10306150/301012/ТР-6035010.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2013 заявленные требования удовлетворены, с таможенного органа в пользу общества взыскано 25 375,77 рублей в счет возмещения судебных расходов на оплату госпошлины. Судебный акт мотивирован тем, что ввезенный обществом товар обладает признаками, позволяющими освободить декларанта от уплаты таможенных платежей, установленными Постановлением Правительства РФ от 23.07.1996 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" (далее - Постановление N 883).
Не согласившись с принятым судебным актом, Краснодарская таможня обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что в силу статьи 211 Таможенного кодекса Таможенного союза обязанность декларанта прекращается только при выполнении одного из условий, указанных в данной статье, а именно:
- по истечении 5 (пяти) лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, если не установлен иной срок действия ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами, при условии, что в этот период не наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, установленный подпунктом 2) пункта 3 настоящей статьи;
- по истечении иного установленного срока действия ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами при условии, что в этот период не наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов, установленный подпунктом 2) пункта 3 настоящей статьи;
- при помещении таких товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения в течение 5 (пяти) лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления либо в течение иного установленного срока действия льготы - с момента представления таможенному органу документа, подтверждающего принятие товаров в собственность государства либо его уничтожение;
- в случаях, установленных пунктом 2 статьи 80 настоящего Кодекса, наступивших в течение 5 (пяти) лет либо в течение иного установленного срока действия льготы со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления;
- при помещении условно выпущенных товаров под таможенную процедуру реэкспорта при условии, что до такого помещения не наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, установленный подпунктом 2) пункта 3 настоящей статьи.
До выполнения одного из указанных условий, по мнению таможенного органа, товар находится под таможенным контролем, а денежные средства удерживаются в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей в случае совершения декларантом действий, влекущих отмену предоставленной льготы.
В отзыве на апелляционную жалобу общество не согласилось с доводами таможенного органа, сославшись на то, что в соответствии со статьей 149 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" возврат денежного залога или его зачет производятся при условии исполнения или прекращения обязательства, обеспеченного залогом. При выполнении декларантом условий, предусмотренных Постановлением N 883, с момента исполнения обеспеченных залогом обязательств соответствующая обязанность считается исполненной. В свою очередь таможенное законодательство РФ не устанавливает возможность обеспечения обязанности по уплате таможенных платежей, которая при определенных обстоятельствах может возникнуть в будущем.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя не согласился с доводами таможенного органа по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель таможенного органа в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Согласно части 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 1 статьи 34 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе) тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, предоставляются в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Порядок предоставления тарифных льгот, установленных настоящим Законом, определяется Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 34 Закона о таможенном тарифе).
Согласно статье 74 Таможенного кодекса Таможенного союза под льготами по уплате таможенных платежей понимаются:
1) тарифные преференции;
2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин);
3) льготы по уплате налогов;
4) льготы по уплате таможенных сборов.
Тарифные преференции представляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Льготы по уплате налогов и таможенных сборов определяются законодательством государств - членов таможенного союза.
Пунктом 1 вышеназванного Постановления N 883 установлено, что товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что товары:
- не являются подакцизными;
- относятся к основным производственным фондам;
- ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ЗАО Инвестиционная компания "Beleggingsmaatschappij Nes D.V." (место нахождения - Нидерланды, Schoolstraat 70, 2202 HG NORDWIJK, регистрационный номер 33255915), являясь единственным акционером общества, приняла решение об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных обыкновенных бездокументарных акций номинальной стоимостью 6 000 (шесть тысяч) рублей в количестве 38 833 (тридцать восемь тысяч восемьсот тридцать три) штуки.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 указанного решения в течение 1 (одного) года с даты, следующей за днем регистрации решения о дополнительном выпуске ценных бумаг в оплату размещаемых акций будет внесено ввозимое из Нидерландов имущество, состоящее из оборудования для перегрузочного комплекса сжиженного углеводородного газа (СУГ), нефти и нефтепродуктов, поименованного в перечне, для целей использования в производственной деятельности в качестве основных производственных фондов.
20.05.2010 года при подаче обществом декларации на ввезенный товар (часть телескопического трапа-сходни), таможенным органом принято решение о предоставлении ЗАО "Таманьнефтегаз" льготы по уплате ввозной таможенной пошлины в отношении товара, ввезенного в Российскую Федерацию в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал и задекларированного по ДТ N 10309150/200510/0000557.
Таможенным органом 21.05.2010 г. выпуск товара разрешен условно под обеспечение уплаты таможенных платежей. Обществом внесен денежный залог в размере 1 037 576,09 руб., оформлена таможенная расписка N 10309150/301012/ТР - 6035010.
Право собственности на часть телескопического трапа-сходни передано единственным акционером обществу по акту N 2 приема-передачи права собственности на имущество от 26.04.2010 г.
Изменения в устав общества от 16.12.2009 г. прошли государственную регистрацию 31.12.2009, что подтверждается свидетельством о внесении соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 23 N 007450875, выданным ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края. Устав общества в редакции N 14 от 16.11.2010 г. прошел государственную регистрацию 29.11.2010, что подтверждается свидетельством о внесении соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 23 N 007977871, выданным ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края. Устав общества в редакции N 15 от 31.12.2010 г. прошел государственную регистрацию 27.01.2011, что подтверждается свидетельством о внесении соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 23 N 008352639, выданным ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края.
Факт регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг Общества и отчета об итогах выпуска ценных бумаг в уполномоченном органе ФСФР России - Региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в Прикубанском регионе (РО ФСФР РОССИИ В ПР) подтверждается уведомлением о государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг закрытого акционерного общества "Таманьнефтегаз" N 18-10-МЛ-04/670 от 25.02.2010 г.; решением о дополнительном выпуске ценных бумаг (зарегистрировано 25.02.2010 г., государственный регистрационный номер 1-02-32373-Е-001D); уведомлением о государственной регистрации дополнительного отчета об итогах выпуска ценных бумаг закрытого акционерного общества "Таманьнефтегаз" N 18-10-МЛ-04/5204 от 30.12.2010 г.; отчетом об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг (зарегистрирован 30.12.2010 г., государственный регистрационный номер 1-02-32373-Е-001D).
Телескопический трап-сходня принят на бухгалтерский учет, что подтверждается годовым бухгалтерским балансом общества, актом о приеме-передаче объекта основных средств N БП000000068 от 09.01.2013 г. по форме N ОС-1 и инвентарной карточкой учета объекта основных средств по форме N ОС-6 N БП0006192 от 09.01.2013 г.
ЗАО "Таманьнефтегаз" обратилось в Краснодарскую таможню с письмом исх. N 1/378 от 06.11.2012 г. с просьбой о предоставлении объяснений о порядке возврата денежных средств, помещенных под залог в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей при ввозе товаров в качестве вклада в уставный капитал.
В ответ заявителем было получено письмо исх. N 07.1-04/23214 от 20.11.2012 г. в соответствии с положениями которого, для подтверждения завершения процедуры увеличения уставного капитала, при подаче заявления обществом должны быть представлены зарегистрированные в установленном порядке в налоговом органе учредительные документы, в том числе и зарегистрированный отчет об итогах выпуска акций, либо внесение сведения в государственный реестр эмиссионных ценных бумаг.
Для контроля за постановкой оборудования на баланс в качестве основных средств обществу необходимо представить подтверждающие документы, в частности инвентарные карточки учета объектов основных средств (ОС-6), акт приема-передачи объектов основных средств (ОС-1), расшифровку основных средств по 01 счету, оборотно-сальдовые ведомости по счетам 01,02,75,80, а также акт приема-передачи оборудования от иностранного инвестора обществу.
Общество, считая, что основания для удержания денежного залога отсутствуют, согласно требованиям постановления Правительства N 883, ст. 149 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ), обратилось в таможенный орган с заявлением от 26" апреля 2013 г. о возврате денежного залога в размере 1 037 576,09 (один миллион тридцать семь тысяч пятьсот семьдесят шесть руб. 09 коп.).
К заявлению от 26 апреля 2013 г. были приложены документы по перечню, установленному частями 2 и 3 ст. 149 и частями 4 - 7 ст. 122 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" с приложением документов, поименованных в письме Краснодарской таможни Исх. N 07.1-04/23214 от 20.11.2012 г., а именно:
1) платежное поручение N 1114 от 07.05.2010 г.;
2) таможенная расписка N 10309150/301012/ТР - 6035010;
3) свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица серия 23 N 007450875 от 31.12.2009 г.;
4) изменения в Устав закрытого акционерного общества "Таманьнефтегаз", утверждено решением единственного акционера 16.12.2009 г.;
5) свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица серия 23 N 007977871 от 29.11.2010 г.;
6) устав закрытого акционерного общества "Таманьнефтегаз" (редакция N 14), утвержден решением единственного акционера 16.11.2010 г.;
7) свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица серия 23 N 008352639 от 27.01.2011 г.;
8) устав закрытого акционерного общества "Таманьнефтегаз" (редакция N 15), утвержден решением единственного акционера 31.12.2010 г.;
9) уведомление о государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг закрытого акционерного общества "Таманьнефтегаз" N 18-10-МЛ-04/670 от 25.02.2010 г.;
10) решение о дополнительном выпуске ценных бумаг (зарегистрировано 25.02.2010 г., государственный регистрационный номер 1-02-32373-Е-001D);
11) уведомление о государственной регистрации дополнительного отчета об итогах выпуска ценных бумаг закрытого акционерного общества "Таманьнефтегаз" N 18-10-МЛ-04/5204 от 30.12.2010 г.;
12) отчет об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг (зарегистрирован 30.12.2010 г., государственный регистрационный номер 1-02-32373-Е-001D);
13) акт о приеме-передаче объекта основных средств N БП000000068 от 09.01.2013 г. по форме N ОС-1;
14) акт N 2 от 26.04.2010 г. приема-передачи оборудования от иностранного инвестора обществу;
15) инвентарная карточка учета объекта основных средств по форме N ОС-6 N БП0006192 от 09.01.2013 г.;
16) расшифровку основных средств по 01 счету;
17) оборотно-сальдовые ведомости по счетам 01, 02, 75, 80;
18) баланс Общества за 2012 год;
19) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе серия 23 N 008170167;
20) свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 г. серия 23 N 001944655 от 09.09.2002 г.;
21) решение единственного акционера ЗАО "Таманьнефтегаз" от 05.03.2013 г.;
22) приказ N 192-Л от 07.03.2013 г.;
23) образец подписи лица, подписавшего заявление, заверенный нотариально (аффидевит).
Указанное заявление таможенный орган возвратил обществу без рассмотрения письмом от 07.05.2013 N 19.4.-04/9686. Отказ таможенного органа фактически содержит лишь перечень нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения, а также указание на непредставление документов, подтверждающих исполнение (прекращение) обязательства, обеспеченного денежным залом. При этом, как правильно указал суд первой инстанции, таможенным органом не конкретизированы допущенные нарушения, не отражена информация какие конкретные сведения и документы отсутствуют.
Между тем, как следует из материалов дела, обществом соблюдены все условия, установленные пунктом 1 Постановления N 883, а также завершена процедура внесения имущества в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал российской организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 ТК ТС условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами.
Условно выпущенные товары, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 ТК ТС, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям представления льгот (пункт 2), имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем (пункт 3), считаются условно выпущенными до момента прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, если иное не предусмотрено законодательством государств - членов таможенного союза (пункт 4).
Условно выпущенные товары приобретают статус товаров таможенного союза после прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, в отношении товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи (часть 5).
Пунктом 1 статьи 90 ТК ТС установлено, что возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Статьей 145 Федерального закона N 311-ФЗ установлено, что при исполнении, прекращении обязательства, обеспеченного денежным залогом, либо если такое обязательство не возникло, денежный залог подлежит возврату, использованию для уплаты таможенных платежей или зачету в счет авансовых платежей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 149 Федерального закона N 311-ФЗ возврат денежного залога или его зачет в счет авансовых платежей осуществляется при условии исполнения или прекращения обязательства, обеспеченного денежным залогом, если заявление о возврате (зачете) денежного залога подано лицом, внесшим денежный залог (его правопреемником), в таможенный орган в течение трех лет со дня, следующим за днем исполнения или прекращения обязательства.
В соответствии с преамбулой постановления Правительства N 883, оно принято в целях стимулирования привлечения в Российскую Федерацию иностранных инвестиций.
Под исполнением обязательства, обеспеченного денежным залогом, понимается исполнение иностранным учредителем обязанности по фактическому внесению товара в уставный капитал общества, то есть достижения цели, имеющей правовое значение.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии оснований для обязания таможенного органа возвратить денежное обеспечение, внесенное обществом в ходе таможенного оформления спорного товара, освобожденного от уплаты таможенных платежей.
Довод таможенного органа, изложенный в апелляционной жалобе, по существу состоит в том, что до истечения установленных законом пяти лет со дня выпуска товара внесенное декларантом денежное обеспечение не подлежит возврату, поскольку существует вероятность того, что в течение указанного периода декларант совершит действия, являющиеся в соответствии с законом основанием для уплаты обществом таможенных платежей.
При этом таможня ссылается на положения статьи 211 Таможенного кодекса Таможенного союза. Однако данные положения Кодекса применительно к спорным правоотношениям неправильно истолкованы заинтересованным лицом. Нормы статьи 211 Таможенного кодекса Таможенного союза в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, устанавливают условия, при которых обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин будет прекращена. До наступления указанных условий соответствующая обязанность не снимается с декларанта, воспользовавшегося льготами при ввозе товара, однако не означает, что внесенный им в ходе таможенного оформления в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей денежный залог не подлежит возврату после подтверждения обстоятельств, связанных с применением льготного режима ввоза товаров, и остается в распоряжении таможенного органа до наступления одного из условий, предусмотренных статьей 211 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Иное толкование указанных положений таможенного законодательства противоречит целям и задачам предоставления таможенных льгот.
При этом, как обоснованно указал заявитель, действующее таможенное законодательств не содержит положений, предусматривающих возможность удержания денежных средств декларантов в качестве обеспечения обязанности указанных лиц по уплате таможенных платежей, которая с определенной долей вероятности может наступить при определенных обстоятельствах, указанных в законе.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2013 по делу N А32-23539/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.02.2014 N 15АП-389/2014 ПО ДЕЛУ N А32-23539/2013
Разделы:Акцизы; Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело; Таможенные платежи
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2014 г. N 15АП-389/2014
Дело N А32-23539/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Манджиевым П.С.,
при участии:
- от заявителя: представитель по доверенности от 27.12.2013 N 159 Христиченко О.В.;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 14.11.2013 по делу N А32-23539/2013, принятое судьей Любченко Ю.В.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Таманьнефтегаз"
к заинтересованному лицу Краснодарской таможне
о признании незаконными действий,
установил:
Закрытое акционерное общество "Таманьнефтегаз" (далее - заявитель, общество, ЗАО "Таманьнефтегаз") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным действия (бездействия) Краснодарской таможни (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) при рассмотрении заявления от 26.04.2013 г. о возврате денежного залога, об обязании Краснодарской таможни возвратить сумму денежного залога в размере 1 037 576 руб. 09 коп., внесенного по платежному поручению N 1114 от 07.05.2010 г., исчисленного в соответствии с таможенной распиской N 10306150/301012/ТР-6035010.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2013 заявленные требования удовлетворены, с таможенного органа в пользу общества взыскано 25 375,77 рублей в счет возмещения судебных расходов на оплату госпошлины. Судебный акт мотивирован тем, что ввезенный обществом товар обладает признаками, позволяющими освободить декларанта от уплаты таможенных платежей, установленными Постановлением Правительства РФ от 23.07.1996 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" (далее - Постановление N 883).
Не согласившись с принятым судебным актом, Краснодарская таможня обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что в силу статьи 211 Таможенного кодекса Таможенного союза обязанность декларанта прекращается только при выполнении одного из условий, указанных в данной статье, а именно:
- по истечении 5 (пяти) лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, если не установлен иной срок действия ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами, при условии, что в этот период не наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, установленный подпунктом 2) пункта 3 настоящей статьи;
- по истечении иного установленного срока действия ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами при условии, что в этот период не наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов, установленный подпунктом 2) пункта 3 настоящей статьи;
- при помещении таких товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения в течение 5 (пяти) лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления либо в течение иного установленного срока действия льготы - с момента представления таможенному органу документа, подтверждающего принятие товаров в собственность государства либо его уничтожение;
- в случаях, установленных пунктом 2 статьи 80 настоящего Кодекса, наступивших в течение 5 (пяти) лет либо в течение иного установленного срока действия льготы со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления;
- при помещении условно выпущенных товаров под таможенную процедуру реэкспорта при условии, что до такого помещения не наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, установленный подпунктом 2) пункта 3 настоящей статьи.
До выполнения одного из указанных условий, по мнению таможенного органа, товар находится под таможенным контролем, а денежные средства удерживаются в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей в случае совершения декларантом действий, влекущих отмену предоставленной льготы.
В отзыве на апелляционную жалобу общество не согласилось с доводами таможенного органа, сославшись на то, что в соответствии со статьей 149 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" возврат денежного залога или его зачет производятся при условии исполнения или прекращения обязательства, обеспеченного залогом. При выполнении декларантом условий, предусмотренных Постановлением N 883, с момента исполнения обеспеченных залогом обязательств соответствующая обязанность считается исполненной. В свою очередь таможенное законодательство РФ не устанавливает возможность обеспечения обязанности по уплате таможенных платежей, которая при определенных обстоятельствах может возникнуть в будущем.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя не согласился с доводами таможенного органа по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель таможенного органа в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Согласно части 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 1 статьи 34 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе) тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, предоставляются в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Порядок предоставления тарифных льгот, установленных настоящим Законом, определяется Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 34 Закона о таможенном тарифе).
Согласно статье 74 Таможенного кодекса Таможенного союза под льготами по уплате таможенных платежей понимаются:
1) тарифные преференции;
2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин);
3) льготы по уплате налогов;
4) льготы по уплате таможенных сборов.
Тарифные преференции представляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Льготы по уплате налогов и таможенных сборов определяются законодательством государств - членов таможенного союза.
Пунктом 1 вышеназванного Постановления N 883 установлено, что товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что товары:
- не являются подакцизными;
- относятся к основным производственным фондам;
- ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ЗАО Инвестиционная компания "Beleggingsmaatschappij Nes D.V." (место нахождения - Нидерланды, Schoolstraat 70, 2202 HG NORDWIJK, регистрационный номер 33255915), являясь единственным акционером общества, приняла решение об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных обыкновенных бездокументарных акций номинальной стоимостью 6 000 (шесть тысяч) рублей в количестве 38 833 (тридцать восемь тысяч восемьсот тридцать три) штуки.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 указанного решения в течение 1 (одного) года с даты, следующей за днем регистрации решения о дополнительном выпуске ценных бумаг в оплату размещаемых акций будет внесено ввозимое из Нидерландов имущество, состоящее из оборудования для перегрузочного комплекса сжиженного углеводородного газа (СУГ), нефти и нефтепродуктов, поименованного в перечне, для целей использования в производственной деятельности в качестве основных производственных фондов.
20.05.2010 года при подаче обществом декларации на ввезенный товар (часть телескопического трапа-сходни), таможенным органом принято решение о предоставлении ЗАО "Таманьнефтегаз" льготы по уплате ввозной таможенной пошлины в отношении товара, ввезенного в Российскую Федерацию в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал и задекларированного по ДТ N 10309150/200510/0000557.
Таможенным органом 21.05.2010 г. выпуск товара разрешен условно под обеспечение уплаты таможенных платежей. Обществом внесен денежный залог в размере 1 037 576,09 руб., оформлена таможенная расписка N 10309150/301012/ТР - 6035010.
Право собственности на часть телескопического трапа-сходни передано единственным акционером обществу по акту N 2 приема-передачи права собственности на имущество от 26.04.2010 г.
Изменения в устав общества от 16.12.2009 г. прошли государственную регистрацию 31.12.2009, что подтверждается свидетельством о внесении соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 23 N 007450875, выданным ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края. Устав общества в редакции N 14 от 16.11.2010 г. прошел государственную регистрацию 29.11.2010, что подтверждается свидетельством о внесении соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 23 N 007977871, выданным ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края. Устав общества в редакции N 15 от 31.12.2010 г. прошел государственную регистрацию 27.01.2011, что подтверждается свидетельством о внесении соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 23 N 008352639, выданным ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края.
Факт регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг Общества и отчета об итогах выпуска ценных бумаг в уполномоченном органе ФСФР России - Региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в Прикубанском регионе (РО ФСФР РОССИИ В ПР) подтверждается уведомлением о государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг закрытого акционерного общества "Таманьнефтегаз" N 18-10-МЛ-04/670 от 25.02.2010 г.; решением о дополнительном выпуске ценных бумаг (зарегистрировано 25.02.2010 г., государственный регистрационный номер 1-02-32373-Е-001D); уведомлением о государственной регистрации дополнительного отчета об итогах выпуска ценных бумаг закрытого акционерного общества "Таманьнефтегаз" N 18-10-МЛ-04/5204 от 30.12.2010 г.; отчетом об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг (зарегистрирован 30.12.2010 г., государственный регистрационный номер 1-02-32373-Е-001D).
Телескопический трап-сходня принят на бухгалтерский учет, что подтверждается годовым бухгалтерским балансом общества, актом о приеме-передаче объекта основных средств N БП000000068 от 09.01.2013 г. по форме N ОС-1 и инвентарной карточкой учета объекта основных средств по форме N ОС-6 N БП0006192 от 09.01.2013 г.
ЗАО "Таманьнефтегаз" обратилось в Краснодарскую таможню с письмом исх. N 1/378 от 06.11.2012 г. с просьбой о предоставлении объяснений о порядке возврата денежных средств, помещенных под залог в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей при ввозе товаров в качестве вклада в уставный капитал.
В ответ заявителем было получено письмо исх. N 07.1-04/23214 от 20.11.2012 г. в соответствии с положениями которого, для подтверждения завершения процедуры увеличения уставного капитала, при подаче заявления обществом должны быть представлены зарегистрированные в установленном порядке в налоговом органе учредительные документы, в том числе и зарегистрированный отчет об итогах выпуска акций, либо внесение сведения в государственный реестр эмиссионных ценных бумаг.
Для контроля за постановкой оборудования на баланс в качестве основных средств обществу необходимо представить подтверждающие документы, в частности инвентарные карточки учета объектов основных средств (ОС-6), акт приема-передачи объектов основных средств (ОС-1), расшифровку основных средств по 01 счету, оборотно-сальдовые ведомости по счетам 01,02,75,80, а также акт приема-передачи оборудования от иностранного инвестора обществу.
Общество, считая, что основания для удержания денежного залога отсутствуют, согласно требованиям постановления Правительства N 883, ст. 149 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ), обратилось в таможенный орган с заявлением от 26" апреля 2013 г. о возврате денежного залога в размере 1 037 576,09 (один миллион тридцать семь тысяч пятьсот семьдесят шесть руб. 09 коп.).
К заявлению от 26 апреля 2013 г. были приложены документы по перечню, установленному частями 2 и 3 ст. 149 и частями 4 - 7 ст. 122 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" с приложением документов, поименованных в письме Краснодарской таможни Исх. N 07.1-04/23214 от 20.11.2012 г., а именно:
1) платежное поручение N 1114 от 07.05.2010 г.;
2) таможенная расписка N 10309150/301012/ТР - 6035010;
3) свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица серия 23 N 007450875 от 31.12.2009 г.;
4) изменения в Устав закрытого акционерного общества "Таманьнефтегаз", утверждено решением единственного акционера 16.12.2009 г.;
5) свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица серия 23 N 007977871 от 29.11.2010 г.;
6) устав закрытого акционерного общества "Таманьнефтегаз" (редакция N 14), утвержден решением единственного акционера 16.11.2010 г.;
7) свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица серия 23 N 008352639 от 27.01.2011 г.;
8) устав закрытого акционерного общества "Таманьнефтегаз" (редакция N 15), утвержден решением единственного акционера 31.12.2010 г.;
9) уведомление о государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг закрытого акционерного общества "Таманьнефтегаз" N 18-10-МЛ-04/670 от 25.02.2010 г.;
10) решение о дополнительном выпуске ценных бумаг (зарегистрировано 25.02.2010 г., государственный регистрационный номер 1-02-32373-Е-001D);
11) уведомление о государственной регистрации дополнительного отчета об итогах выпуска ценных бумаг закрытого акционерного общества "Таманьнефтегаз" N 18-10-МЛ-04/5204 от 30.12.2010 г.;
12) отчет об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг (зарегистрирован 30.12.2010 г., государственный регистрационный номер 1-02-32373-Е-001D);
13) акт о приеме-передаче объекта основных средств N БП000000068 от 09.01.2013 г. по форме N ОС-1;
14) акт N 2 от 26.04.2010 г. приема-передачи оборудования от иностранного инвестора обществу;
15) инвентарная карточка учета объекта основных средств по форме N ОС-6 N БП0006192 от 09.01.2013 г.;
16) расшифровку основных средств по 01 счету;
17) оборотно-сальдовые ведомости по счетам 01, 02, 75, 80;
18) баланс Общества за 2012 год;
19) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе серия 23 N 008170167;
20) свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 г. серия 23 N 001944655 от 09.09.2002 г.;
21) решение единственного акционера ЗАО "Таманьнефтегаз" от 05.03.2013 г.;
22) приказ N 192-Л от 07.03.2013 г.;
23) образец подписи лица, подписавшего заявление, заверенный нотариально (аффидевит).
Указанное заявление таможенный орган возвратил обществу без рассмотрения письмом от 07.05.2013 N 19.4.-04/9686. Отказ таможенного органа фактически содержит лишь перечень нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения, а также указание на непредставление документов, подтверждающих исполнение (прекращение) обязательства, обеспеченного денежным залом. При этом, как правильно указал суд первой инстанции, таможенным органом не конкретизированы допущенные нарушения, не отражена информация какие конкретные сведения и документы отсутствуют.
Между тем, как следует из материалов дела, обществом соблюдены все условия, установленные пунктом 1 Постановления N 883, а также завершена процедура внесения имущества в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал российской организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 ТК ТС условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами.
Условно выпущенные товары, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 ТК ТС, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям представления льгот (пункт 2), имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем (пункт 3), считаются условно выпущенными до момента прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, если иное не предусмотрено законодательством государств - членов таможенного союза (пункт 4).
Условно выпущенные товары приобретают статус товаров таможенного союза после прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, в отношении товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи (часть 5).
Пунктом 1 статьи 90 ТК ТС установлено, что возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Статьей 145 Федерального закона N 311-ФЗ установлено, что при исполнении, прекращении обязательства, обеспеченного денежным залогом, либо если такое обязательство не возникло, денежный залог подлежит возврату, использованию для уплаты таможенных платежей или зачету в счет авансовых платежей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 149 Федерального закона N 311-ФЗ возврат денежного залога или его зачет в счет авансовых платежей осуществляется при условии исполнения или прекращения обязательства, обеспеченного денежным залогом, если заявление о возврате (зачете) денежного залога подано лицом, внесшим денежный залог (его правопреемником), в таможенный орган в течение трех лет со дня, следующим за днем исполнения или прекращения обязательства.
В соответствии с преамбулой постановления Правительства N 883, оно принято в целях стимулирования привлечения в Российскую Федерацию иностранных инвестиций.
Под исполнением обязательства, обеспеченного денежным залогом, понимается исполнение иностранным учредителем обязанности по фактическому внесению товара в уставный капитал общества, то есть достижения цели, имеющей правовое значение.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии оснований для обязания таможенного органа возвратить денежное обеспечение, внесенное обществом в ходе таможенного оформления спорного товара, освобожденного от уплаты таможенных платежей.
Довод таможенного органа, изложенный в апелляционной жалобе, по существу состоит в том, что до истечения установленных законом пяти лет со дня выпуска товара внесенное декларантом денежное обеспечение не подлежит возврату, поскольку существует вероятность того, что в течение указанного периода декларант совершит действия, являющиеся в соответствии с законом основанием для уплаты обществом таможенных платежей.
При этом таможня ссылается на положения статьи 211 Таможенного кодекса Таможенного союза. Однако данные положения Кодекса применительно к спорным правоотношениям неправильно истолкованы заинтересованным лицом. Нормы статьи 211 Таможенного кодекса Таможенного союза в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, устанавливают условия, при которых обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин будет прекращена. До наступления указанных условий соответствующая обязанность не снимается с декларанта, воспользовавшегося льготами при ввозе товара, однако не означает, что внесенный им в ходе таможенного оформления в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей денежный залог не подлежит возврату после подтверждения обстоятельств, связанных с применением льготного режима ввоза товаров, и остается в распоряжении таможенного органа до наступления одного из условий, предусмотренных статьей 211 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Иное толкование указанных положений таможенного законодательства противоречит целям и задачам предоставления таможенных льгот.
При этом, как обоснованно указал заявитель, действующее таможенное законодательств не содержит положений, предусматривающих возможность удержания денежных средств декларантов в качестве обеспечения обязанности указанных лиц по уплате таможенных платежей, которая с определенной долей вероятности может наступить при определенных обстоятельствах, указанных в законе.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2013 по делу N А32-23539/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)