Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02.06.2014.
В полном объеме постановление изготовлено 05.06.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зузлевым П.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 15.01.2014 по делу N А39-4653/2013,
принятое судьей Цыгановой Г.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фанера Маркет" (ИНН 1323125886, ОГРН 1111323000293, г. Ковылкино, Республика Мордовия) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Мордовия от 28.06.2013 N 04-13/21 в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия от 30.08.2013 N 08-12/08657.
В судебном заседании приняли участие представители:
- Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Мордовия - Привалов С.А., начальник на основании приказа от 03.02.2014 N ММВ-10-4/88@, Логинов Ю.Ю. по доверенности от 18.04.2014 N 01-117/1133, Лукьянов А.Н. по доверенности от 18.04.2014 N 01-117/1131, Ефремушкин Ю.Н. по доверенности от 18.04.2014 N 01-117/1132;
- общества с ограниченной ответственностью "Фанера Маркет" - Устимкина С.Ю. по доверенности от 20.03.2014.
Исследовав материалы, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд
следующее.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Мордовия (далее - Инспекция, налоговый орган) проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью "Фанера Маркет" (далее - ООО "Фанера Маркет", Общество, налогоплательщик) по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2011 по 31.12.2012.
По результатам выездной налоговой проверки составлен акт от 04.06.2013 N 04-13/17.
Начальник Инспекции, рассмотрев материалы проверки, 28.06.2013 вынес решение N 04-13/21, согласно которому Обществу доначислен налога на добавленную стоимость в сумме 9 162 350 руб., пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 845 581 руб., налог на прибыль в сумме 802 228 руб., пени по данному налогу в сумме 20 297 руб.
Данным решением Общество также привлечено к ответственности по статье 119, пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в общем размере 4 903 067 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия от 30.08.2013 N 08-12/08657, принятым по жалобе налогоплательщика, решение Инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании его недействительным.
Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 15.01.2014 удовлетворил заявленные Обществом требования.
Инспекция обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой сослалась на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с чем просила решение суда отменить.
Налоговый орган утверждает, что средняя численность работников ООО "Фанера Маркет" в 3 квартале 2011 года составила 103 человека, из которых 35 человек формально трудоустроенных в общество с ограниченной ответственностью "Автозапчасть".
Инспекция считает, что представленные в ходе разбирательства дела в суде первой инстанции протоколы допроса 7 свидетелей являются допустимыми доказательствами по делу, поскольку повестки о вызове свидетелям вручены до окончания выездной налоговой проверки, а допросы проведены после вынесения оспариваемого решения по причинам несвоевременной явки физических лиц.
Как утверждает заявитель апелляционной жалобы, материалами дела безусловно доказано фактическая занятость 11 работников в производстве ООО "Фанера Маркет", формально трудоустроенных в общество с ограниченной ответственностью "Автозапчасть", поэтому суду надлежало проверить соблюдение Обществом критерия численности в целях применения упрощенной системы налогообложения за весь проверяемый период (4 квартал 2011 года и 1-4 кварталы 2012 года). По мнению Инспекции, в иных периодах имеет место превышение среднесписочной численности работников ООО "Фанера Маркет".
В судебном заседании представители Инспекции поддержали апелляционную жалобу и дополнение к ней по доводам, в них изложенным.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и дополнении к ней, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организациями и индивидуальными предпринимателями упрощенная система налогообложения применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пунктом 2 данной статьи установлено, что применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 15 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой. Организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Согласно пунктам 77, 78, 79, 80, 81.3 и 82 приказа Федеральной службы государственной статистики от 24.11.2011 N 435 средняя численность работников организации включает среднесписочную численность работников; среднюю численность внешних совместителей; среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера. Среднесписочная численность работников за месяц исчисляется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, т.е. с 1 по 30 или 31 число (для февраля - по 28 или 29 число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца.
В списочную численность работников включаются наемные работники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации.
Лица, работавшие неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором, штатным расписанием или переведенные с письменного согласия работника на работу на неполное рабочее время, при определении среднесписочной численности работников учитываются пропорционально отработанному времени.
Не включаются в списочную численность работники принятые на работу по совместительству из других организаций.
Учет внешних совместителей ведется отдельно.
Средняя численность внешних совместителей исчисляется в соответствии с порядком определения средней численности лиц, работавших неполное рабочее время.
Как следует из решения от 28.06.2013 N 04-13/21, Инспекция произвела перерасчет налоговых обязательств Общества по общеустановленной системе налогообложения за проверяемый период, установив превышение средней численности работников налогоплательщика в 3 квартале 2011 года и невозможность применения упрощенной системы налогообложения.
В оспоренном решении налоговый орган пришел к выводу о фактическом использовании ООО "Фанера Маркет" в своей производственной деятельности труда 35 работников, формально трудоустроенных в общество с ограниченной ответственностью "Автозапчасть" (далее - ООО "Автозапчасть"). При этом численность работников самого налогоплательщика в 3 квартале 2011 года составляла 68 человек.
Между тем судом по материалам дела установлено, что ООО "Фанера Маркет" зарегистрировано в качестве юридического лица 16.06.2011 по адресу: Республика Мордовия, г. Ковылкино, ул. Желябова, 12. В свою очередь, ООО "Автозапчасть" зарегистрировано в качестве юридического лица 20.11.2003 года по адрес: Республика Мордовия, г. Ковылкино, ул. Желябова, 12.
ООО "Фанера Маркет" для осуществления деятельности по изготовлению фанеры использовалось недвижимое имущество и оборудование, арендуемое у ООО "Автозапчасть" на основании договоров от 16.06.2011 и от 01.07.2011, а впоследствии у Хайрова Д.Р. и Дежурова В.Н. на основании договоров от 06.06.2012 N 2 и от 17.05.2012 N 3.
Объектом аренды являлись: часть здания инструментального цеха Литер В, часть здания модуль "Кисловодск", бытовые помещения литер Б, склад готовой продукции N 3 литер Д, расположенные по адресу: Республика Мордовия, г. Ковылкино, ул. Желябова,12, а также линия по производству фанеры, сушильная камера СУР 4; клей-вальцы N 002, станок форматно-обрезной, ножницы, лущильный станок ЛУ 17/4, пресс П 714.
Одновременно Инспекцией выявлено, что в 2011 году у ООО "Автозапчасть" имелись основные средства, не переданные в аренду, в частности: фрезерные и токарные станки (протоколы допросов фрезеровщика Чекашкина В.Ф., токаря Аверьянова В.А., токаря Бардина А.Н.; шлифовальщика Захаров А.Н.
Кроме того, 01.07.2011 между ООО "Фанера Маркет" и ООО "Автозапчасть" был заключен договор об оказании услуг по техническому обслуживанию и ремонту оборудования, согласно которому ООО "Автозапчасть" приняло на себя обязательство по оказанию услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту линии по производству фанеры.
Как установлено судом первой инстанции, фактическое исполнение обязательств по указанным договорам подтверждено накладными, актами выполненных работ, оплата произведена путем безналичного расчета.
В ходе налоговой проверки факт взаимозависимости ООО "Фанера Маркет" и ООО "Автозапчасть" с учетом положений статьи 20 Кодекса не установлен Инспекцией, соответствующие обстоятельства и выводы в решении от 28.06.2013 N 04-13/21 отсутствуют. Прием на работу по совместительству работников, в функции которых не входит решение административно-хозяйственных и управленческих вопросов, не свидетельствует о наличии оснований для признания организаций взаимозависимыми.
Доход, полученный ООО "Автозапчасть" от результатов своей деятельности в 2011 году составил 10 900 666 руб., в том числе: от аренды недвижимости и оборудования - 5 930 728 руб., от оказанных услуг по техническому обслуживанию - 833 523 руб., транспортных услуг - 210 799 руб.
Таким образом, установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО "Фанера Маркет" и ООО "Автозапчасть" являются самостоятельными субъектами хозяйственных и налоговых правоотношений, фактически исполняющими обязательства по заключенным договорам, самостоятельно исчисляющими налоги в соответствии с выбранной системой налогообложения.
Средняя численность работников ООО "Фанера Маркет" за 3 квартал 2011 года составила 68 человек.
Утверждая о превышении налогоплательщиком предела средней численности работников (103 человека), допустимого для целей применения упрощенной системы налогообложения, Инспекция основывалась на выводе о том, что ООО "Фанера Маркет" в 3 квартале 2011 года использовался труд 35 работников, состоящих в штате ООО "Автозапчасть". Указанные лица перечислены на странице 8 решения налогового органа от 28.06.2013 N 04-13/21.
По мнению налогового органа, работники ООО "Автозапчасть", производившие уборку цеха, подачу тепла и пара для производства фанеры, обслуживание и ремонт станков и оборудования по производству фанеры, изготовление отдельных узлов и деталей для станков, сварочные работы цехового оборудования, перевозку отходов березового кряжа до дробилки, доставку рабочих от сел, непосредственно участвовали в едином производственном процессе изготовления фанеры. Налоговый орган полагает, что действия налогоплательщика направлены на сокрытие реально существующих трудовых отношений и создания необходимых условий для сохранения возможности применения упрощенной системы налогообложения в соответствии с подпунктом 15 пункта 3 статьи 346 Кодекса.
Суд первой инстанции согласился с доводами налогового органа в отношении 11 работников: плотника Седова А.Н., истопника Шавшаевой Т.В., истопника Начинкиной А.А., истопника Лопасова Н.М., истопника Шкичевой И.А., оператора газовой котельной Красикова И.Ф., начальника котельной Марюткина Н.В., лаборанта химического анализа Красиковой Т.И., уборщицы Дурновой Т.Ф., сторожа Скворцова С.В., дежурной бюро пропусков Кузнецовой В.А. (1/2 ставки). В данной части выводы суда первой инстанции лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Однако, в отношении 6 лиц (инспектор отдела кадров ООО "Фанера Маркет" Косова Н.И., бухгалтер по материалам - кассир Хмелькова Н.В., кладовщик Зильберман Н.М., кладовщик ГСМ Алексеева В.В., бухгалтер расчетного стола Крылова Е.В., инженер по охране труда Бегаева В.С.) судом первой инстанции по материалам дела правильно установлено, что они являлись штатными работниками ООО "Фанера Маркет", самостоятельно учитывались налогоплательщиком в средней численности работников (68 человек) и одновременно работали по совместительству на тех же должностях в ООО "Автозапчасть".
Следовательно, при расчете численности повторный учет 6 работников противоречит приказу Федеральной службы государственной статистики от 24.11.2011 N 435. В расчете средней численности работников Общества с 3 квартала 2011 года Крылова Е.В. неправомерно учтена и по иному основанию: указанное лицо принято на работу по совместительству в ООО "Автозапчасть" лишь с 04.01.2012 года (приказ N 2к от 04.01.2012).
Арбитражный суд также пришел к правильному выводу о необоснованном включении налоговым органом в среднюю численность работников ООО "Фанера Маркет" Болтуновой Р.И. и Каверова В.И., которые пояснили, что работали в ООО "Автозапчасть". В их должностные обязанности входило приготовление обедов на кухне руководящего звена ООО "Автозапчасть" и ООО "Фанера Маркет". Заработную плату получали согласно штатному расписанию в ООО "Автозапчасть".
Налоговым органом не доказан факт наличия скрытых трудовых отношений ООО "Фанера Маркет" и с уборщицами Кондрашкиной Г.Б. и Сайгашкиной Л.В., механиками Марусевым А.В., Аверьяновым В.А., Чекашкиным В.Ф., токарем Бардиным А.Н., электросварщиком Лопасовым А.Г., слесарем-ремонтником Рудяевым А.М., энергетиком Московкиным Н.И., шлифовщиком Захаровым А.Н., сантехником Лопасовым Г.В.
Опрошенные в качестве свидетелей перечисленные лица не подтвердили непосредственное участие в производственной деятельности ООО "Фанера Маркет".
Отсутствие у ООО "Фанера Маркет" персонала, способного производить обслуживание и ремонт оборудования, в условиях заключения реального договора на обслуживание и ремонт арендованного оборудования не свидетельствует о направленности действий налогоплательщика на получение необоснованной налоговой выгоды.
При этом является разумным наличие в штате ООО "Автозапчасть", собственника помещений и оборудования, сотрудников, необходимых для обслуживания этих помещений и оборудования, включая уборку и приготовление обедов.
Нахождение нескольких организаций, осуществляющих различные виды деятельности, в одном помещении не подтверждает доводы налогового органа о минимизации ООО "Фанера Маркет" налогов и не противоречит положениям налогового законодательства.
Ссылка налогового органа на протоколы допроса 7 свидетелей, которые проведены после принятия оспоренного решения, обоснованно не принята судом первой инстанции во внимание, поскольку сокрытие факта трудовых отношений вменено Обществу в отношении конкретных 35 лиц, поименованных в решении от 28.06.2013 N 04-13/21. Иные обстоятельства не установлены, соответствующие выводы не изложены в оспоренном ненормативном правовом акте.
Довод апелляционной жалобы о том, что суду первой инстанции надлежало проверить соблюдение Обществом критерия численности в целях применения упрощенной системы налогообложения за весь проверяемый период (4 квартал 2011 года и 1 - 4 кварталы 2012 года), признан судом апелляционной инстанции несостоятельным.
Суд не вправе подменять налоговый орган и устанавливать фактические обстоятельства, которые в силу законодательства о налогах и сборах должен выявлять налоговый орган в рамках тех форм налогового контроля, которые предусмотрены нормами налогового законодательства, иное свидетельствовало бы о нарушении принципа состязательности сторон, закрепленного в статье 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В рассматриваемом случае налоговым органом не представлено убедительных доказательств, позволяющих усомниться в добросовестности Общества, а равно доказательств, свидетельствующих об учете Обществом хозяйственных операций не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или не обусловленных разумными экономическими или иными причинами.
При таких обстоятельствах у Инспекции отсутствовали правовые основания для доначисления Обществу налоговых обязательств по общеустановленной системе налогообложения ввиду того, что Обществом подтверждено соответствие его критериям статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Виду неправомерного доначисления налогов, события вмененных налоговых правонарушений по пункту 1 статьи 122, статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно признал оспоренный ненормативный правовой акт недействительным.
Арбитражный суд Республики Мордовии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 15.01.2014 по делу N А39-4653/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.06.2014 ПО ДЕЛУ N А39-4653/2013
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июня 2014 г. по делу N А39-4653/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 02.06.2014.
В полном объеме постановление изготовлено 05.06.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зузлевым П.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 15.01.2014 по делу N А39-4653/2013,
принятое судьей Цыгановой Г.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фанера Маркет" (ИНН 1323125886, ОГРН 1111323000293, г. Ковылкино, Республика Мордовия) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Мордовия от 28.06.2013 N 04-13/21 в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия от 30.08.2013 N 08-12/08657.
В судебном заседании приняли участие представители:
- Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Мордовия - Привалов С.А., начальник на основании приказа от 03.02.2014 N ММВ-10-4/88@, Логинов Ю.Ю. по доверенности от 18.04.2014 N 01-117/1133, Лукьянов А.Н. по доверенности от 18.04.2014 N 01-117/1131, Ефремушкин Ю.Н. по доверенности от 18.04.2014 N 01-117/1132;
- общества с ограниченной ответственностью "Фанера Маркет" - Устимкина С.Ю. по доверенности от 20.03.2014.
Исследовав материалы, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд
установил:
следующее.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Мордовия (далее - Инспекция, налоговый орган) проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью "Фанера Маркет" (далее - ООО "Фанера Маркет", Общество, налогоплательщик) по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2011 по 31.12.2012.
По результатам выездной налоговой проверки составлен акт от 04.06.2013 N 04-13/17.
Начальник Инспекции, рассмотрев материалы проверки, 28.06.2013 вынес решение N 04-13/21, согласно которому Обществу доначислен налога на добавленную стоимость в сумме 9 162 350 руб., пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 845 581 руб., налог на прибыль в сумме 802 228 руб., пени по данному налогу в сумме 20 297 руб.
Данным решением Общество также привлечено к ответственности по статье 119, пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в общем размере 4 903 067 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия от 30.08.2013 N 08-12/08657, принятым по жалобе налогоплательщика, решение Инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании его недействительным.
Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 15.01.2014 удовлетворил заявленные Обществом требования.
Инспекция обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой сослалась на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с чем просила решение суда отменить.
Налоговый орган утверждает, что средняя численность работников ООО "Фанера Маркет" в 3 квартале 2011 года составила 103 человека, из которых 35 человек формально трудоустроенных в общество с ограниченной ответственностью "Автозапчасть".
Инспекция считает, что представленные в ходе разбирательства дела в суде первой инстанции протоколы допроса 7 свидетелей являются допустимыми доказательствами по делу, поскольку повестки о вызове свидетелям вручены до окончания выездной налоговой проверки, а допросы проведены после вынесения оспариваемого решения по причинам несвоевременной явки физических лиц.
Как утверждает заявитель апелляционной жалобы, материалами дела безусловно доказано фактическая занятость 11 работников в производстве ООО "Фанера Маркет", формально трудоустроенных в общество с ограниченной ответственностью "Автозапчасть", поэтому суду надлежало проверить соблюдение Обществом критерия численности в целях применения упрощенной системы налогообложения за весь проверяемый период (4 квартал 2011 года и 1-4 кварталы 2012 года). По мнению Инспекции, в иных периодах имеет место превышение среднесписочной численности работников ООО "Фанера Маркет".
В судебном заседании представители Инспекции поддержали апелляционную жалобу и дополнение к ней по доводам, в них изложенным.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и дополнении к ней, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организациями и индивидуальными предпринимателями упрощенная система налогообложения применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пунктом 2 данной статьи установлено, что применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 15 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой. Организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Согласно пунктам 77, 78, 79, 80, 81.3 и 82 приказа Федеральной службы государственной статистики от 24.11.2011 N 435 средняя численность работников организации включает среднесписочную численность работников; среднюю численность внешних совместителей; среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера. Среднесписочная численность работников за месяц исчисляется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, т.е. с 1 по 30 или 31 число (для февраля - по 28 или 29 число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца.
В списочную численность работников включаются наемные работники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации.
Лица, работавшие неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором, штатным расписанием или переведенные с письменного согласия работника на работу на неполное рабочее время, при определении среднесписочной численности работников учитываются пропорционально отработанному времени.
Не включаются в списочную численность работники принятые на работу по совместительству из других организаций.
Учет внешних совместителей ведется отдельно.
Средняя численность внешних совместителей исчисляется в соответствии с порядком определения средней численности лиц, работавших неполное рабочее время.
Как следует из решения от 28.06.2013 N 04-13/21, Инспекция произвела перерасчет налоговых обязательств Общества по общеустановленной системе налогообложения за проверяемый период, установив превышение средней численности работников налогоплательщика в 3 квартале 2011 года и невозможность применения упрощенной системы налогообложения.
В оспоренном решении налоговый орган пришел к выводу о фактическом использовании ООО "Фанера Маркет" в своей производственной деятельности труда 35 работников, формально трудоустроенных в общество с ограниченной ответственностью "Автозапчасть" (далее - ООО "Автозапчасть"). При этом численность работников самого налогоплательщика в 3 квартале 2011 года составляла 68 человек.
Между тем судом по материалам дела установлено, что ООО "Фанера Маркет" зарегистрировано в качестве юридического лица 16.06.2011 по адресу: Республика Мордовия, г. Ковылкино, ул. Желябова, 12. В свою очередь, ООО "Автозапчасть" зарегистрировано в качестве юридического лица 20.11.2003 года по адрес: Республика Мордовия, г. Ковылкино, ул. Желябова, 12.
ООО "Фанера Маркет" для осуществления деятельности по изготовлению фанеры использовалось недвижимое имущество и оборудование, арендуемое у ООО "Автозапчасть" на основании договоров от 16.06.2011 и от 01.07.2011, а впоследствии у Хайрова Д.Р. и Дежурова В.Н. на основании договоров от 06.06.2012 N 2 и от 17.05.2012 N 3.
Объектом аренды являлись: часть здания инструментального цеха Литер В, часть здания модуль "Кисловодск", бытовые помещения литер Б, склад готовой продукции N 3 литер Д, расположенные по адресу: Республика Мордовия, г. Ковылкино, ул. Желябова,12, а также линия по производству фанеры, сушильная камера СУР 4; клей-вальцы N 002, станок форматно-обрезной, ножницы, лущильный станок ЛУ 17/4, пресс П 714.
Одновременно Инспекцией выявлено, что в 2011 году у ООО "Автозапчасть" имелись основные средства, не переданные в аренду, в частности: фрезерные и токарные станки (протоколы допросов фрезеровщика Чекашкина В.Ф., токаря Аверьянова В.А., токаря Бардина А.Н.; шлифовальщика Захаров А.Н.
Кроме того, 01.07.2011 между ООО "Фанера Маркет" и ООО "Автозапчасть" был заключен договор об оказании услуг по техническому обслуживанию и ремонту оборудования, согласно которому ООО "Автозапчасть" приняло на себя обязательство по оказанию услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту линии по производству фанеры.
Как установлено судом первой инстанции, фактическое исполнение обязательств по указанным договорам подтверждено накладными, актами выполненных работ, оплата произведена путем безналичного расчета.
В ходе налоговой проверки факт взаимозависимости ООО "Фанера Маркет" и ООО "Автозапчасть" с учетом положений статьи 20 Кодекса не установлен Инспекцией, соответствующие обстоятельства и выводы в решении от 28.06.2013 N 04-13/21 отсутствуют. Прием на работу по совместительству работников, в функции которых не входит решение административно-хозяйственных и управленческих вопросов, не свидетельствует о наличии оснований для признания организаций взаимозависимыми.
Доход, полученный ООО "Автозапчасть" от результатов своей деятельности в 2011 году составил 10 900 666 руб., в том числе: от аренды недвижимости и оборудования - 5 930 728 руб., от оказанных услуг по техническому обслуживанию - 833 523 руб., транспортных услуг - 210 799 руб.
Таким образом, установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО "Фанера Маркет" и ООО "Автозапчасть" являются самостоятельными субъектами хозяйственных и налоговых правоотношений, фактически исполняющими обязательства по заключенным договорам, самостоятельно исчисляющими налоги в соответствии с выбранной системой налогообложения.
Средняя численность работников ООО "Фанера Маркет" за 3 квартал 2011 года составила 68 человек.
Утверждая о превышении налогоплательщиком предела средней численности работников (103 человека), допустимого для целей применения упрощенной системы налогообложения, Инспекция основывалась на выводе о том, что ООО "Фанера Маркет" в 3 квартале 2011 года использовался труд 35 работников, состоящих в штате ООО "Автозапчасть". Указанные лица перечислены на странице 8 решения налогового органа от 28.06.2013 N 04-13/21.
По мнению налогового органа, работники ООО "Автозапчасть", производившие уборку цеха, подачу тепла и пара для производства фанеры, обслуживание и ремонт станков и оборудования по производству фанеры, изготовление отдельных узлов и деталей для станков, сварочные работы цехового оборудования, перевозку отходов березового кряжа до дробилки, доставку рабочих от сел, непосредственно участвовали в едином производственном процессе изготовления фанеры. Налоговый орган полагает, что действия налогоплательщика направлены на сокрытие реально существующих трудовых отношений и создания необходимых условий для сохранения возможности применения упрощенной системы налогообложения в соответствии с подпунктом 15 пункта 3 статьи 346 Кодекса.
Суд первой инстанции согласился с доводами налогового органа в отношении 11 работников: плотника Седова А.Н., истопника Шавшаевой Т.В., истопника Начинкиной А.А., истопника Лопасова Н.М., истопника Шкичевой И.А., оператора газовой котельной Красикова И.Ф., начальника котельной Марюткина Н.В., лаборанта химического анализа Красиковой Т.И., уборщицы Дурновой Т.Ф., сторожа Скворцова С.В., дежурной бюро пропусков Кузнецовой В.А. (1/2 ставки). В данной части выводы суда первой инстанции лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Однако, в отношении 6 лиц (инспектор отдела кадров ООО "Фанера Маркет" Косова Н.И., бухгалтер по материалам - кассир Хмелькова Н.В., кладовщик Зильберман Н.М., кладовщик ГСМ Алексеева В.В., бухгалтер расчетного стола Крылова Е.В., инженер по охране труда Бегаева В.С.) судом первой инстанции по материалам дела правильно установлено, что они являлись штатными работниками ООО "Фанера Маркет", самостоятельно учитывались налогоплательщиком в средней численности работников (68 человек) и одновременно работали по совместительству на тех же должностях в ООО "Автозапчасть".
Следовательно, при расчете численности повторный учет 6 работников противоречит приказу Федеральной службы государственной статистики от 24.11.2011 N 435. В расчете средней численности работников Общества с 3 квартала 2011 года Крылова Е.В. неправомерно учтена и по иному основанию: указанное лицо принято на работу по совместительству в ООО "Автозапчасть" лишь с 04.01.2012 года (приказ N 2к от 04.01.2012).
Арбитражный суд также пришел к правильному выводу о необоснованном включении налоговым органом в среднюю численность работников ООО "Фанера Маркет" Болтуновой Р.И. и Каверова В.И., которые пояснили, что работали в ООО "Автозапчасть". В их должностные обязанности входило приготовление обедов на кухне руководящего звена ООО "Автозапчасть" и ООО "Фанера Маркет". Заработную плату получали согласно штатному расписанию в ООО "Автозапчасть".
Налоговым органом не доказан факт наличия скрытых трудовых отношений ООО "Фанера Маркет" и с уборщицами Кондрашкиной Г.Б. и Сайгашкиной Л.В., механиками Марусевым А.В., Аверьяновым В.А., Чекашкиным В.Ф., токарем Бардиным А.Н., электросварщиком Лопасовым А.Г., слесарем-ремонтником Рудяевым А.М., энергетиком Московкиным Н.И., шлифовщиком Захаровым А.Н., сантехником Лопасовым Г.В.
Опрошенные в качестве свидетелей перечисленные лица не подтвердили непосредственное участие в производственной деятельности ООО "Фанера Маркет".
Отсутствие у ООО "Фанера Маркет" персонала, способного производить обслуживание и ремонт оборудования, в условиях заключения реального договора на обслуживание и ремонт арендованного оборудования не свидетельствует о направленности действий налогоплательщика на получение необоснованной налоговой выгоды.
При этом является разумным наличие в штате ООО "Автозапчасть", собственника помещений и оборудования, сотрудников, необходимых для обслуживания этих помещений и оборудования, включая уборку и приготовление обедов.
Нахождение нескольких организаций, осуществляющих различные виды деятельности, в одном помещении не подтверждает доводы налогового органа о минимизации ООО "Фанера Маркет" налогов и не противоречит положениям налогового законодательства.
Ссылка налогового органа на протоколы допроса 7 свидетелей, которые проведены после принятия оспоренного решения, обоснованно не принята судом первой инстанции во внимание, поскольку сокрытие факта трудовых отношений вменено Обществу в отношении конкретных 35 лиц, поименованных в решении от 28.06.2013 N 04-13/21. Иные обстоятельства не установлены, соответствующие выводы не изложены в оспоренном ненормативном правовом акте.
Довод апелляционной жалобы о том, что суду первой инстанции надлежало проверить соблюдение Обществом критерия численности в целях применения упрощенной системы налогообложения за весь проверяемый период (4 квартал 2011 года и 1 - 4 кварталы 2012 года), признан судом апелляционной инстанции несостоятельным.
Суд не вправе подменять налоговый орган и устанавливать фактические обстоятельства, которые в силу законодательства о налогах и сборах должен выявлять налоговый орган в рамках тех форм налогового контроля, которые предусмотрены нормами налогового законодательства, иное свидетельствовало бы о нарушении принципа состязательности сторон, закрепленного в статье 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В рассматриваемом случае налоговым органом не представлено убедительных доказательств, позволяющих усомниться в добросовестности Общества, а равно доказательств, свидетельствующих об учете Обществом хозяйственных операций не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или не обусловленных разумными экономическими или иными причинами.
При таких обстоятельствах у Инспекции отсутствовали правовые основания для доначисления Обществу налоговых обязательств по общеустановленной системе налогообложения ввиду того, что Обществом подтверждено соответствие его критериям статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Виду неправомерного доначисления налогов, события вмененных налоговых правонарушений по пункту 1 статьи 122, статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно признал оспоренный ненормативный правовой акт недействительным.
Арбитражный суд Республики Мордовии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 15.01.2014 по делу N А39-4653/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья
А.М.ГУЩИНА
А.М.ГУЩИНА
Судьи
М.Б.БЕЛЫШКОВА
Т.В.МОСКВИЧЕВА
М.Б.БЕЛЫШКОВА
Т.В.МОСКВИЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)