Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 03.04.2014 ПО ДЕЛУ N А41-63325/13

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 апреля 2014 г. по делу N А41-63325/13


Резолютивная часть объявлена 31 марта 2014.
Полный текст решения изготовлен 03 апреля 2014.
Арбитражный суд Московской области в составе судьи М.В. Козловой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Толоконниковым Д.С., рассмотрел судебном заседании материалы дела по заявлению ООО "Отдых" к Межрайонной ИФНС России N 21 по Московской области об оспаривании решения N 1193 от 20.08.2013 г.
при участии в заседании - явка сторон отражена в протоколе

установил:

ООО "Отдых" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 21 по Московской области об оспаривании решения N 1193 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" от 20.08.2013 г.
Отводов нет.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал в полном объеме.
Представитель налогового органа в судебном заседании требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 21 по Московской области в отношении общества с ограниченной ответственностью "Отдых" была проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год, по результатам которой вынесено решение от 20 августа 2013 г. N 1193 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствие с указанным решением N 1193 заявитель привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 части первой Налогового кодекса РФ, в виде:
- - штрафа в сумме 278 637 (двести семьдесят восемь тысяч шестьсот тридцать семь) рублей 40 (сорок) копеек;
- - уплаты суммы неуплаченного (не перечисленных) налога в размере 1 393 187 (один миллион триста девяносто три тысячи сто восемьдесят семь) рублей;
- - начисления пеней в сумме 65 897 (шестьдесят пять тысяч восемьсот девяносто семь) рублей 75 (семьдесят пять) копеек.
По мнению налогового органа, заявитель занизил сумму земельного налога за 2012 год, неправомерно применив ставку земельного налога в размере 0,3%, в то время как, по мнению налогового органа, заявитель, являясь коммерческой организацией, использующий земельные участки для реализации, обязан был применять ставку земельного налога в размере 1,5%.
С выводами налогового органа общество не согласилось, так как считало, что правовой режим земельного участка не зависит от статуса собственника.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения общества в суд с настоящим заявлением.
Исследовав в полном объеме и оценив в совокупности документы, имеющиеся в материалах дела, суд находит заявление ООО "Отдых" подлежащим удовлетворению.
В проверяемом периоде заявитель применял ставку земельного налога 0,3% при налогообложении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения: находящихся на территории дачных объединений, дачного строительства; используемых для сельскохозяйственного производства.
При этом налоговый орган в оспариваемом акте ссылался на то, что ставка земельного налога 0,3% может применяться только в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного строительства некоммерческим объединениям граждан. Из решения от 20 августа 2013 г. N 1193 коммерческие организации не вправе применять ставку 0,3% в отношении указанных земельных участков.
Согласно статье 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с п. 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. В силу п. 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Как следует из статьи 1 Федерального закона от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (действовавшего в проверяемый период) государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 статьи 396 НК РФ). Следовательно, по истечении налогового периода сумма земельного налога должна быть определена как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы на 1 января соответствующего года.
На основании статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать: 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства. По прочим земельным участкам применяется ставка - 1,5%.
Решением Совета депутатов сельского поселения Клементьевское Можайского муниципального района Московской области "Об установлении земельного налога" от 08.11.2010 г. N 77/15 предусмотрено применение следующих налоговых ставок для различных категорий земельных участков:
- налоговая ставка 0,3 установлена для земель сельскохозяйственного назначения и используемых для сельскохозяйственного производства (пункт 2.1.1);
- налоговая ставка 0,3 установлена для земель "для дачного хозяйства", (пункт 2.1.2);
- налоговая ставка 0,3 установлена для земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных для жилищного строительства (пункт 2.1.3);
- налоговая ставка 1,5 процента от кадастровой стоимости - в отношении прочих земельных участков (пункт 2.2).
Таким образом, налоговая ставка в размере 0,3% применяется в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения и используемых для сельскохозяйственного производства, либо дачного хозяйства, либо для жилищного фонда и его инфраструктуры.
Согласно п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
При этом, земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно статье 77 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ), землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии со ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для иных целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами и коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно п. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав категории земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Согласно ст. 78 Земельного кодекса РФ, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
При этом в силу п. 2 ст. 8 Земельного кодекса РФ, категория земель указывается в государственном кадастре недвижимости, документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с пп. 13 - 14 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок, а также о его разрешенном использовании вносятся в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, земельным законодательством виды земельных участков классифицируются по их правовому режиму на основании сочетания двух признаков: целевое назначение земли и вид разрешенного использования. При этом правовой режим земельного участка не зависит от статуса собственника земли и устанавливается исходя из сведений о его целевом назначении и виде разрешенного использования, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, документах, подтверждающих регистрацию права собственности на земельный участок.
Следовательно, судом не принимается довод о том, что использовать ставку 0,3% в отношении земельного участка "для дачного строительства" возможно только некоммерческими объединениями граждан.
Исходя из названных положений пп. 8 п. 1 ст. 1 и ст. 7 ЗК РФ, а также Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", земельный участок является предоставленным для дачного хозяйства, если согласно документам кадастрового учета, подтверждающим категорию земли и вид ее разрешенного использования, можно сделать вывод о правовом режиме земли как предназначенной для определенного способа дачного использования. Таким образом, на дачном земельном участке возможно осуществление дачного строительства.
Решением Совета депутатов сельского поселения Клементьевское Можайского муниципального района Московской области "О земельном налоге" на территории сельского поселения Клементьевское с 01.01.2011 г. были установлены налоговые ставки земельного налога в процентах от кадастровой оценки земли в отношении земельных участков, предоставленных или приобретенных и отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, в том числе: 0,3 процента - в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, а также дачного хозяйства.
Таким образом, при установлении земельного налога, орган местного самоуправления, действуя в пределах п. 2 ст. 387 и ст. 394 НК РФ, определил, что ставка налога 0,3 процента подлежит применению ко всем земельным участкам, приобретенным для дачного хозяйства, в том числе и к земельным участкам, для дачного строительства.
В оспариваемом решении налоговый орган ссылается на то, что у налогоплательщика земельные участки относятся к землям для дачного хозяйства, но фактически не используются в соответствии с целевым назначением.
Как установлено судом, в проверяемом периоде заявитель являлся собственником 354 земельных участков, общей площадью более 30 ГА, расположенных в сельском поселении Клементьевское Можайского муниципального района Московской области.
Земельные участки отнесены к категориям земель сельскохозяйственного назначения с установленными видами разрешенного использования: "для дачного строительства" "для сельскохозяйственного производства", что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права.
В данном случае, земельные участки заявителя используются в соответствии с их целевым назначением - на участках осуществляется дачное строительство.
Кроме того, как установлено судом ООО "Отдых" для подготовки и проведения дачного строительства заключены с подрядчиками следующие договоры:
- - договора с ИП Сиваевым А.В. от 01.07.2013 N 1 и N 2 на разработку проекта газификации и проектно-разрешительной документации для строительства объекта газового хозяйства;
- - получены технические условия для присоединения N 4839-47/29 от 15.10.2013 с ГУП ГХМО "МосОблГаз";
- - договора с ИП Петрусюком А.Г. N 07/2013 от 01.07.2013 и N 07/2013?1 от 01.07.2013 по строительству внутрипоселковых дорог и устройству дренажной системы при помощи дренажных труб;
- - согласован ситуационный план расположения земельных участков в Администрации сельского поселения "Порецкое".
В нарушение ст. 65 АПК РФ, налоговым органом не представлено доказательств, что заявитель осуществлял деятельность по сдаче в аренду земельных участков или каким-либо иным образом использовал земельные участки, по которым доначислен земельный налог, не в соответствии с основными направлениями уставной деятельности.
Таким образом, вопреки требованиям ст. 65 АПК РФ и п. 5 ст. 200 АПК РФ ответчик не доказал суду наличие у него законных оснований для принятия оспариваемого акта.
При наличии установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение не соответствует нормам Налогового кодекса РФ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности и требования заявителя подлежат удовлетворению
На основании ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемые ненормативные правовые акты органов местного самоуправления, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ и п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 117 от 13.03.2007 г. судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов законодательством не предусмотрено.
Исходя из изложенного, с налогового органа подлежат взысканию в пользу заявителя судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 21 по Московской области N 1193 от 20.08.2013 г.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 21 по Московской области в пользу ООО "Отдых" судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Выдать исполнительный лист в порядке ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня вынесения решения.

Судья
М.В.КОЗЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)