Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.03.2015 ПО ДЕЛУ N А66-10500/2014

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2015 г. по делу N А66-10500/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 17 марта 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
при участии от открытого акционерного общества "Тверской экскаваторный завод" Бабиковой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования "Город Тверь" в лице Тверской городской администрации на решение Арбитражного суда Тверской области от 20 ноября 2014 года по делу N А66-10500/2014 (судья Балакин Ю.П.),

установил:

открытое акционерное общества "Тверской экскаваторный завод" (место нахождения: 170100, г. Тверь, ул. Индустриальная, д. 11; ОГРН 1026900513309, ИНН 6903002384; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд тверской области с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области (место нахождения: 107078, Москва, пер. Орликов, д. 10, стр. 1; ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340; далее - Учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200008:23, общей площадью 12 332 кв. м, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Индустриальная, д. 11, в размере его рыночной стоимости - 9 274 000 руб. (с учетом принятых уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: муниципальное образование "Город Тверь" в лице Тверской городской администрации (место нахождения: 170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 11; ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920; далее - Администрация), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области.
Решением суда от 20.11.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Администрация с решением не согласилась, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении иска отказать.
Доводы жалобы сводятся к следующему:
- - кадастровую стоимость необходимо установить по состоянию на 27.01.2010, поскольку именно 27.01.2010, а не 01.01.2009 внесены сведения в государственный кадастр недвижимости;
- - истцом не соблюден досудебный порядок;
- - ходатайство о назначении экспертизы отчета от 28.10.2014 N 01/14-079н оставлено судом без удовлетворения, хотя данный отчет имеет ряд нарушений.
Общество в отзыве на жалобу и представитель в судебном заседании против ее удовлетворения возражало.
Ответчик и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Апелляционная жалоба рассмотрены в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав представителей Общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Общество (арендатор) и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области заключили договор аренды от 29.01.2001 N 46 (в редакции дополнительного соглашения от 13.04.2006) в т.ч. земельный участков с кадастровым номером 69:40:0200008:23.
В соответствии с постановлением администрации Тверской области от 30.12.2008 N 503-па "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области", утвердившим результаты оценки земель населенных пунктов в Тверской области, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200008:1 составила 1 037 252 984 руб. 37 коп. при удельном показателе кадастровой стоимости 2822 руб. 11 коп. за кв. м.
В результате раздела земельного участка 69:40:0200008:1 образованы и поставлены на государственный кадастровый учет (далее - ГКУ) 27.01.2010 земельные участки с кадастровыми номерами: 69:40:0200008:16, 69:40:0200008:17, 69:40:0200008:18, 69:40:0200008:19, 69:40:0200008:20, 69:40:0200008:21, 69:40:0200008:22, 69:40:0200008:23, 69:40:0200008:24.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200008:23 (под административно-бытовые здания), была определена в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" (далее - Методические указания N 222) и составила 181 030 183 руб. 72 коп. при удельном показателе кадастровой стоимости 14679.71 рублей за кв. м.
По заказу истца ООО "Титан-Оценка" (независимый эксперт Тарасенко Д.Ю.) произведена оценка рыночной стоимости земельного участка.
Согласно представленному в материалы дела отчету от 28.10.2014 N 01/14-079н по состоянию на 01.01.2009 рыночная стоимость земельного участка составила 9 274 000 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере рыночной стоимости, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил иск в полном объеме.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Истец, будучи собственником земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200008:23 является по смыслу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиком земельного налога в отношении данных участков. При этом в силу статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.


В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Закона N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно представленному истцом в обоснование заявленных требований отчету от 28.10.2014 N 01/14-079н об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200008:23, находящегося в собственности Общества, его рыночная стоимость составила 9 274 000 руб.
Оценив указанный отчет в порядке статьи 71 АПК РФ с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения имеющейся в нем информации и статистического анализа информации о рыночной стоимости земельного участка, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отчет от 28.10.2014 N 01/14-079н отвечает предъявленным к отчетам оценки требованиям, содержит необходимые реквизиты. Данный факт также подтверждается положительным экспертным заключением от 07.11.2014 N Э-231014-5 (т. 2, л. 7 - 13).
В связи с этим суд первой инстанции правомерно установил рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200008:23 в соответствии с данным отчетом.
Довод подателя жалобы о несоблюдении обязательного досудебного порядка урегулирования спора подлежит отклонению.
Положения статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", устанавливающие в качестве досудебного порядка обязательное обращение в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, введены с 22.07.2014.
Между тем, глава III.1 "Государственная кадастровая оценка" введена в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Законом N 167.
При этом согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ его положения не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона (26.07.2010) и работы по проведению которой не завершились в указанный в настоящей части срок.
Поскольку кадастровая стоимость спорных земельных участков определена на основании постановления администрации Тверской области от 30.12.2008 N 503-па "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области" - до официального опубликования Закона N 167, положения главы III.1. "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в том числе в части досудебного порядка обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, к рассматриваемым правоотношениям применению не подлежат.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить тот факт, что в данном случае претензионный порядок Обществом соблюден. Данный факт подтверждается материалами дела, а именно: письмом истца от 17.07.2014 N 15-46, ответными письмами Учреждения от 06.08.2014 N 14-13647/01-10 и Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области от 14.08.2014 N 13-09/35392-14 (т. 1, л. 136 - 138, 149 - 153). В ответ на обращение Общества указано, что результаты определения кадастровой оценки спорных земельных участков могут быть оспорены только в судебном порядке.
Довод подателя жалобы о неправильном определении оценщиком даты, по состоянию на которую необходимо определить рыночную стоимость земельных участков, не соответствует установленным по делу обстоятельствам.
В силу вышеперечисленных норм права, в том числе пункта 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Закона N 167 установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности в редакции Закона N 167 предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В силу статьи 24.20 этого же Закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в кадастр.
Постановлением администрации Тверской области от 30.12.2008 N 503-па утверждены результаты актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области и подлежат применению с 01.01.2009.
Соответствующие сведения внесены в кадастр.
До даты обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском, сведений об изменении данных по кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на иную дату в деле не представлено.
Таким образом, кадастровая стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости по правилам статьи 66 ЗК РФ определена оценщиком по заявлению истца по состоянию на 01.01.2009, то есть на последнюю дату официального установления кадастровой стоимости. Основания не согласиться с применением оценщиком указанной даты у суда первой инстанции отсутствовали.
Доводы подателя жалобы о несоответствии отчета оценщика требованиям Закона об оценочной деятельности, Федеральных стандартов оценки также не принимаются во внимание апелляционной инстанцией.
Исходя из представленного текста отчета от 28.10.2014 N 01/14-079н, оценщик указал все необходимые данные о заказчике, оценщике, сертификаты оценки, применяемые стандарты оценочной деятельности. В отчете описана процедура и процесс оценки, содержание и объем работ, перечень документов и источников, используемых оценщиком, устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки, подробно описаны количественные и качественные характеристики объектов оценки. В отчете приведен анализ наилучшего и наиболее эффективного использования объекта оценки, а также анализ рынка объекта оценки и рынка недвижимости города Твери. В отчете подробно описан процесс оценки объекта оценки в части применения доходного, затратного и сравнительного подходов к оценке, приведен расчет стоимости с применением сравнительного подхода. Оценщиком мотивирован выбор единицы сравнения и определения объектов-аналогов.
Апелляционный суд также учитывает, что данный отчет получил положительное экспертное заключение некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" на соответствие требованиям Закона об оценочной деятельности, Федеральных стандартов и Стандартов оценки и правил оценочной деятельности.
У суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения ходатайства Администрации о назначении судебной экспертизы для определения рыночной стоимости земельных участков.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 20 ноября 2014 года по делу N А66-10500/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования "Город Тверь" в лице Тверской городской администрации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
А.В.РОМАНОВА

Судьи
А.Я.ЗАЙЦЕВА
А.Н.ШАДРИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)