Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16.01.2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20.01.2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Я. Голобородько
судей Е.А. Солоповой, Н.О. Окуловой
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.С. Абрамовым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Фонда поддержки и развития Авторского Фильма
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.11.2013
по делу N А40-99924/13, принятое судьей Шудашовой Я.Е.
по заявлению Фонда поддержки и развития Авторского Фильма (ОГРН 1077799023521)
к ИФНС России N 9 по г. Москве (ОГРН 1047709098315)
о признании недействительным решения в части
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Расулмухамедов Э.А. на осн. протокола N 4 2010 Фонда поддержки и развития Авторского Фильма от 20.08.2010, Емельянов А.В. по дов. N 5 от 26.06.2013
от заинтересованного лица - Егиазарян А.Г. по дов. N 05-04 от 11.11.2013, Сыркин Д.А. по дов. N 05-04 от 20.06.2013
установил:
Фонд поддержки и развития Авторского Фильма (далее - Заявитель, Фонд) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по г. Москве (далее - Ответчик, Инспекция) N 14-04/1001/1085 от 19.03.2013 г в части доначисления налога на прибыль за 2009 в размере 3.400.000 руб.; за 2010 - 11.990.000 руб., за 2011 - 966.000 руб., всего на общую сумму 16.356.000 руб., а также доначисления соответствующих пеней в размере 4.415.849 руб. и штрафа в размере 3.271.200 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.11.2013 г. в удовлетворении требований заявленных Фондом поддержки и развития Авторского Фильма было отказано.
С решением суда не согласился налогоплательщик, обратился с апелляционной жалобой, обращение с которой мотивирует тем, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Налоговый орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в которой просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст. 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, оснований к отмене решения не усматривает.
По результатам выездной налоговой проверки Заявителя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2009 г. по 31.12.2011 г. налоговым органом вынесено решение от 19.03.2013 г. N 14-04/1001/1085 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Заявителю предложено уплатить налог на прибыль организаций в сумме 16 356 000 руб., предусмотренный п. 1 ст. 122 НК РФ штраф в размере 3 271 200 руб., предусмотренный ст. 123 НК РФ штраф в размере 59 204 руб., а также предусмотренный ст. 126 НК штраф в размере 600 руб., и пени в общей сумме 4 422 038,93 руб.
Как было установлено в рамках проведения выездной налоговой проверки, основанием для увеличения налоговых обязательств Заявителя по налогу на прибыль организаций, послужило занижение им в проверяемом периоде внереализационных доходов на сумму использованных не по целевому назначению денежных средств, в размере 81 780 000 руб.
Проверкой установлено, что в проверяемом периоде Фонд являлся получателем целевых отчислений от лотерей, производимых в соответствии с положениями Федерального закона от 11.11.2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях", согласно которым одним из обязательных нормативов при проведении лотереи является размер целевых отчислений от лотереи, который должен составлять не менее чем 10% выручки от проведения лотереи.
Организатор лотереи обязан ежеквартально осуществлять целевые отчисления от лотереи в объеме, рассчитанном исходя из обязательных нормативов, установленных ст. 10 Федерального закона.
Согласно ст. 11 Федерального закона, целевые отчисления от лотереи используются для финансирования социально значимых объектов и мероприятий (в том числе мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта, образования, здравоохранения, гражданско-патриотического воспитания, науки, культуры, искусства, включая творчество народов Российской Федерации, туризма, экологическое развитие Российской Федерации), а также осуществления благотворительной деятельности.
В проверяемом периоде целевые средства в виде отчислений от лотерей поступали на счета Фонда в рамках договоров адресной социальной помощи, заключенных с ОАО "Группа компаний "Милан" б/н от 10.12.2008 г., ЗАО "Русское лото" б/н от 10.12.2008 г.
В соответствии с условиями заключенных с ОАО "Группа компаний "Милан" и ЗАО "Русское лото" договоров адресной социальной помощи Фонд должен направлять полученные по ним денежные средства на реализацию социально значимых проектов в сфере кинематографии, поддержку культуры и искусства, создание условий для развития и реализации авторского кино, кроме того, Фонд вправе направлять адресную социальную помощь на иные цели, связанные с уставной деятельностью.
В соответствии с Уставом Фонд является не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной физическими лицами на основе добровольных, имущественных взносов в целях поддержки социальных, благотворительных, культурных, образовательных и иных общественно полезных программ.
Уставом Фонда предусмотрено, что целями создания и деятельности Фонда являются:
- - аккумулирование денежных средств для сохранения места России в мировой культуре в области кино, а также сохранения кино как искусства;
- - всемирная поддержка и развитие авторского кино;
- - обеспечение преемственности культурного уровня современной кинопродукции.
На основании чего, довод Заявителя о том, что он вправе осуществлять согласно Уставу иные виды деятельности не запрещенные законодательством (в нашем случае размещение целевых денежных средств в качестве займов) является несостоятельным, поскольку согласно п. 2.3 того же Устава указанные Заявителем иные виды деятельности должны быть направлены исключительно на достижение уставных целей общества. Из приведенных выше уставных целей Фонда видно, что размещение Заявителем целевых денежных средств в качестве займов не имеет к ним никакого отношения, более того материалами проверки и Арбитражным судом г. Москвы установлено, что полученные денежные средства использовались организациями-заемщиками для пополнения своих оборотных средств, для осуществления своей уставной коммерческой деятельности и направлялись для расчетов со своими поставщиками товаров, работ, услуг, выплаты зарплаты, оплату коммунальных услуг и пр. Получатели заемных средств не осуществляли какую-либо деятельность, связанную с Уставными целями.
Из чего следует, что преследуемые Фондом в указанных договорах взаимодействия с ООО "Авангард", ООО "Брентир", ООО "Русгидрострой" и ООО "ВООП" цели не соответствуют уставным целям Фонда.
Проверкой установлено, что поступившие Фонду от ОАО "Группа компаний "Милан", и ЗАО "Русское лото" в рамках указанных выше договоров адресной социальной помощи целевые средства были направлены Фондом на предоставление займов на счета следующих организаций:
- - ООО "Авангард" на общую сумму 51 200 000 руб. по договорам займа от 08.09.2009 г N АВ/3-05, от 18.09.2009 г. N АВ/3-05, от 12.03.2010 г. N АВ-03/10, от 01.11.2010 г. N АВ-11/10;
- - ООО "Брентир" на общую сумму 19 630 000 руб. по договорам займа от 24.06.2009 г. N БР\\\\3-02, от 15.04.2010 г. N БР\\\\3-02, от 07.12.2010 г. N БР/3-03;
- - ООО "ВООП" на общую сумму 5 950 000 руб. по договорам займа от 18.12.2009 г. б\\\\н, от 12.04.2010 г. б/н, от 14.07.2010 г. N 14/07-10;
- - ООО "ПСФ "Русгидрострой" на общую сумму 5 000 000 руб. по договору займа от 20.12.2010 N 20/12-10.
В соответствии с условиями указанных договоров займа, денежные средства предоставлены заемщикам под 13% годовых, проценты должны выплачиваться вместе с возвратом всей суммы займа. Срок возврата займов до 31.12.2012 г. Цель предоставления займа в договорах не указана. По некоторым договорам в преддверии даты возврата займа сторонами подписаны дополнительные соглашения о переносе даты возврата средств на более поздний срок.
В обоснование целевого использования целевых отчислений от лотерей Фондом к проверке представлены заключенные с ООО "Авангард" и ООО "Брентир" договоры взаимодействия:
- - от 01.04.2008 г. N б/н, согласно которому предметом взаимодействия Фонда и ООО "Авангард", в частности, являются: создание совместной кинопродукции, направленной на разработку системы защиты интеллектуальной продукции и системы контроля посещаемости кинотеатров; предоставление специализированных грантов и поддержка проектов в области кино, направленных на разработку системы защиты интеллектуальной продукции и системы контроля посещаемости кинотеатров;
- - от 01.04.2008 г. б/н, согласно которому предметом взаимодействия Фонда и ООО "Брентир", в частности, являются: создание совместной кинопродукции, направленной на создание культуры чаепития, пропаганду здорового образа жизни, формирование знаний об историческом развитии чаепития в России, международное культурное взаимодействие; создание фонда изобразительных материалов об историческом развитии чаепития в России, а также о международной культуре чаепития; организация совместного фестиваля "Чайная церемония-: предоставление специализированных грантов и поддержка проектов в области кино. направленных на формирование культуры чаепития;
- - от 01.12.2010 г. N б\\\\н с ООО "Русгидрострой", из которого следует, что стороны договорились о взаимодействии в создании совместной кинопродукции, направленной на поддержку Саяно-Шушенской ГЭС, возвращение доверия к использованию биотоплива, организации фонда изобразительных материалов, организации совместного фестиваля и пр.
По взаимоотношениям с ООО "ВООП" договор взаимодействия не представлен, однако согласно протоколу допроса директора Фонда Расулмухамедова Э.А. от 03.12.2012 г N 17-10/325, денежные средства в адрес ООО "ВООП" перечислены для подготовки материален для создания серии документальных фильмов о природе России.
При этом никакие документы, подтверждающие фактическое выполнена организациями-заемщиками указанных работ, Фондом ни в ходе проверки, ни при рассмотрении вышестоящим налоговым органом апелляционной жалоб) налогоплательщика, ни при рассмотрении спора судом первой инстанции не представлены.
Кроме того, проверкой установлены, и материалами дела подтверждены факты взаимозависимости между Фондом, организациями-заемщиками и организациями, перечислившими Фонду целевые средства, а именно: ОАО "Группа компаний "Милан", ЗАО "Русское лото".
В частности, единственный учредитель и руководитель Фонда Расулмухамедов Э. одновременно являлся:
- - в период с 29.09.2008 г. по 16.06.2010 г. учредителем и генеральным директором ЗАО "Русское лото";
- - председателем совета директоров ОАО "ГК Милан" (2008 г.), в последующем - одним из акционеров;
- - учредителем ООО "Авангард" (с 29.05.2006 г. Расулмухамедову Э.А. принадлежит 100% уставного капитала ООО "Авангард");
- - генеральным директором и одним из учредителей ООО "Брентир" (50% доли УК).
Одновременно установлено, что главный бухгалтер Фонда Крашенинникова И.С. числилась, и получала заработную плату в ООО "Авангард" и ООО "Брентир".
Кроме того, из анализа движения денежных средств по счетам организаций-заемщиков проверяющими установлено, что деятельность по созданию кинопродукции и организации социально значимых мероприятий не велась, поступившие от Фонда средства использовались заемщиками в качестве оборотных средств:
- основная масса поступивших на счета ООО "Брентир" денежных средств перечислена далее в адрес ООО "Капитал трейдинг" по договору от 16.01.2009 г. N КТ/003 с назначением платежа "за чай", "за кофе";
- со счета ООО "Авангард" денежные средства списывались с назначением платежа: "за устройства по реализации лотерейных билетов" в адрес ЗАО "Флинт и К" и ООО "Таймс-Холдинг", или направлялись в счет погашения займов перед ОАО "Руслото";
- основная доля поступавших на счет ООО "ВООП" от Фонда денежных средств выдавалась наличными сотрудникам "ООО ВООП" Донченко В.С., Хомченко А.С., в качестве заработной платы и выплат социального характера, тогда как при допросе должностного лица ООО "ВООП" установлено, что заработная плата в ООО "ВООП" не предусмотрена;
- полученные от Фонда денежные средства ПСФ "Русгидрострой" перечислило в адрес ООО "Стройком" в качестве оплаты за выполненные строительные работы.
При проведении Инспекцией допросов должностных лиц ООО "ВООП" и ООО ПСФ "Русгидрострой" были получены показания, не подтверждающие осуществление деятельности, связанной с созданием кинопродукции.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что Заявителем не представлены какие-либо документы, свидетельствующие о наличии расходов, направленных на осуществление мероприятий, предусмотренных Уставом в качестве цели создания данного Фонда.
Совокупность установленных выше Арбитражным судом г. Москвы обстоятельств и представленных налоговым органом доказательств, подтверждает вывод Инспекции о нецелевом использовании Фондом целевых поступлений, повлекшем за собой занижение доходной части налоговой базы проверяемого периода на сумму неотраженных Фондом в составе внереализационных доходов, использованных не по целевому назначению целевых средств, в т.ч. за 2009 г. - на 17 000 000 руб. и за 2010 г. - на 59 950 000 руб., за 2011 г. - на 4 830 000 руб.
Как усматривается апелляционной жалобы Фонда поддержки и развития Авторского Фильма Заявитель не согласен с оспариваемым решением по следующим основаниям:
- законодательство РФ о некоммерческих организациях и заключенные с ОАО "Группа компаний "Милан", ЗАО "Русское лото" договора адресной социальной помощи не запрещают размещать свободные денежные средства, полученные на уставные цели, в качестве займов:
- само по себе заключение со сторонними организациями договоров займа не является нецелевым использованием денежных средств, поскольку денежные средства переданы на возвратной основе, кроме того, материалами проверки подтверждается частичный возврат организациями ООО "Авангард" и ООО "Брентир" переданных денежных средств:
- - установленные факты взаимозависимости и аффилированности участников сделок не являются основанием для признания выданных Фондом, взаимозависимым организации денежных средств нецелевыми расходами;
- - неправильного толкования Устава Фонда.
Таким образом, по мнению Заявителя, положения пп. 14 ст. 250 НК РФ не предусматривают включение в налоговую базу в качестве расходов денежных средств, размещенных на возвратной основе.
Однако все вышеперечисленные доводы Заявителя являются несостоятельными.
Ст. 7 Закона N 7-ФЗ определено, что фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда.
Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан.
Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.
В соответствии со статьей 247 НК РФ, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях главы 25 НК РФ для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
П. 1 ст. 248 НК РФ к доходам в целях налогообложения прибыли отнесены доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
Порядок определения внереализационных доходов установлен статьей 250 НК РФ.
Согласно п. 14 ст. 250 НК, внереализационными доходами признаются, в частности, доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в т.ч. в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств.
При этом ст. 251 НК РФ установлен исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы.
Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ к таким доходам относятся, в частности, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц, и использованные указанными получателями по назначению.
При этом налогоплательщики-получатели указанных целевых средств обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств, в составе налоговой декларации по налогу.
Несмотря на это, в нарушение ст. 7 Закона N 7-ФЗ в проверяемом периоде Фонд не осуществлял публикацию отчетов об использовании своего имущества.
В рассматриваемом случае, Заявителем не представлено никакого документального обоснования принимаемых решений о размещении временно свободных остатков целевых средств в приносящих доход финансовых активах с точки зрения минимизации риска потери (обесценивания) соответствующих средств, а также обоснование целесообразности неполного использования целевых средств в том периоде, в котором они получены, с размещением свободных остатков таких средств в виде займов третьим лицам с получением дохода по сравнению со стратегией полного использования средств в текущем периоде, в том числе обоснование того, что наличие временно свободных остатков целевых средств не приведет к сокращению масштабов деятельности Фонда (ее прекращению), или того, что такое сокращение (прекращение) является временным и позволит за счет накопления средств наиболее эффективно достигнуть уставных целей.
Поименованными в оспариваемом решении от 19.03.2013 г. N 14-04/1001/1085 договорами адресной социальной помощи предусмотрено, что средства от проведения лотерей поступают для финансирования уставной деятельности получателя помощи (Фонда). При этом получатель помощи обязуется за счет целевых отчислений от проведения лотереи реализовать социально-значимые проекты в сфере кинематографии, поддерживать культуру и искусство, создавать условия для развития и реализации авторского кино.
Представленные налогоплательщиком договоры займов с указанными организациями не содержат ссылки на описанные выше договоры взаимодействия. Таким образом, установить, что целевые отчисления, перечислявшиеся в качестве займов в адрес ООО "ПСФ "Русгидрострой", ООО "Брентир", ООО "Авангард", ООО "ВООП" направлялись для достижения целей указанных договоров взаимодействия и для осуществления уставных целей Фонда не представляется возможным.
Выездная налоговая проверка в отношении Заявителя была проведена с учетом Отчета о результатах контрольного мероприятия Счетной палаты Российской Федерации от 09.04.2012 г N 51/12-02, согласно которому, по результатам контрольного мероприятия установлено нецелевое расходование Фондом целевых отчислений от лотерей, путем направления полученных от ЗАО "Русское Лото" и ОАО "ГК Милан" целевых отчислений на займы по договорам с ООО "Авангард", ООО "Брентир", ООО ВООП, ООО "Русгидрострой".
Проведенные налоговым органом в отношении проверяемого налогоплательщика контрольные мероприятия полностью подтверждают, что полученные денежные средства использовались организациями-заемщиками для пополнения своих оборотных средств, для осуществления своей уставной коммерческой деятельности и направлялись для расчетов со своими поставщиками товаров, работ, услуг, выплаты зарплаты, оплату коммунальных услуг и пр. Получатели заемных средств не осуществляли какую-либо деятельность, связанную с: созданием кинопродукции; организацией общественных мероприятий; исследованиями; получением материалов для кинопроектов и пр.
Из чего следует, что преследуемые Фондом в указанных договорах взаимодействия с ООО "Авангард", ООО "Брентир", ООО "Русгидрострой" и ООО "ВООП" цели не соответствуют уставным целям Фонда.
Таким образом, на основании п. 14 ст. 250 НК РФ, сумма перечисленных средств подлежит учету Фондом в составе внереализационных доходов и обложению налогом на прибыль в общеустановленном порядке.
Все указанные в апелляционной жалобе обстоятельства и доводы налогоплательщика в их совокупности и системной взаимосвязи, как того требуют положения ст. 71 АПК РФ, исследованы и рассмотрены судом первой инстанции и им была дана надлежащая оценка.
На основании статей Налогового кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.11.2013 по делу N А40-99924/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
В.Я.ГОЛОБОРОДЬКО
Судьи
Н.О.ОКУЛОВА
Е.А.СОЛОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.01.2014 N 09АП-44881/2013 ПО ДЕЛУ N А40-99924/13
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2014 г. N 09АП-44881/2013
Дело N А40-99924/13
Резолютивная часть постановления объявлена 16.01.2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20.01.2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Я. Голобородько
судей Е.А. Солоповой, Н.О. Окуловой
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.С. Абрамовым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Фонда поддержки и развития Авторского Фильма
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.11.2013
по делу N А40-99924/13, принятое судьей Шудашовой Я.Е.
по заявлению Фонда поддержки и развития Авторского Фильма (ОГРН 1077799023521)
к ИФНС России N 9 по г. Москве (ОГРН 1047709098315)
о признании недействительным решения в части
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Расулмухамедов Э.А. на осн. протокола N 4 2010 Фонда поддержки и развития Авторского Фильма от 20.08.2010, Емельянов А.В. по дов. N 5 от 26.06.2013
от заинтересованного лица - Егиазарян А.Г. по дов. N 05-04 от 11.11.2013, Сыркин Д.А. по дов. N 05-04 от 20.06.2013
установил:
Фонд поддержки и развития Авторского Фильма (далее - Заявитель, Фонд) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по г. Москве (далее - Ответчик, Инспекция) N 14-04/1001/1085 от 19.03.2013 г в части доначисления налога на прибыль за 2009 в размере 3.400.000 руб.; за 2010 - 11.990.000 руб., за 2011 - 966.000 руб., всего на общую сумму 16.356.000 руб., а также доначисления соответствующих пеней в размере 4.415.849 руб. и штрафа в размере 3.271.200 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.11.2013 г. в удовлетворении требований заявленных Фондом поддержки и развития Авторского Фильма было отказано.
С решением суда не согласился налогоплательщик, обратился с апелляционной жалобой, обращение с которой мотивирует тем, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Налоговый орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в которой просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст. 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, оснований к отмене решения не усматривает.
По результатам выездной налоговой проверки Заявителя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2009 г. по 31.12.2011 г. налоговым органом вынесено решение от 19.03.2013 г. N 14-04/1001/1085 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Заявителю предложено уплатить налог на прибыль организаций в сумме 16 356 000 руб., предусмотренный п. 1 ст. 122 НК РФ штраф в размере 3 271 200 руб., предусмотренный ст. 123 НК РФ штраф в размере 59 204 руб., а также предусмотренный ст. 126 НК штраф в размере 600 руб., и пени в общей сумме 4 422 038,93 руб.
Как было установлено в рамках проведения выездной налоговой проверки, основанием для увеличения налоговых обязательств Заявителя по налогу на прибыль организаций, послужило занижение им в проверяемом периоде внереализационных доходов на сумму использованных не по целевому назначению денежных средств, в размере 81 780 000 руб.
Проверкой установлено, что в проверяемом периоде Фонд являлся получателем целевых отчислений от лотерей, производимых в соответствии с положениями Федерального закона от 11.11.2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях", согласно которым одним из обязательных нормативов при проведении лотереи является размер целевых отчислений от лотереи, который должен составлять не менее чем 10% выручки от проведения лотереи.
Организатор лотереи обязан ежеквартально осуществлять целевые отчисления от лотереи в объеме, рассчитанном исходя из обязательных нормативов, установленных ст. 10 Федерального закона.
Согласно ст. 11 Федерального закона, целевые отчисления от лотереи используются для финансирования социально значимых объектов и мероприятий (в том числе мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта, образования, здравоохранения, гражданско-патриотического воспитания, науки, культуры, искусства, включая творчество народов Российской Федерации, туризма, экологическое развитие Российской Федерации), а также осуществления благотворительной деятельности.
В проверяемом периоде целевые средства в виде отчислений от лотерей поступали на счета Фонда в рамках договоров адресной социальной помощи, заключенных с ОАО "Группа компаний "Милан" б/н от 10.12.2008 г., ЗАО "Русское лото" б/н от 10.12.2008 г.
В соответствии с условиями заключенных с ОАО "Группа компаний "Милан" и ЗАО "Русское лото" договоров адресной социальной помощи Фонд должен направлять полученные по ним денежные средства на реализацию социально значимых проектов в сфере кинематографии, поддержку культуры и искусства, создание условий для развития и реализации авторского кино, кроме того, Фонд вправе направлять адресную социальную помощь на иные цели, связанные с уставной деятельностью.
В соответствии с Уставом Фонд является не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной физическими лицами на основе добровольных, имущественных взносов в целях поддержки социальных, благотворительных, культурных, образовательных и иных общественно полезных программ.
Уставом Фонда предусмотрено, что целями создания и деятельности Фонда являются:
- - аккумулирование денежных средств для сохранения места России в мировой культуре в области кино, а также сохранения кино как искусства;
- - всемирная поддержка и развитие авторского кино;
- - обеспечение преемственности культурного уровня современной кинопродукции.
На основании чего, довод Заявителя о том, что он вправе осуществлять согласно Уставу иные виды деятельности не запрещенные законодательством (в нашем случае размещение целевых денежных средств в качестве займов) является несостоятельным, поскольку согласно п. 2.3 того же Устава указанные Заявителем иные виды деятельности должны быть направлены исключительно на достижение уставных целей общества. Из приведенных выше уставных целей Фонда видно, что размещение Заявителем целевых денежных средств в качестве займов не имеет к ним никакого отношения, более того материалами проверки и Арбитражным судом г. Москвы установлено, что полученные денежные средства использовались организациями-заемщиками для пополнения своих оборотных средств, для осуществления своей уставной коммерческой деятельности и направлялись для расчетов со своими поставщиками товаров, работ, услуг, выплаты зарплаты, оплату коммунальных услуг и пр. Получатели заемных средств не осуществляли какую-либо деятельность, связанную с Уставными целями.
Из чего следует, что преследуемые Фондом в указанных договорах взаимодействия с ООО "Авангард", ООО "Брентир", ООО "Русгидрострой" и ООО "ВООП" цели не соответствуют уставным целям Фонда.
Проверкой установлено, что поступившие Фонду от ОАО "Группа компаний "Милан", и ЗАО "Русское лото" в рамках указанных выше договоров адресной социальной помощи целевые средства были направлены Фондом на предоставление займов на счета следующих организаций:
- - ООО "Авангард" на общую сумму 51 200 000 руб. по договорам займа от 08.09.2009 г N АВ/3-05, от 18.09.2009 г. N АВ/3-05, от 12.03.2010 г. N АВ-03/10, от 01.11.2010 г. N АВ-11/10;
- - ООО "Брентир" на общую сумму 19 630 000 руб. по договорам займа от 24.06.2009 г. N БР\\\\3-02, от 15.04.2010 г. N БР\\\\3-02, от 07.12.2010 г. N БР/3-03;
- - ООО "ВООП" на общую сумму 5 950 000 руб. по договорам займа от 18.12.2009 г. б\\\\н, от 12.04.2010 г. б/н, от 14.07.2010 г. N 14/07-10;
- - ООО "ПСФ "Русгидрострой" на общую сумму 5 000 000 руб. по договору займа от 20.12.2010 N 20/12-10.
В соответствии с условиями указанных договоров займа, денежные средства предоставлены заемщикам под 13% годовых, проценты должны выплачиваться вместе с возвратом всей суммы займа. Срок возврата займов до 31.12.2012 г. Цель предоставления займа в договорах не указана. По некоторым договорам в преддверии даты возврата займа сторонами подписаны дополнительные соглашения о переносе даты возврата средств на более поздний срок.
В обоснование целевого использования целевых отчислений от лотерей Фондом к проверке представлены заключенные с ООО "Авангард" и ООО "Брентир" договоры взаимодействия:
- - от 01.04.2008 г. N б/н, согласно которому предметом взаимодействия Фонда и ООО "Авангард", в частности, являются: создание совместной кинопродукции, направленной на разработку системы защиты интеллектуальной продукции и системы контроля посещаемости кинотеатров; предоставление специализированных грантов и поддержка проектов в области кино, направленных на разработку системы защиты интеллектуальной продукции и системы контроля посещаемости кинотеатров;
- - от 01.04.2008 г. б/н, согласно которому предметом взаимодействия Фонда и ООО "Брентир", в частности, являются: создание совместной кинопродукции, направленной на создание культуры чаепития, пропаганду здорового образа жизни, формирование знаний об историческом развитии чаепития в России, международное культурное взаимодействие; создание фонда изобразительных материалов об историческом развитии чаепития в России, а также о международной культуре чаепития; организация совместного фестиваля "Чайная церемония-: предоставление специализированных грантов и поддержка проектов в области кино. направленных на формирование культуры чаепития;
- - от 01.12.2010 г. N б\\\\н с ООО "Русгидрострой", из которого следует, что стороны договорились о взаимодействии в создании совместной кинопродукции, направленной на поддержку Саяно-Шушенской ГЭС, возвращение доверия к использованию биотоплива, организации фонда изобразительных материалов, организации совместного фестиваля и пр.
По взаимоотношениям с ООО "ВООП" договор взаимодействия не представлен, однако согласно протоколу допроса директора Фонда Расулмухамедова Э.А. от 03.12.2012 г N 17-10/325, денежные средства в адрес ООО "ВООП" перечислены для подготовки материален для создания серии документальных фильмов о природе России.
При этом никакие документы, подтверждающие фактическое выполнена организациями-заемщиками указанных работ, Фондом ни в ходе проверки, ни при рассмотрении вышестоящим налоговым органом апелляционной жалоб) налогоплательщика, ни при рассмотрении спора судом первой инстанции не представлены.
Кроме того, проверкой установлены, и материалами дела подтверждены факты взаимозависимости между Фондом, организациями-заемщиками и организациями, перечислившими Фонду целевые средства, а именно: ОАО "Группа компаний "Милан", ЗАО "Русское лото".
В частности, единственный учредитель и руководитель Фонда Расулмухамедов Э. одновременно являлся:
- - в период с 29.09.2008 г. по 16.06.2010 г. учредителем и генеральным директором ЗАО "Русское лото";
- - председателем совета директоров ОАО "ГК Милан" (2008 г.), в последующем - одним из акционеров;
- - учредителем ООО "Авангард" (с 29.05.2006 г. Расулмухамедову Э.А. принадлежит 100% уставного капитала ООО "Авангард");
- - генеральным директором и одним из учредителей ООО "Брентир" (50% доли УК).
Одновременно установлено, что главный бухгалтер Фонда Крашенинникова И.С. числилась, и получала заработную плату в ООО "Авангард" и ООО "Брентир".
Кроме того, из анализа движения денежных средств по счетам организаций-заемщиков проверяющими установлено, что деятельность по созданию кинопродукции и организации социально значимых мероприятий не велась, поступившие от Фонда средства использовались заемщиками в качестве оборотных средств:
- основная масса поступивших на счета ООО "Брентир" денежных средств перечислена далее в адрес ООО "Капитал трейдинг" по договору от 16.01.2009 г. N КТ/003 с назначением платежа "за чай", "за кофе";
- со счета ООО "Авангард" денежные средства списывались с назначением платежа: "за устройства по реализации лотерейных билетов" в адрес ЗАО "Флинт и К" и ООО "Таймс-Холдинг", или направлялись в счет погашения займов перед ОАО "Руслото";
- основная доля поступавших на счет ООО "ВООП" от Фонда денежных средств выдавалась наличными сотрудникам "ООО ВООП" Донченко В.С., Хомченко А.С., в качестве заработной платы и выплат социального характера, тогда как при допросе должностного лица ООО "ВООП" установлено, что заработная плата в ООО "ВООП" не предусмотрена;
- полученные от Фонда денежные средства ПСФ "Русгидрострой" перечислило в адрес ООО "Стройком" в качестве оплаты за выполненные строительные работы.
При проведении Инспекцией допросов должностных лиц ООО "ВООП" и ООО ПСФ "Русгидрострой" были получены показания, не подтверждающие осуществление деятельности, связанной с созданием кинопродукции.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что Заявителем не представлены какие-либо документы, свидетельствующие о наличии расходов, направленных на осуществление мероприятий, предусмотренных Уставом в качестве цели создания данного Фонда.
Совокупность установленных выше Арбитражным судом г. Москвы обстоятельств и представленных налоговым органом доказательств, подтверждает вывод Инспекции о нецелевом использовании Фондом целевых поступлений, повлекшем за собой занижение доходной части налоговой базы проверяемого периода на сумму неотраженных Фондом в составе внереализационных доходов, использованных не по целевому назначению целевых средств, в т.ч. за 2009 г. - на 17 000 000 руб. и за 2010 г. - на 59 950 000 руб., за 2011 г. - на 4 830 000 руб.
Как усматривается апелляционной жалобы Фонда поддержки и развития Авторского Фильма Заявитель не согласен с оспариваемым решением по следующим основаниям:
- законодательство РФ о некоммерческих организациях и заключенные с ОАО "Группа компаний "Милан", ЗАО "Русское лото" договора адресной социальной помощи не запрещают размещать свободные денежные средства, полученные на уставные цели, в качестве займов:
- само по себе заключение со сторонними организациями договоров займа не является нецелевым использованием денежных средств, поскольку денежные средства переданы на возвратной основе, кроме того, материалами проверки подтверждается частичный возврат организациями ООО "Авангард" и ООО "Брентир" переданных денежных средств:
- - установленные факты взаимозависимости и аффилированности участников сделок не являются основанием для признания выданных Фондом, взаимозависимым организации денежных средств нецелевыми расходами;
- - неправильного толкования Устава Фонда.
Таким образом, по мнению Заявителя, положения пп. 14 ст. 250 НК РФ не предусматривают включение в налоговую базу в качестве расходов денежных средств, размещенных на возвратной основе.
Однако все вышеперечисленные доводы Заявителя являются несостоятельными.
Ст. 7 Закона N 7-ФЗ определено, что фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда.
Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан.
Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.
В соответствии со статьей 247 НК РФ, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях главы 25 НК РФ для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
П. 1 ст. 248 НК РФ к доходам в целях налогообложения прибыли отнесены доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
Порядок определения внереализационных доходов установлен статьей 250 НК РФ.
Согласно п. 14 ст. 250 НК, внереализационными доходами признаются, в частности, доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в т.ч. в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств.
При этом ст. 251 НК РФ установлен исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы.
Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ к таким доходам относятся, в частности, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц, и использованные указанными получателями по назначению.
При этом налогоплательщики-получатели указанных целевых средств обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств, в составе налоговой декларации по налогу.
Несмотря на это, в нарушение ст. 7 Закона N 7-ФЗ в проверяемом периоде Фонд не осуществлял публикацию отчетов об использовании своего имущества.
В рассматриваемом случае, Заявителем не представлено никакого документального обоснования принимаемых решений о размещении временно свободных остатков целевых средств в приносящих доход финансовых активах с точки зрения минимизации риска потери (обесценивания) соответствующих средств, а также обоснование целесообразности неполного использования целевых средств в том периоде, в котором они получены, с размещением свободных остатков таких средств в виде займов третьим лицам с получением дохода по сравнению со стратегией полного использования средств в текущем периоде, в том числе обоснование того, что наличие временно свободных остатков целевых средств не приведет к сокращению масштабов деятельности Фонда (ее прекращению), или того, что такое сокращение (прекращение) является временным и позволит за счет накопления средств наиболее эффективно достигнуть уставных целей.
Поименованными в оспариваемом решении от 19.03.2013 г. N 14-04/1001/1085 договорами адресной социальной помощи предусмотрено, что средства от проведения лотерей поступают для финансирования уставной деятельности получателя помощи (Фонда). При этом получатель помощи обязуется за счет целевых отчислений от проведения лотереи реализовать социально-значимые проекты в сфере кинематографии, поддерживать культуру и искусство, создавать условия для развития и реализации авторского кино.
Представленные налогоплательщиком договоры займов с указанными организациями не содержат ссылки на описанные выше договоры взаимодействия. Таким образом, установить, что целевые отчисления, перечислявшиеся в качестве займов в адрес ООО "ПСФ "Русгидрострой", ООО "Брентир", ООО "Авангард", ООО "ВООП" направлялись для достижения целей указанных договоров взаимодействия и для осуществления уставных целей Фонда не представляется возможным.
Выездная налоговая проверка в отношении Заявителя была проведена с учетом Отчета о результатах контрольного мероприятия Счетной палаты Российской Федерации от 09.04.2012 г N 51/12-02, согласно которому, по результатам контрольного мероприятия установлено нецелевое расходование Фондом целевых отчислений от лотерей, путем направления полученных от ЗАО "Русское Лото" и ОАО "ГК Милан" целевых отчислений на займы по договорам с ООО "Авангард", ООО "Брентир", ООО ВООП, ООО "Русгидрострой".
Проведенные налоговым органом в отношении проверяемого налогоплательщика контрольные мероприятия полностью подтверждают, что полученные денежные средства использовались организациями-заемщиками для пополнения своих оборотных средств, для осуществления своей уставной коммерческой деятельности и направлялись для расчетов со своими поставщиками товаров, работ, услуг, выплаты зарплаты, оплату коммунальных услуг и пр. Получатели заемных средств не осуществляли какую-либо деятельность, связанную с: созданием кинопродукции; организацией общественных мероприятий; исследованиями; получением материалов для кинопроектов и пр.
Из чего следует, что преследуемые Фондом в указанных договорах взаимодействия с ООО "Авангард", ООО "Брентир", ООО "Русгидрострой" и ООО "ВООП" цели не соответствуют уставным целям Фонда.
Таким образом, на основании п. 14 ст. 250 НК РФ, сумма перечисленных средств подлежит учету Фондом в составе внереализационных доходов и обложению налогом на прибыль в общеустановленном порядке.
Все указанные в апелляционной жалобе обстоятельства и доводы налогоплательщика в их совокупности и системной взаимосвязи, как того требуют положения ст. 71 АПК РФ, исследованы и рассмотрены судом первой инстанции и им была дана надлежащая оценка.
На основании статей Налогового кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.11.2013 по делу N А40-99924/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
В.Я.ГОЛОБОРОДЬКО
Судьи
Н.О.ОКУЛОВА
Е.А.СОЛОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)