Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 25.06.2014 N Ф09-3980/14 ПО ДЕЛУ N А76-17984/2013

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2014 г. N Ф09-3980/14

Дело N А76-17984/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Анненковой Г.В., Гусева О.Г.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее Управление, заинтересованное лицо, налоговый орган, УФНС по Челябинской области) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2014 по делу N А76-17984/2013 Арбитражного суда Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- Управления - Малышко И.П. (доверенность от 11.06.2011), Крумм Ю.Г. (доверенность от 23.12.2013;
- закрытого акционерного общества "Найфл" (далее общество, налогоплательщик, ЗАО "Найфл") - Истомин В.Ю. (доверенность от 02.12.2013).

Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения Управления от 07.08.2013 N 16-07/002039.
Решением суда от 02.12.2013 (судья Белый А.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2014 (судьи Толкунов В.М., Иванова Н.А., Тимохин О.Б.) решение суда отменено. Заявленные требования общества удовлетворены, обжалуемое решение Управления признано недействительным.
В кассационной жалобе налоговый орган просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение судом норм налогового законодательства.
По мнению заявителя жалобы, результаты работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Челябинской области сформированы в перечень объектов массовой оценки по состоянию на 01.01.2010 и утверждены постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области" (далее - Постановление N 284-П).
Данным нормативным актом также утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Челябинской области.
С учетом того, что постановление опубликовано в газете "Южноуральская панорама" N 237, 29.09.2011 (спецвыпуск) и, в силу положений п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.02.2010 N 165-0-0, Постановлении от 02.07.2013 N 17-П, для целей налогообложения земельным налогом подлежит применению с 01.01.2012 (с начала нового налогового периода).
Таким образом, налоговый орган считает, что за 2012 год налоговая база по земельному налогу подлежит установлению исходя из кадастровой стоимости, определенной с учетом результатов оценки земель, утвержденных Постановлением N 284-П, вне зависимости от фактической даты внесения в государственный кадастр недвижимости данной кадастровой стоимости, так как все правовые последствия определения кадастровой стоимости земельного участка возникли именно с даты вступления в силу Постановления N 284-П. Действия органа кадастрового учета по определению стоимости и включению ее в кадастр недвижимости представляют собой, по сути, совокупность технических действий и не могут влиять на обязанность налогоплательщика уплачивать (либо не уплачивать) земельный налог исходя из актуальной кадастровой стоимости. Кроме того, Управление считает, что судом апелляционной инстанции не учтены изменения п. 14 ст. 396 Кодекса, вступившие в силу 01.01.2010.
Общество с обжалуемым судебным актом согласно, считает, что при вынесении решения Управлением не учтено то, что Постановление N 284-П не содержит данных относительно кадастровой стоимости спорного земельного участка, принадлежащего ЗАО "Найфл", ввиду чего его стоимость по состоянию на 01.01.2012 не могла быть отражена в государственном кадастре недвижимости, в материалах дела отсутствуют доказательства относительно стоимости земельного участка ЗАО "Найфл" по состоянию на 01.01.2012 в размере 11 979 116 руб., по которой Управлением доначислен земельный налог.

Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции на основании ст. 274, 284, 286, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 15 по Челябинской области (далее - инспекция) проведена камеральная налоговая проверка первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2012 г., представленной ЗАО "Найфл".
По результатам рассмотрения материалов проверки инспекцией вынесено решение от 07.06.2013 N 13528 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", согласно которому доначислен земельный налог к уплате за 2012 в размере 163 169 руб., общество привлечено к налоговой ответственности по статье 122 Кодекса за неполную уплату налога в результате занижения налоговой базы в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога, начислены пени в размере 6 523 руб. 71 коп.
УФНС по Челябинской области вынесено решение от 07.08.2013 N 16-07/002039@, в соответствии с которым решение нижестоящего налогового органа отменено по процессуальным основаниям, принято новое решение о доначислении налогоплательщику земельного налога за 2012 г. в размере 90 214 руб., взыскании 4 510 руб. 40 коп. штрафа по п. 1 ст. 122 Кодекса за неполную уплату налога в результате занижения налоговой базы, начислении пени в размере 3 227 руб. 96 коп.
Основанием для доначисления налога, штрафа и пени послужили доводы налогового органа о необоснованном занижении суммы налога - неверном исчислении налога вследствие неверного определения налогоплательщиком размера налоговой базы в связи с неправильным размером кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2012 в размере 5 964 892 руб. 74 коп.
По мнению налогового органа, для исчисления земельного налога за 2012 г. должна применяться кадастровая стоимость в размере 11 979 116 руб. 28 коп.
Из материалов дела следует, что обществу принадлежит земельный участок с кадастровым номером 74:35:0400012:0010, общей площадью 3 474 кв. м, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Троицк, ул. Ленина 17.
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 07.07.2006, кадастровая стоимость определена в размере 5 964 892 руб. 74 коп. указана в кадастровом плане земельного участка от 25.12.2006 N 35/06-1-1660.
Указанный размер кадастровой стоимости использовался налогоплательщиком при исчислении земельного налога за 2012 г. в спорной налоговой декларации.
Постановлением N 284-П были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Челябинской области. Перечень объектов оценки формировался по состоянию на 01.01.2010.
В соответствии с Постановлением N 284-П средний уровень кадастровой стоимости земель "Троицкий городской округ" в разрезе кадастрового квартала 74:35:0400012 вид разрешенного использования 5 - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, составляет 3 448 руб. 22 коп. за 1 кв. м.
Приказом Минэкономразвития России от 17.11.2011 N 673 "О внесении изменений в Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденные приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222" (вступил в силу 13.03.2012) (далее - Приказ N 673) результаты указанной государственной кадастровой оценки земель распространены на земельные участки, не вошедшие в перечень объектов оценки.
Земельный участок с кадастровым номером 74:35:0400012:10 поставлен на учет ранее указанной даты, в перечень объектов оценки по Постановлению N 284-П не вошел, вследствие чего кадастровая стоимость земельного участка в размере 11 979 116 руб. определена согласно Приказу N 673 путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
В целях исчисления земельного налога за 2012 г. Управлением применена стоимость спорного земельного участка в размере 11 979 116 руб.
Вместе с тем, указанная кадастровая стоимость была внесена в государственный кадастр недвижимости только 11.12.2012.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что при расчете налогоплательщиком земельного налога за 2012 г. в отношении спорного земельного участка подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная Постановлением N 284-П.
Удовлетворяя требования заявителя, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Кодекса признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из пункта 1 статьи 390 Кодекса, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Кодекса.
Частью 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании ст. 65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в том числе для целей налогообложения.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 Кодекса).
Согласно п. 1 ст. 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
При этом согласно п. 2 ст. 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В силу п. 5 ст. 5 Кодекса положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Таким образом, в случае, когда нормативный правовой акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям, то в силу требований ст. 5 Кодекса такой акт подлежит применению налогоплательщиками только с начала следующего налогового периода.
Изданное Правительством Челябинской области Постановление N 284-П прямо не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям.
Согласно ст. ст. 24.11 и 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Однако принятие такого решения само по себе не свидетельствует о завершенности государственной кадастровой оценки.
В силу ст. 24.11 названного Федерального закона государственная кадастровая оценка - это совокупность действий, которая включает в себя не только принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки, но и формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки, определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости, а также внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 14 ст. 396 Кодекса).
Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" территориальные органы Росреестра обязаны бесплатно предоставлять налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков. При этом предоставлять указанные сведения для целей налогообложения они обязаны по письменному заявлению налогоплательщика в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Тем самым, на налогоплательщике лежит обязанность по определению налоговой базы на основании использования надлежаще установленных и доведенных до него сведений государственного земельного кадастра. Расчет кадастровой стоимости спорного земельного участка был произведен 11.12.2012, после уточнения его фактического использования, в нарушение порядка внесения сведений об актуальной кадастровой стоимости земельных участков по результатам проведенной государственной кадастровой оценки земель.
Из представленной в дело кадастровой справки от 01.12.2013 о кадастровой стоимости спорного земельного участка следует, что кадастровая стоимость на 01.01.2012 составляла 5 964 892 руб. 74 коп. Таким образом, данная кадастровая стоимость была правильно использована налогоплательщиком при исчислении налога.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены постановления апелляционной инстанции судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба Управления без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2014 по делу N А76-17984/2013 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области - без удовлетворения.

Председательствующий
Д.В.ЖАВОРОНКОВ

Судьи
Г.В.АННЕНКОВА
О.Г.ГУСЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)