Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.04.2015 N 12АП-2711/2015 ПО ДЕЛУ N А12-40435/2014

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2015 г. по делу N А12-40435/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей О.И. Антоновой, С.В. Никольского,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.В. Самойловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 февраля 2015 года по делу N А12-40435/2014, (судья Кремс Л.А.),
по иску Крылова Александра Сергеевича
к закрытому акционерному обществу "Единая Дирекция Культурно-Массовых Мероприятий" (ИНН 3444187074, ОГРН 1113444021162),
инспекции федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (ИНН 3443077223, ОГРН 1043400306223)
о признании несостоявшимся увеличение уставного капитала, о признании недействительным устава утвержденного решением единственного акционера от 27.06.2013 г. за N 10, о признании недействительной запись в ЕГРЮЛ от 08.07.2013 г., и обязании внести изменения
при участии в заседании:
лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

установил:

В арбитражный суд Волгоградской области обратился Крылов Александр Сергеевич исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Единая Дирекция Культурно-Массовых Мероприятий", Инспекции федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда о признании несостоявшимся увеличение уставного капитала, о признании недействительным устава утвержденного решением единственного акционера от 27.06.2013 г. за N 10, о признании недействительной запись в ЕГРЮЛ от 08.07.2013 г.,
Кроме того, истец просил обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району г. Волгограда произвести регистрацию соответствующих изменений в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении Закрытого акционерного общества "Единая Дирекция Культурно-Массовых Мероприятий".
Решением от 11 февраля 2015 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-40435/2014 суд признал несостоявшимся увеличение уставного капитала Закрытого акционерного общества "Единая Дирекция Культурно-Массовых Мероприятий" до 1.100.000,00 рублей.
Также судом признан недействительным Устав Закрытого акционерного общества "Единая Дирекция Культурно-Массовых Мероприятий", утвержденный решением единственного акционера от "27" июня 2013 года за N 10 и зарегистрированным в Едином государственном реестре юридических лиц от "08" июля 2013 года за государственным регистрационным номером 2133443698970.
Также признана недействительной запись в Едином государственном реестре юридических лиц от "08" июля 2013 года за государственным регистрационным номером 2133443698970 о регистрации новой редакции устава Закрытого акционерного общества "Единая Дирекция Культурно-Массовых Мероприятий" и внесения записи о размере уставного капитала.
Кроме того, суд обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району г. Волгограда произвести регистрацию соответствующих изменений в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении Закрытого акционерного общества "Единая Дирекция Культурно-Массовых Мероприятий", а именно указать в сведениях об уставном капитале юридического лица размер уставного капитала Закрытого акционерного общества "Единая Дирекция Культурно-Массовых Мероприятий" в размере 100.000 рублей.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
В обоснование поданной жалобы заявитель указывает, что регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия закону форму представленных документов. Ответственность, по мнению заявителя, за предоставление не достоверной информации несут юридические лица, представляющие документы на регистрацию.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 27 июня 2013 года единственным акционером Закрытого акционерного общества "Единая Дирекция Культурно-Массовых Мероприятий" - Крыловым Александром Сергеевичем (Истцом) было принято решение об увеличении уставного капитала путем увеличения номинальной стоимости акций (решение N 10 от "27" июня 2013 года).
Согласно принятому решению номинальная стоимость одной акции увеличивается с 1.000 рублей до 11.000 рублей, уставной капитал Закрытого акционерного общества "Единая Дирекция Культурно-Массовых Мероприятий" увеличивается с 100.000 рублей до 1.100.000 рублей. Уставной капитал увеличивается за счет внесения дополнительного вклада (денежных средств) единственным акционером в размере 1.000.000 рублей.
Также решением единственного акционера в связи с увеличением уставного капитала поручено утвердить устав Закрытого акционерного общества "Единая Дирекция Культурно-Массовых Мероприятий" в новой редакции и провести все необходимые действия по государственной регистрации учредительных документов.
Истец свои обязанности по внесению дополнительного вклада в уставной капитал Закрытого акционерного общества "Единая Дирекция Культурно-Массовых Мероприятий" в размере 1.000.000 рублей выполнил.
01 июля 2013 года Закрытое акционерное общество "Единая Дирекция Культурно-Массовых Мероприятий" обратилась в Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району г. Волгограда с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.
08 июля 2013 года Инспекция Федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району г. Волгограда на основании поданного заявления зарегистрировало за государственным регистрационным номером 2133443698970 новую редакцию устава Закрытое акционерное общество "Единая Дирекция Культурно-Массовых Мероприятий" и внесла в Единый государственный реестр юридических лиц изменения в части указания уставного капитала юридического лица в размере 11.000.000 рублей.
Согласно п. 6 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации включение в единый государственный реестр юридических лиц данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона.
Указанная редакция устава Закрытого акционерного общества "Единая Дирекция Культурно-Массовых Мероприятий" и запись, внесенная Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району г. Волгограда о размере уставного капитала, являются недействительными по следующим обстоятельствам.
Исходя из содержания ст. 1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.
Исходя из содержания ст. 1. Федерального закона "Об акционерных обществах" в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации указанный Федеральный закон определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров.
Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона "Об акционерных обществах" уставный капитал общества может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций.
Согласно п. 2 ст. 28 Федерального закона "Об акционерных обществах" решение об увеличении уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций принимается общим собранием акционеров.
Пунктом 2 ст. 12 Федерального закона "Об акционерных обществах" предусмотрено, что внесение в устав общества изменений и дополнений, в том числе изменений, связанных с увеличением уставного капитала общества, осуществляется по результатам размещения акций общества на основании решения общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала общества или решения Совета директоров (наблюдательного совета) общества, если в соответствии с уставом общества последнему принадлежит право принятия такого решения, на основании решения общего собрания акционеров об уменьшении уставного капитала путем уменьшения номинальной стоимости акций, иного решения, на основании которого осуществляется размещение акций и размещение эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, и зарегистрированного отчета об итогах выпуска акций либо, если в соответствии с федеральным законом процедура эмиссии акций не предусматривает государственную регистрацию отчета об итогах выпуска акций, выписки из государственного реестра эмиссионных ценных бумаг.
Акцией в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" признается эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой.
Эмитент в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" признается юридическое лицо, исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления, которые несут от своего имени или от имени публично-правового образования обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами.
Последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг (эмиссия ценных бумаг) определена ст. 19 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".
В соответствии с указанной статьей процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг включает в себя следующие этапы:
1) принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг или иного решения, являющегося основанием для размещения эмиссионных ценных бумаг;
2) утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;
3) государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или присвоение выпуску (дополнительному выпуску) эмиссионных ценных бумаг идентификационного номера;
4) размещение эмиссионных ценных бумаг;
5) государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Согласно п. 2 ст. 24 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска.
Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" в редакции от "29" декабря 2012 года, действовавшей на момент принятия решения об увеличении уставного капитала, государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом.
Таким органом согласно постановлению Правительства РФ от 29.08.2011 г. N 717 "О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" являлась Федеральная служба по финансовым рынкам.
Федеральной службой по финансовым рынкам утверждены Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (Приказ ФСФР России от 25.01.2007 г. N 07-4/пз-н).
Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг предусмотрены были порядок и сроки подачи документов на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, порядок государственной регистрации выпуска ценных бумаг, порядок размещения ценных бумаг и государственной регистрации их выпуска.
Так глава 5 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг регламентировала особенности государственной регистрации выпуска акций, размещенных путем конвертации размещаемых путем конвертации в акции той же категории (типа) с большей номинальной стоимостью, а также особенности их размещения при указанном способе.
Согласно п. 5.1.1. указанных Стандартов решением о размещении акций, размещаемых путем конвертации в акции той же категории (типа) с большей номинальной стоимостью, является решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем увеличения номинальной стоимости акций.
В соответствии с п. 2.3.1. указанных Стандартов решение о выпуске ценных бумаг утверждается на основании и в соответствии с решением об их размещении.
Согласно п. 2.3.3. указанных Стандартов решение о выпуске ценных бумаг, кроме решения о выпуске ценных бумаг, размещенных при учреждении акционерного общества и при реорганизации в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, в том числе в форме разделения или выделения, осуществляемых одновременно со слиянием или с присоединением, должно быть утверждено не позднее шести месяцев с момента принятия решения об их размещении.
Таким образом, решение о выпуске акций, размещаемых путем конвертации в акции той же категории (типа) с большей номинальной стоимостью, должно было быть утверждено единственным акционером Закрытого акционерного общества "Единая Дирекция Культурно-Массовых Мероприятий" в срок не позднее "26" декабря 2013 года (шестимесячный срок исчисляется с даты принятия решения об увеличении уставного капитала).
Указанное решение о выпуске ценных бумаг единственным акционером не утверждалось, выпуск ценных бумаг: акций именных обыкновенных в количестве 100 штук с номинальной стоимостью 11.000 рублей каждая в установленном порядке не регистрировался.
Так как указанный выпуск ценных бумаг не был зарегистрирован, акции с большей номинальной стоимостью не могли быть размещены единственному акционеру и, как следствие, не регистрировался отчет об итогах выпуска указанных акций.
Таким образом, Закрытое акционерное общество "Единая Дирекция Культурно-Массовых Мероприятий" не имело право обращаться в Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району г. Волгограда с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, в связи с увеличением его уставного капитала.
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району г. Волгограда не имела право регистрировать указанные изменения в учредительные документы и вносить в единый государственный реестр юридических лиц запись об увеличенном уставном капитале до государственной регистрации акций, их размещения и государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг.
Регистрация изменений в учредительные документы Закрытого акционерного общества "Единая Дирекция Культурно-Массовых Мероприятий" и включение в единый реестр юридических лиц сведений о новом уставном капитале общества были проведены с нарушением закона.
Такие действия нарушают права Истца.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 31 Федерального закона "Об акционерных обществах" акционеры - владельцы обыкновенных акций общества могут в соответствии с указанным Федеральным законом и уставом общества участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, а также имеют право на получение дивидендов, а в случае ликвидации общества - право на получение части его имущества.
Порядок выплаты акционерным обществом дивидендов устанавливается статьей 42 Федерального закона "Об акционерных обществах".
В соответствии с п. 7 ст. 42 Федерального закона "Об акционерных обществах" дивиденды выплачиваются лицам, которые являлись владельцами акций соответствующей категории (типа) или лицами, осуществляющими в соответствии с федеральными законами права по этим акциям, на конец операционного дня даты, на которую в соответствии с решением о выплате дивидендов определяются лица, имеющие право на их получение.
Исходя из п. 7.4.4. Постановления ФКЦБ РФ от 02.10.1997 г. N 27 "Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг" функции по определению лиц, имеющих право на получение дивидендов, выполняет регистратор, осуществляющий ведение реестра владельцев ценных бумаг акционерного общества.
С 01 октября 2013 года вступил в законную силу Федеральный закон от 02.07.2013 г. N 142-ФЗ "О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В соответствии с данным законом акционерные общества, которые на день вступления в силу указанного Федерального закона самостоятельно осуществляют ведение реестра акционеров, обязаны в течение года передать ведение реестра лицу, имеющему предусмотренную законом лицензию, в соответствии с п. 2 ст. 149 ГК РФ.
Закрытое акционерное общество "Единая Дирекция Культурно-Массовых Мероприятий" на день вступления в силу такого Федерального закона осуществляло ведение реестра акционеров самостоятельно.
Обязанность по передаче ведения реестра акционеров специальному регистратору обществом не исполнена.
Приказом ФСФР России от 23.12.2010 г. N 10-77/пз-н "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия при передаче документов и информации, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг" предусмотрены перечень документов, которые обязан предоставить эмитент реестродержателю.
Согласно п. 1.3. указанного Положения о порядке взаимодействия при передаче документов и информации, реестродержатель, принимающий документы и информацию системы ведения реестра владельцев ценных бумаг, не вправе подписывать акт приема-передачи документов и информации системы ведения реестра и приступать к ведению реестра, если ему не предоставлены все документы, предусмотренные пунктами 2.10.5, 2.10.6, 2.10.8 и 2.10.9 Положения и пунктами 2.10.2 - 2.10.4 Положения в отношении размещенных выпусков ценных бумаг эмитента.
Так как у Закрытого акционерного общества "Единая Дирекция Культурно-Массовых Мероприятий" имеется зарегистрированный устав с увеличенным уставным капиталом, но отсутствуют документы, подтверждающие регистрацию и размещение акций с увеличенной номинальной стоимостью, реестродержатели могут отказаться от ведения реестра акционеров Закрытого акционерного общества "Единая Дирекция Культурно-Массовых Мероприятий".
Таким образом, из-за регистрации устава с увеличенным уставным капиталом, состоящим из незарегистрированных и неразмещенных акций, истец не может реализовать свое право на получение дивидендов в случае принятие им такого решения.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 февраля 2015 года по делу N А12-40435/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.

Председательствующий
А.Ю.НИКИТИН

Судьи
О.И.АНТОНОВА
С.В.НИКОЛЬСКИЙ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)