Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ходыревой Л.Е.,
судей: Павлюк Т.В., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Орловой Е.В.
при участии в заседании: без участия (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 15 по Алтайскому краю на решение Арбитражного суда Алтайского края от 31.10.2014 года по делу N А03-16443/2014 (судья Закакуев И.Н.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Данелия Тенгиза Ливича (ИНН 222500466850, ОГРНИП 304222528200187), г. Барнаул, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 15 по Алтайскому краю о признании незаконным решения N 904 от 20.06.2014 и взыскании судебных расходов в сумме 20 400 руб.,
установил:
Индивидуальный предприниматель Данелия Тенгиз Ливич (далее - ИП Данелия, заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Алтайскому краю (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения N 904 от 20.06.2014 г. и о взыскании судебных расходов в сумме 20 400 руб.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 31.10.2014 года требования заявителя удовлетворены; признано недействительным оспариваемое Решение N 904 от 20.06.2014 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Алтайскому краю; с Инспекции в пользу индивидуального предпринимателя взысканы судебные расходы в сумме 18 200 руб., из них: 200 руб. расходы по уплате государственной пошлины и 18 000 руб. расходы на оплату услуг представителя, в остальной части в удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов отказано.
Не согласившись с решением суда, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям:
- измененная кадастровая стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости, внесенная в государственный кадастр недвижимости в течение налогового периода на основании вступившего в законную силу судебного акта, применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 01 января года, следующего за налоговым периодом, в котором такие изменения были внесены в кадастр.
Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1, ч. 4 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, кроме того, с учетом получения извещения о времени и месте судебного разбирательства по первому судебному акту (ч. 6 статьи 121 АПК РФ, п. 4, п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12), в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. В порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, предприниматель владеет на праве собственности земельным участком площадью 3 529 кв. м, расположенным в г. Барнауле, ул. Пушкина, 11, кадастровый номер 22:63:050151:5, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.11.2013 года.
В соответствии с Постановлением Администрации Алтайского края N 546 от 28.12.2009 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края", вступившим в силу с 01.01.2010 года, опубликованным в газете "Алтайская правда" от 30.12.2009 года N 415-416, кадастровая стоимость данного земельного участка составляет 42 040 871 руб.
Согласно решения Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-365/2013 от 16.04.2013 года, вступившего в законную силу 17.05.2013 года, кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка составляет 10 199 000 руб.
В связи с чем 21.02.2014 года предприниматель представил в Инспекцию уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 г., в которой земельный налог за 5 месяцев исчислил от кадастровой стоимости в размере 42 040 871 руб. в сумме 262 776 руб., а с июня 2013 г. по декабрь 2013 г. (7 месяцев) земельный налог исчислил от кадастровой стоимости в размере 10 199 000 руб. и составил 89 236 руб. Всего земельный налог за 2013 г. был исчислен и уплачен заявителем в размере 352 012 руб.
По представленной заявителем декларации по земельному налогу за 2013 г. налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка. По результатам проверки составлен акт N 1182 от 15.05.2014 г., на основании которого заместителем начальника инспекции принято решение N 904 от 20.06.2014 г. о привлечении к ответственности за нарушение налогового правонарушения. Указанным решением заявителю предложено уплатить 278 601 руб. земельного налога, 14 611 руб. 06 коп. пени, 111 440 руб. 40 коп. штрафа.
По мнению налогового органа, земельный налог за 2013 г. должен быть исчислен и уплачен в размере 630 613 руб., исходя из кадастровой стоимости в размере 42 040 871 руб.
Не согласившись с решением Инспекции, предприниматель в порядке статьи 139 НК РФ, обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю с апелляционной жалобой. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю от 30.07.2014 г. жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение N 904 от 20.06.2014 г. о привлечении к ответственности за нарушение налогового правонарушения - без изменения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая судебный акт об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что глава 31 НК РФ не содержит норм, препятствующих налогоплательщику исчислить налог с учетом изменения кадастровой стоимости, при улучшении его положения, рассчитанной за соответствующий период, исходя из рыночной стоимости, установленной решением суда.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно статье 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
На основании пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Абзацем 2 пункта 3 указанной статьи определено, что налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Из подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 (далее - Правила) государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктом 10 Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка.
Согласно пункту 11 статьи 396 НК РФ органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 названного Кодекса.
Согласно пункту 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, предприниматель является собственником земельного участка, расположенного в г. Барнауле, ул. Пушкина, 11, с кадастровым номером 22:63:050151:5.
Согласно сведениям, поступившим в соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ из ФГБУ "Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Алтайскому краю, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 22:63:050151:5 на 01.01.2013 г. составляет 42 040 871 руб. 13 коп.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края утверждены Постановлением Администрации Алтайского края N 546 от 28.12.2009 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края", вступившим в силу с 01.01.2010 г.
Корректировка установленной кадастровой стоимости возможна путем установления рыночной стоимости земельного участка на основании судебного решения или решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка.
Как следует из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 года N 10761/11 по делу N А11-5098/2010, кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. Поэтому средняя кадастровая стоимость и рыночная стоимость земельного участка соотносятся между собой как усредненная и индивидуализированная, а не как ошибочная и достоверная.
Корректировка кадастровой стоимости может производиться, в том числе по инициативе владельца земельного участка. Являясь правом субъекта земельных правоотношений, корректировка кадастровой стоимости земельного участка влечет юридические последствия, в том числе для целей налогообложения, с момента реализации указанного права в установленном законом порядке (с момента вступления решения суда в законную силу, вступления в силу решения уполномоченного органа). До указанной даты отсутствуют правовые основания для неприменения ранее установленной кадастровой стоимости, если иное не вытекает из соответствующего судебного акта или решения уполномоченного органа.
Так, положениями статей 24.19, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено право физических и юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка в арбитражном суде, если они затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. В случае установления судом рыночной стоимости земельного участка, такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 года N 10761/11 по делу N А11-5098/2010 вытекает, что дата, на которую определяется рыночная стоимость объекта недвижимости, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 16 АПК РФ).
Согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 913/11, в силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, с момента вступления судебного акта в законную силу, установившего кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной, в государственный кадастр недвижимости вносится новая кадастровая стоимость. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе в целях налогообложения, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из материалов дела следует, что вступившим 17.05.2013 г. в законную силу решением Арбитражного суда Алтайского края от 16.04.2013 г. по делу N А03-365/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 22:63:050151:5, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Пушкина, 11, равной его рыночной стоимости в размере 10 199 000 руб.
В связи с чем, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Алтайскому краю в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 22:63:050151:5 по состоянию на 17.05.2013 составляет 10 199 000 руб.
Проанализировав изложенные нормы права и правовую позицию Высшего Арбитражного суда РФ по данному вопросу, представленные сторонами доказательства, оценив фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции обоснованно посчитал неправомерным доначисление земельного налога без учета налоговой базы в размере кадастровой стоимость, внесенной в государственный кадастр недвижимости на основании судебного акта, вступившего в законную силу 17.05.2013 г.
Принимая во внимание правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 06.11.2012 г. N 7701/12, суд правомерно указал, что налоговый орган в связи с изменением в течение налогового периода кадастровой стоимости должен был исчислить земельный налог с применением коэффициента, аналогичного коэффициенту, определяемого в порядке установленным в пункте 7 статьи 396 НК РФ, в отношении кадастровой стоимости земельного участка, установленного судебным актом.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при изменении кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода исчисление земельного налога с разбивкой по периодам противоречит указанным положениям Налогового кодекса, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Ни нормами Налогового кодекса, ни из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2012 года N 7701/12 запрет на изменение налоговой базы главой 31 НК РФ не следует.
При этом, толкование нормы статьи 391 НК РФ не должно производиться в отрыве от общих принципов налогообложения.
Так, в соответствии со статьями 23, 390, 391 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в размере, соответствующем налоговой базе и налоговой ставке. При этом размер земельного налога, подлежащего уплате в бюджет, должен соответствовать действительным налоговым обязательствам.
Согласно пункту 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации закрепил и разъяснил в своих постановлениях способ защиты прав пользователей земельными участками в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной, применение которой налогоплательщиками с момента вступления в законную силу судебного акта по установлению такой стоимости есть не что иное, как механизм реализации прав пользователей, распространяющийся и на исчисление земельного налога.
Иное толкование норм законодательства налоговым органом вступает в противоречие с указанным закрепленным механизмом, установленными принципами налогообложения, а равно с принципом обязательности судебных актов по установлению кадастровой стоимости, равной ее рыночной.
Учитывая вышеизложенное, суд обоснованно посчитал неправомерным доначисление земельного налога без учета налоговой базы в размере кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости на основании судебного акта, вступившего в законную силу, кроме того, с учетом позиции Минфина РФ, изложенной в письмах от 05.09.2013 г. N 03-05-05-02/36540, от 16.07.2013 г. N 03-05-04-02/27809, и установил неправомерным определение Инспекцией суммы налога в размере 630 613 рублей, то есть без учета изменения налоговой базы в течение налогового периода. Сам расчет (арифметически) Инспекцией не оспаривается.
На основании изложенного судом первой инстанции дана надлежащая оценка доводу налогового органа, изложенному в апелляционной жалобе, о невозможности перерасчета налоговой базы в течение налогового период; в целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Применительно к взысканию судом с налогового органа судебных расходов, частичного отказа в удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов, апелляционная жалоба и отзыв на апелляционную жалобу возражений не содержат, законность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в пределах заявленных доводов (ч. 5 ст. 268 АПК РФ).
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 31 октября 2014 года по делу N А03-16443/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий
Л.Е.ХОДЫРЕВА
Судьи
Т.В.ПАВЛЮК
С.Н.ХАЙКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.01.2015 ПО ДЕЛУ N А03-16443/2014
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 2015 г. по делу N А03-16443/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ходыревой Л.Е.,
судей: Павлюк Т.В., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Орловой Е.В.
при участии в заседании: без участия (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 15 по Алтайскому краю на решение Арбитражного суда Алтайского края от 31.10.2014 года по делу N А03-16443/2014 (судья Закакуев И.Н.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Данелия Тенгиза Ливича (ИНН 222500466850, ОГРНИП 304222528200187), г. Барнаул, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 15 по Алтайскому краю о признании незаконным решения N 904 от 20.06.2014 и взыскании судебных расходов в сумме 20 400 руб.,
установил:
Индивидуальный предприниматель Данелия Тенгиз Ливич (далее - ИП Данелия, заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Алтайскому краю (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения N 904 от 20.06.2014 г. и о взыскании судебных расходов в сумме 20 400 руб.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 31.10.2014 года требования заявителя удовлетворены; признано недействительным оспариваемое Решение N 904 от 20.06.2014 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Алтайскому краю; с Инспекции в пользу индивидуального предпринимателя взысканы судебные расходы в сумме 18 200 руб., из них: 200 руб. расходы по уплате государственной пошлины и 18 000 руб. расходы на оплату услуг представителя, в остальной части в удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов отказано.
Не согласившись с решением суда, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям:
- измененная кадастровая стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости, внесенная в государственный кадастр недвижимости в течение налогового периода на основании вступившего в законную силу судебного акта, применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 01 января года, следующего за налоговым периодом, в котором такие изменения были внесены в кадастр.
Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1, ч. 4 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, кроме того, с учетом получения извещения о времени и месте судебного разбирательства по первому судебному акту (ч. 6 статьи 121 АПК РФ, п. 4, п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12), в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. В порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, предприниматель владеет на праве собственности земельным участком площадью 3 529 кв. м, расположенным в г. Барнауле, ул. Пушкина, 11, кадастровый номер 22:63:050151:5, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.11.2013 года.
В соответствии с Постановлением Администрации Алтайского края N 546 от 28.12.2009 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края", вступившим в силу с 01.01.2010 года, опубликованным в газете "Алтайская правда" от 30.12.2009 года N 415-416, кадастровая стоимость данного земельного участка составляет 42 040 871 руб.
Согласно решения Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-365/2013 от 16.04.2013 года, вступившего в законную силу 17.05.2013 года, кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка составляет 10 199 000 руб.
В связи с чем 21.02.2014 года предприниматель представил в Инспекцию уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 г., в которой земельный налог за 5 месяцев исчислил от кадастровой стоимости в размере 42 040 871 руб. в сумме 262 776 руб., а с июня 2013 г. по декабрь 2013 г. (7 месяцев) земельный налог исчислил от кадастровой стоимости в размере 10 199 000 руб. и составил 89 236 руб. Всего земельный налог за 2013 г. был исчислен и уплачен заявителем в размере 352 012 руб.
По представленной заявителем декларации по земельному налогу за 2013 г. налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка. По результатам проверки составлен акт N 1182 от 15.05.2014 г., на основании которого заместителем начальника инспекции принято решение N 904 от 20.06.2014 г. о привлечении к ответственности за нарушение налогового правонарушения. Указанным решением заявителю предложено уплатить 278 601 руб. земельного налога, 14 611 руб. 06 коп. пени, 111 440 руб. 40 коп. штрафа.
По мнению налогового органа, земельный налог за 2013 г. должен быть исчислен и уплачен в размере 630 613 руб., исходя из кадастровой стоимости в размере 42 040 871 руб.
Не согласившись с решением Инспекции, предприниматель в порядке статьи 139 НК РФ, обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю с апелляционной жалобой. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю от 30.07.2014 г. жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение N 904 от 20.06.2014 г. о привлечении к ответственности за нарушение налогового правонарушения - без изменения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая судебный акт об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что глава 31 НК РФ не содержит норм, препятствующих налогоплательщику исчислить налог с учетом изменения кадастровой стоимости, при улучшении его положения, рассчитанной за соответствующий период, исходя из рыночной стоимости, установленной решением суда.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно статье 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
На основании пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Абзацем 2 пункта 3 указанной статьи определено, что налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Из подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 (далее - Правила) государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктом 10 Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка.
Согласно пункту 11 статьи 396 НК РФ органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 названного Кодекса.
Согласно пункту 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, предприниматель является собственником земельного участка, расположенного в г. Барнауле, ул. Пушкина, 11, с кадастровым номером 22:63:050151:5.
Согласно сведениям, поступившим в соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ из ФГБУ "Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Алтайскому краю, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 22:63:050151:5 на 01.01.2013 г. составляет 42 040 871 руб. 13 коп.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края утверждены Постановлением Администрации Алтайского края N 546 от 28.12.2009 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края", вступившим в силу с 01.01.2010 г.
Корректировка установленной кадастровой стоимости возможна путем установления рыночной стоимости земельного участка на основании судебного решения или решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка.
Как следует из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 года N 10761/11 по делу N А11-5098/2010, кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. Поэтому средняя кадастровая стоимость и рыночная стоимость земельного участка соотносятся между собой как усредненная и индивидуализированная, а не как ошибочная и достоверная.
Корректировка кадастровой стоимости может производиться, в том числе по инициативе владельца земельного участка. Являясь правом субъекта земельных правоотношений, корректировка кадастровой стоимости земельного участка влечет юридические последствия, в том числе для целей налогообложения, с момента реализации указанного права в установленном законом порядке (с момента вступления решения суда в законную силу, вступления в силу решения уполномоченного органа). До указанной даты отсутствуют правовые основания для неприменения ранее установленной кадастровой стоимости, если иное не вытекает из соответствующего судебного акта или решения уполномоченного органа.
Так, положениями статей 24.19, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено право физических и юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка в арбитражном суде, если они затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. В случае установления судом рыночной стоимости земельного участка, такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 года N 10761/11 по делу N А11-5098/2010 вытекает, что дата, на которую определяется рыночная стоимость объекта недвижимости, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 16 АПК РФ).
Согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 913/11, в силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, с момента вступления судебного акта в законную силу, установившего кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной, в государственный кадастр недвижимости вносится новая кадастровая стоимость. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе в целях налогообложения, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из материалов дела следует, что вступившим 17.05.2013 г. в законную силу решением Арбитражного суда Алтайского края от 16.04.2013 г. по делу N А03-365/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 22:63:050151:5, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Пушкина, 11, равной его рыночной стоимости в размере 10 199 000 руб.
В связи с чем, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Алтайскому краю в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 22:63:050151:5 по состоянию на 17.05.2013 составляет 10 199 000 руб.
Проанализировав изложенные нормы права и правовую позицию Высшего Арбитражного суда РФ по данному вопросу, представленные сторонами доказательства, оценив фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции обоснованно посчитал неправомерным доначисление земельного налога без учета налоговой базы в размере кадастровой стоимость, внесенной в государственный кадастр недвижимости на основании судебного акта, вступившего в законную силу 17.05.2013 г.
Принимая во внимание правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 06.11.2012 г. N 7701/12, суд правомерно указал, что налоговый орган в связи с изменением в течение налогового периода кадастровой стоимости должен был исчислить земельный налог с применением коэффициента, аналогичного коэффициенту, определяемого в порядке установленным в пункте 7 статьи 396 НК РФ, в отношении кадастровой стоимости земельного участка, установленного судебным актом.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при изменении кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода исчисление земельного налога с разбивкой по периодам противоречит указанным положениям Налогового кодекса, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Ни нормами Налогового кодекса, ни из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2012 года N 7701/12 запрет на изменение налоговой базы главой 31 НК РФ не следует.
При этом, толкование нормы статьи 391 НК РФ не должно производиться в отрыве от общих принципов налогообложения.
Так, в соответствии со статьями 23, 390, 391 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в размере, соответствующем налоговой базе и налоговой ставке. При этом размер земельного налога, подлежащего уплате в бюджет, должен соответствовать действительным налоговым обязательствам.
Согласно пункту 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации закрепил и разъяснил в своих постановлениях способ защиты прав пользователей земельными участками в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной, применение которой налогоплательщиками с момента вступления в законную силу судебного акта по установлению такой стоимости есть не что иное, как механизм реализации прав пользователей, распространяющийся и на исчисление земельного налога.
Иное толкование норм законодательства налоговым органом вступает в противоречие с указанным закрепленным механизмом, установленными принципами налогообложения, а равно с принципом обязательности судебных актов по установлению кадастровой стоимости, равной ее рыночной.
Учитывая вышеизложенное, суд обоснованно посчитал неправомерным доначисление земельного налога без учета налоговой базы в размере кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости на основании судебного акта, вступившего в законную силу, кроме того, с учетом позиции Минфина РФ, изложенной в письмах от 05.09.2013 г. N 03-05-05-02/36540, от 16.07.2013 г. N 03-05-04-02/27809, и установил неправомерным определение Инспекцией суммы налога в размере 630 613 рублей, то есть без учета изменения налоговой базы в течение налогового периода. Сам расчет (арифметически) Инспекцией не оспаривается.
На основании изложенного судом первой инстанции дана надлежащая оценка доводу налогового органа, изложенному в апелляционной жалобе, о невозможности перерасчета налоговой базы в течение налогового период; в целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Применительно к взысканию судом с налогового органа судебных расходов, частичного отказа в удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов, апелляционная жалоба и отзыв на апелляционную жалобу возражений не содержат, законность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в пределах заявленных доводов (ч. 5 ст. 268 АПК РФ).
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 31 октября 2014 года по делу N А03-16443/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий
Л.Е.ХОДЫРЕВА
Судьи
Т.В.ПАВЛЮК
С.Н.ХАЙКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)