Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.08.2014 N 15АП-10913/2014 ПО ДЕЛУ N А53-2057/2014

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 августа 2014 г. N 15АП-10913/2014

Дело N А53-2057/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.,
судей Стрекачева А.Н., Сулименко Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Провоторовой В.В.
при участии:
от Управления Федеральной налоговой службы России по Ростовской области: представитель Пастухова В.А. по доверенности от 12.02.2014
от Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 25 по Ростовской области: представитель Каменев Н.Г. по доверенности от 03.03.2014.
рассмотрев материалы апелляционной жалобы ООО "ФАРН"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 12.05.2014 по делу N А53-2057/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ФАРН"
к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 25 по Ростовской области, Управлению Федеральной налоговой службы России по Ростовской области о признании незаконными решений
принятое в составе судьи Воловой Н.И.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ФАРН" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Ростовской области, Управлению Федеральной налоговой службы России по Ростовской области о признании незаконными решения инспекции от 27.09.2013 N 5434 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения УФНС России по Ростовской области от 07.11.2013 N 15-15/5182.
Решением суда от 12.05.2014 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что кадастровая стоимость земельного участка, которая внесена в кадастр недвижимости, изменяется только с момента вступления в силу решения суда, установившего рыночную стоимость. Перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется.
Не согласившись с принятым решением, ООО "ФАРН" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы указало, что суд первой инстанции не учел, что судебным решением кадастровая стоимость земельного участка установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2007 года. По мнению подателя жалобы, в 2010 году для расчета земельного налога подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость. Судом первой инстанции не учтены письма Минфина РФ.
В отзыве на жалобу МИФНС России N 25 по Ростовской области и УФНС России по Ростовской области просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации ООО "Фарн" по земельному налогу за 2010 год, представленной налогоплательщиком 14.05.2013 г.
По результатам проверки составлен акт камеральной налоговой проверки N 22656 от 21.08.2013, в котором установлена неполная уплата земельного налога в сумме 483 705 руб. по земельному участку с кадастровым номером 61:44:0032240:18.
Акт камеральной проверки N 22656 от 21.08.2013, а также уведомление N 16631 от 21.08.2013 о дате (26.09.2013), времени и месте рассмотрения материалов проверки вручены лично представителю налогоплательщика 21.08.2013 г. Маликовой Э.В. по доверенности от 01.08.2013 года.
ООО "Фарн" представило письменные возражения по акту камеральной налоговой проверки.
Материалы проверки были рассмотрены 26.09.2013 г. в присутствии представителей налогоплательщика Хабахбашевой Л.Г. по доверенности от 01.07.2013 г., Еременко Е.С. по доверенности от 10.09.2013 г., о чем составлен протокол N 05-11/287 от 26.09.2013 г.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2010 г. инспекцией вынесено решение N 5434 от 27.09.2013 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым ООО "Фарн" предложено уплатить сумму неуплаченного земельного налога в размере 483 705 рублей.
ООО "ФАРН" была подана апелляционная жалоба на решение N 5434 от 27.09.2013 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налогоплательщик просил отменить решение и вернуть излишне уплаченную сумму земельного налога в размере 483 705 руб. В жалобе налогоплательщик пояснил, что уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2010 г. представлена на основании решения Арбитражного суда Ростовской области от 22.02.2013 г. N А53-29688/12, которым установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:44:0032240:18, равная рыночной в размере 26 965 000 руб. Общество, ссылаясь на письма Минфина РФ, указало, что если в результате решения суда кадастровая стоимость, установленная на начало налогового периода, признается равной рыночной стоимости, применение которой улучшает положение налогоплательщика, то ранее уплаченная сумма подлежит перерасчету и возврату (зачету).
Управление ФНС России по Ростовской области решением N 15-15/5182 от 07.11.2013 оставило решение инспекции от 27.09.2013 N 5434 в силе.
Считая указанные решения незаконными, ООО "ФАРН" обратилось в арбитражный суд.
Как следует из материалов дела, ООО "ФАРН" является собственником земельного участка с кадастровым номером 61:44:0032240:18, площадью 7796 кв. м, находящегося по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Черевичкина, 87. Право собственности подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 17.07.2008 серия 61-АД N 149747. Разрешенный вид использования участков для эксплуатации производственной базы. Кадастровая стоимость указанного участка в соответствии с кадастровым паспортом от 17.04.2012 составляет 80710039 рублей.
В ходе налоговой проверки инспекция установила следующее:
ООО "ФАРН" представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2010 год, по данным декларации сумма земельного налога 242 685 руб.
По данным проверки сумма земельного налога за 2010 г. составляет 726 390 руб., инспекцией установлена неполная уплата земельного налога в сумме 483 705 руб. по земельному участку с кадастровым номером 61:44:0032240:18.
Решением Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-29688/12от 22.02.2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка кадастровый номер 61:44:0032240:18 по состоянию на 01.01.2007 в размере рыночной цены 26 965 000 рублей.
ООО "ФАРН" полагает, что, поскольку стоимость земельного участка определена по состоянию на 01.01.2007 г., имеются основания для перерасчета земельного налога.
При вынесении решения суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим:
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу статьи 390 НК РФ налоговая база для исчисления и уплаты земельного налога устанавливается как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Ст. 391 НК РФ определено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 указанной статьи, допускающих возможность определения рыночной стоимости земельного участка.
Редакция данной статьи, действующая в период проведения кадастровой оценки, применяемой в Ростовской области с 2009 года, определяла, что Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Указанный Порядок был утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее Порядок, Постановление N 316).
Согласно п. 5 данного Порядка государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Пункт 11 Порядка определяет, что методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Расчет кадастровой стоимости земель населенных пунктов, которая применяется в Ростовской области с 2009 года, произведен в соответствии с методикой, утвержденной Приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении методических указаний по государственной оценке земель населенных пунктов".
Согласно п. 10 Порядка органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В Ростовской области средние удельные показатели кадастровой стоимости, применяемые при расчете кадастровой стоимости земельных участков, установлены Постановлением Администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области". Данное постановление вступило в силу с 01.01.2009 года.
Пункт 3 ст. 66 НК РФ определяет, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (п. 1 ст. 66 ЗК РФ).
Законом N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Закон N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" включена глава III. 1 "Государственная кадастровая оценка".
Статья 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" содержит указание на то, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из положений данной статьи, оценщики определяют рыночную стоимость земельных участков на дату проведения кадастровой оценки, то есть в тех же экономических условиях, однако, это не означает, что вновь установленная рыночная стоимость должна применяться с означенной даты.
В соответствии со ст. 24.20 ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Постановлением Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 определено, что права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о рыночной стоимости земельного участка. При этом, сами по себе достоверность кадастровой стоимости участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
По правилам ч. 2 ст. 7 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе, дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В силу ч. 5 ст. 4 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном этим законом порядке.
Согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума ВАС N 913/11 и в соответствии с п. 3 ст. 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, Постановлением Президиума ВАС N 913/11 определено, что та кадастровая стоимость по спорному земельному участку, которая внесена в кадастр недвижимости, изменяется только с момента вступления в силу решения суда, установившего рыночную стоимость. До этого момента продолжает действовать кадастровая стоимость, определенная в соответствии с установленными методиками и утвержденная Постановлением Администрации Ростовской области.
Как было отмечено, решением Арбитражного суда Ростовской области от 22.02.2013 г. N А53-29688/12 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:44:0032240:18, площадью 7796 кв. м, находящегося по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Черевичкина, 87, равной его рыночной стоимости - 26 965 000 руб. При этом, кадастровая стоимость определена по состоянию на 01.01.2007 г.
Суд первой инстанции правильно указал, что изменение кадастровой стоимости направлено лишь на будущее время, новый определенный судом размер может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость спорного земельного участка, установленная равной его рыночной стоимости, не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога за 2010 года. Изменение стоимости земельного участка в целях исчисления земельного налога может быть учтено только на будущее время.
Ссылки общества на письменные разъяснения Минфина РФ отклоняются в связи со следующим:
В письмах Минфина РФ указано, что в случае, когда в результате судебного решения кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная субъектом РФ и установленная на начало налогового периода, признается равной рыночной стоимости земельного участка, применение которой улучшает положение налогоплательщика, то ранее уплаченная сумма земельного налога подлежит перерасчету.
В мотивировочной части решения Арбитражного суда Ростовской области от 22.02.2013 г. N А53-29688/12 указано, что рыночная стоимость спорного земельного участка установлена экспертом по состоянию на 01.01.2007, то есть на дату проведения государственной кадастровой оценки земель.
Вместе с тем, сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством РФ с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости. Сведения о кадастровой стоимости признаются измененными с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости, в том числе, по результатам проведения государственной оценки или рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости. Факт установления судом рыночной стоимости является основанием для обязания органа кадастрового учета внести рыночную стоимость участка в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Следует также отметить, что иск об изменении кадастровой стоимости необходимо квалифицировать в качестве преобразовательного иска, изменение кадастровой стоимости направлено лишь на будущее время.
Таким образом, решением суда не установлена кадастровая стоимость в размере рыночной на начало налогового периода 2010 года. Доводы жалобы основаны на неверном толковании норм права и судебных актов.
Суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении заявления ООО "ФАРН".
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.05.2014 по делу N А53-2057/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Н.В.ШИМБАРЕВА

Судьи
А.Н.СТРЕКАЧЕВ
Н.В.СУЛИМЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)