Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 07.10.2015 N Ф06-1534/2015 ПО ДЕЛУ N А55-30392/2014

Требование: О признании незаконным решения налогового органа в части.

Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил земельный налог, начислил пени, указав, что налогоплательщиком при расчете земельного налога применена ненадлежащая кадастровая стоимость земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2015 г. N Ф06-1534/2015

Дело N А55-30392/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Мухаметшина Р.Р., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Цыб А.В., доверенность от 26.12.2013 N 35/322,
ответчика - Касаевой Н.В., доверенность от 17.09.2015 N 04-13/13093,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Самаранефтепродукт"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2015 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Семушкин В.С., Филиппова Е.Г.)
по делу N А55-30392/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Самаранефтепродукт" (ОГРН 1026301421167, ИНН 6317019121), г. Самара, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области, г. Самара, о признании недействительным решения от 09.07.2014 N 12-13/33108 в части,

установил:

открытое акционерное общество "Самаранефтепродукт" (далее - ОАО "Самаранефтепродукт", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 18 по Самарской области, инспекция, налоговый орган), о признании недействительным решения от 09.07.2014 N 12-13/33108 в части доначисления земельного налога в сумме 543 771 руб., а также пени по земельному налогу в соответствующей части.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.03.2015, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2015 решение Арбитражного суда Самарской области от 11.03.2015 отменено, в удовлетворении требований ОАО "Самаранефтепродукт" отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, ОАО "Самаранефтепродукт" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2015 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Самарской области от 11.03.2015.
До принятия судебного акта заявитель сообщил об изменении наименования открытое акционерное общество "Самаранефтепродукт" на акционерного общества "Самаранефтепродукт", в подтверждение чему представлены свидетельство о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения, лист записи Единого государственного реестра юридических лиц от 16.07.2015.
Изменение наименования заявителя принято судом кассационной инстанции в порядке статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыв на кассационную жалобу, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ОАО "Самаранефтепродукт" в налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год в отношении земельных участков: 63:01:404002:4, 63:01:803003:1, 63:01:405002:3, 63:01:418010:16, 63:01:820001:2 исчислен земельный налог исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 22.01.2013 N 9. Сумма земельного налога за 2013 год по данным налоговой декларации составила - 1 895 290 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области вынесено оспариваемое решение об отказе в привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения от 09.07.2014 N 12-13/33108, которым обществу доначислен земельный налог в размере 642 318 руб. и пени в размере 2845 руб. 27 коп.
Инспекция посчитала, что при исчислении земельного налога за 2013 год заявителю следовало руководствоваться Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473.
Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области, которое своим решением от 03.10.2014 N 03-15/24463 оставило решение инспекции без изменения.
Оспаривая в судебном порядке решение налогового органа в части доначисления земельного налога в сумме 543 771 руб., заявитель полагал, что при расчете налоговых обязательств за период с 01.01.2013 по 25.02.2013 подлежит применению Постановление от 10.12.2008 N 473, а с 26.02.2013 по 31.12.2013 подлежит применению Постановление N 9.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что налогоплательщик был вправе применять при расчете земельного налога кадастровую стоимость, утвержденную Постановлением Правительства Самарской области от 22.01.2013 N 9, с момента вступления в законную силу данного постановления, т.е. с 25.02.2013.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд обоснованно учитывал следующее
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 и пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, обладающие на праве собственности земельными участками в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог, признаются плательщиками земельного налога.
В силу статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, определенная в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 393 Кодекса налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, следовательно, для исчисления земельного налога за 2013 год необходимо учитывать кадастровую стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2013.
В соответствии с пунктом 2 статьи 390 Кодекса кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
На основании указанных положений Постановлением Правительства Самарской области от 22.01.2013 N 9 утверждены новые результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов Самарской области, в соответствии с которыми кадастровая стоимость четырех из пяти принадлежащих заявителю земельных участков уменьшена.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.07.2013 N 17-П, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который в Кодексе определен для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
Правила действия актов законодательства о налогах и сборах во времени установлены статьей 5 Кодекса.
По общему правилу, согласно пункту 1 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
В абзаце четвертом пункта 1 статьи 5 Кодекса также определено, что акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 данной статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Самарской области от 22.01.2013 N 9 оно вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования. Официально акт опубликован в газете "Волжская коммуна" 15.02.2013, т.е. по правилам абзаца четвертого пункта 1 статьи 5 Кодекса вступил в силу с 25.02.2013.
Поскольку Постановление Правительства Самарской области от 22.01.2013 N 9 не предусматривает распространении его действия на предшествующие периоды, является верным вывод апелляционного суда о том, что в рассматриваемом случае правила пункта 4 статьи 5 Кодекса не подлежат применению.
Учитывая изложенное, а также то, что по состоянию на 01.01.2013 действовала кадастровая стоимость, утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473, суд апелляционной инстанции правомерно указал на отсутствие оснований для применения при расчете земельного налога с 26.02.2013 кадастровой стоимости, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 22.01.2013 N 9.
Иное толкование заявителем положений закона не свидетельствует о неправильном применении апелляционным судом норм права.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт принят с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для его отмены в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа,

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2015 по делу N А55-30392/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Самаранефтепродукт" из федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1500 рублей как излишне уплаченную по платежному поручению от 11.08.2015 N 53938. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ

Судьи
Р.Р.МУХАМЕТШИН
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)