Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 17.12.2014 ПО ДЕЛУ N 33-16402/2014

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 декабря 2014 г. по делу N 33-16402/2014


Судья Василькова О.М.

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Шурыгиной Л.Г.,
судей Чирковой Т.Н.,
Полевщиковой С.Н.,
при секретаре Филичкиной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 28 по Свердловской области к С. <...> о взыскании недоимки по налогам и пени,
по апелляционной жалобе С. <...> на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 26.09.2014.
Заслушав доклад судьи Полевщиковой С.Н., объяснения представителя С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 28 по Свердловской области, судебная коллегия

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 28 по Свердловской области (далее - истец, инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с исковым заявлением к С. <...> (далее - ответчик, С.) о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени за 2010 - 2012 годы, а также по земельному налогу и пени за 2010 - 2012 годы в общей сумме <...> руб., в том числе недоимку в размере <...> руб., пени - в размере <...>.
В обоснование заявленного иска указано о том, что ответчиком не были исполнены обязанности по уплате налога на имущество физических лиц и земельный налог в отношении принадлежащего недвижимого имущества: газопровод высокого давления: от точки врезки в существующий газопровод <...> по адресу <...> (дата приобретения <...>); квартира <...> (дата приобретения <...>), гараж капитальный по адресу <...> (дата приобретения <...>); земельный участок по адресу <...> (кадастровый номер N дата приобретения <...>); земельный участок по адресу <...> (кадастровый номер N (дата приобретения <...>); земельный участок по адресу <...> (кадастровый номер N, дата приобретения <...>); земельный участок по адресу <...> (кадастровый номер N, дата приобретения <...>); земельный участок по адресу <...> (кадастровый номер N, дата приобретения <...>).
В судебном заседании представитель истца уточнила заявленный иск в связи с произведенными перерасчетами, заявив о взыскании с С. недоимки по налогу на имущество за 2010 год - <...>, пени <...> руб., недоимки по земельному налогу за 2012 год - <...> руб., пени - <...> руб.
В судебном заседании представитель ответчика подтвердила заявленные истцом фактические обстоятельства и не оспорила размер взыскиваемой недоимки по налогу на имущество и пени, однако не согласилась с определением суммы земельного налога, исчисленного в отношении земельного участка, находящегося по адресу <...> (кадастровый номер N, дата приобретения <...>), так как, в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции от 21.07.2014 при изменении кадастровой стоимости по решению суда, которым в рассматриваемом споре является решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.12.2013, сведения о данной стоимости применяется с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, а не с даты вступления судебного акта в законную силу.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 26.09.2014 исковые требования удовлетворены.
Суд взыскал с ответчика в пользу истца задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2010 год в размере <...> руб., пени - <...> руб., задолженность по земельному налогу за 2012 год - <...> руб., пени - <...> руб.
Не согласившись с судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить, отказать в удовлетворении иска в части взыскания земельного налога за 2012 год в размере <...> руб., пени - <...> руб., поскольку установленная кадастровая стоимость земельного участка завышена, в то время как при исчислении земельного налога следует исходить из рыночной стоимости, установленной решением Арбитражного суда Свердловской области.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель истца просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Указывает, что, исходя из действующего законодательства, судебной практики, рыночная стоимость земельного участка, установленная решением Арбитражного суда, применяется только с момента вступления в силу этого судебного акта.
В судебном заседании ответчик доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Дополнительно представитель ответчика заявил о несогласии с решением суда, которым взыскан налог на имущество по причине того, что на день рассмотрения настоящей апелляционной жалобы из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, поступила информация о том, что газопровод, имеющийся в собственности у ответчика, находится по иному адресу, нежели указано инспекцией в иске, и инвентаризационная стоимость равна 0.
Представитель инспекции возразил против доводов апелляционной жалобы.
Также выразил не согласие с доводами представителя ответчика относительно незаконности решения суда, которым взыскан налог на имущество.
Пояснил, что это новые доводы, ранее они не были заявлены в суде первой инстанции, доказательств подтверждения своей позиции, ответчиком не представлено ни суду, ни инспекции.

Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке главы 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Как следует из материалов дела, спор между сторонами возник по причине неуплаты в добровольном порядке земельного налога.
Ответчик не согласен его размером, поскольку при расчете налоговым органом не принято во внимание Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.12.2013 по делу N А-60-45195/2013, согласно которому кадастровая стоимость спорного земельного участка находящегося по адресу <...> (кадастровый номер N), признана равной рыночной стоимости в размере <...> руб. по состоянию на 01.01.2010.
Удовлетворяя иск в указанной части, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 указанного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 данного Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п.п. 1, 3 ст. 391 НК РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).
На основании п. 14 ст. 396 НК РФ, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Пунктом 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 "Правил проведения кадастровой оценки земель", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Нормой ст. 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости.
Принимая во внимание в совокупности положения главы III.I Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, лицо, заявляющее требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должно доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
Действие судебного акта о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости не может распространяться на налоговые правоотношения, имевшие место до вступления в силу такого судебного акта.
Правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в государственный кадастр недвижимости установленную судебным актом кадастровую стоимость земельного участка.
Именно с этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой, и должна применяться в новом, измененном виде.
Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время.
Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления решения суда в законную силу по соответствующему иску.
Таким образом, изменение кадастровой стоимости земельного участка в порядке п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации направлено на будущее время, ее новый, определенный судом размер, может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
Принимая во внимание положения приведенных выше норм права, и учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, судебная коллегия суда апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что перерасчет земельного налога ретроспективно не осуществляется.
Следовательно, вступление в законную силу решения Арбитражного суда Свердловской области от <...> по делу N <...> не может являться основанием для перерасчета земельного налога за предыдущие налоговые периоды, исходя из той кадастровой стоимости, которая установлена судебным актом, и не влечет обязанности налогового органа о пересчете недоимки по земельному налогу за 2012 год.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда, принятого в соответствии с нормами материального права и имеющимися в деле доказательствами не имеется.
Что касается довода представителя ответчика о несогласие с решением суда, которым взыскан налог на имущество, то суд апелляционной инстанции считает необходимым обратить внимание ответчика на следующее.
Порядок расчета и взыскания налога на имущество физических лиц регламентировано Законом Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон о налогах на имущество).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона о налогах на имущество плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно статье 2 указанного Закона, объектами налогообложения признаются жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение, доля в праве общей собственности на имущество, указанное в этой статьи.
Исчисление налогов производится налоговыми органами.
Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
Порядок расчета инвентаризационной стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
Статьей 5 Закона о налогах на имущество, и пунктом 4 статьи 85 НК РФ предусмотрено, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.
Указанные положения законодательства свидетельствуют об отсутствии у налоговых органов права на самостоятельный расчет инвентаризационной стоимости имущества.
Сведения об инвентаризационной стоимости имущества (газопровода) послужившие основанием для расчета налога на имущество физических лиц, поступили в инспекцию от государственного унитарного предприятия "Бюро технической инвентаризации".
Таким образом, исчисление налога на имущество физических лиц произведено налоговым органам на основании сведений регистрирующих органов.
В случае наличия ошибки, ответчик не лишен права на урегулирование спорного вопроса с регистрирующим органом, и впоследствии воспользоваться правом на возврат налога в случае наличия основания для его перерасчета.
При указанных обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по делу судебного решения, в обжалуемой апеллянтом части, судебная коллегия не находит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 26.09.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.Г.ШУРЫГИНА

Судьи
Т.Н.ЧИРКОВА
С.Н.ПОЛЕВЩИКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)