Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "28" апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "07" мая 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Иванцовой О.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А.,
при участии:
от заявителя (Красноярской территориальной организации (отделения) Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности): Гавриловой И.Г., представителя по доверенности от 10.01.2014,
от ответчика (государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации): Крафт Н.А., представителя по доверенности от 01.01.2014 N 93,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "12" февраля 2014 года по делу N А33-15185/2013, принятое судьей Малофейкиной Е.А.,
установил:
Красноярская территориальная организация (отделение) Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности (далее - организация, заявитель, ИНН 2466004420, ОГРН 1022400005528) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, ответчик, ИНН 2466039624, ОГРН 1022402652469) о признании недействительным решения от 13.09.2013 N 404 о правомерности применения пониженного тарифа.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 12 февраля 2014 года заявление удовлетворено, признано недействительными решение от 13.09.2013 N 404 о правомерности применения пониженного тарифа, принятое Государственным учреждением - Красноярским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 7 (Центральный). Суд обязал Государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции не согласен, считает, что организация не доказала, что доля доходов по виду деятельности оказание услуг в области социального обслуживания населения составляет не менее 70% в общем объеме доходов; организация не является социальной службой, не осуществляет деятельность в области социального обслуживания населения, в связи с чем не имеет права на применение пониженного тарифа.
Организация просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Филиалом N 7 (Центральный) Государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации проведена камеральная проверка обоснованности применения Красноярской территориальной организацией (отделением) Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности (применяющей упрощенную систему налогообложения) пониженного тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.10.2012 по 30.06.2013.
В ходе проведенной проверки фондом установлено и в акте от 02.08.2013 N 404 (полученном страхователем 12.08.2013 вх. N 168) отражено, что заявитель в 2012 - 2013 годах неправомерно применил пониженный тариф страховых взносов в размере 0%.
Установлено, что пониженные тарифы страховых взносов предусмотрены пунктом 11 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального).
Фонд пришел к выводу о том, что в проверяемом периоде доход получен организацией не от услуг в области социального обслуживания населения, а исключительно от членских взносов, в связи с чем условия для применения пониженного тарифа у заявителя отсутствовали.
За проверяемый период страховые взносы заявителем не начислялись на все виды выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных в пользу физических лиц.
06.08.2013 филиалом N 7 (Центральный) отделения Фонда вынесено требование N 15 о внесении соответствующих исправлений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2 квартал 2013 года.
Рассмотрение материалов проверки и возражений страхователя состоялось 12.09.2013 с участием представителя страхователя, что подтверждается протоколом N 15 от 12.09.2013.
По результатам рассмотрения материалов проверки Фондом принято решение N 404 от 13.09.2013, которым фонд установил Красноярской территориальной организации (отделению) Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности тариф 2,9% и доначислил страховые взносы за прошлый период в сумме 23 494 рубля 44 копейки, за текущий - 27 004 рубля 70 копеек.
Решение направлено по почте заявителю 17.09.2012 и получено согласно сведениям с сайта почты России 21.09.2013.
Не согласившись с установлением тарифа в размере 2,9%, организация обратилась в арбитражный суд с требованием о признании решения, которым установлен этот тариф, недействительным.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом правил распределения бремени доказывания соответствие оспариваемого ненормативного акта (решения, действий, бездействия) закону или иным нормативным правовым актам доказывает орган, осуществляющий публичные полномочия, а нарушение прав и охраняемых законом интересов доказывает лицо, обратившееся с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение от 13.09.2013 N 404 о правомерности применения пониженного тарифа не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.
Как следует из оспариваемого решения, основанием для его вынесения послужил вывод фонда о том, что обязательным условием для применения пониженного тарифа начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации является осуществление организацией деятельности в области социального обслуживания населения и получение дохода от реализации продукции и (или) оказанных услуг в области обслуживания населения не менее 70% в общем объеме доходов за период, предшествующий году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов по "льготному" тарифу.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ заявитель является плательщиком страховых взносов.
Частью 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ установлено, что в течение переходного периода 2011 - 2027 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов.
Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2012, часть 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ дополнена пунктом 11, согласно которому в течение переходного периода пониженные тарифы страховых взносов применяются для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), с учетом особенностей, установленных частями 5.1 - 5.3 настоящей статьи.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что заявитель, не являясь организацией в области социального обслуживания населения в узком смысле данного термина, данном в статье 1 Федерального закона от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", применительно к положениям, содержащимся в пункте 11 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, является организацией, осуществляющей в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводов суда первой инстанции о том, что понятие "деятельность в области социального обслуживания населения" по своему содержанию шире, чем понятие "организация социального обслуживания населения", поскольку предполагает не только оказание социальных услуг, но и осуществление функций социальной защиты населения.
Так, помимо законодательства о социальном обслуживании населения определение такого понятия как деятельность в социальной сфере дается в статье 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", согласно части 1 которой некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
В то же время, в части 2.1 указанной статьи содержится понятие "социально ориентированных некоммерческих организаций", которыми признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.
Виды деятельности, которые организация осуществляла в соответствии с Уставом в отчетном году, указаны в разделе 1 Сведений о деятельности социально ориентированной некоммерческой организации за 2012 год по форме N 1-СОНКО (т. 1., л.д. 42-46) федерального статистического наблюдения, представляемых в органы статистики (за достоверность которых руководитель организации несет административную ответственность), а именно: профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства, включая социальную реабилитацию детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе (строка 01); повышение качества жизни людей пожилого возраста (строка 02); социальная поддержка и защита граждан, за исключением видов деятельности, указанных в строках 01-03 (строка 04); подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев (строка 05); оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам (строка 06); оказание юридической помощи на безвозмездной или льготной основе гражданам и некоммерческим организациям, осуществляющей правовое просвещение населения и деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина (строка 09); оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе некоммерческим организациям (строка 10), благотворительная деятельность (строка 12); содействие благотворительной деятельности (строка 13); деятельность в области образования, просвещения, науки, содействие такой деятельности (строка 15); деятельность в области здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, содействие такой деятельности (строка 17); содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи (строка 18); деятельность в области физической культуры и спорта, содействие такой деятельности (строка 20); поддержка общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций (строка 22); содействие деятельности по производству и (или) размещению социальной рекламы (строка 23); иные виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, установленные законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований для признания некоммерческих организаций социально ориентированными (строка 25).
Согласно представленным организацией Положениям о правовой и технической инспекциях труда Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности, утвержденным 12.04.2012 постановлениями N 17 и N 18 IV-го Пленума профсоюза работников угольной промышленности, данные Инспекции призваны защищать трудовые и связанные с ними права, как членов профсоюза, так и иных обратившихся к ним лиц.
Устав Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности (Росуглепроф) подтверждает деятельность Красноярской территориальной организации в области:
1) образования - пункт 2.4, подпункт 20 Устава: осуществляет обучение, подготовку, переподготовку, повышение квалификации профсоюзных работников и профсоюзного актива, правовых и технических инспекторов труда, уполномоченных лиц по охране труда профсоюза"; п. 2.4, пп. 22: "оказывает информационно-методическую и консультативную помощь членам профсоюза и профсоюзным организациям";
2) здравоохранения - пункт 2.4, подпункт 16 Устава: участвует в разработке государственных, региональных, местных программ и нормативно-правовых актов по вопросам: охраны труда и здоровья;
3) культуры и спорта - пункт 9.6.2 Устава: имущество профсоюза формируется из доходов от культурно-просветительных, спортивных и физкультурных мероприятий"; пункт 9.6.3 подпункт 2 "имущество профсоюза формируется из поступлений денежных средств от работодателей и их объединений, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями на проведение социально-культурной, спортивно-массовой, просветительской и другой работы в интересах членов профсоюза;
4) социального обслуживания - пункт 7.11.11 Устава: Территориальная организация готовит аналитическую информацию по вопросам охраны труда, трудовых отношений и социальной защиты членов профсоюза; пункт 7.11.25 Устава: готовит разъяснения по вопросам охраны труда уставной деятельности, правовой и социально-экономической защиты; пункт 7.11.29 Устава: защищает законные права и интересы работников - членов профсоюза на здоровые и безопасные условия труда, получение компенсации и гарантий за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда; возмещение вреда, причиненного здоровью работников увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья; пункт 7.11.31 Устава: принимает участие в обучении профсоюзного актива по вопросам охраны труда, экологической безопасности, страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; пункт 7.11.32 Устава: проводит анализ аварийности, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
В сфере социального обслуживания, применительно к положениям статьи 13, 17 Федерального закона N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения", организация оказывает также консультативную помощь.
В Отчете о работе правовой инспекции труда Красноярской территориальной организации Росуглепрофа за 2012 год отражена работа по защите интересов работников ОАО "СУЭК-Красноярск" по трудовым спорам в суде, трудовой инспекции, органах прокуратуры.
Распоряжением Губернатора Красноярского края N 522-рг от 15.12.2009 в состав трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от федерации профсоюзов включен председатель Красноярской территориальной профсоюзной организации (отделения) Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности.
Из представленных заявителем документов следует, что заявитель в соответствии с учредительными документами осуществляет деятельность в области социального обслуживания населения, деятельность организации отвечает критериям социальной направленности.
Довод Фонда о том, что организация не является социальной службой, не осуществляет деятельность в области социального обслуживания населения, в связи с чем не имеет права на применение пониженного тарифа, не может быть принят судом апелляционной инстанции, поскольку применительно к рассматриваемым положениям, содержащимся в пункте 11 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ термин "организация, осуществляющая в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения" по своему содержанию шире, чем понятие "организация социального обслуживания населения", поскольку предполагает не только оказание социальных услуг, но и осуществление функций социальной защиты населения.
Таким образом, Росуглепроф и его территориальная организация является некоммерческой организацией, осуществляющей в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания, что в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ является основанием для применения пониженного тарифа страховых взносов.
Довод Фонда о том, что организация не доказала, что доля доходов по виду деятельности оказание услуг в области социального обслуживания населения составляет не менее 70% в общем объеме доходов, в связи с чем не имеет права на применение пониженного тарифа, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Сумма доходов определяется плательщиками, указанными в пункте 11 части 1 настоящей статьи, по данным налогового учета организации в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом требований части 5.1 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 части 5.1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ указанные в пункте 11 части 1 настоящей статьи плательщики страховых взносов применяют тарифы страховых взносов, предусмотренные частью 3.4 настоящей статьи, при условии, что по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, предусмотренным частью 3.4 настоящей статьи, не менее 70 процентов суммы всех доходов организации за указанный период составляют в совокупности, в том числе, доходы в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в соответствии с пунктом 11 части 1 настоящей статьи, определяемых в соответствии с пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - "Целевые поступления").
Согласно пункту 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, не учитываемым при определении налоговой базы, относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (подпункт 1), и средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности (подпункт 4).
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается и Фондом не опровергнуто соответствующими доказательствами, что 100% суммы всех доходов организации за указанный период составляют доходы в виде целевых поступлений на содержание данной некоммерческой организации и ведение ей уставной деятельности (членские взносы). Следовательно, в соответствии с пунктом 11 части 1, частью 5.1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, при отсутствии спора по иным критериям отнесения данной организации к организациям, указанным в данном пункте, организацией может быть применен пониженный тариф страховых взносов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконным решение фонда от 13.09.2013 N 404, которым фонд установил организации тариф 2,9% и доначислил страховые взносы за прошлый период в сумме 23 494 рубля 44 копейки, за текущий - 27 004 рубля 70 копеек.
Доводы фонда, изложенные в апелляционной жалобе, нельзя признать состоятельными так как они по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции с учетом требованиям действующего законодательства, не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации фонд освобожден от уплаты государственной пошлины, в том числе за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "12" февраля 2014 года по делу N А33-15185/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
Судьи
О.А.ИВАНЦОВА
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.05.2014 ПО ДЕЛУ N А33-15185/2013
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 мая 2014 г. по делу N А33-15185/2013
Резолютивная часть постановления объявлена "28" апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "07" мая 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Иванцовой О.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А.,
при участии:
от заявителя (Красноярской территориальной организации (отделения) Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности): Гавриловой И.Г., представителя по доверенности от 10.01.2014,
от ответчика (государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации): Крафт Н.А., представителя по доверенности от 01.01.2014 N 93,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "12" февраля 2014 года по делу N А33-15185/2013, принятое судьей Малофейкиной Е.А.,
установил:
Красноярская территориальная организация (отделение) Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности (далее - организация, заявитель, ИНН 2466004420, ОГРН 1022400005528) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, ответчик, ИНН 2466039624, ОГРН 1022402652469) о признании недействительным решения от 13.09.2013 N 404 о правомерности применения пониженного тарифа.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 12 февраля 2014 года заявление удовлетворено, признано недействительными решение от 13.09.2013 N 404 о правомерности применения пониженного тарифа, принятое Государственным учреждением - Красноярским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 7 (Центральный). Суд обязал Государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции не согласен, считает, что организация не доказала, что доля доходов по виду деятельности оказание услуг в области социального обслуживания населения составляет не менее 70% в общем объеме доходов; организация не является социальной службой, не осуществляет деятельность в области социального обслуживания населения, в связи с чем не имеет права на применение пониженного тарифа.
Организация просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Филиалом N 7 (Центральный) Государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации проведена камеральная проверка обоснованности применения Красноярской территориальной организацией (отделением) Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности (применяющей упрощенную систему налогообложения) пониженного тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.10.2012 по 30.06.2013.
В ходе проведенной проверки фондом установлено и в акте от 02.08.2013 N 404 (полученном страхователем 12.08.2013 вх. N 168) отражено, что заявитель в 2012 - 2013 годах неправомерно применил пониженный тариф страховых взносов в размере 0%.
Установлено, что пониженные тарифы страховых взносов предусмотрены пунктом 11 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального).
Фонд пришел к выводу о том, что в проверяемом периоде доход получен организацией не от услуг в области социального обслуживания населения, а исключительно от членских взносов, в связи с чем условия для применения пониженного тарифа у заявителя отсутствовали.
За проверяемый период страховые взносы заявителем не начислялись на все виды выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных в пользу физических лиц.
06.08.2013 филиалом N 7 (Центральный) отделения Фонда вынесено требование N 15 о внесении соответствующих исправлений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2 квартал 2013 года.
Рассмотрение материалов проверки и возражений страхователя состоялось 12.09.2013 с участием представителя страхователя, что подтверждается протоколом N 15 от 12.09.2013.
По результатам рассмотрения материалов проверки Фондом принято решение N 404 от 13.09.2013, которым фонд установил Красноярской территориальной организации (отделению) Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности тариф 2,9% и доначислил страховые взносы за прошлый период в сумме 23 494 рубля 44 копейки, за текущий - 27 004 рубля 70 копеек.
Решение направлено по почте заявителю 17.09.2012 и получено согласно сведениям с сайта почты России 21.09.2013.
Не согласившись с установлением тарифа в размере 2,9%, организация обратилась в арбитражный суд с требованием о признании решения, которым установлен этот тариф, недействительным.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом правил распределения бремени доказывания соответствие оспариваемого ненормативного акта (решения, действий, бездействия) закону или иным нормативным правовым актам доказывает орган, осуществляющий публичные полномочия, а нарушение прав и охраняемых законом интересов доказывает лицо, обратившееся с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение от 13.09.2013 N 404 о правомерности применения пониженного тарифа не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.
Как следует из оспариваемого решения, основанием для его вынесения послужил вывод фонда о том, что обязательным условием для применения пониженного тарифа начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации является осуществление организацией деятельности в области социального обслуживания населения и получение дохода от реализации продукции и (или) оказанных услуг в области обслуживания населения не менее 70% в общем объеме доходов за период, предшествующий году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов по "льготному" тарифу.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ заявитель является плательщиком страховых взносов.
Частью 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ установлено, что в течение переходного периода 2011 - 2027 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов.
Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2012, часть 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ дополнена пунктом 11, согласно которому в течение переходного периода пониженные тарифы страховых взносов применяются для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), с учетом особенностей, установленных частями 5.1 - 5.3 настоящей статьи.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что заявитель, не являясь организацией в области социального обслуживания населения в узком смысле данного термина, данном в статье 1 Федерального закона от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", применительно к положениям, содержащимся в пункте 11 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, является организацией, осуществляющей в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводов суда первой инстанции о том, что понятие "деятельность в области социального обслуживания населения" по своему содержанию шире, чем понятие "организация социального обслуживания населения", поскольку предполагает не только оказание социальных услуг, но и осуществление функций социальной защиты населения.
Так, помимо законодательства о социальном обслуживании населения определение такого понятия как деятельность в социальной сфере дается в статье 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", согласно части 1 которой некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
В то же время, в части 2.1 указанной статьи содержится понятие "социально ориентированных некоммерческих организаций", которыми признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.
Виды деятельности, которые организация осуществляла в соответствии с Уставом в отчетном году, указаны в разделе 1 Сведений о деятельности социально ориентированной некоммерческой организации за 2012 год по форме N 1-СОНКО (т. 1., л.д. 42-46) федерального статистического наблюдения, представляемых в органы статистики (за достоверность которых руководитель организации несет административную ответственность), а именно: профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства, включая социальную реабилитацию детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе (строка 01); повышение качества жизни людей пожилого возраста (строка 02); социальная поддержка и защита граждан, за исключением видов деятельности, указанных в строках 01-03 (строка 04); подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев (строка 05); оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам (строка 06); оказание юридической помощи на безвозмездной или льготной основе гражданам и некоммерческим организациям, осуществляющей правовое просвещение населения и деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина (строка 09); оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе некоммерческим организациям (строка 10), благотворительная деятельность (строка 12); содействие благотворительной деятельности (строка 13); деятельность в области образования, просвещения, науки, содействие такой деятельности (строка 15); деятельность в области здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, содействие такой деятельности (строка 17); содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи (строка 18); деятельность в области физической культуры и спорта, содействие такой деятельности (строка 20); поддержка общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций (строка 22); содействие деятельности по производству и (или) размещению социальной рекламы (строка 23); иные виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, установленные законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований для признания некоммерческих организаций социально ориентированными (строка 25).
Согласно представленным организацией Положениям о правовой и технической инспекциях труда Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности, утвержденным 12.04.2012 постановлениями N 17 и N 18 IV-го Пленума профсоюза работников угольной промышленности, данные Инспекции призваны защищать трудовые и связанные с ними права, как членов профсоюза, так и иных обратившихся к ним лиц.
Устав Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности (Росуглепроф) подтверждает деятельность Красноярской территориальной организации в области:
1) образования - пункт 2.4, подпункт 20 Устава: осуществляет обучение, подготовку, переподготовку, повышение квалификации профсоюзных работников и профсоюзного актива, правовых и технических инспекторов труда, уполномоченных лиц по охране труда профсоюза"; п. 2.4, пп. 22: "оказывает информационно-методическую и консультативную помощь членам профсоюза и профсоюзным организациям";
2) здравоохранения - пункт 2.4, подпункт 16 Устава: участвует в разработке государственных, региональных, местных программ и нормативно-правовых актов по вопросам: охраны труда и здоровья;
3) культуры и спорта - пункт 9.6.2 Устава: имущество профсоюза формируется из доходов от культурно-просветительных, спортивных и физкультурных мероприятий"; пункт 9.6.3 подпункт 2 "имущество профсоюза формируется из поступлений денежных средств от работодателей и их объединений, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями на проведение социально-культурной, спортивно-массовой, просветительской и другой работы в интересах членов профсоюза;
4) социального обслуживания - пункт 7.11.11 Устава: Территориальная организация готовит аналитическую информацию по вопросам охраны труда, трудовых отношений и социальной защиты членов профсоюза; пункт 7.11.25 Устава: готовит разъяснения по вопросам охраны труда уставной деятельности, правовой и социально-экономической защиты; пункт 7.11.29 Устава: защищает законные права и интересы работников - членов профсоюза на здоровые и безопасные условия труда, получение компенсации и гарантий за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда; возмещение вреда, причиненного здоровью работников увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья; пункт 7.11.31 Устава: принимает участие в обучении профсоюзного актива по вопросам охраны труда, экологической безопасности, страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; пункт 7.11.32 Устава: проводит анализ аварийности, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
В сфере социального обслуживания, применительно к положениям статьи 13, 17 Федерального закона N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения", организация оказывает также консультативную помощь.
В Отчете о работе правовой инспекции труда Красноярской территориальной организации Росуглепрофа за 2012 год отражена работа по защите интересов работников ОАО "СУЭК-Красноярск" по трудовым спорам в суде, трудовой инспекции, органах прокуратуры.
Распоряжением Губернатора Красноярского края N 522-рг от 15.12.2009 в состав трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от федерации профсоюзов включен председатель Красноярской территориальной профсоюзной организации (отделения) Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности.
Из представленных заявителем документов следует, что заявитель в соответствии с учредительными документами осуществляет деятельность в области социального обслуживания населения, деятельность организации отвечает критериям социальной направленности.
Довод Фонда о том, что организация не является социальной службой, не осуществляет деятельность в области социального обслуживания населения, в связи с чем не имеет права на применение пониженного тарифа, не может быть принят судом апелляционной инстанции, поскольку применительно к рассматриваемым положениям, содержащимся в пункте 11 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ термин "организация, осуществляющая в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения" по своему содержанию шире, чем понятие "организация социального обслуживания населения", поскольку предполагает не только оказание социальных услуг, но и осуществление функций социальной защиты населения.
Таким образом, Росуглепроф и его территориальная организация является некоммерческой организацией, осуществляющей в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания, что в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ является основанием для применения пониженного тарифа страховых взносов.
Довод Фонда о том, что организация не доказала, что доля доходов по виду деятельности оказание услуг в области социального обслуживания населения составляет не менее 70% в общем объеме доходов, в связи с чем не имеет права на применение пониженного тарифа, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Сумма доходов определяется плательщиками, указанными в пункте 11 части 1 настоящей статьи, по данным налогового учета организации в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом требований части 5.1 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 части 5.1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ указанные в пункте 11 части 1 настоящей статьи плательщики страховых взносов применяют тарифы страховых взносов, предусмотренные частью 3.4 настоящей статьи, при условии, что по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, предусмотренным частью 3.4 настоящей статьи, не менее 70 процентов суммы всех доходов организации за указанный период составляют в совокупности, в том числе, доходы в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в соответствии с пунктом 11 части 1 настоящей статьи, определяемых в соответствии с пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - "Целевые поступления").
Согласно пункту 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, не учитываемым при определении налоговой базы, относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (подпункт 1), и средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности (подпункт 4).
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается и Фондом не опровергнуто соответствующими доказательствами, что 100% суммы всех доходов организации за указанный период составляют доходы в виде целевых поступлений на содержание данной некоммерческой организации и ведение ей уставной деятельности (членские взносы). Следовательно, в соответствии с пунктом 11 части 1, частью 5.1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, при отсутствии спора по иным критериям отнесения данной организации к организациям, указанным в данном пункте, организацией может быть применен пониженный тариф страховых взносов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконным решение фонда от 13.09.2013 N 404, которым фонд установил организации тариф 2,9% и доначислил страховые взносы за прошлый период в сумме 23 494 рубля 44 копейки, за текущий - 27 004 рубля 70 копеек.
Доводы фонда, изложенные в апелляционной жалобе, нельзя признать состоятельными так как они по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции с учетом требованиям действующего законодательства, не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации фонд освобожден от уплаты государственной пошлины, в том числе за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "12" февраля 2014 года по делу N А33-15185/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
Судьи
О.А.ИВАНЦОВА
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)