Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.11.2008 N 06АП-А73/2008-2/3740 ПО ДЕЛУ N А73-8045/2008-92

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 ноября 2008 г. N 06АП-А73/2008-2/3740


Резолютивная часть оглашена 06 ноября 2008 года. В полном объеме постановление изготовлено 12 ноября 2008 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Меркуловой Н.В.,
судей Михайловой И.А., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Капустиной Л.В.
При участии в судебном заседании:
- от заявителя не явились (уведомления от 20.10.2008 N 294967, от 21.10.2008 N 294950);
- от налогового органа не явились (уведомление от 22.10.2008 N 294974);
- от третьего лица не явились (уведомление от 21.10.2008 N 294981)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Комсомольскому району Хабаровского края
на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25 августа 2008 года по делу N А73-8045/2008-92, принятое судьей Барилко М.А.
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс с. Хурба" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Комсомольскому району Хабаровского края об оспаривании решений и действий по выставлению инкассовых поручений от 26.06.2008 и об обязании налогового органа устранить допущенные нарушения. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, открытое акционерное общество "Дальневосточный коммерческий банк "Далькомбанк"

установил:

Муниципальное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс с. Хурба" (далее - заявитель, МУП ТЭК с. Хурба, предприятие, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Инспекции Федеральной налоговой службы по Комсомольскому району Хабаровского края (далее - ИФНС России по Комсомольскому району Хабаровского края, инспекция, налоговый орган) о признании незаконными решений и действий по выставлению на расчетный счет предприятия инкассовых поручений от 26.06.2008 N 1975, 5117, 5116, 5118, 5120, 5121, 5122, 5123, 5124, 5125, 5126, 5127, 1982, 1981, 1980, 1979, 1978, 1977, 1976 и об обязании налогового органа устранить допущенные нарушения путем отзыва из ФКБ ОАО "Далькомбанк" Комсомольский-на-Амуре г. Комсомольск-на-Амуре инкассовых поручений от 26.06.2008 N 1975, 5117, 5116, 5118, 5120, 5121, 5122, 5123, 5124, 5125, 5126, 5127, 1982, 1981, 1980, 1979, 1978, 1977, 1976, выставленных к расчетному счету МУП ТЭК с. Хурба.
В обоснование заявленных требований налогоплательщик сослался на нарушение налоговым органом положений Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", поскольку, по мнению заявителя, налоговым органом выставлены инкассовые поручения на платежи не являющиеся текущими, срок исполнения которых наступил после введения процедуры наблюдения, но до даты введения конкурсного производства.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 25.08.2008 по делу N А73-8045/2008-92 заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия инспекции по выставлению на расчетный счет МУП ТЭК с. Хурба N 40702810700100000660 в ФКБ ОАО "Далькомбанк" Комсомольский-на-Амуре г. Комсомольск-на-Амуре инкассовых поручений от 26.06.2008 N 1975, 5117, 5116, 5118, 5120, 5121, 5122, 5123, 5124, 5125, 5126, 5127, 1982, 1981, 1980, 1979, 1978, 1977, 1976. На налоговый орган возложена обязанность по устранению допущенных нарушений путем отзыва из ФКБ ОАО "Далькомбанк" Комсомольский-на-Амуре г. Комсомольск-на-Амуре инкассовых поручений от 26.06.2008 N 1975, 5117, 5116, 5118, 5120, 5121, 5122, 5123, 5124, 5125, 5126, 5127, 1982, 1981, 1980, 1979, 1978, 1977, 1976, выставленных к расчетному счету N 40702810700100000660 МУП ТЭК с. Хурба. В пользу заявителя с ИФНС России по Комсомольскому району Хабаровского края взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Принимая данное решение, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования по уплате налогов и пеней относятся к текущим платежам, возникшим до открытия конкурсного производства. Однако взыскание налогов и пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке в данном случае произведены инспекцией в нарушение требований налогового законодательства за пределами 60-дневного срока, более чем на год.
Не согласившись с судебным актом арбитражного суда первой инстанции, налоговый орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение от 25.08.2008 по делу N А73-8045/2008-92 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду неправильного применения судом норм материального права регулирующих спорные правоотношения. По мнению инспекции, действующее налоговое законодательство не предусматривает ограничения по повторному выставлению на расчетный счет налогоплательщика инкассовых поручений.
О времени и месте рассмотрения жалобы лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не явилось препятствием для рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 25.11.2005 по делу N А73-17011/2005-9 к производству суда было принято заявление Федеральной налоговой службы России о признании МУП ТЭК с. Хурба несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 26.04.2006 по делу N А73-17011/2005-9 в отношении МУП ТЭК с. Хурба введена процедура банкротства - наблюдение.
ИФНС России по Комсомольскому району Хабаровского края в адрес МУП ТЭК с. Хурба выставлены требования об уплате налогов и пеней:
- - N 16880 по состоянию на 05.05.2006 об уплате в срок до 21.05.2006 налога на прибыль организаций в сумме 90 090 руб. - по сроку уплаты 28.04.2005, налога на прибыль организаций в сумме 216 125 руб. - по сроку уплаты 28.04.2006, налога на прибыль организаций в сумме 242 550 руб. - по сроку уплаты 28.04.2005, налога на прибыль организаций в сумме 581 876 руб. - по сроку уплаты 28.04.2006 г., единого социального налога в Федеральный бюджет в сумме 104 881 руб. - по сроку уплаты 15.02.2006, единого социального налога в Федеральный бюджет в сумме 93 087 руб. - по сроку уплаты 15.03.2006, единого социального налога в федеральный бюджет в сумме 102 347 - по сроку уплаты 17.04.2006, единого социального налога в Фонд социального страхования в сумме 3 738 руб. - по сроку уплаты 15.02.2006, единого социального налога в Фонд социального страхования в сумме 20 220 руб. - по сроку уплаты 17.04.2006, единого социального налога в ФФОМС в сумме 19 228 руб. - по сроку уплаты 15.02.2006, единого социального налога в ФФОМС в сумме 17 066 руб. - по сроку уплаты 15.03.2006, единого социального налога в ФФОМС в сумме 18 764 руб. - по сроку уплаты 17.04.2006, единого социального налога в ТФОМС в сумме 34 960 руб. - по сроку уплаты 15.02.2006, единого социального налога в ТФОМС в сумме 31 029 руб. - по сроку уплаты 15.03.2006, единого социального налога в ТФОМС в сумме 34 116 руб. - по сроку уплаты 17.04.2006, налога на добавленную стоимость в сумме 382 701 руб. по сроку уплаты 20.04.2006, водного налога в сумме 4 742 руб. - по сроку уплаты 20.04.2006. Всего сумма налогов, предложенная налогоплательщику к уплате требованием N 16880, составила 1 997 520 руб.;
- - требование N 22685 по состоянию на 31.10.2006 об уплате в срок до 31.10.2006 задолженности по налогам в сумме 537 265 руб., в том числе, единого социального налога в Федеральный бюджет в сумме 114 741 руб. - по сроку уплаты 15.08.2006, единого социального налога в Федеральный бюджет в сумме 118 456 руб. - по сроку уплаты 15.09.2006, единого социального налога в Федеральный бюджет в сумме 108 986 руб. - по сроку уплаты 16.10.2006, единого социального налога в Фонд социального страхования в сумме 5 858 руб. - по сроку уплаты 15.09.2006, единого социального налога в ФФОМС в сумме 21 036 руб. - по сроку уплаты 15.08.2006, единого социального налога в Федеральный ФОМС в сумме 21 157 руб. - по сроку уплаты 15.09.2006, единого социального налога в Федеральный ФОМС в сумме 19 231 руб. - по сроку уплаты 16.10.2006, единого социального налога в Территориальный ФОМС в сумме 38 247 руб. - по сроку уплаты 15.08.2006, единого социального налога в Территориальный ФОМС в сумме 38 467 руб. - по сроку уплаты 15.09.2006, единого социального налога в Территориальный ФОМС в сумме 34 966 руб. - по сроку уплаты 16.10.2006, водного налога в сумме 3 932 руб. - по сроку уплаты 20.10.2006, налога на добавленную стоимость в сумме 6 597 руб. - по сроку уплаты 20.09.2006, налога на добавленную стоимость в сумме 5 591 руб. - по сроку уплаты 20.10.2006. Также, указанным требованием заявителю было предложено уплатить пени в сумме 7 476 руб. 96 коп., в том числе, в сумме 14 руб. 96 коп. - по налогу на прибыль организаций, по сроку уплаты 01.10.2006, в сумме 3 988 руб. 12 коп. - по единому социальному налогу в Федеральный бюджет, по сроку уплаты 01.10.2006, в сумме 1 257 руб. 17 коп. - по единому социальному налогу в Фонд социального страхования, по сроку уплаты 01.10.2006, в сумме 758 руб. 04 коп. - по единому социальному налогу в федеральный ФОМС, по сроку уплаты 01.10.2006, в сумме 178 руб. 19 коп. - по единому социальному налогу в Территориальный ФОМС, по сроку уплаты 01.10.2006, в сумме 1 113 руб. 44 коп. - по водному налогу, по сроку уплаты 01.10.2006, в сумме 167 руб. 04 коп. - по налогу на добавленную стоимость, по сроку уплаты 01.10.2006. Всего предложенная к уплате требованием N 22685 сумма налогов и пеней составила 544 741 руб. 96 коп.
Неисполнение в установленный срок требований об уплате налогов, пени N 16880, N 22685 явилось основанием для вынесения налоговым органом 07.06.2006 решения N 1847 о взыскании налогов в сумме 1 997 520 руб. и 07.11.2006 решения N 3323 о взыскании налогов, пеней в сумме 544 741 руб. 96 за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся в банке в пределах сумм, указанных в требованиях.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 13.12.2006 по делу N А73-17011/2005-9 МУП ТЭК с. Хурба признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
26.06.2008 на основании решений от 07.06.2006 N 1847, от 07.11.2006 N 3323 налоговым органом выставлены инкассовые поручения N 1975, 5117, 5116, 5118, 5120, 5121, 5122, 5123, 5124, 5125, 5126, 5127, 1982, 1981, 1980, 1979, 1978, 1977, 1976 на списание денежных средств в сумме 2 540 989 руб. 83 коп. с расчетного счета МУП ТЭК с. Хурба N 40702810700100000660 в ФКБ ОАО "Далькомбанк" Комсомольский-на-Амуре г. Комсомольск-на-Амуре, помещенные банком в картотеку.
В соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обжаловал действия налогового органа по выставлению на расчетный счет предприятия инкассовых поручений и соответствующие инкассовые поручения инспекции в арбитражный суд.
Оценив установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции в соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога и пеней является основанием для направления налоговым органом предусмотренного статьей 69 НК РФ требования об их уплате, которое представляет собой письменное извещение о неуплаченной сумме налога (недоимки), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Согласно статье 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика или налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 47 НК РФ установлено, что в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 НК РФ, налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации, налогового агента - организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статье 46 НК РФ.
Причем согласно пункту 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании налога за счет средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, а также решение о взыскании налога за счет иного имущества, принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся суммы налога. Пунктом 9 статьи 46 НК РФ предусмотрено, что положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога.
Таким образом, процедура принудительного взыскания налогов и сборов включает в себя ряд последовательно производимых операций, при этом Налоговым кодексом Российской Федерации детально регламентированы порядок и сроки совершения этих действий, а также требования к содержанию распорядительных документов, которыми эти действия оформляются.
Согласно материалам дела срок для добровольного исполнения требования N 16880 по состоянию на 05.05.2006 установлен до 21.05.2006, срок исполнения требования N 22685 по состоянию на 31.10.2006 установлен до 31.10.2006, решения о взыскании задолженности по налогам, сборам и пени за счет денежных средств предприятия вынесены в срок установленный пунктом 3 статьи 46 НК РФ.
Вместе с тем, направленные в банк на основании решений от 07.06.2006 N 1847, от 07.11.2006 N 3323 инкассовые поручения N 1975, 5117, 5116, 5118, 5120, 5121, 5122, 5123, 5124, 5125, 5126, 5127, 1982, 1981, 1980, 1979, 1978, 1977, 1976 на списание с расчетного счета налогоплательщика денежных средств в сумме 2 540 989 руб. 83 коп. выставлены налоговым органом 26.06.2008, то есть за пределами установленного срока на принудительное взыскание в бесспорном порядке.
В этой связи арбитражный суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования налогоплательщика.
Ссылаясь в апелляционной жалобе на отсутствие в Налоговом кодексе Российской Федерации норм, которые бы ограничивали срок направления инкассовых поручений либо содержали запрет на повторное выставление инкассовых поручений налоговым органом не учтено, что указанный в пункте 3 статьи 46 НК РФ 60-дневный срок для взыскания налоговых платежей и пени во внесудебном порядке включает и срок направления инкассовых поручений в банк. В этой связи инспекция не праве направлять инкассовые поручения в банк после истечения названного срока, в том числе и после возвращения банком инкассовых поручений.
Арбитражный суд первой инстанции обоснованно указал на то, что повторное выставление инкассовых поручений в банк возможно только пределах установленного пунктом 3 статьи 46 НК РФ срока на бесспорное взыскание задолженности и пени.
Факт отнесения задолженности по налогам и пени к текущей задолженности предприятия, в отношении которого введена соответствующая процедура банкротства, не меняет порядок бесспорного взыскания данной задолженности.
В этой связи, основания для удовлетворения апелляционной жалобы, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлены.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат возложению на налоговый орган.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25 августа 2008 года по делу N А73-8045/2008-92 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Комсомольскому району Хабаровского края - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.

Председательствующий
Н.В.МЕРКУЛОВА

Судьи
А.И.МИХАЙЛОВА
Т.Д.ПЕСКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)