Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 10.02.2015 N Ф10-4674/2014 ПО ДЕЛУ N А23-739/2014

Требование: О признании недействительным решения налогового органа в части доначисления земельного налога, пени, штрафа.

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Органом местного самоуправления были установлены ставки земельного налога в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения. Ссылаясь на нецелевое использование обществом земельного участка, налоговый орган доначислил земельный налог по налоговой ставке, установленной "для прочих земельных участков".
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2015 г. N Ф10-4674/2014

Дело N А23-739/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 04.02.2015 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Чаусовой Е.Н.
судей Ермакова М.Н., Радюгиной Е.А.
при участии в заседании:
от ООО "Консалт Инвест" (ОГРН 1084023000478, Калужская обл., г. Мосальск, ул. Революции, д. 48) не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Калужской области (Калужская обл., п. Бабынино, ул. Ленина, д. 23) Акимовой Г.Н. - представителя (доверен. от 15.01.2015 г. N 03-01-26/01),
от Управления ФНС России по Калужской области (г. Калуга, ул. Московская, д. 282) Панакшиной С.А. - представителя (доверен. от 12.01.2015 г. N 49-31/2),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области (г. Калуга, ул. Вилонова, д. 5) не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 01.08.2014 г. (судья Бураков А.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 г. (судьи Мордасов Е.В., Заикина Н.В., Федин К.А.) по делу N А23-739/2014,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Консалт Инвест" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Калужской области от 17.10.2013 г. N 10850, о признании недействительным решения Управления ФНС России по Калужской области от 27.12.2013 г. N 63-10/12257.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 01.08.2014 г. заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Калужской области от 17.10.2013 г. N 10850 в части доначисления земельного налога в сумме 392061 руб., пени в сумме 40637 руб. 06 коп., 9801 руб. 53 коп. штрафа, признано недействительным решение Управления ФНС России по Калужской области от 27.12.2013 г. N 63-10/12257 в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером 40:01:000000:65. В остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией ФНС России N 1 по Калужской области проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации за 2012 г., представленной ООО "Консалт Инвест", по результатам которой составлен акт от 27.08.2013 г. N 10629 и принято решение от 17.10.2013 г. N 10850 о доначислении земельного налога за 2012 год в сумме 462312 руб., пени в сумме 47918 руб. 56 коп., применении штрафа в сумме 11779 руб. 60 коп.
В обоснование доначисления налога, пени и применения штрафа в указанных суммах налоговым органом положено постановление Управления Россельхознадзора по Калужской области от 24.06.2013 г. N 09-11/2013 о назначении административного наказания в отношении генерального директора ООО "Консалт Инвест".
Решением Управления ФНС России по Калужской области от 27.12.2013 г. N 63-10/12257 решение инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с решениями инспекции и управления, ООО "Консалт Инвест" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Как указано в постановлении о привлечении к административной ответственности должностного лица общества, на земельном участке с кадастровым номером 40:01:000000:65 в течение длительного времени - более трех лет подряд не использовалась часть земельного участка площадью 191 га сельскохозяйственных угодий, в т.ч. 182 га пашни, на пашне не проводятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы, на сенокосах не производится сенокошение, на пастбищах не производится выпас скота, произрастают сорные растения, деревья и кустарники.
Ссылаясь на нецелевое использование обществом земельного участка инспекция доначислила земельный налог по налоговой ставке, установленной "для прочих земельных участков", в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Рассматривая спор, суды обоснованно исходили из следующего.
В силу ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" определено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 г. N 369 "О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации" установлен перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства, а именно: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов; закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.
В соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ определено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В соответствии с п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Положением "О земельном налоге на территории муниципального образования сельское поселение "Село Сабуровщино", утвержденным решением сельской Думы муниципального образования сельское поселение "Село Сабуровщино" от 08.10.2010 г. N 35, установлены ставки земельного налога в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или представленных для жилищного строительства; представленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства. Пунктом 2.2 для всех прочих земельных участков установлена ставка земельного налога в размере 1,5 процентов от кадастровой стоимости.
Из материалов дела видно, что ООО "Консалт Инвест" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 40:01:000000:65 площадью 7425400 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Как указано в постановлении административного органа, обществом не используется только часть земельного участка - 191 га, в отношении остальной большей части участка постановление никаких выводов не содержит и налоговым органом доказательства неиспользования остальной части земельного участка в материалы дела не представлены. При этом в постановлении административного органа не содержится сведений о том, на основании каких расчетов определен размер части участка, которая не используется. В решении налогового органа такие расчеты также не приведены.
Признавая необоснованными доводы налогового органа о необходимости в рассматриваемом случае исчислять земельный налог по ставке 1,5%, суды правильно указали, что участок является единым объектом, имеет единый кадастровый номер и подлежит налогообложению как единый объект, в связи с чем право на применение пониженной ставки налога по данному участку распространяется на весь спорный участок.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ и правомерно указал, что вопрос о размере ставки земельного налога в случае частичного неиспользования предоставленного налогоплательщику земельного участка законом не регламентирован.
Доводы кассационной жалобы отклоняются, поскольку повторяют заявленные налоговым органом доводы в судах первой и апелляционной инстанций, которым судами дана надлежащая правовая оценка.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Калужской области от 01.08.2014 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 г. по делу N А23-739/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.Н.ЧАУСОВА

Судьи
М.Н.ЕРМАКОВ
Е.А.РАДЮГИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)