Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.09.2014 ПО ДЕЛУ N А41-16994/14

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 2014 г. по делу N А41-16994/14


Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от ОАО "Компания по управлению инвестициями ЯМАЛ": Шустова А.С. по доверенности от 17.12.2013,
от ИФНС России по г. Солнечногорску Московской области: Кисилева Е.Н. по доверенности от 08.09.2014 и 19.08.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г. Солнечногорску Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 07 июля 2014 года по делу N А41-16994/14, принятое судьей Т.В. Мясова, по заявлению ОАО "Компания по управлению инвестициями ЯМАЛ" (ОГРН 1027700455188) к ИФНС России по г. Солнечногорску Московской области о признании недействительным решения от 02.09.2013 N 15818,

установил:

открытое акционерное общество "Компания по управлению инвестициями "ЯМАЛ" (далее - ОАО "КУИ "ЯМАЛ", заявитель, общество) - доверительный управляющий Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "ТЕРРА" (далее - ЗПИФ недвижимости "ТЕРРА") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Солнечногорску Московской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 02.09.2013 N 15818.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.07.2014 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с указанным решением, инспекция обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Как следует из материалов дела, 31.01.2013 ОАО "КУИ "ЯМАЛ" подана в ИФНС России по г. Солнечногорску Московской области налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год на земельные участки, расположенные по адресу: Московская область, Солнечногорский район, вблизи д. Бережки, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для дачного строительства с кадастровыми номерами 50:09:0040211:134, 50:09:0040211:135, 50:09:0040211:136, 50:09:0040211:137, 50:09:0040211:138, 50:09:0040211:139, 50:09:0040211:140, 50:09:0040211:141, 50:09:0040211:142, 50:09:0040211:143, 50:09:0040211:144, 50:09:0040211:145, 50:09:0040211:146, 50:09:0040211:147, 50:09:0040211:148, 50:09:0040211:149, 50:09:0040211:150, 50:09:0040211:151, 50:09:0040211:152, 50:09:0040211:153, 50:09:0040211:154, 50:09:0040211:155, 50:09:0040211:156, 50:09:0040211:157, 50:09:0040211:158, 50:09:0040211:159, 50:09:0040211:160.
31 июля 2013 года заявителем была подана уточненная налоговая декларация на сумму 13 104 руб. 00 коп.
По результатам камеральной налоговой проверки инспекцией составлен акт проверки от 21.05.2013 N 23785 (т. 1, л.д. 138 - 141).
Решением налогового органа от 02.09.2013 N 15818 ОАО "КУИ "ЯМАЛ" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату земельного налога в виде штрафа в размере 64 956 руб. 80 коп., пени по земельному налогу в сумме 31 251 руб. 66 коп., предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 324 784 руб. 00 коп. (т. 1, л.д. 40 - 49).
Решением Управления ФНС России по Московской области от 25.12.2013 N 07-12/77669 решение ИФНС России по г. Солнечногорску Московской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 02.09.2013 N 15818 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения (т. 1, л.д. 10 - 13).
Ссылаясь на неверное применение инспекцией налоговой ставки по земельному налогу и неверное определение налоговой базы в связи с необоснованным применением не соответствующей действительности кадастровой стоимости земельных участков, ОАО "КУИ "ЯМАЛ" обратилось в Арбитражный суд Московской области (т. 1, л.д. 2 - 9).
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 387, 388, 389, 394 НК РФ, исходил из того, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для применения неправильной кадастровой стоимости земельных участков по исчислению и уплате земельного налога заявителем за 2012 год.
Обжалуя решение суда первой инстанции, инспекция ссылается на неверное определение обществом ставки земельного налога на 2012 год, а также на занижение кадастровой стоимости спорных земельных участков.
В судебном заседании апелляционного суда представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, высказался по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии со статьей 108 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Кодексом. Согласно статье 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 статьи 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В силу пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
Порядок определения налоговой базы отражен в статье 391 НК РФ, согласно пункту 1 которой налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
- - 0,3 процента в отношении земельных участков отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- - 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Поскольку объектом земельных отношений согласно пункту 2 статьи 6 ЗК РФ является земельный участок, индивидуализированный в установленном порядке, допустимые виды разрешенного использования определяются применительно к конкретному земельному участку из категории земель сельскохозяйственного назначения.
Пункт 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
В соответствии со статьей 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для иных целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами и коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Статьей 78 ЗК РФ установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "КУИ "ЯМАЛ" на основании лицензии от 06.03.2002 N 21-000-1-00060, выданной Федеральной службой по финансовым рынкам, является доверительным управляющим ЗПИФ недвижимости "ТЕРРА", что подтверждается правилами доверительного управления указанного паевого инвестиционного фонда с изменениями и дополнениями.
В соответствии с абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее - Закон об инвестиционных фондах) инвестиционный фонд - находящийся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественный комплекс, пользование и распоряжение которым осуществляются управляющей компанией исключительно в интересах акционеров этого акционерного общества или учредителей доверительного управления.
В силу пункта 1 статьи 10 Закон об инвестиционных фондах паевой инвестиционный фонд - обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией.
Согласно пункту 2 статьи 13 Закона об инвестиционных фондах в доверительное управление закрытым паевым инвестиционным фондом могут быть переданы денежные средства, а также иное имущество, предусмотренное инвестиционной декларацией, содержащейся в правилах доверительного управления этим паевым инвестиционным фондом, если возможность передачи такого имущества установлена нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Как установлено судом первой инстанции, в состав имущества заявителя входят 27 земельных участков, расположенных по адресу: Московская область, Солнечногорский район, вблизи д. Бережки, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для дачного строительства, с кадастровыми номерами 50:09:0040211:134, 50:09:0040211:135, 50:09:0040211:136, 50:09:0040211:137, 50:09:0040211:138, 50:09:0040211:139, 50:09:0040211:140, 50:09:0040211:141, 50:09:0040211:142, 50:09:0040211:143, 50:09:0040211:144, 50:09:0040211:145, 50:09:0040211:146, 50:09:0040211:147, 50:09:0040211:148, 50:09:0040211:149, 50:09:0040211:150, 50:09:0040211:151, 50:09:0040211:152, 50:09:0040211:153, 50:09:0040211:154, 50:09:0040211:155, 50:09:0040211:156, 50:09:0040211:157, 50:09:0040211:158, 50:09:0040211:159, 50:09:0040211:160 (далее - "земельные участки"), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т. 2, л.д. 118 - 144).
На основании статьи 394 НК РФ ставки земельного налога установлены решением Совета депутатов сельского поселения Соколовское Солнечногорского муниципального района Московской области "О земельном налоге на территории сельского поселения Соколовское Солнечногорского муниципального района Московской области" от 23.09.2011 N 6/20 (далее - "решение Совета депутатов").
В пункте 2 (п. п. 3 и 6, соответственно) этого решения установлены, в частности, следующие налоговые ставки:
- - 0,2 процента от кадастровой стоимости земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, дачного строительства (дачного хозяйства), а также под размещение гаражных кооперативов, индивидуальных гаражей и других объектов хранения автомобилей;
- - 1,5 процента от кадастровой стоимости прочих земельных участков.
Соответственно, налоговая ставка 0,2 процента установлена, в частности, для земельных участков с разрешенным использованием "для дачного строительства", относящихся к землям всех категорий.
В соответствии с кадастровыми паспортами и свидетельствами о праве собственности все 27 земельных участков имеют разрешенное использование "для дачного строительства", что и послужило основанием для использования при исчислении земельного налога налоговой ставки 0,2 процента (т. 2, л.д. 118 - 144).
Довод налогового органа о том, что применение налоговой ставки 0,2 процента и 0,3 процента допускается в отношении тех земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного строительства только некоммерческим объединениям граждан не может быть принят апелляционным судом.
Виды земельных участков земельным законодательством классифицируются по их правовому режиму на основании сочетания двух признаков: целевое назначение земли и вид разрешенного использования. При этом правовой режим земельного участка не зависит от статуса собственника земли и устанавливается исходя из сведений о его целевом назначении и виде разрешенного использования, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, документах, подтверждающих регистрацию права собственности на земельный участок.
Из системного толкования статей 394 НК РФ, ст. 77 Земельного кодекса РФ следует, что единственным условием для применения пониженной ставки земельного налога в размере 0,2 процента в законе названо само предназначение земельного участка для дачного строительства, следовательно, указание на организационно-правовую форму не является основанием для применения ставки налога в размере 1,5 процента.
25 сентября 2012 года обществу по его обращению от 23.08.2012 исх. N 89 от филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" поступило информационное письмо исх. N 01-39/1747, содержащее сведения о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2012, на основании которых заявителем произведен расчет земельного налога (т. 2, л.д. 27 - 29).
24 февраля 2014 заявителем также получены кадастровые паспорта на спорные земельные участки, содержащие информацию об их кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2012 (т. 3, л.д. 118 - 176).
Довод инспекции о необходимости применения повышенной кадастровой стоимости спорных земельных участков при расчете земельного налога является несостоятельным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно данным, содержащимся в полученных кадастровых паспортах и информационном письме от 25.09.2012 N 01-39/1747, спорные земельные участки по состоянию на 01.01.2012 имели такую же кадастровую стоимость, как и по состоянию на 01.01.2011, поскольку пересчет кадастровой стоимости был осуществлен только 13.03.2012.
Следовательно, у налогового органа отсутствовали правовые основания для применения увеличенной кадастровой стоимости земельных участков по исчислению и уплате земельного налога заявителем за указанный налоговый период.
Как усматривается из материалов дела, в расчетах доначисления суммы земельного налога за 2012 год указан земельный участок без указания его кадастрового номера, но с указанием кадастровой стоимости равной 192 283 руб. 45 коп. (т. 1, л.д. 41).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 50:90:0040211:143, представленному в материалы дела, кадастровая стоимость спорного земельного участка равна 192 283 руб. 45 коп. (т. 1, л.д. 149).
Таким образом, исчисление земельного налога без указания в решении налоговой инспекции кадастрового номера земельного участка не может являться основанием для привлечения заявителя к налоговой ответственности.
В соответствии со статьей 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений и действий (бездействия) государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обжалуемое решение инспекции от 02.09.2013 N 15818 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вынесено с нарушением норм законодательства о налогах и сборах и нарушает права заявителя.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 07.07.2014 по делу N А41-16994/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
В.Ю.БАРХАТОВ

Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
Е.Н.КОРОТКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)