Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 28.04.2009 N Ф09-2517/09-С3 ПО ДЕЛУ N А60-31797/2008-С10

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2009 г. N Ф09-2517/09-С3

Дело N А60-31797/2008-С10

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Дубровского В.И., Гавриленко О.Л.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.12.2008 по делу N А60-31797/2008-С10 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2009 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
- инспекции - Шокин Е.С. (доверенность от 31.12.2008 N 05-14/53941);
- общества с ограниченной ответственностью "Золотая бухта" (далее - общество, налогоплательщик) - Нагорная И.И. (доверенность от 27.10.2008).

Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным уведомления инспекции от 13.10.2008 N 12-15/40142 об отказе в регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес, а также обязании инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика путем выдачи свидетельства о регистрации 50 игровых автоматов на основании заявления от 01.10.2008.
Решением суда от 02.12.2008 (резолютивная часть от 01.12.2008; судья Тимофеева А.Д.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2009 (судьи Грибиниченко О.Г., Богданова Р.А., Сафонова С.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Инспекция ссылается на то, что на момент вступления в силу Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ) общество не осуществляло деятельность в сфере игорного бизнеса в игорном заведении, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Вайнера, д. 21. По мнению инспекции, открытие налогоплательщиком нового игорного заведения в месте, где открытие игорных заведений после 01.07.2007 не допускается в силу ч. 4 ст. 5 указанного Закона, является нарушением требований, установленных Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ.
Кроме того, инспекция ссылается на то, что в результате повторного рассмотрения заявления общества о регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес от 01.10.2008 установлено, что 9 игровых автоматов (N 05074130-М, 05073493-М, 05071154-М, 05071152-М, завод-изготовитель - общество с ограниченной ответственностью "Меркур"; N 05041644, 05041038, завод-изготовитель - общество с ограниченной ответственностью "Вилларт Индастриал Групп"; N А07060340, А07060341, А07060343 завод-изготовитель - закрытое акционерное общество "Уником") с 30.06.2007 по настоящее время зарегистрированы за обществом с ограниченной ответственностью "Стефани-Маг" по месту установки: г. Екатеринбург, ул. Вайнера, д. 21.
С учетом изложенного инспекция считает, что двойная регистрация объектов налогообложения не предусмотрена законодательством Российской Федерации, а регистрация игровых автоматов в количестве, меньшем 50 (50 - 9 = 41) противоречит требованиям, установленным Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ.
Налогоплательщиком представлен отзыв на кассационную жалобу инспекции, в котором он просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
По мнению общества, налоговый орган не доказал, что игорное заведение налогоплательщика не отвечает требованиям, установленным Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ, в связи с чем у инспекции отсутствовали основания для отказа в регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес.

Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица, имеет лицензию на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений от 31.10.2003 N 003031.
Судами установлено, что на основании заявления от 28.12.2006 общество 29.12.2006 поставлено на учет в инспекции по месту создания обособленного подразделения по адресу: г. Екатеринбург, ул. Вайнера, д. 21.
Заявление о регистрации 50 игровых автоматов по адресу: г. Екатеринбург, ул. Вайнера, д. 21, направлено налогоплательщиком в инспекцию 01.10.2008.
В уведомлении от 13.10.2008 N 12-15/40142 инспекция сообщила об отказе в регистрации объектов налогообложения в связи с тем, что, поскольку на момент вступления в силу Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ общество не осуществляло деятельность в сфере игорного бизнеса в игорном заведении, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Вайнера, д. 21, после 01.07.2007, оно не может открыть новое игорное заведение по указанному адресу.
Общество, полагая, что уведомление инспекции об отказе в регистрации игровых автоматов нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды удовлетворили заявленные требования, исходя из того, что общество осуществляет деятельность в сфере игорного бизнеса на основании лицензии от 31.10.2003 N 003031; доказательств несоответствия помещения игрового зала требованиям, установленным Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ, налоговым органом не представлено; отказ в регистрации игровых автоматов лишает налогоплательщика права на осуществление до 30.06.2009 предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса, в связи с чем нарушаются его права и законные интересы.
Между тем судами не учтено следующее.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ установлены ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Указанные ограничения вступили в силу с 01.01.2007 и касаются введения новых требований, в том числе к организаторам азартных игр и игорным заведениям.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном данным Федеральным законом.
Из содержания ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ следует, что организаторы азартных игр, имеющие соответствующие лицензии и отвечающие требованиям, установленным ч. 6 ст. 6 указанного Закона, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 в игорных заведениях при условии соответствия их требованиям, предусмотренным ч. 1, 3 - 5 ст. 8, ч. 2, 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16 названного Закона.
Таким образом, право организатора азартных игр продолжить до 30.06.2009 свою деятельность в сфере игорного бизнеса (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) вне игорных зон после вступления в силу Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ возникает лишь в отношении имеющихся у него по состоянию на 01.01.2007 игорных заведений. При этом в силу ч. 6 ст. 16 названного Закона деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, определенным ч. 1, 2 указанной статьи, должна быть прекращена до 01.07.2007.
В соответствии с п. 2 ст. 366 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) каждый объект обложения налогом на игорный бизнес подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения в срок не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
В силу ст. 11 Кодекса обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Исходя из смысла п. 2 ст. 11 Кодекса обособленное подразделение следует считать созданным с момента создания стационарных рабочих мест, то есть с момента начала осуществления организацией деятельности по месту нахождения обособленного подразделения либо возникновения возможности ее осуществления.
В материалах дела отсутствуют доказательства создания обществом обособленного подразделения в период до 01.01.2007 по адресу: г. Екатеринбург, ул. Вайнера, д. 21.
Имеющиеся в материалах дела документы (договор субаренды от 18.12.2006 N 1, уведомление о постановке юридического лица на учет в налоговом органе по месту создания обособленного подразделения) сами по себе не свидетельствуют о создании обществом обособленного подразделения, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Вайнера, д. 21, и не подтверждают факт осуществления им деятельности в сфере игорного бизнеса по указанному адресу.
Заявление о регистрации 50 игровых автоматов по адресу: г. Екатеринбург, ул. Вайнера, д. 21, подано обществом 01.10.2008, что также свидетельствует о том, что общество не осуществляло деятельность в сфере игорного бизнеса по названному адресу.
С учетом того, что общество не осуществляло деятельность в сфере игорного бизнеса по адресу: г. Екатеринбург, ул. Вайнера, д. 21 на момент вступления в силу Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, заявление о регистрации 50 игровых автоматов по указанному адресу подано обществом после 01.07.2007, то есть по истечении срока, отведенного законодателем для приведения деятельности игорного заведения в соответствие с требованиями, установленными Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ, у инспекции отсутствовала обязанность по регистрации игровых автоматов, устанавливаемых обществом в месте, где открытие игорного заведения не допускается в силу ч. 4 ст. 5 указанного Закона.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку оспариваемое уведомление инспекции не нарушает права и законные интересы общества, которые в данном случае отсутствуют, у судов не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Довод налогового органа о двойной регистрации объектов налогообложения судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку не был предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.12.2008 по делу N А60-31797/2008-С10 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2009 по тому же делу отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Золотая бухта" в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.

Председательствующий
О.Г.ГУСЕВ

Судьи
В.И.ДУБРОВСКИЙ
О.Л.ГАВРИЛЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)