Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Богатыревой В.А. и Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Добродеевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговые услуги" на решение Арбитражного суда Тверской области от 11 марта 2009 года по делу N А66-8447/2008 (судья Владимирова Г.А.),
общество с ограниченной ответственностью "Торговые услуги" (далее - Общество, ООО "Торговые услуги") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Тверской области (далее - Инспекция) о признании незаконным решения об отказе в регистрации объекта налогообложения по адресу: Тверская область, г. Западная Двина, ул. Кирова, д. 8 - и в выдаче свидетельства о регистрации указанного объекта налогообложения, а также возложении обязанности на Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
Решением суда в удовлетворении требований отказано.
Общество в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ) не является актом законодательства о налогах и сборах, не распространяется на налоговые правоотношения и не регулирует порядок регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес; Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо оснований для отказа в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес. Кроме того, заявитель ссылается на часть 1 статьи 16 Закона N 244-ФЗ, согласно которой имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям части 6 статьи 6, частей 1, 3 - 5 статьи 8, частей 2 и 3 статьи 15, части 2 статьи 16 данного Закона вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 без получения разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. Податель жалобы считает противоречащим закону вывод суда о том, что организатор азартных игр вправе продолжить деятельность вне игорных зон только в отношении имеющихся у него по состоянию на 01.01.2007 игорных заведений. Указывает на то, что судом не принят во внимание довод об осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр в здании до выхода в свет Закона N 244-ФЗ.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, однако представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, Общество 06.06.2008 поставлено на учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Тверской области по месту нахождения своего обособленного подразделения на основании заявления от 04.06.2008.
Согласно лицензии от 25.09.2003 N 002867 (со сроком действия до 25.09.2008) ООО "Торговые услуги" вправе осуществлять деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений.
15.07.2008 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о регистрации 50 игровых автоматов по адресу: Тверская область, г. Западная Двина, ул. Кирова, д. 8. Ранее по данному адресу заявитель не осуществлял деятельности в сфере игорного бизнеса.
Письмом от 28.07.2008 N 05-10/20533 налоговый орган сообщил Обществу об отказе в регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес, сославшись на пункт 4 статьи 5 Закона N 244-ФЗ, в соответствии с которым игорные заведения могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном данным Законом; отсутствие открытого обособленного подразделения Общества по заявленному адресу; отсутствие на 01.07.2007 зарегистрированных игровых автоматов в количестве 50 единиц по месту нахождения игрового зала; отсутствие документов, подтверждающих соответствие игрового зала, расположенного по заявленному адресу, требованиям Закона N 244-ФЗ.
Общество посчитало незаконным отказ Инспекции в регистрации спорных игровых автоматов и выдаче свидетельства, в связи с чем обратилось в Арбитражный суд Тверской области.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, придя к выводу об отсутствии у налогового органа обязанности регистрировать игровые автоматы, устанавливаемые заявителем в местах, где открытие игорных заведений не допускается в силу части 4 статьи 5 Закона N 244-ФЗ.
Апелляционная инстанция также считает, что требования Общества не подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации игровой автомат является объектом обложения налогом на игорный бизнес.
Согласно пункту 2 той же статьи каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Законом N 244-ФЗ определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Частями 1 и 4 статьи 5 указанного Закона предусмотрено, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных этим законом и другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном данным Законом.
В силу пункта 11 статьи 4 Закона N 244-ФЗ игорное заведение - это здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг).
В пункте 7 статьи 4 этого же Закона дано определение игорной зоны, под которой понимается часть территории Российской Федерации, предназначенная для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, границы которой установлены в соответствии с названным Федеральным законом.
Из статьи 9 Закона N 244-ФЗ следует, что на территории Российской Федерации создаются четыре игорные зоны на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край и Ростовская область (данная игорная зона включает в себя часть территории каждого из указанных субъектов Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 16 указанного Закона имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3, 4 и 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15, частью 2 статьи 16 настоящего закона, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 без получения разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
Указанные ограничения вступили в силу с 01.01.2007.
Из вышеприведенных норм следует, что открытие новых игорных заведений после вступления в силу Закона N 244-ФЗ возможно только на территории игорных зон в соответствии с разрешительным порядком.
Из материалов дела видно и заявителем не оспаривается, что Общество до 01.01.2007 не имело игорного заведения по адресу: Тверская область, г. Западная Двина, ул. Кирова, д. 8.
Таким образом, обратившись в налоговый орган с заявлением о регистрации 50 игровых автоматов, налогоплательщик планировал осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса в игорном заведении на территории, не отнесенной к игорным зонам, после 01.01.2007, то есть деятельность, запрещенную Законом N 244-ФЗ.
При указанных обстоятельствах отказ Инспекции в регистрации игровых автоматов не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку осуществление им деятельности по организации рассматриваемого игорного заведения является нарушением Закона N 244-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом указанной нормы права для удовлетворения требования о признании решения незаконным необходима совокупность двух условий: несоответствия решения закону и нарушения им прав и законных интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции считает, что материалами дела не подтверждено наличие указанных оснований для признания оспариваемого решения Инспекции незаконным.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Тверской области от 11 марта 2009 года по делу N А66-8447/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговые услуги" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.05.2009 ПО ДЕЛУ N А66-8447/2008
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2009 г. по делу N А66-8447/2008
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Богатыревой В.А. и Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Добродеевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговые услуги" на решение Арбитражного суда Тверской области от 11 марта 2009 года по делу N А66-8447/2008 (судья Владимирова Г.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Торговые услуги" (далее - Общество, ООО "Торговые услуги") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Тверской области (далее - Инспекция) о признании незаконным решения об отказе в регистрации объекта налогообложения по адресу: Тверская область, г. Западная Двина, ул. Кирова, д. 8 - и в выдаче свидетельства о регистрации указанного объекта налогообложения, а также возложении обязанности на Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
Решением суда в удовлетворении требований отказано.
Общество в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ) не является актом законодательства о налогах и сборах, не распространяется на налоговые правоотношения и не регулирует порядок регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес; Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо оснований для отказа в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес. Кроме того, заявитель ссылается на часть 1 статьи 16 Закона N 244-ФЗ, согласно которой имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям части 6 статьи 6, частей 1, 3 - 5 статьи 8, частей 2 и 3 статьи 15, части 2 статьи 16 данного Закона вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 без получения разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. Податель жалобы считает противоречащим закону вывод суда о том, что организатор азартных игр вправе продолжить деятельность вне игорных зон только в отношении имеющихся у него по состоянию на 01.01.2007 игорных заведений. Указывает на то, что судом не принят во внимание довод об осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр в здании до выхода в свет Закона N 244-ФЗ.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, однако представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, Общество 06.06.2008 поставлено на учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Тверской области по месту нахождения своего обособленного подразделения на основании заявления от 04.06.2008.
Согласно лицензии от 25.09.2003 N 002867 (со сроком действия до 25.09.2008) ООО "Торговые услуги" вправе осуществлять деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений.
15.07.2008 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о регистрации 50 игровых автоматов по адресу: Тверская область, г. Западная Двина, ул. Кирова, д. 8. Ранее по данному адресу заявитель не осуществлял деятельности в сфере игорного бизнеса.
Письмом от 28.07.2008 N 05-10/20533 налоговый орган сообщил Обществу об отказе в регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес, сославшись на пункт 4 статьи 5 Закона N 244-ФЗ, в соответствии с которым игорные заведения могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном данным Законом; отсутствие открытого обособленного подразделения Общества по заявленному адресу; отсутствие на 01.07.2007 зарегистрированных игровых автоматов в количестве 50 единиц по месту нахождения игрового зала; отсутствие документов, подтверждающих соответствие игрового зала, расположенного по заявленному адресу, требованиям Закона N 244-ФЗ.
Общество посчитало незаконным отказ Инспекции в регистрации спорных игровых автоматов и выдаче свидетельства, в связи с чем обратилось в Арбитражный суд Тверской области.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, придя к выводу об отсутствии у налогового органа обязанности регистрировать игровые автоматы, устанавливаемые заявителем в местах, где открытие игорных заведений не допускается в силу части 4 статьи 5 Закона N 244-ФЗ.
Апелляционная инстанция также считает, что требования Общества не подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации игровой автомат является объектом обложения налогом на игорный бизнес.
Согласно пункту 2 той же статьи каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Законом N 244-ФЗ определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Частями 1 и 4 статьи 5 указанного Закона предусмотрено, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных этим законом и другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном данным Законом.
В силу пункта 11 статьи 4 Закона N 244-ФЗ игорное заведение - это здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг).
В пункте 7 статьи 4 этого же Закона дано определение игорной зоны, под которой понимается часть территории Российской Федерации, предназначенная для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, границы которой установлены в соответствии с названным Федеральным законом.
Из статьи 9 Закона N 244-ФЗ следует, что на территории Российской Федерации создаются четыре игорные зоны на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край и Ростовская область (данная игорная зона включает в себя часть территории каждого из указанных субъектов Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 16 указанного Закона имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3, 4 и 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15, частью 2 статьи 16 настоящего закона, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 без получения разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
Указанные ограничения вступили в силу с 01.01.2007.
Из вышеприведенных норм следует, что открытие новых игорных заведений после вступления в силу Закона N 244-ФЗ возможно только на территории игорных зон в соответствии с разрешительным порядком.
Из материалов дела видно и заявителем не оспаривается, что Общество до 01.01.2007 не имело игорного заведения по адресу: Тверская область, г. Западная Двина, ул. Кирова, д. 8.
Таким образом, обратившись в налоговый орган с заявлением о регистрации 50 игровых автоматов, налогоплательщик планировал осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса в игорном заведении на территории, не отнесенной к игорным зонам, после 01.01.2007, то есть деятельность, запрещенную Законом N 244-ФЗ.
При указанных обстоятельствах отказ Инспекции в регистрации игровых автоматов не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку осуществление им деятельности по организации рассматриваемого игорного заведения является нарушением Закона N 244-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом указанной нормы права для удовлетворения требования о признании решения незаконным необходима совокупность двух условий: несоответствия решения закону и нарушения им прав и законных интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции считает, что материалами дела не подтверждено наличие указанных оснований для признания оспариваемого решения Инспекции незаконным.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 11 марта 2009 года по делу N А66-8447/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговые услуги" - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.В.ВИНОГРАДОВА
Т.В.ВИНОГРАДОВА
Судьи
В.А.БОГАТЫРЕВА
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
В.А.БОГАТЫРЕВА
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)