Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 03.03.2015 N Ф05-16909/2014 ПО ДЕЛУ N А40-36831/13

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2015 г. по делу N А40-36831/13


Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Ананьиной Е.А., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "Архангельское" - Кадейкин В.В. - дов. от 03.02.2014 N 1402/03
от ответчиков - 1) федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - не явился (извещен надлежаще)
2) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - не явился (извещен надлежаще)
от третьих лиц - 1) Правительства Москвы - Кулешов В.Ю. - дов. от 23.10.2014 N 4-47-884/4
2) Департамента городского имущества города Москвы - Кулешов В.Ю. - дов. от 29.12.2014 N 33-Д-843/14
рассмотрев 24 февраля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 20 июня 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Махалкиным М.Ю.,
на постановление от 15 октября 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Якутовым Э.В., Бекетовой И.В., Свиридовым В.А.,
по делу N А40-36831/13
по иску общества с ограниченной ответственностью "Архангельское" (ОГРН 1085024000841)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной
третьи лица: Правительство Москвы; Департамент городского имущества города Москвы

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Архангельское" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата) и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра) со следующими требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ):
- - установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 378 382 кв. м с кадастровым номером 50:26:0190312:2, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования "под размещение объектов капитального строительства: многофункциональных объектов (в том числе общественно-деловых и коммунально-складских)", расположенного по адресу: Москва, поселение Марушкинское, дер. Большое Покровское, земельный участок N 35, в размере его рыночной стоимости, равной 479 800 000 руб. и определенной по состоянию на 01.01.2013;
- - обязать Кадастровую палату в лице филиала по Москве внести в государственный кадастр недвижимости указанную рыночную стоимость земельного участка в качестве его новой кадастровой стоимости с момента вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент).
Суд первой инстанции решением от 20.06.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.10.2014, удовлетворил исковые требования, заявленные к Кадастровой палате, установил рыночную стоимость названного земельного участка в размере, указанном в иске, обязал Кадастровую палату внести в государственный кадастр недвижимости сведения об установленной судом рыночной стоимости земельного участка; в удовлетворении требований к Управлению Росреестра отказал.
В кассационной жалобе Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 20.06.2014 и постановление от 15.10.2014 и отказать в иске Общества.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Правительства Москвы и Департамента поддержал доводы жалобы, а представитель Общества - доводы, приведенные в отзыве на нее.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником земельного участка общей площадью 378 382 кв. м с кадастровым номером 50:26:0190312:2, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования "под размещение объектов капитального строительства: многофункциональных объектов (в том числе общественно-деловых и коммунально-складских)", расположенного по адресу: Москва, поселение Марушкинское, дер. Большое Покровское, земельный участок N 35.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП (далее - Постановление N 751-ПП) утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы, вступившие в силу с 01.01.2014.
Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением N 751-ПП, определена по состоянию на 01.01.2013.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:26:0190312:2 установлена в размере 2 308 973 991 руб. 86 коп.
В соответствии с отчетом от 25.03.2014 N 21/14-1 об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненным по заказу истца обществом с ограниченной ответственностью "Эксперт", рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2013 составляет 479 800 000 руб.
Согласно положительному экспертному заключению от 28.03.2014 N 228/02-14, выполненному некоммерческим партнерством "Межрегиональный союз оценщиков", отчет от 25.03.2014 N 21/14-1 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Общество обратилось с настоящим иском в суд, ссылаясь на то, что поскольку кадастровая стоимость названного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, то она должна быть установлена в соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в размере рыночной стоимости.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции по ходатайству Общества была назначена судебная экспертиза для установления соответствия отчета оценщика действующему законодательству.
Согласно заключению эксперта от 07.05.2014 N 2014-01/160 отчет от 25.03.2014 N 21/14-1 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности; рыночная стоимость названного участка по состоянию на 01.01.2013 определена правильно.
Суды обеих инстанций, исследовав материалы дела и оценив представленные в дело доказательства, пришли к выводу об обоснованности заявленных требований.
Суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Общество, как собственник земельного участка с кадастровым номером 50:26:0190312:2, по смыслу пункта 1 статьи 388 НК РФ является плательщиком земельного налога в отношении данного участка. При этом в силу статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), которая была введена Законом N 167-ФЗ, также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу статьи 68 того же Кодекса обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Истец в обоснование своих требований представил суду отчет об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка. Соответствие данного отчета требованиям Закона N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением от 28.03.2014 N 228/02-14, выполненным некоммерческим партнерством "Межрегиональный союз оценщиков", а также результатами судебной экспертизы.
С учетом фактических обстоятельств настоящего дела и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом от 25.03.2014 N 21/14-1.
Утверждение в жалобе о нарушении судами статьи 49 АПК РФ, выразившемся в принятии одновременно изменения предмета и основания иска, было предметом проверки суда и признано им необоснованным, поскольку предмет требования "об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости" не изменялся.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суды обеих инстанций правильно применили нормы материального и процессуального права, и не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 20 июня 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 октября 2014 года по делу N А40-36831/13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА

Судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судья
И.В.ТУБОЛЕЦ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)