Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 19.08.2014 N Ф05-8864/2014 ПО ДЕЛУ N А40-140281/13-135-1249

Разделы:
Акцизы; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 августа 2014 г. по делу N А40-140281/13-135-1249


Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2014 г.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Зверевой Е.А.,
судей Денисовой Н.Д., Петровой В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ОАО "ВНИИНМ" - Соколко Л.В. - дов. от 09.01.2014 N 26/1/2014 - ДОВ ср. 31.12.2014,
от ответчика Управления Росреестра по Москве - Мацота Н.Э. - дов. от 30.12.13 N 22484/13 ср. по 31.12.14 г.
от третьего лица изв., неявка
рассмотрев 18.08.2014 в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Росреестра по Москве
на решение от 06.02.2014 г.
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Дудкиным В.В.,
на постановление от 12.05.2014 г.
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Кольцовой Н.Н., Яковлевой Л.Г., Марковой Т.Т.,
по иску (заявлению) ОАО "ВНИИНМ"
о признании незаконным решения,
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: Росимущество

установил:

В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ОАО "ВНИИНМ" с заявлением о признании незаконным отказа Росреестра по Москве в регистрации права собственности заявителя на земельный участок с кадастровым номером 77:08:0009021:6 и обязании Управления Росреестра по Москве внести в ЕГРП запись о праве собственности заявителя на земельный участок с кадастровым номером 77:08:0009021:6, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Живописная, вл. 27.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 06.02.2014 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 мая 2014 года, признано незаконным как не соответствующее Федеральным законам от 21.12.2001 N 178-ФЗ и от 05.02.2007 N 13-ФЗ решение Управления Росреестра по Москве от 12.07.2013 N 14/059/2013-373 об отказе во внесении в ЕГРП записи о праве собственности заявителя на земельный участок с кадастровым номером 77:08:0009021:6. Кроме того, суды обязали Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве внести в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о праве собственности ОАО "ВНИИНМ" на земельный участок (кадастровый номер 77:08:0009021:6), расположенный по адресу: г. Москва, ул. Живописная, вл. 27.
Не согласившись с принятыми решением и постановлением, Управление Росреестра по Москве обратилось с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просило обжалуемые решение и постановление отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование кассационной жалобы заявителем фактически приведены доводы, аналогичные изложенным им ранее в своей апелляционной жалобе.
В заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя жалобы поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме.
Представитель заявителя по делу, в заседании суда против доводов кассационной жалобы возражал.
Росимущество, участвующее в деле, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направило, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 27.05.2013 заявитель обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Письмом от 14.06.2013 N 77-77-14/059/2013-373 регистрирующий орган уведомил заявителя о приостановлении государственной регистрации, а письмом от 12.07.2013 N 14/059/2013-373 сообщил об отказе в государственной регистрации права собственности заявителя на земельный участок.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" законодательство Российской Федерации о приватизации состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
- Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 05.02.2007 N 13-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Президент Российской Федерации утверждает: 1) перечень федеральных государственных унитарных предприятий атомного энергопромышленного комплекса, подлежащих преобразованию в открытые акционерные общества, акции которых будут внесены в уставный капитал открытого акционерного общества, создаваемого по решению Президента Российской Федерации (основного акционерного общества);
2) перечень акционерных обществ атомного энергопромышленного комплекса, находящиеся в федеральной собственности акции которых подлежат внесению в уставный капитал основного акционерного общества;
3) перечень федеральных государственных унитарных предприятий атомного энергопромышленного комплекса, имущественные комплексы которых подлежат внесению в уставный капитал основного акционерного общества;
4) перечень федеральных государственных образовательных организаций дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), относящихся к организациям атомного энергопромышленного комплекса, которые подлежат передаче основному акционерному обществу.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 указанного Федерального закона приватизация имущества федеральных государственных унитарных предприятий атомного энергопромышленного комплекса и акций акционерных обществ атомного энергопромышленного комплекса, не включенных в перечни, предусмотренные ч. 1 данной статьи, осуществляется без учета особенностей, установленных этим Федеральным законом.
Ст. 4 Федерального закона от 05.02.2007 N 13-ФЗ предусмотрено, что решения об условиях приватизации федерального имущества в соответствии с этим Федеральным законом принимаются федеральным органом исполнительной власти по управлению федеральным имуществом по согласованию с органом государственного управления использованием атомной энергии.
Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 05.02.2007 N 13-ФЗ основаниями для государственной регистрации прав собственности открытых акционерных обществ, создаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, являются решения об условиях приватизации федерального имущества (решения об условиях передачи федеральной государственной организации атомного энергопромышленного комплекса) и передаточные акты.
Как установлено судами, Указом Президента Российской Федерации от 27.04.2007 N 556 "О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской федерации" заявитель включен в перечень федеральных государственных унитарных предприятий атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации, подлежащих преобразованию в открытые акционерные общества, акции которых подлежат внесению в уставный капитал ОАО "Атомный энергопромышленный комплекс", при этом пп. "г" п. 8 Правительству Российской Федерации поручено при подготовке к приватизации ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт неорганических материалов имени академика А.А. Бочвара" обеспечить формирование перечня имущества, которое не подлежит включению в состав его приватизируемого имущественного комплекса, и передачу этого имущества федеральным государственным унитарным предприятиям, находящимся в ведении Федерального агентства по атомной энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2007 N 319 "О мерах по созданию открытого акционерного общества "Атомный энергопромышленный комплекс" принято решение о преобразовании федеральных государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, в том числе и ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт неорганических материалов имени академика А.А. Бочвара".
Согласно Распоряжению Росимущества от 28.11.2008 N 2192-р при приватизации ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт неорганических материалов имени академика А.А. Бочвара" в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса включен земельный участок с кадастровым номером 77:08:0009021:6 площадью 30 345 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Живописная, 27, - предоставленный приватизируемому унитарному предприятию в безвозмездное временное пользование по договору от 23.02.2001 N М-08-601476, заключенному с Москомземом во исполнение распоряжения префекта Северо-Западного административного округа города Москвы от 11.09.2000 N 4046-РП.
С учетом изложенного, удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из того, что распоряжение Росимущества свидетельствует о том, что земельный участок с кадастровым номером 77:08:0009021:6 был включен в состав имущественного комплекса ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт неорганических материалов имени академика А.А. Бочвара", преобразованного в ОАО "Всероссийский научно-исследовательский институт неорганических материалов имени академика А.А. Бочвара".
При этом копия передаточного акта подлежащего приватизации имущественного комплекса от 03.12.2008 г. была представлена заявителем в регистрирующий орган (л.д. 52).
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Основания для отказа в государственной регистрации прав предусмотрены в ст. 20 указанного Федерального закона.
Кроме того, согласно ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации право собственности на земельные участки возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с п. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. В п. 4 ст. 27 Кодекса перечислены изъятые из оборота земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами.
Согласно п. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации такие участки не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В данном случае земельный участок передан собственником заявителю в процессе приватизации в собственность на основании федерального закона.
С учетом вышеизложенного и установленных судами обстоятельств, у ответчика отсутствовали основания для отказа в регистрации права собственности заявителя на земельный участок.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых актов судом были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Кроме того, доводы кассационной жалобы уже были предметом исследования суда апелляционной инстанции, с оценкой которых согласна и кассационная инстанция.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.02.2014 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2014 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.ЗВЕРЕВА

Судьи
Н.Д.ДЕНИСОВА
В.В.ПЕТРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)