Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 31.07.2014 ПО ДЕЛУ N А65-24312/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2014 г. по делу N А65-24312/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Мухаметшина Р.Р., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
ответчика - Шигабиева Р.Р. (доверенность от 09.01.2014),
третьего лица - Сычевой О.В. (доверенность от 21.11.2013),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан, г. Казань,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2014 (председательствующий судья Бажан П.В., судьи Рогалева Е.М., Марчик Н.Ю.)
по делу N А65-24312/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НТК-Технология", г. Казань (ОГРН 1021603886480, ИНН 1661002545) о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан, г. Казань, от 15.07.2013 N 724, с участием третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "НТК-Технология", г. Казань (далее - ООО "НТК-Технология", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан, г. Казань (далее - Межрайонная ИФНС России N 3 по РТ, инспекция, налоговый орган) от 15.07.2013 N 724.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.12.2013 заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2014 вышеуказанное решение суда первой инстанции отменено и принят новый судебный акт. Заявление ООО "НТК-Технология" удовлетворено в части признания недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 3 по РТ от 15.07.2013 N 724 в части доначисления земельного налога за 2012 год в сумме 170 899 рублей и соответствующих сумм пени и штрафа. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Межрайонная ИФНС России N 3 по РТ с принятым по делу постановлением апелляционного суда не согласилась, просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя. При этом налоговый орган полагает, что поскольку изменение кадастровой стоимости спорных земельных участков на основании решения суда произошло в течение налогового периода, и в самом решении не содержится указаний на дату, с которой следует применять данную измененную кадастровую стоимость, то эта стоимость должна быть применена при исчислении налогоплательщиком земельного налога в следующем налоговом периоде после момента внесения таких изменений, то есть с 01.01.2013. Инспекция не согласна с выводом суда апелляционной инстанции о возможности применения измененной кадастровой стоимости с даты внесения изменений в государственный кадастр недвижимости.
Арбитражный суд кассационной инстанции, заслушав представителей ответчика и третьего лица, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "НТК-Технология" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:50:230101:4, площадью 17 140 кв. м, расположенный по адресу: г. Казань, Авиастроительный район, ул. Дементьева, д. 2 г.
Обществом 13.02.2013 в налоговый орган была представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год с суммой к уплате в размере 324 697 рублей, исчисленной исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:230101:4, установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.08.2012 по делу N А65-9349/2012 в размере рыночной.
По мнению налогового органа, земельный налог за 2012 год заявитель должен был исчислить исходя из кадастровой стоимости, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
Результаты проверки отражены инспекцией в акте проверки от 27.05.2013 N 724, на основании которого принято решение от 15.07.2013 N 724 о привлечении общества к налоговой ответственности, которым заявителю доначислен земельный налог за 2012 год в сумме 683 594 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 16.10.2013 N 2.14-0-18/022750@ апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, а решение инспекции - без изменения.
Не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России N 3 по РТ от 15.07.2013 N 724, ООО "НТК-Технология" оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, исходил из того, что налоговый орган не вправе был производить доначисление земельного налога за 2012 год исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
Суд апелляционной инстанции обоснованно не согласился с выводом суда первой инстанции ввиду следующего.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из требований пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.02.2010 N 165-О, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.08.2012 по делу N А65-9349/2012 установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере рыночной.
Указанное судебное решение основано на правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, согласно которой в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в абзаце 4 пункта 2.2 Определения от 01.03.2011 N 275-О-О, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. При этом пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка осуществляется при установлении в отношении этого земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной, такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, во исполнение решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.08.2012 по делу N А65-9349/2012 в государственный кадастр недвижимости 13.09.2012 внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, что влечет возможность применения новой кадастровой стоимости с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
При данных обстоятельствах довод налогового органа о применении новой кадастровой стоимости, установленной решением суда в 2012 году, лишь со следующего налогового периода, то есть с 01.01.2013, является несостоятельным.
Суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу, что поскольку решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.08.2012 по делу N А65-9349/2012 установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость принадлежащего обществу земельного участка с кадастровым номером 16:50:230101:4 не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 13.09.2012 - момента внесения сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, налоговый орган не вправе был производить доначисление заявителю земельного налога за 2012 год после внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости с учетом вступившего в законную силу решения суда. До внесения в государственный кадастр недвижимости изменений в сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка налоговым органом в целях налогообложения подлежали применению результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
Как следует из материалов дела, судом апелляционной инстанции было предложено сторонам произвести расчет земельного налога по спорному земельному участку с учетом даты внесения в государственный кадастр недвижимости изменений в сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка. В результате данного расчета сумма земельного налога, подлежащего уплате за 2012 год, составила 512 695 рублей.
Выводы суда апелляционной инстанции о недействительности решения налогового органа от 15.07.2013 N 724 в части доначисления заявителю земельного налога за 2012 год в сумме 170 899 рублей и соответствующих сумм пени и штрафа являются верными, поскольку с 13.09.2012 при расчете земельного налога за 2012 год подлежала применению кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:230101:4, определенная вступившим в законную силу судебным актом по делу N А65-9349/2012.
В остальной части доначисления земельного налога за 2012 год оспариваемое решение инспекции является законным, и суд апелляционной инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении требований в указанной части.
Нарушений апелляционным судом норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованного судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2014 по делу N А65-24312/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Ф.Г.ГАРИПОВА

Судьи
Р.Р.МУХАМЕТШИН
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)