Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торгово-коммерческая фирма "СОДРУЖЕСТВО-1" о признании недействующими отдельных положений приложения к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Торгово-коммерческая фирма "СОДРУЖЕСТВО-1" на решение Московского городского суда от 22 апреля 2015 г., которым заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Торгово-коммерческая фирма "СОДРУЖЕСТВО-1" Данилочкиной Т.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы Карасевой И.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю. о законности решения суда, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Правительство Москвы в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" постановлением от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП, опубликованным 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и 2 декабря 2014 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, утвердило перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год (далее - Перечень).
Пунктом 2805 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:03:0006015:1051, расположенное по адресу: г. Москва, Зеленый проспект, д. 54а.
Общество с ограниченной ответственностью "Торгово-коммерческая фирма "СОДРУЖЕСТВО-1" (далее - ООО "Торгово-коммерческая фирма "СОДРУЖЕСТВО-1"), являясь собственником указанного здания площадью 2 723,2 кв. м, обратилось в суд с заявлением о признании недействующим пункта 2805 Перечня, полагая, что принадлежащее им здание не соответствует требованиям статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку является торговым комплексом, расположенным на земельном участке, одним из видов разрешенного использования которого предусмотрено размещение торгового объекта, площадь которого менее 3 000 кв. м, следовательно, оспариваемое правовое предписание противоречит приведенным законоположениям и нарушает права заявителя, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Московского городского суда от 22 апреля 2015 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Торгово-коммерческая фирма "СОДРУЖЕСТВО-1" просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального права, а также ввиду неправильного установления обстоятельств, имеющих значение для дела.
Относительно апелляционной жалобы Правительством Москвы и участвующим в деле прокурором поданы возражения о необоснованности ее доводов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд пришел к правильному выводу о том, что при принятии оспариваемого в части нормативного правового акта Правительством Москвы нарушений требований федерального и регионального законодательства не допущено и оснований для признания оспариваемой нормы недействующей не имеется.
Вывод суда мотивирован, основан на законе, соответствует обстоятельствам дела.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено в том числе решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Согласно статьям 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 названного Кодекса.
В силу положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных этой статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 375).
Статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв. м и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. м и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 названной статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" до установления федеральным органом исполнительной власти порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установление вида фактического использования перечисленных объектов осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
Согласно акту обследования от 2 октября 2014 г. N 9031772, составленному Госинспекцией, здание фактически используется для размещения торговых объектов и помещений общественного питания.
Суд первой инстанции, установив, что на дату принятия оспариваемого в части постановления Правительства Москвы здание с кадастровым номером 77:03:0006015:1051 площадью 2 723,2 кв. м, принадлежащее заявителю, фактически использовалось для размещения торговых объектов и помещений общественного питания, проанализировав приведенные выше положения действующего законодательства, а также исследовав фактические обстоятельства, пришел к обоснованному выводу, что указанное здание включено в Перечень в соответствии с предписаниями пункта 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64.
При таком положении является правильным вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Обоснованно суд первой инстанции отклонил доводы заявителя о противоречии и неясности положений статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций", поскольку названный региональный нормативный правовой акт не являлся предметом судебного нормоконтроля по настоящему делу.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного постановления.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Московского городского суда от 22 апреля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торгово-коммерческая фирма "СОДРУЖЕСТВО-1" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 16.09.2015 N 5-АПГ15-59
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 сентября 2015 г. N 5-АПГ15-59
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торгово-коммерческая фирма "СОДРУЖЕСТВО-1" о признании недействующими отдельных положений приложения к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Торгово-коммерческая фирма "СОДРУЖЕСТВО-1" на решение Московского городского суда от 22 апреля 2015 г., которым заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Торгово-коммерческая фирма "СОДРУЖЕСТВО-1" Данилочкиной Т.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы Карасевой И.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю. о законности решения суда, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Правительство Москвы в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" постановлением от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП, опубликованным 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и 2 декабря 2014 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, утвердило перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год (далее - Перечень).
Пунктом 2805 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:03:0006015:1051, расположенное по адресу: г. Москва, Зеленый проспект, д. 54а.
Общество с ограниченной ответственностью "Торгово-коммерческая фирма "СОДРУЖЕСТВО-1" (далее - ООО "Торгово-коммерческая фирма "СОДРУЖЕСТВО-1"), являясь собственником указанного здания площадью 2 723,2 кв. м, обратилось в суд с заявлением о признании недействующим пункта 2805 Перечня, полагая, что принадлежащее им здание не соответствует требованиям статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку является торговым комплексом, расположенным на земельном участке, одним из видов разрешенного использования которого предусмотрено размещение торгового объекта, площадь которого менее 3 000 кв. м, следовательно, оспариваемое правовое предписание противоречит приведенным законоположениям и нарушает права заявителя, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Московского городского суда от 22 апреля 2015 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Торгово-коммерческая фирма "СОДРУЖЕСТВО-1" просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального права, а также ввиду неправильного установления обстоятельств, имеющих значение для дела.
Относительно апелляционной жалобы Правительством Москвы и участвующим в деле прокурором поданы возражения о необоснованности ее доводов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд пришел к правильному выводу о том, что при принятии оспариваемого в части нормативного правового акта Правительством Москвы нарушений требований федерального и регионального законодательства не допущено и оснований для признания оспариваемой нормы недействующей не имеется.
Вывод суда мотивирован, основан на законе, соответствует обстоятельствам дела.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено в том числе решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Согласно статьям 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 названного Кодекса.
В силу положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных этой статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 375).
Статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв. м и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. м и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 названной статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" до установления федеральным органом исполнительной власти порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установление вида фактического использования перечисленных объектов осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
Согласно акту обследования от 2 октября 2014 г. N 9031772, составленному Госинспекцией, здание фактически используется для размещения торговых объектов и помещений общественного питания.
Суд первой инстанции, установив, что на дату принятия оспариваемого в части постановления Правительства Москвы здание с кадастровым номером 77:03:0006015:1051 площадью 2 723,2 кв. м, принадлежащее заявителю, фактически использовалось для размещения торговых объектов и помещений общественного питания, проанализировав приведенные выше положения действующего законодательства, а также исследовав фактические обстоятельства, пришел к обоснованному выводу, что указанное здание включено в Перечень в соответствии с предписаниями пункта 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64.
При таком положении является правильным вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Обоснованно суд первой инстанции отклонил доводы заявителя о противоречии и неясности положений статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций", поскольку названный региональный нормативный правовой акт не являлся предметом судебного нормоконтроля по настоящему делу.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного постановления.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Московского городского суда от 22 апреля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торгово-коммерческая фирма "СОДРУЖЕСТВО-1" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)