Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04.02.2015 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Чаусовой Е.Н.
Судей Ермакова М.Н., Радюгиной Е.А.
При участии в заседании:
от ООО "Консалт Инвест" (ОГРН 1084023000478, Калужская обл., г. Мосальск, ул. Революции, д. 48) не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Калужской области (Калужская обл., п. Бабынино, ул. Ленина, д. 23) Акимовой Г.Н. - представителя (доверен. от 15.01.2015 г. N 03-01-26/01),
от Управления ФНС России по Калужской области (г. Калуга, ул. Московская, д. 282) Панакшиной С.А. - представителя (доверен. от 12.01.2015 г. N 49-31/2),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области (г. Калуга, ул. Вилонова, д. 5) не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 01.08.2014 г. (судья Бураков А.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 г. (судьи Мордасов Е.В., Заикина Н.В., Федин К.А.) по делу N А23-739/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Консалт Инвест" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Калужской области от 17.10.2013 г. N 10850, о признании недействительным решения Управления ФНС России по Калужской области от 27.12.2013 г. N 63-10/12257.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 01.08.2014 г. заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Калужской области от 17.10.2013 г. N 10850 в части доначисления земельного налога в сумме 392061 руб., пени в сумме 40637 руб. 06 коп., 9801 руб. 53 коп. штрафа, признано недействительным решение Управления ФНС России по Калужской области от 27.12.2013 г. N 63-10/12257 в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером 40:01:000000:65. В остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией ФНС России N 1 по Калужской области проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации за 2012 г., представленной ООО "Консалт Инвест", по результатам которой составлен акт от 27.08.2013 г. N 10629 и принято решение от 17.10.2013 г. N 10850 о доначислении земельного налога за 2012 год в сумме 462312 руб., пени в сумме 47918 руб. 56 коп., применении штрафа в сумме 11779 руб. 60 коп.
В обоснование доначисления налога, пени и применения штрафа в указанных суммах налоговым органом положено постановление Управления Россельхознадзора по Калужской области от 24.06.2013 г. N 09-11/2013 о назначении административного наказания в отношении генерального директора ООО "Консалт Инвест".
Решением Управления ФНС России по Калужской области от 27.12.2013 г. N 63-10/12257 решение инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с решениями инспекции и управления, ООО "Консалт Инвест" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Как указано в постановлении о привлечении к административной ответственности должностного лица общества, на земельном участке с кадастровым номером 40:01:000000:65 в течение длительного времени - более трех лет подряд не использовалась часть земельного участка площадью 191 га сельскохозяйственных угодий, в т.ч. 182 га пашни, на пашне не проводятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы, на сенокосах не производится сенокошение, на пастбищах не производится выпас скота, произрастают сорные растения, деревья и кустарники.
Ссылаясь на нецелевое использование обществом земельного участка инспекция доначислила земельный налог по налоговой ставке, установленной "для прочих земельных участков", в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Рассматривая спор, суды обоснованно исходили из следующего.
В силу ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" определено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 г. N 369 "О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации" установлен перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства, а именно: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов; закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.
В соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ определено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В соответствии с п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Положением "О земельном налоге на территории муниципального образования сельское поселение "Село Сабуровщино", утвержденным решением сельской Думы муниципального образования сельское поселение "Село Сабуровщино" от 08.10.2010 г. N 35, установлены ставки земельного налога в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или представленных для жилищного строительства; представленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства. Пунктом 2.2 для всех прочих земельных участков установлена ставка земельного налога в размере 1,5 процентов от кадастровой стоимости.
Из материалов дела видно, что ООО "Консалт Инвест" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 40:01:000000:65 площадью 7425400 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Как указано в постановлении административного органа, обществом не используется только часть земельного участка - 191 га, в отношении остальной большей части участка постановление никаких выводов не содержит и налоговым органом доказательства неиспользования остальной части земельного участка в материалы дела не представлены. При этом в постановлении административного органа не содержится сведений о том, на основании каких расчетов определен размер части участка, которая не используется. В решении налогового органа такие расчеты также не приведены.
Признавая необоснованными доводы налогового органа о необходимости в рассматриваемом случае исчислять земельный налог по ставке 1,5%, суды правильно указали, что участок является единым объектом, имеет единый кадастровый номер и подлежит налогообложению как единый объект, в связи с чем право на применение пониженной ставки налога по данному участку распространяется на весь спорный участок.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ и правомерно указал, что вопрос о размере ставки земельного налога в случае частичного неиспользования предоставленного налогоплательщику земельного участка законом не регламентирован.
Доводы кассационной жалобы отклоняются, поскольку повторяют заявленные налоговым органом доводы в судах первой и апелляционной инстанций, которым судами дана надлежащая правовая оценка.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Калужской области от 01.08.2014 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 г. по делу N А23-739/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.Н.ЧАУСОВА
Судьи
М.Н.ЕРМАКОВ
Е.А.РАДЮГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 10.02.2015 ПО ДЕЛУ N А23-739/2014
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2015 г. по делу N А23-739/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 04.02.2015 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Чаусовой Е.Н.
Судей Ермакова М.Н., Радюгиной Е.А.
При участии в заседании:
от ООО "Консалт Инвест" (ОГРН 1084023000478, Калужская обл., г. Мосальск, ул. Революции, д. 48) не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Калужской области (Калужская обл., п. Бабынино, ул. Ленина, д. 23) Акимовой Г.Н. - представителя (доверен. от 15.01.2015 г. N 03-01-26/01),
от Управления ФНС России по Калужской области (г. Калуга, ул. Московская, д. 282) Панакшиной С.А. - представителя (доверен. от 12.01.2015 г. N 49-31/2),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области (г. Калуга, ул. Вилонова, д. 5) не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 01.08.2014 г. (судья Бураков А.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 г. (судьи Мордасов Е.В., Заикина Н.В., Федин К.А.) по делу N А23-739/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Консалт Инвест" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Калужской области от 17.10.2013 г. N 10850, о признании недействительным решения Управления ФНС России по Калужской области от 27.12.2013 г. N 63-10/12257.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 01.08.2014 г. заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Калужской области от 17.10.2013 г. N 10850 в части доначисления земельного налога в сумме 392061 руб., пени в сумме 40637 руб. 06 коп., 9801 руб. 53 коп. штрафа, признано недействительным решение Управления ФНС России по Калужской области от 27.12.2013 г. N 63-10/12257 в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером 40:01:000000:65. В остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией ФНС России N 1 по Калужской области проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации за 2012 г., представленной ООО "Консалт Инвест", по результатам которой составлен акт от 27.08.2013 г. N 10629 и принято решение от 17.10.2013 г. N 10850 о доначислении земельного налога за 2012 год в сумме 462312 руб., пени в сумме 47918 руб. 56 коп., применении штрафа в сумме 11779 руб. 60 коп.
В обоснование доначисления налога, пени и применения штрафа в указанных суммах налоговым органом положено постановление Управления Россельхознадзора по Калужской области от 24.06.2013 г. N 09-11/2013 о назначении административного наказания в отношении генерального директора ООО "Консалт Инвест".
Решением Управления ФНС России по Калужской области от 27.12.2013 г. N 63-10/12257 решение инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с решениями инспекции и управления, ООО "Консалт Инвест" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Как указано в постановлении о привлечении к административной ответственности должностного лица общества, на земельном участке с кадастровым номером 40:01:000000:65 в течение длительного времени - более трех лет подряд не использовалась часть земельного участка площадью 191 га сельскохозяйственных угодий, в т.ч. 182 га пашни, на пашне не проводятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы, на сенокосах не производится сенокошение, на пастбищах не производится выпас скота, произрастают сорные растения, деревья и кустарники.
Ссылаясь на нецелевое использование обществом земельного участка инспекция доначислила земельный налог по налоговой ставке, установленной "для прочих земельных участков", в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Рассматривая спор, суды обоснованно исходили из следующего.
В силу ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" определено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 г. N 369 "О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации" установлен перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства, а именно: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов; закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.
В соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ определено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В соответствии с п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Положением "О земельном налоге на территории муниципального образования сельское поселение "Село Сабуровщино", утвержденным решением сельской Думы муниципального образования сельское поселение "Село Сабуровщино" от 08.10.2010 г. N 35, установлены ставки земельного налога в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или представленных для жилищного строительства; представленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства. Пунктом 2.2 для всех прочих земельных участков установлена ставка земельного налога в размере 1,5 процентов от кадастровой стоимости.
Из материалов дела видно, что ООО "Консалт Инвест" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 40:01:000000:65 площадью 7425400 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Как указано в постановлении административного органа, обществом не используется только часть земельного участка - 191 га, в отношении остальной большей части участка постановление никаких выводов не содержит и налоговым органом доказательства неиспользования остальной части земельного участка в материалы дела не представлены. При этом в постановлении административного органа не содержится сведений о том, на основании каких расчетов определен размер части участка, которая не используется. В решении налогового органа такие расчеты также не приведены.
Признавая необоснованными доводы налогового органа о необходимости в рассматриваемом случае исчислять земельный налог по ставке 1,5%, суды правильно указали, что участок является единым объектом, имеет единый кадастровый номер и подлежит налогообложению как единый объект, в связи с чем право на применение пониженной ставки налога по данному участку распространяется на весь спорный участок.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ и правомерно указал, что вопрос о размере ставки земельного налога в случае частичного неиспользования предоставленного налогоплательщику земельного участка законом не регламентирован.
Доводы кассационной жалобы отклоняются, поскольку повторяют заявленные налоговым органом доводы в судах первой и апелляционной инстанций, которым судами дана надлежащая правовая оценка.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Калужской области от 01.08.2014 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 г. по делу N А23-739/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.Н.ЧАУСОВА
Судьи
М.Н.ЕРМАКОВ
Е.А.РАДЮГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)