Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 21.01.2015 N Ф09-9232/14 ПО ДЕЛУ N А60-18122/2014

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2015 г. N Ф09-9232/14

Дело N А60-18122/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Вдовина Ю.В., Токмаковой А.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного автономного учреждения Свердловской области "Невьянский учебно-технический центр агропромышленного комплекса" (далее - учреждение, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.07.2014 по делу N А60-18122/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель налогоплательщика Раздьяконов Е.С. (доверенность от 22.04.2014).

Учреждение обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы N 28 по Свердловской области (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения налогового органа от 18.02.2014 N 9.
Решением суда от 15.07.2014 (судья Калашник С.Е.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 (судьи Гулякова Г.Н., Борзенкова И.В., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
По мнению налогоплательщика, для целей начисления земельного налога за 2012 г. им правомерно применялась рыночная стоимость земельного участка, определенная 03.07.2013 решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-18727/2013.
Кроме того, заявитель кассационной жалобы считает, что вышеуказанные судебные акты противоречат позиции Министерства финансов России по вопросу возможности перерасчета земельного налога за периоды, предшествующие вступлению в силу решения суда, устанавливающего кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимостью.

Как следует из материалов дела, по результатам проведения камеральной налоговой проверки представленной учреждением уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2012 г. инспекцией составлен акт от 13.01.2014 N 17 и вынесено решение от 18.02.2014 N 9 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которыми налогоплательщику предложено уплатить недоимку по земельному налогу соответственно за 2012 г. в сумме 1 648 991 руб.
Основанием для доначисления вышеуказанной суммы налога явились выводы инспекции о занижении налогоплательщиком кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 07.04.2014 N 326/14 оспариваемое решение инспекции оставлено без изменения.
Полагая, что решение налогового органа нарушает его права и законные интересы, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, применение при исчислении земельного налога за 2012 г. кадастровой стоимости в отношении спорного земельного участка, определенной на основании решения Арбитражного суда Свердловской области от 03.07.2013 по делу N А60-18727/2013 является неправомерным.
Вывод судов первой и апелляционной инстанции является правильным на основании следующего.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Кодекса).
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением N 695-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, в том числе спорного земельного участка с кадастровым номером 66:15:1501017:39, кадастровая стоимость которого составила 111 856 705 руб. 92 коп.
При исчислении земельного налога за 2012 г. по указанному земельному участку налогоплательщик в налоговой декларации определил облагаемую базу в размере кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости, и установленной судебным актом - решением Арбитражного суда Свердловской области от 03.07.2013 по делу N А60-18727/2013 в размере 1 924 007 руб. 04 коп. по состоянию на 01.01.2010.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:15:1501017:39, принадлежащего учреждению, установленная решением Арбитражного суда Свердловской области от 03.07.2013 по делу N А60-18727/2013 в размере 1 924 007 руб. 04 коп., не распространяется на ранее возникшее налоговые правоотношения.
Таким образом, при исчислении учреждением земельного налога за 2012 г. в отношении указанного земельного участка подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная постановлением N 695-ПП.
Тот факт, что в судебном акте имеется указание на применение установленной рыночной стоимости для целей налогообложения с 01.01.2012, вышеизложенных положений не изменяет, в связи с чем, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.07.2014 по делу N А60-18122/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного автономного учреждения Свердловской области "Невьянский учебно-технический центр агропромышленного комплекса" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.А.КРАВЦОВА

Судьи
Ю.В.ВДОВИН
А.Н.ТОКМАКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)