Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2014 года.
председательствующего судьи Галова В.В.,
судей Ломидзе О.Г., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Горобцовой А.Г.,
при участии:
- от истца - представитель Дешколенко Т.А. по доверенности от 21.11.2013;
- от ответчика - представитель Дрозд О.В. по доверенности от 21.07.2014; представитель Косенко К.Ю. по доверенности от 28.01.2013
- от Правительства Ростовской области - представитель Талалаева И.Н.. по доверенности от 30.04.2014;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Правительства Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области (судья Жигало Н.А.)
от 01.07.2014 по делу N А53-3588/2014
по иску Мазина Георгия Витальевича
к ответчику: федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
при участии третьих лиц: Правительства Ростовской области, Мазина Виталия Георгиевича, Мазина Романа Витальевича, Администрации г. Ростова-на-Дону,
об установлении кадастровой стоимости,
установил:
индивидуальный предприниматель Мазин Георгий Витальевич (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ответчик) об установлении кадастровой стоимости нежилого здания торгово-выставочного комплекса площадью 7608,4 кв. м, литеры АА, этажность 2, кадастровый номер 61:44:0011001:296, находящийся по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Омская,2в, по состоянию на 06.06.2011 в размере его рыночной стоимости 92131000 рублей (в соответствии с уточненными исковыми требованиями).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Ростовской области; Мазин Виталий Георгиевич; Мазин Роман Витальевич; Администрация г. Ростова-на-Дону.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 01 июля 2014 года исковые требования удовлетворены, установлена кадастровая стоимость земельного участка торгово-выставочного комплекса площадью 7608,4 кв. м, литер АА, этажность 2, кадастровый номер 61:44:0011001:296, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Омская, 2в, равной его рыночной стоимости в размере 92131000 рублей.
Решение суда мотивировано ссылкой на вступившие в законную силу с 01.01.2014 изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, в частности ст. 375 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса. Статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, относит административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), а также помещения в них. Нежилое здание, принадлежащее истцу на праве общедолевой собственности, имеет целевое значение и используется фактически как торгово-выставочный комплекс.
Суд первой инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта также сослался на часть 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, вступающей в силу с 01.01.2015, в соответствии с которой применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом).
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что введение в Налоговый кодекс Российской Федерации нормы, которая определяет налоговую базу отдельных объектов исходя из кадастровой стоимости, нарушает права истца, так как завышенная кадастровая стоимость объекта, влечет за собой завышенный размер налоговой базы, и, соответственно, налоговых платежей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Правительство Ростовской области обжаловало решение в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных исковых требований - отказать.
Апеллянт полагает, что судом первой инстанции, при принятии обжалуемого судебного акта, неправильно применены нормы материального права.
В частности, апеллянт указывает, что в соответствии с положениями действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере налогообложения, налоговая база, объекты налогообложения, виды налогов и порядок их исчисления для индивидуальных предпринимателей, в том числе и на объекты недвижимого имущества отличаются от организаций.
Представитель Правительства Ростовской области в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Представитель ответчика оставил рассмотрение вопроса об удовлетворении доводов апелляционной жалобы на усмотрение суда.
Представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Остальные участники судебного разбирательства в судебное заседание явки не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об удовлетворении доводов апелляционной жалобе и необходимости отмены решения суд первой инстанции с принятием нового судебного акта об отказе в иске.
Как следует из материалов дела, истцу на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое здание, торгово-выставочный комплекс, площадью 7608,4 кв. м, литер АА, этажность 2, кадастровый номер 61:44:0011001:296, находящийся по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Омская, 2в, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 61 АГ N 978652 от 25.06.2008 года.
Спорный объект недвижимости расположен на земельном участке по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Омская, 2в, площадью 9826 кв. м, категория земель: земли поселений, кадастровый номер земельного участка 61:44:0011001:129, также принадлежащий истцу на праве общей долевой собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 61 АГ N 978650 от 25.06.2008.
Кадастровая стоимость спорного нежилого здания составляет 262 669 206,07 руб. (двести шестьдесят два миллиона шестьсот шестьдесят девять тысяч двести шесть рублей 07 копеек), что подтверждается кадастровым паспортом от 04.02.2014 г. Под кадастровой стоимостью понимается стоимость объекта недвижимости, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Постановления Администрации Ростовской области от 05.07.2012 N 572.
С 01.01.2014 вступили в законную силу изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации. В соответствии со ст. 375 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, относит административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), а также помещения в них.
Нежилое здание, принадлежащее истцу на праве общей долевой собственности, имеет целевое назначение и используется фактически как торгово-выставочный комплекс.
Согласно сводному сметному расчету, стоимость строительства Торгово-выставочного комплекса, площадью 7608,4 кв. м, литер АА, этажность 2, кадастровый номер 61:44:0011001:296, находящийся по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Омская, 2в, в рыночных ценах по состоянию на август 2013 года составила 99 617 934,00 рублей.
Истец, полагая, что стоимость вышеуказанного объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, что способно привести к нарушению прав и охраняемых законом интересов истца, поскольку совершение каких-либо юридически значимых действий с объектом недвижимости может повлечь для него дополнительные затраты, обратился с настоящими требованиями в арбитражный суд.
В соответствии с положениями статьи 24.12. Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
В силу положений статьи 24.13 вышеназванного закона государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.
Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируется и предоставляется заказчику работ по определению кадастровой стоимости по его запросу уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности, и включающем в себя, в том числе требования к содержанию такого запроса.
При формировании перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, а также в иных фондах данных, базах данных и документах, имеющихся в распоряжении органа кадастрового учета.
Кадастровая стоимость здания определяется в порядке, установленном Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 18.03.2011 года N 113 "Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости".
Результаты определения кадастровой стоимости здания, помещения отражаются в Акте определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (пункт 1.3.)
Кадастровая стоимость спорного объекта была рассчитана на основании Постановления Правительства Ростовской области от 05.07.2012 N 572 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ростовской области".
В соответствии с пунктом 1 указанного Постановления утверждены представленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области прилагаемые результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Ростовской области, определенные по состоянию на 6 июня 2011 года и включающие: кадастровую стоимость объектов недвижимости на территории Ростовской области; средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости кадастровых кварталов на территории Ростовской области; минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости населенных пунктов, муниципальных районов (городских округов) Ростовской области.
Положениями статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объекта, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию, на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В материалы дела представлено экспертное заключение N 002-04/14, составленное 14.05.2014 года автономной некоммерческой организацией "Деловой Союз Судебных Экспертов и Консультантов", согласно которому по состоянию на 06.06.2011 года рыночная стоимость торгово-выставочного комплекса, площадью 7608,4 кв. м, Литер АА, этажность 2, кадастровый номер 61:44:0011001:296, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Омская, 2в, определенная в рамках затратного подхода сметным способом расчета стоимости, по состоянию на 06.06.2011 г. могла составлять (округленно): 92 131 000,0 рублей (Девяносто два миллиона сто тридцать одна тысяча рублей, 00 копеек).
Рыночная стоимость спорного помещения установлена на дату определения его кадастровой стоимости 06.06.2011 года.
Ссылаясь на нормы главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции не учел, что указанная глава регулирует вопросы налога на имущество организаций, а не индивидуальных предпринимателей.
Истец является индивидуальным предпринимателем.
В соответствии с положениями действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере налогообложения, налоговая база, объекты налогообложения, виды налогов и порядок их исчисления для индивидуальных предпринимателей, в том числе и на объекты недвижимого имущества отличаются от организаций.
В соответствии с положениями специального Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества:
1) жилой дом;
2) квартира;
3) комната;
4) дача; 5)гараж;
6) иное строение, помещение и сооружение;
7) доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1 - 6 настоящей статьи.
Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.
Суммарная инвентаризационная стоимость - это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.
Согласно пункту 2 статьи 5 названного Закона от 09.12.1991 (в редакции Федерального закона от 02.11.2013 N 306-ФЗ) налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, с учетом коэффициента-дефлятора.
С учетом изложенного, при исчислении налога на имущество физических лиц кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества не учитывается.
Главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена упрощенная система налогообложения, в том числе для индивидуальных предпринимателей.
Согласно положениям статьи 346.11 Налогового кодекса РФ применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности).
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Кроме того, не представляется возможным применить часть 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, вступающей в силу с 01.01.2015, в соответствии с которой применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом), поскольку данный пункт регулирует порядок налогообложения организаций.
Таким образом, анализ действующего законодательства позволяет говорить о том, что налоговая база на имущество индивидуальных предпринимателей, используемое в своей предпринимательской деятельности, не зависит от кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, установлен налог на имущество организаций. В соответствии со ст. 373 данной главы налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения, в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
С учетом изложенного, несмотря на то обстоятельство, что объект налогообложения истца подпадает под перечень объектов, в отношении которых налоговая база исчисляется исходя из кадастровой стоимости, истец не является налогоплательщиком налога, предусмотренного главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, так как является индивидуальным предпринимателем.
В соответствии с п. 1 ст. 378.2. перечень таких объектов недвижимого имущества строго ограничен, а именно это:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
В соответствии с п. 2 ст. 5 вышеуказанного Федерального закона N 307-ФЗ налоговая база в отношении объектов недвижимого имущества, поименованных в п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется как их кадастровая стоимость с 1 января 2014, и только при условии принятия закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта ст. 378.2, который может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
На основании п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется исходя из кадастровой стоимости должен утверждаться уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода.
До настоящего времени областной закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, на территории Ростовской области не принят, равно как и не утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется исходя из кадастровой стоимости.
В этой связи, несмотря на вышеуказанные внесения изменений в Налоговой кодекс Российской Федерации правовых оснований для исчисления налоговой базы исходя из кадастровой стоимости не имеется.
Следует отметить, что по общему правилу на основании п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода. Исключение составляют нормативные акты, улучшающие положение налогоплательщиков. Введение порядка определения базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объекта приведет к увеличению налоговой нагрузки на юридических лиц, а значит, Областной закон Ростовской области ухудшит их положение и не может вступить в силу ранее, чем через месяц после официального опубликования.
Таким образом, действующее на момент подачи иска и рассмотрения спора законодательство Российской Федерации и Ростовской области не связывает кадастровую стоимость объектов недвижимости (кроме земельных участков) с какими-либо обязанностями. Установление кадастровой стоимости на объект недвижимого имущества, принадлежащее истцу, не возлагает на него какую-либо обязанность или ответственность.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.04.2014 по делу N А53-13006 2013.
Таким образом, у истца как на момент предъявления иска в суд, так и на момент вынесения решения отсутствовало нарушенное субъективное право или законный интерес, подлежащий судебной защите. Указанное обстоятельство является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Поскольку суд первой инстанции применил закон, не подлежащий применению (часть 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), решение подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска.
При подаче апелляционной жалобы Правительством Ростовской области оплачена государственная пошлина в размере 2000 рублей.
В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01 июля 2014 года по делу N А53-3588/2014 - отменить и принять новый судебный акт.
В удовлетворении иска Мазина Георгия Витальевича к Федеральной кадастровой палате об установлении кадастровой стоимости нежилого здания торгово-выставочного комплекса отказать.
Взыскать с Мазина Георгия Витальевича в пользу Правительства Ростовской области 2 000 (две тысячи) рублей судебных расходов по государственной пошлине.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий
В.В.ГАЛОВ
Судьи
О.Г.АВДОНИНА
О.Г.ЛОМИДЗЕ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.10.2014 N 15АП-12862/2014 ПО ДЕЛУ N А53-3588/2014
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2014 г. N 15АП-12862/2014
Дело N А53-3588/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2014 года.
председательствующего судьи Галова В.В.,
судей Ломидзе О.Г., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Горобцовой А.Г.,
при участии:
- от истца - представитель Дешколенко Т.А. по доверенности от 21.11.2013;
- от ответчика - представитель Дрозд О.В. по доверенности от 21.07.2014; представитель Косенко К.Ю. по доверенности от 28.01.2013
- от Правительства Ростовской области - представитель Талалаева И.Н.. по доверенности от 30.04.2014;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Правительства Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области (судья Жигало Н.А.)
от 01.07.2014 по делу N А53-3588/2014
по иску Мазина Георгия Витальевича
к ответчику: федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
при участии третьих лиц: Правительства Ростовской области, Мазина Виталия Георгиевича, Мазина Романа Витальевича, Администрации г. Ростова-на-Дону,
об установлении кадастровой стоимости,
установил:
индивидуальный предприниматель Мазин Георгий Витальевич (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ответчик) об установлении кадастровой стоимости нежилого здания торгово-выставочного комплекса площадью 7608,4 кв. м, литеры АА, этажность 2, кадастровый номер 61:44:0011001:296, находящийся по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Омская,2в, по состоянию на 06.06.2011 в размере его рыночной стоимости 92131000 рублей (в соответствии с уточненными исковыми требованиями).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Ростовской области; Мазин Виталий Георгиевич; Мазин Роман Витальевич; Администрация г. Ростова-на-Дону.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 01 июля 2014 года исковые требования удовлетворены, установлена кадастровая стоимость земельного участка торгово-выставочного комплекса площадью 7608,4 кв. м, литер АА, этажность 2, кадастровый номер 61:44:0011001:296, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Омская, 2в, равной его рыночной стоимости в размере 92131000 рублей.
Решение суда мотивировано ссылкой на вступившие в законную силу с 01.01.2014 изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, в частности ст. 375 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса. Статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, относит административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), а также помещения в них. Нежилое здание, принадлежащее истцу на праве общедолевой собственности, имеет целевое значение и используется фактически как торгово-выставочный комплекс.
Суд первой инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта также сослался на часть 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, вступающей в силу с 01.01.2015, в соответствии с которой применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом).
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что введение в Налоговый кодекс Российской Федерации нормы, которая определяет налоговую базу отдельных объектов исходя из кадастровой стоимости, нарушает права истца, так как завышенная кадастровая стоимость объекта, влечет за собой завышенный размер налоговой базы, и, соответственно, налоговых платежей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Правительство Ростовской области обжаловало решение в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных исковых требований - отказать.
Апеллянт полагает, что судом первой инстанции, при принятии обжалуемого судебного акта, неправильно применены нормы материального права.
В частности, апеллянт указывает, что в соответствии с положениями действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере налогообложения, налоговая база, объекты налогообложения, виды налогов и порядок их исчисления для индивидуальных предпринимателей, в том числе и на объекты недвижимого имущества отличаются от организаций.
Представитель Правительства Ростовской области в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Представитель ответчика оставил рассмотрение вопроса об удовлетворении доводов апелляционной жалобы на усмотрение суда.
Представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Остальные участники судебного разбирательства в судебное заседание явки не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об удовлетворении доводов апелляционной жалобе и необходимости отмены решения суд первой инстанции с принятием нового судебного акта об отказе в иске.
Как следует из материалов дела, истцу на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое здание, торгово-выставочный комплекс, площадью 7608,4 кв. м, литер АА, этажность 2, кадастровый номер 61:44:0011001:296, находящийся по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Омская, 2в, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 61 АГ N 978652 от 25.06.2008 года.
Спорный объект недвижимости расположен на земельном участке по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Омская, 2в, площадью 9826 кв. м, категория земель: земли поселений, кадастровый номер земельного участка 61:44:0011001:129, также принадлежащий истцу на праве общей долевой собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 61 АГ N 978650 от 25.06.2008.
Кадастровая стоимость спорного нежилого здания составляет 262 669 206,07 руб. (двести шестьдесят два миллиона шестьсот шестьдесят девять тысяч двести шесть рублей 07 копеек), что подтверждается кадастровым паспортом от 04.02.2014 г. Под кадастровой стоимостью понимается стоимость объекта недвижимости, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Постановления Администрации Ростовской области от 05.07.2012 N 572.
С 01.01.2014 вступили в законную силу изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации. В соответствии со ст. 375 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, относит административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), а также помещения в них.
Нежилое здание, принадлежащее истцу на праве общей долевой собственности, имеет целевое назначение и используется фактически как торгово-выставочный комплекс.
Согласно сводному сметному расчету, стоимость строительства Торгово-выставочного комплекса, площадью 7608,4 кв. м, литер АА, этажность 2, кадастровый номер 61:44:0011001:296, находящийся по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Омская, 2в, в рыночных ценах по состоянию на август 2013 года составила 99 617 934,00 рублей.
Истец, полагая, что стоимость вышеуказанного объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, что способно привести к нарушению прав и охраняемых законом интересов истца, поскольку совершение каких-либо юридически значимых действий с объектом недвижимости может повлечь для него дополнительные затраты, обратился с настоящими требованиями в арбитражный суд.
В соответствии с положениями статьи 24.12. Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
В силу положений статьи 24.13 вышеназванного закона государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.
Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируется и предоставляется заказчику работ по определению кадастровой стоимости по его запросу уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности, и включающем в себя, в том числе требования к содержанию такого запроса.
При формировании перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, а также в иных фондах данных, базах данных и документах, имеющихся в распоряжении органа кадастрового учета.
Кадастровая стоимость здания определяется в порядке, установленном Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 18.03.2011 года N 113 "Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости".
Результаты определения кадастровой стоимости здания, помещения отражаются в Акте определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (пункт 1.3.)
Кадастровая стоимость спорного объекта была рассчитана на основании Постановления Правительства Ростовской области от 05.07.2012 N 572 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ростовской области".
В соответствии с пунктом 1 указанного Постановления утверждены представленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области прилагаемые результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Ростовской области, определенные по состоянию на 6 июня 2011 года и включающие: кадастровую стоимость объектов недвижимости на территории Ростовской области; средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости кадастровых кварталов на территории Ростовской области; минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости населенных пунктов, муниципальных районов (городских округов) Ростовской области.
Положениями статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объекта, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию, на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В материалы дела представлено экспертное заключение N 002-04/14, составленное 14.05.2014 года автономной некоммерческой организацией "Деловой Союз Судебных Экспертов и Консультантов", согласно которому по состоянию на 06.06.2011 года рыночная стоимость торгово-выставочного комплекса, площадью 7608,4 кв. м, Литер АА, этажность 2, кадастровый номер 61:44:0011001:296, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Омская, 2в, определенная в рамках затратного подхода сметным способом расчета стоимости, по состоянию на 06.06.2011 г. могла составлять (округленно): 92 131 000,0 рублей (Девяносто два миллиона сто тридцать одна тысяча рублей, 00 копеек).
Рыночная стоимость спорного помещения установлена на дату определения его кадастровой стоимости 06.06.2011 года.
Ссылаясь на нормы главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции не учел, что указанная глава регулирует вопросы налога на имущество организаций, а не индивидуальных предпринимателей.
Истец является индивидуальным предпринимателем.
В соответствии с положениями действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере налогообложения, налоговая база, объекты налогообложения, виды налогов и порядок их исчисления для индивидуальных предпринимателей, в том числе и на объекты недвижимого имущества отличаются от организаций.
В соответствии с положениями специального Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества:
1) жилой дом;
2) квартира;
3) комната;
4) дача; 5)гараж;
6) иное строение, помещение и сооружение;
7) доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1 - 6 настоящей статьи.
Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.
Суммарная инвентаризационная стоимость - это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.
Согласно пункту 2 статьи 5 названного Закона от 09.12.1991 (в редакции Федерального закона от 02.11.2013 N 306-ФЗ) налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, с учетом коэффициента-дефлятора.
С учетом изложенного, при исчислении налога на имущество физических лиц кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества не учитывается.
Главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена упрощенная система налогообложения, в том числе для индивидуальных предпринимателей.
Согласно положениям статьи 346.11 Налогового кодекса РФ применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности).
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Кроме того, не представляется возможным применить часть 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, вступающей в силу с 01.01.2015, в соответствии с которой применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом), поскольку данный пункт регулирует порядок налогообложения организаций.
Таким образом, анализ действующего законодательства позволяет говорить о том, что налоговая база на имущество индивидуальных предпринимателей, используемое в своей предпринимательской деятельности, не зависит от кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, установлен налог на имущество организаций. В соответствии со ст. 373 данной главы налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения, в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
С учетом изложенного, несмотря на то обстоятельство, что объект налогообложения истца подпадает под перечень объектов, в отношении которых налоговая база исчисляется исходя из кадастровой стоимости, истец не является налогоплательщиком налога, предусмотренного главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, так как является индивидуальным предпринимателем.
В соответствии с п. 1 ст. 378.2. перечень таких объектов недвижимого имущества строго ограничен, а именно это:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
В соответствии с п. 2 ст. 5 вышеуказанного Федерального закона N 307-ФЗ налоговая база в отношении объектов недвижимого имущества, поименованных в п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется как их кадастровая стоимость с 1 января 2014, и только при условии принятия закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта ст. 378.2, который может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
На основании п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется исходя из кадастровой стоимости должен утверждаться уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода.
До настоящего времени областной закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, на территории Ростовской области не принят, равно как и не утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется исходя из кадастровой стоимости.
В этой связи, несмотря на вышеуказанные внесения изменений в Налоговой кодекс Российской Федерации правовых оснований для исчисления налоговой базы исходя из кадастровой стоимости не имеется.
Следует отметить, что по общему правилу на основании п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода. Исключение составляют нормативные акты, улучшающие положение налогоплательщиков. Введение порядка определения базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объекта приведет к увеличению налоговой нагрузки на юридических лиц, а значит, Областной закон Ростовской области ухудшит их положение и не может вступить в силу ранее, чем через месяц после официального опубликования.
Таким образом, действующее на момент подачи иска и рассмотрения спора законодательство Российской Федерации и Ростовской области не связывает кадастровую стоимость объектов недвижимости (кроме земельных участков) с какими-либо обязанностями. Установление кадастровой стоимости на объект недвижимого имущества, принадлежащее истцу, не возлагает на него какую-либо обязанность или ответственность.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.04.2014 по делу N А53-13006 2013.
Таким образом, у истца как на момент предъявления иска в суд, так и на момент вынесения решения отсутствовало нарушенное субъективное право или законный интерес, подлежащий судебной защите. Указанное обстоятельство является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Поскольку суд первой инстанции применил закон, не подлежащий применению (часть 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), решение подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска.
При подаче апелляционной жалобы Правительством Ростовской области оплачена государственная пошлина в размере 2000 рублей.
В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01 июля 2014 года по делу N А53-3588/2014 - отменить и принять новый судебный акт.
В удовлетворении иска Мазина Георгия Витальевича к Федеральной кадастровой палате об установлении кадастровой стоимости нежилого здания торгово-выставочного комплекса отказать.
Взыскать с Мазина Георгия Витальевича в пользу Правительства Ростовской области 2 000 (две тысячи) рублей судебных расходов по государственной пошлине.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий
В.В.ГАЛОВ
Судьи
О.Г.АВДОНИНА
О.Г.ЛОМИДЗЕ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)