Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.07.2008 ПО ДЕЛУ N А43-5682/2008-6-94

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 2008 г. по делу N А43-5682/2008-6-94


Резолютивная часть постановления объявлена 30.07.2008.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.07.2008
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Рубис Е.А.,
судей Гущиной А.М., Белышковой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зиначевой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сатурниус" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.05.2008, принятое судьей Моисеевой И.И. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сатурниус" о признании недействительными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Нижегородской области, выразившихся в отказе регистрации объектов налогообложения в налоговом органе по месту установки и обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Нижегородской области произвести регистрацию объектов налогообложения по заявлению от 03.03.2008.
В судебном заседании приняли участие представители: общества с ограниченной ответственностью "Сатурниус" - Лукашин Д.В. по доверенности от 21.03.2008 N 187; Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Нижегородской области - Кудакова Н.В. по доверенности от 18.01.2008 N 02-03/635, Каляшина А.В. по доверенности от 19.03.2008 N 02-03/9330.
Рассмотрев материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Сатурниус" (далее - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Нижегородской области (далее - инспекция, налоговый орган), выразившихся в отказе регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в налоговом органе по месту установки и обязании инспекции произвести регистрацию объектов налогообложения налогом на игорный бизнес - игровых автоматов в количестве 50 единиц по заявлению от 03.03.2008.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 28.05.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, признать бездействие налогового органа незаконным и обязать инспекцию выдать налогоплательщику, состоящему на учете в налоговом органе, свидетельство о регистрации 50 объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по заявлению, представленному в налоговый орган 05.03.2008.
Общество указало, что в соответствии с действующим налоговым законодательством 05.03.2008 представило в налоговый орган заявление о регистрации 50 игровых автоматов в качестве объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, заявление было принято инспекцией и зарегистрировано за входящим N 4467.
Заявитель, ссылаясь на статьи 1, 2, 9, 22, 32, 137, 366, 367 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснения Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по судебным актам от 05.06.2007 N 12829/06 по делу N А76-37474/05-38-1667, от 22.03.2006 N 11390/05 по делу N А27-25641/2004-2, а также Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", указывая на бездействие налогового органа, сообщает, что письмом от 11.03.2008 N 15-05/8491 инспекция отказала в выдаче свидетельства о регистрации заявленных обществом к регистрации 50 объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, пояснил, что налоговый орган своими бездействием нарушил установленное главой 29 Налогового кодекса Российской Федерации право общества на получение свидетельства о регистрации налогоплательщиком объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Налоговый орган не представил отзыв на апелляционную жалобу. В судебном заседании представители инспекции указали на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано государственным учреждением - Московской регистрационной палатой 18.03.1996, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись 18.09.2002, поставлено на налоговый учет 29.06.2007 в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Нижегородской области по месту нахождения обособленного подразделения: Нижегородская область, г. Выкса, микрорайон Юбилейный, дом 74-Б, о чем налогоплательщику направлено уведомление от 29.06.2007 N 1004840.
Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту обществу выдана лицензия от 10 ноября 2002 года N 000061 на право организации и содержания тотализаторов и игорных заведений, сроком действия до 10 ноября 2007 года (л. д. 12).
Общество обратилось в инспекцию с заявлением от 05.03.2008 о регистрации 50 объектов налогообложения налогом на игорный бизнес - игровых автоматов, по адресу: Нижегородская область, г. Выкса, микрорайон Юбилейный, дом 74-Б.
Налоговый орган письмом от 11.03.2008 N 15-05/8491 отказал обществу в удовлетворении заявления, указав на невозможность осуществления регистрации объектов налогообложению по налогу на игорный бизнес в количестве 50 игровых автоматов по адресу: Нижегородская область, г. Выкса, микрорайон Юбилейный, дом 74-Б. Инспекция обосновала свой отказ ссылкой на положения части 4 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ.
Посчитав, что бездействие инспекции, выразившееся в отказе налогового органа в выдаче свидетельства о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, незаконно, нарушает права и законные интересы общества, заявитель, обратился в суд с требованием об обязании произвести регистрацию объектов налогообложения налогом на игорный бизнес и выдать свидетельство регистрации 50 объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Суд первой инстанции на основании статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 5, 11, 9, 13, 15, 16, 20 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" пришел к выводу об обоснованном отказе налогового органа обществу в регистрации 50 объектов (игровых автоматов) и об отсутствии со стороны инспекции нарушения законных прав и интересов общества в связи с осуществлением обществом деятельности по организации игорного заведения.
Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственный органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Предметом рассмотрения по настоящему делу явилась проверка законности отказа налогового органа в постановке на налоговый учет 50 единиц игровых автоматов общества.
На основании статьи 365 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Каждый объект налогообложения, указанный в пункте 1 статьи 366 Кодекса, подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения представляется налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя либо направляется в виде почтового отправления с описью вложения.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Пунктами 1, 2 статьи 5 Федерального закона предусмотрено, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 11 статьи 4 Федерального закона игорное заведение - это здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг).
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона под игорной зоной понимается часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктами 4, 5 статьи 5 Федерального закона предусмотрено, что игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Игорные зоны не могут быть созданы на землях поселений.
Статьей 9 Федерального закона установлено, что на территории Российской Федерации создаются четыре игорные зоны на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край, Приморский край, Калининградская область, Краснодарский край и Ростовская область (данная игорная зона включает в себя часть территории каждого из указанных субъектов Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 Федерального закона, частью 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 Федерального закона, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.
Деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 настоящей статьи, должна быть прекращена до 01.07.2007.
Статьей 20 Федерального закона предусмотрено вступление Закона в силу 01.01.2007.
Следовательно, игорные заведения, открытые и действовавшие до момента вступления Федерального закона в силу, то есть до 01.01.2007 вправе продолжить свою деятельность после указанной даты до 30.06.2009 вне территории игорных зон при условии соблюдения требований, установленных Федеральным законом. Открытие и функционирование новых игорных заведений после принятия и вступления в силу Федерального закона возможно только на территории игорных зон в соответствии с разрешительным порядком.
Подтверждается материалами дела и обществом не оспаривается факт отсутствия до 01.01.2007 игорного заведения по адресу Нижегородская область, г. Выкса, микрорайон Юбилейный, дом 74-Б. Общество поставлено на учет в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения по указанному адресу 29.06.2007. В период с 01.01.2007 до момента постановки на учет игорного заведения по указанному адресу не существовало. Срок действия лицензии от 10.11.2002 N 000061 на момент подачи заявления от 03.03.2008 истек.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что общество, обращаясь в налоговый орган за регистрацией 50 единиц игровых автоматов, планировало осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса во вновь открытом заведении по адресу: Нижегородская область, г. Выкса, микрорайон Юбилейный, дом 74-Б, то есть на территории, не отнесенной после 01.01.2007 к игорным зонам.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что налоговым органом обоснованно отказано обществу в регистрации 50 единиц игровых автоматов, и об отсутствии со стороны инспекции нарушения законных прав и интересов общества в связи с осуществлением налогоплательщиком деятельности по организации рассматриваемого игорного заведения с нарушением требований Федерального закона.
Довод общества о неприменении судом первой инстанции в рассматриваемой ситуации положений главы 29 Кодекса не принимается апелляционной инстанцией в силу следующего.
Главой 29 "Налог на игорный бизнес" Кодекса определены элементы налогообложения в виде объектов, субъектов, налоговой базы, налогового периода, налоговых ставок, порядка исчисления, порядка и сроков уплаты налога.
Требований к предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса глава 29 Кодекса не содержит, вследствие этого при оценке действий (бездействия) налогового органа, организации, индивидуального предпринимателя и решения вопроса о том, является ли субъект налогоплательщиком, должны применяться правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
С 01.01.2007 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", которым определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
По смыслу части 1 статьи 1, части 1 статьи 5 Федерального закона и статьи 365 Кодекса к налогоплательщикам в целях главы 29 Кодекса следует отнести исключительно субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса с учетом требований и ограничений, установленных названным Федеральным законом.
Действие главы 29 Кодекса не распространяется на субъекты предпринимательской деятельности, действия (бездействия) которых находятся за пределами правового поля, регулируемого Федеральным законом.
В рассматриваемой ситуации у инспекции не возникло обязанности выдать свидетельство о регистрации объектов налогообложения по заявлению общества, а бездействие налогового органа по поводу выдачи свидетельства о регистрации объектов налогообложения не повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности в связи с тем, что в данном случае действие главы 29 Кодекса на общество не распространяется, так как действия общества с ограниченной ответственностью "Сатурниус" находятся за пределами правового поля, регулируемого Федеральным законом.
Вследствие этого арбитражный суд обоснованно признал правомерной ссылку налогового органа в письме от 11.03.2008 N 15-05/8491 на правила части 4 статьи 5 Федерального закона, поскольку действия заявителя, связанные с установкой игровых автоматов в марте 2008 года, заявление о регистрации этих автоматов следует расценивать как открытие после 01 января 2007 года нового игорного заведения на территории субъекта Российской Федерации, не отнесенного к игорным зонам. Оспариваемые действия (бездействия) налогового органа осуществлены инспекцией с учетом положений действующего законодательства.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на общество.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.05.2008 по делу N А43-5682/2008-6-94 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сатурниус" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья
Е.А.РУБИС
Судьи
А.М.ГУЩИНА
М.Б.БЕЛЫШКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)