Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Гатауллиной Л.Р., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Исаковой О.Н., доверенность от 10.01.2014,
Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области - Быкова В.С., доверенность от 26.08.2013 N 12-22/0054,
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Самарской области - Товмасяна А.Х., доверенность от 10.02.2014,
третьего лица - Берман И.Я., доверенность от 10.08.2012 N 19,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства здравоохранения Самарской области и кассационной жалобы государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Камышлинская центральная районная больница"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.08.2013 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2013 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Засыпкина Т.С., Марчик Н.Ю.)
по делу N А55-12271/2013
по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Камышлинская центральная районная больница", Самарская область, с. Камышла, к Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Самарской области, г. Сергиевск,
третье лицо - Министерство здравоохранения Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным решения,
установил:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Камышлинская центральная районная больница" (далее - районная больница) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Самарской области (далее - налоговый орган, инспекция) о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 29.03.2013 N 10-18/02489 и решения Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 17.05.2013 N 03-15/11778.
Решением суда первой инстанции от 19.08.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Министерство здравоохранения Самарской области и районная больница обратились в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят принятые судебные акты отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзывов на них, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Порядок учета на балансе организации объекта основных средств, определен Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств "ПБУ 6/01".
В соответствии с названным Приказом актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия: объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказанных услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование; объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта; объект способен приносить организации экономические выгоды (доходы) в будущем.
С 01.01.2011 пункт 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Министерства финансов России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания), действует в новой редакции.
Данная редакция пункта 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств позволяет принять к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете объектов недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы, независимо от того, поданы или не поданы на регистрацию соответствующие документы.
Инспекцией проведена выездная налоговая проверка районной больницы по вопросам соблюдения заявителем налогового законодательства, правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций, транспортного налога, земельного налога, налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2010 по 31.12.2011, результаты которой отражены в акте налоговой проверки N 10-18/0411 от 06.03.2013.
29.03.2013 инспекцией принято решение от N 10-18/02489 о привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговым органом установлено, что районной больницей фактически эксплуатируется пристрой с февраля 2008 года, но к бухгалтерскому учету в качестве основного средства не принят.
Налогоплательщику был начислен налог на имущество организаций в сумме 3 368 350 руб., начислены пени в сумме 495 797 руб. и он был привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 673 670 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 17 мая 2013 года N 03-15/11778 решение налогового органа оставлено без изменения.
Заявитель, посчитав, что нарушаются его права и экономические интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды предыдущих инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований исходя из следующего.
Согласно сведениям, представленным Министерством Управления финансами (письмо от 03.02.2012 N МФ-13-03/231), объект капитального строительства, расположенный на территории Самарской области, пристрой с переходом к стационару районной больницы по адресу: ул. Победы, дом 68, с. Камышла, Самарская область, эксплуатируется без разрешения на ввод в эксплуатацию, что подтверждено Актом от 30.03.2011.
Согласно письму администрации Муниципального района Камышлинский Самарской области от 18.09.2012 N 861 в ответ на обращение от 13.09.2012 по вопросу ввода объекта в эксплуатацию, для ввода в эксплуатацию пристроя и выдачи разрешения на ввод с последующей регистрацией объекта необходимо заключение Инспекции строительного надзора Самарской области, которое будет получено только лишь после проведения мероприятий по пожарной безопасности, которые требует дополнительных финансовых затрат. В настоящее время администрацией района совместно с Правительством Самарской области ведется работа по включению объекта в областные программы для начала финансирования (том 2 л.д. 70).
Налоговой проверкой установлено, что на территории спорного объекта расположены и работают: регистратура, гардероб, электрощитовая, кухня, пожарный пост, терапевтическое и хирургическое отделения, кабинеты главного врача и его заместителя, бухгалтерия, касса и конференц-зал, то есть без работы объектов, расположенных в пристрое, функционирование районной больницы невозможно.
Пристрой к стационару фактически является продолжением стационара районной больницы, переданного и введенного в эксплуатацию в соответствии с Распоряжением администрации муниципального района Камышлинский Самарской области от 01.02.2007 N 10-А07 "О передаче муниципального имущества в оперативное управление".
С учетом изложенного судами сделан вывод, что поскольку указанный объект в течение пяти лет использовался в основной деятельности заявителя в качестве объекта основных средств, следовательно, пристрой к стационару районной больницы является объектом налогообложения налогом на имущество организаций.
Между тем в материалах дела имеется постановление администрации муниципального района Камышлинский Самарской области о передаче спорного муниципального имущества в безвозмездное пользование районной больнице лишь 10.12.2012.
Данных о передаче указанного спорного имущества районной больнице в более ранние сроки в материалах дела не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
Поскольку судами предыдущих инстанций не исследован и не определен надлежащий субъект налогообложения, кассационная инстанция считает, что судебные акты приняты без учета всех обстоятельств дела, имеющих существенное значение для правильного разрешения возникшего спора, а потому решение и постановление судов подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
При новом рассмотрении дела суду необходимо с учетом выводов, изложенных в постановлении суда кассационной инстанции, принять меры к выяснению фактических обстоятельств рассматриваемого спора, с учетом установленных фактических обстоятельств дела, правильно применив нормы налогового законодательства, принять законное и обоснованное решение по существу спора.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 19.08.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2013 по делу N А55-12271/2013 отменить.
Данное дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.В.ЕГОРОВА
Судьи
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА
О.В.ЛОГИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 11.02.2014 ПО ДЕЛУ N А55-12271/2013
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2014 г. по делу N А55-12271/2013
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Гатауллиной Л.Р., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Исаковой О.Н., доверенность от 10.01.2014,
Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области - Быкова В.С., доверенность от 26.08.2013 N 12-22/0054,
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Самарской области - Товмасяна А.Х., доверенность от 10.02.2014,
третьего лица - Берман И.Я., доверенность от 10.08.2012 N 19,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства здравоохранения Самарской области и кассационной жалобы государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Камышлинская центральная районная больница"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.08.2013 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2013 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Засыпкина Т.С., Марчик Н.Ю.)
по делу N А55-12271/2013
по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Камышлинская центральная районная больница", Самарская область, с. Камышла, к Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Самарской области, г. Сергиевск,
третье лицо - Министерство здравоохранения Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным решения,
установил:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Камышлинская центральная районная больница" (далее - районная больница) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Самарской области (далее - налоговый орган, инспекция) о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 29.03.2013 N 10-18/02489 и решения Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 17.05.2013 N 03-15/11778.
Решением суда первой инстанции от 19.08.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Министерство здравоохранения Самарской области и районная больница обратились в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят принятые судебные акты отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзывов на них, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Порядок учета на балансе организации объекта основных средств, определен Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств "ПБУ 6/01".
В соответствии с названным Приказом актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия: объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказанных услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование; объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта; объект способен приносить организации экономические выгоды (доходы) в будущем.
С 01.01.2011 пункт 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Министерства финансов России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания), действует в новой редакции.
Данная редакция пункта 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств позволяет принять к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете объектов недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы, независимо от того, поданы или не поданы на регистрацию соответствующие документы.
Инспекцией проведена выездная налоговая проверка районной больницы по вопросам соблюдения заявителем налогового законодательства, правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций, транспортного налога, земельного налога, налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2010 по 31.12.2011, результаты которой отражены в акте налоговой проверки N 10-18/0411 от 06.03.2013.
29.03.2013 инспекцией принято решение от N 10-18/02489 о привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговым органом установлено, что районной больницей фактически эксплуатируется пристрой с февраля 2008 года, но к бухгалтерскому учету в качестве основного средства не принят.
Налогоплательщику был начислен налог на имущество организаций в сумме 3 368 350 руб., начислены пени в сумме 495 797 руб. и он был привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 673 670 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 17 мая 2013 года N 03-15/11778 решение налогового органа оставлено без изменения.
Заявитель, посчитав, что нарушаются его права и экономические интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды предыдущих инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований исходя из следующего.
Согласно сведениям, представленным Министерством Управления финансами (письмо от 03.02.2012 N МФ-13-03/231), объект капитального строительства, расположенный на территории Самарской области, пристрой с переходом к стационару районной больницы по адресу: ул. Победы, дом 68, с. Камышла, Самарская область, эксплуатируется без разрешения на ввод в эксплуатацию, что подтверждено Актом от 30.03.2011.
Согласно письму администрации Муниципального района Камышлинский Самарской области от 18.09.2012 N 861 в ответ на обращение от 13.09.2012 по вопросу ввода объекта в эксплуатацию, для ввода в эксплуатацию пристроя и выдачи разрешения на ввод с последующей регистрацией объекта необходимо заключение Инспекции строительного надзора Самарской области, которое будет получено только лишь после проведения мероприятий по пожарной безопасности, которые требует дополнительных финансовых затрат. В настоящее время администрацией района совместно с Правительством Самарской области ведется работа по включению объекта в областные программы для начала финансирования (том 2 л.д. 70).
Налоговой проверкой установлено, что на территории спорного объекта расположены и работают: регистратура, гардероб, электрощитовая, кухня, пожарный пост, терапевтическое и хирургическое отделения, кабинеты главного врача и его заместителя, бухгалтерия, касса и конференц-зал, то есть без работы объектов, расположенных в пристрое, функционирование районной больницы невозможно.
Пристрой к стационару фактически является продолжением стационара районной больницы, переданного и введенного в эксплуатацию в соответствии с Распоряжением администрации муниципального района Камышлинский Самарской области от 01.02.2007 N 10-А07 "О передаче муниципального имущества в оперативное управление".
С учетом изложенного судами сделан вывод, что поскольку указанный объект в течение пяти лет использовался в основной деятельности заявителя в качестве объекта основных средств, следовательно, пристрой к стационару районной больницы является объектом налогообложения налогом на имущество организаций.
Между тем в материалах дела имеется постановление администрации муниципального района Камышлинский Самарской области о передаче спорного муниципального имущества в безвозмездное пользование районной больнице лишь 10.12.2012.
Данных о передаче указанного спорного имущества районной больнице в более ранние сроки в материалах дела не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
Поскольку судами предыдущих инстанций не исследован и не определен надлежащий субъект налогообложения, кассационная инстанция считает, что судебные акты приняты без учета всех обстоятельств дела, имеющих существенное значение для правильного разрешения возникшего спора, а потому решение и постановление судов подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
При новом рассмотрении дела суду необходимо с учетом выводов, изложенных в постановлении суда кассационной инстанции, принять меры к выяснению фактических обстоятельств рассматриваемого спора, с учетом установленных фактических обстоятельств дела, правильно применив нормы налогового законодательства, принять законное и обоснованное решение по существу спора.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 19.08.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2013 по делу N А55-12271/2013 отменить.
Данное дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.В.ЕГОРОВА
Судьи
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА
О.В.ЛОГИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)