Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 05.06.2015 N Ф06-24486/2015 ПО ДЕЛУ N А65-21993/2014

Требование: О признании недействительным решения налогового органа.

Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил земельный налог, ссылаясь на то, что налогоплательщик при расчете налога применил ненадлежащую кадастровую стоимость земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июня 2015 г. N Ф06-24486/2015

Дело N А65-21993/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июня 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Гариповой Ф.Г., Логинова О.В.
при участии представителей:
ответчика - Хакимова Э.И. (доверенность от 12.01.2015 N 2.4-0-14/000030),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.12.2014 (судья Сальманова Р.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2015 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Семушкин В.С.)
по делу N А65-21993/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГУИР" (ИНН 1660066176, ОГРН 1031630212712), г. Казань к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан, г. Казань о признании недействительным решения N 2.11-0-19/3577 от 10.07.2014, при участии третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан,

установил:

в Арбитражный суд Республики Татарстан обратилось общество с ограниченной ответственностью "ГУИР" (далее - ООО "ГУИР", общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, инспекция) от 10.07.2014 N 2.11-0-19/3577 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС России по Республике Татарстан).
Представитель заявителя уточнил заявленные требований и просил суд признать недействительным решение налогового органа от 10.07.2014 N 2.11-0-19/3577 в части доначисления земельного налога за 2013 г. в сумме, превышающей 417174 руб. и соответствующих сумм пени и штрафа.
Определением суда в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнение требований приняты судом.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.12.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2015, заявление общества удовлетворено, решение Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан от 10.07.2014 N 2.11-0-19/3577 в части доначисления земельного налога за 2013 год в размере, превышающем 417174 руб., а также соответствующих пеней и налоговых санкций признано недействительным, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ). На Межрайонную ИФНС России N 6 по Республике Татарстан возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ГУИР". С Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан в пользу ООО "ГУИР" взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб. за счет средств соответствующего бюджета.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан не согласилась с вышеуказанными судебными актами и обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить по основаниям, указанным в жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судами предыдущих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Как установлено судами 31 января 2014 года заявителем в налоговый орган представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год с суммой к уплате в размере 333640 руб., исчисленной исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:060403:25, в размере кадастровой стоимости за 3 месяца и в размере рыночной за 9 месяцев, установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.03.2013 по делу N А65-459/2013.
В ходе проверки представленной декларации налоговым органом установлено, что в представленной декларации кадастровая стоимость земельного участка отражена неправильно.
В результате проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что в 2013 году земельный налог следовало исчислить, исходя из кадастровой стоимости, утвержденной постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, а не решения суда, вступившего в законную силу в 2013 году.
Результаты проверки отражены в акте камеральной налоговой проверки от 15.05.2014 N 2.11-0-19/2268.
На основании акта проверки и представленных обществом возражений налоговым органом принято решение о привлечении к налоговой ответственности от 10.07.2014 N 2.11-0-19/3577, которым обществу доначислен земельный налог за 2013 год в сумме 532100 руб.
Не согласившись с решением инспекции, заявитель обратился с жалобой в УФНС России по Республике Татарстан. Решением от 28.08.2014 N 2.14-0-18/020453@ жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение налогового органа оставлено без изменения и утверждено.
Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды предыдущих инстанций удовлетворили заявленные требования, при этом правомерно исходил из следующего.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 03.02.2010 N 165-О-О от 01.03.2011 N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ.
Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровый учет в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Судами предыдущих инстанций установлено, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.03.2013 по делу N А65-459/2013 установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:50:060403:25, общей площадью 12550 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Родины, д. 2, равной его рыночной стоимости в размере 34158000 руб., что явилось основанием для внесения в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельных участков.
Решение суда по делу N А65-459/2013 исполнено, кадастровая стоимость земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.03.2013 внесена в кадастр 24.05.2013.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащего обществу, установленная решением суда, не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2013 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 01 июня 2013 года. До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета министров от 24.12.2010 N 1102.
Данные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12.
Следовательно, расчет земельного налога к уплате за 2013 год по вышеуказанному земельному участку верно определен судами предыдущих инстанций в размере 417174 руб.
Соответственно, с учетом доначисления на основании декларации заявителем земельного налога за 2013 год в сумме 333640 руб., доначислению подлежит земельный налог в сумме 83534 руб., а не в сумме 532100 руб., как указано в оспариваемом решении.
При таких обстоятельствах, суды предыдущих инстанций пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения налогового органа от 10.07.2014 N 2.11-0-19/3577 в части доначисления земельного налога за 2013 год в сумме, превышающей 417174 руб. и соответствующих сумм пени и штрафа.
В кассационной жалобе налогового органа не содержится новых доводов. Доводы, которые в ней изложены, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
С учетом вышеизложенного, при правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела, принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными. Правовых оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.12.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2015 по делу N А65-21993/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
М.В.ЕГОРОВА

Судьи
Ф.Г.ГАРИПОВА
О.В.ЛОГИНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)