Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.04.2015 N 09АП-14676/2015 ПО ДЕЛУ N А40-214751/14

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2015 г. N 09АП-14676/2015

Дело N А40-214751/14
Резолютивная часть постановления объявлена 21.04.2015 года
Полный текст постановления изготовлен 28.04.2015 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи В.Я. Голобородько,
судей Р.Г. Нагаева, Е.А. Солоповой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.А. Ямщиковым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной базовой таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.03.2015
по делу N А40-214751/14, вынесенное судьей Г.А. Карповой
по заявлению Центральная базовая таможня
к ИФНС России N 18 по г. Москве; УФНС России по г. Москве
о признании недействительными решений ИФНС России N 18 по г. Москве от 22.09.2014 N 4054 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и УФНС России по г. Москве от 27.11.2014 N 21-19/119593
при участии в судебном заседании:
от УФНС России по г. Москве - Макарова Е.Г. по дов. от 05.02.2015
от ИФНС России N 18 по г. Москве - Чеснов Д.Э. по дов. от 25.03.2015
от Центральной базовой таможни - Игошина Е.С. по дов. от 19.12.2015

установил:

Центральная базовая таможня (далее - Заявитель, налогоплательщик) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Инспекции ФНС России N 18 по г. Москве (далее - Инспекция) о признании решения от 22.09.2014 г. N 4054 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.03.2015 г. в удовлетворении заявленных Центральной базовой таможней требований отказано, решение Инспекции N 4054 от 22.09.2014 г. признано соответствующим Налоговому кодексу РФ.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст. 266, 268 АПК РФ, в связи с апелляционной жалобой заявителя.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, оснований к отмене решения не усматривает.
В обоснование заявленных требований Заявителем указано, что решение Инспекции от 22.09.2014 г. N 4054 необоснованно в силу того, что ГКУ "Центральный клинический госпиталь ФТС России" (далее - Госпиталь) входит в структуру таможенных органов и земельный участок, на котором расположены переданные Госпиталю в безвозмездное пользование здания, расположенный по адресу: Открытое ш., вл. 32, используется для таможенных нужд, поэтому земельный участок подлежит налогообложению по ставке 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Суд первой инстанции при вынесении Решения исследовал и оценил доказательства исходя из предмета и оснований заявленных требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения вопроса, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями действующего законодательства.
Апелляционная жалоба не опровергает факты, отраженные в судебном акте. Доводы апелляционной жалобы дублируют содержание искового заявления, которое было исследовано в ходе судебного заседания судом первой инстанции и получило надлежащую оценку.
Выводы Арбитражный суд г. Москвы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из фактических обстоятельств, по результатам камеральной налоговой проверки декларации Заявителя по земельному налогу за 2011 год принято решение от 22.09.2014 г. N 4054 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Заявителю доначислена сумма земельного налога за 2011 год в размере 4 173 638 руб., налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 1 858 788 руб., также Заявителю начислены пени в сумме 1241 029 руб.
Основанием для вынесения указанного решения послужил вывод Инспекции о неправомерном применении Заявителем при исчислении земельного налога налоговой ставки, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка, вместо 1,5 процента.
Арбитражным судом г. Москвы доводы заявителя правомерно отклонены в полном объеме по ниже приведенным основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков отнесенных к землям, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
В силу подпункта 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) ограничиваются в обороте находящиеся в государственной и муниципальной собственности земли, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.
По мнению суда, в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для таможенных нужд, важным является разрешенное использование земельного участка либо его фактическое использование для решения задач, возложенных на таможенные органы. При этом отнесение земельного участка к ограниченным в обороте может быть осуществлено при условии предоставления документов, подтверждающих юридическое и фактическое его использование для указанных целей.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 10.11.2010 N 77АМ 464297 Заявитель является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002004:55 (площадь 2985 кв. м) на праве постоянного (бессрочного) пользования, категория земель "земли населенных пунктов", с разрешенным использованием "эксплуатация зданий и сооружений для лечебных целей и благоустройства прилегающей территории" по адресу: г. Москва, Открытое шоссе, владение 32, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 77-77-14/009/2010-180 от 10.11.2010.
На земельном участке с кадастровым номером 77:03:0002004:55 расположены:
- Здание госпиталя по адресу: г. Москва, шоссе Открытое, д. 32, площадью 12 028 кв. м, условный номер: 77-77-12/016/2012/841;
- Нежилое здание по адресу: г. Москва, шоссе Открытое, д. 32, корп. 1, площадью 2905,9 кв. м, условный номер: 77-77-13/011/2006/736;
- Нежилое здание по адресу: г. Москва, шоссе Открытое, д. 32, корп. 2, площадью 3684,1 кв. м, условный номер: 77-77-13/011/2006/733;
- Нежилое здание по адресу: г. Москва, шоссе Открытое, д. 32, корп. 6, площадью 32,4 кв. м, условный номер: 77-77-13/011/2006/731.
Указанные здания согласно Договору безвозмездного пользования помещениями здания, находящегося в оперативном управлении, (далее - Договор) от 06.08.2012 N Д-298/201 переданы Заявителем в безвозмездное пользование Госпиталя.
Из вышеизложенного следует, что земельный участок с кадастровым номером 77:03:0002004:55 фактически используется для эксплуатации вышеперечисленных объектов недвижимости, переданных по договору безвозмездного пользования Госпиталю для лечебных целей и, следовательно, не используется для реализации целей и задач по обеспечению таможенных нужд, возложенных на таможенные органы.
Согласно п. 3 ст. 34 Федеральному Закону от 27.11.2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" медицинские организации, находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, не могут осуществлять деятельность в сфере таможенного дела, предусмотренную Таможенным Кодексом Таможенного союза, указанным выше Федеральным законом.
В частности, согласно статье 6 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы обеспечивают на таможенной территории таможенного союза решение следующих основных задач:
1) содействие реализации единой торговой политики таможенного союза;
2) обеспечение исполнения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;
3) совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи;
4) взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции;
5) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
6) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу;
7) обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств - членов таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды, а также в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза - мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу валюты государств - членов таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;
8) выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза;
9) обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории таможенного союза в пределах своей компетенции;
10) ведение таможенной статистики.
Заявитель в апелляционной жалобе указывает, что Государственное учреждение "Центральный клинический госпиталь ФТС России" (далее - Госпиталь) создано в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации "Об образовании медицинских учреждений ГТК России" от 05.08.2000 1085-р и Приказом ГТК России от 03.04.2002 N 312, входит в структуру ФТС России способствует решению задач возложенных на таможенные органы. Следовательно, подлежит налогообложению в соответствии с пп. 1 п. 1 статьи 394 НК РФ по ставке 0,3 процента.
Однако указанные доводы Заявителя противоречат нормам действующего законодательства РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать - 0,3 процента в отношении земельных участков отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, - 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
В силу подпункта 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса ограничиваются в обороте находящиеся в государственной и муниципальной собственности земли, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.
В отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для таможенных нужд, важным является разрешенное использование земельного участка либо его фактическое использование для решения задач, возложенных на таможенные органы.
Согласно статье 6 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы обеспечивают на таможенной территории таможенного союза решение основных задач.
Кроме того, учитывая, что деятельность в области таможни может осуществляться только строго определенным кругом лиц, важным элементом является принадлежность земельного участка соответствующему лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
При этом отнесение земельного участка к ограниченным в обороте может быть осуществлено при условии предоставления документов, подтверждающих юридическое и фактическое его использование для указанных целей.
Заявитель в апелляционной жалобе ссылается на Распоряжение ТУ Росимущества города Москвы "О предоставлении земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в постоянное бессрочное пользование Центральной базовой таможне" от 12.05.2010 N 880, на основании которого Центральной базовой таможни передан земельный участок (кадастровый N 77:03:2004:55), расположенный по адресу: Открытое шоссе, д. 32, в безвозмездное (бессрочное) пользование.
Административные задания, расположенные на земельном участке (кадастровый N 77:03:2004:55) по вышеуказанному адресу принадлежащие Заявителю на праве оперативного управления были переданы Заявителем по Договору безвозмездного пользования помещениями и зданиями от 06.02.2007 N Д-298/2012 в безвозмездное пользование Госпиталя в целях эксплуатации зданий и сооружений лечебного назначения.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 10.11.2010 N 77АМ 464297 Заявитель является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002004:55 (площадь 2985 кв. м) на праве постоянного (бессрочного) пользования, категория земель "земли населенных пунктов", с разрешенным использованием "эксплуатация зданий и сооружений для лечебных целей и благоустройства прилегающей территории" по адресу: г. Москва, Открытое шоссе, владение 32, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 77-77-14/009/2010-180 от 10.11.2010.
На земельном участке с кадастровым номером 77:03:0002004:55 расположено здание эксплуатируемое Госпиталем и иные не жилые строения.
Данные здания на основании Договора безвозмездного пользования помещениями здания от 06.08.2012 N Д-298/201, были переданы Заявителем в безвозмездное пользование Госпиталя.
Согласно Дополнительному соглашению от 21.11.2013 N 2 к вышеуказанному Договору, Госпиталь имеет право сдавать помещения, переданные в безвозмездное пользование образовательным и лечебным учреждениям, с которыми заключены договоры о совместной деятельности.
В соответствии с Уставом Госпиталь является Федеральным казенным лечебно-профилактическим учреждением, созданным для оказания специализированной медицинской помощи.
Из вышеизложенного следует, что земельный участок с кадастровым номером 77:03:0002004:55 используется Госпиталем по договору безвозмездного пользования для лечебных целей и, следовательно, не используется для реализации целей и задач по обеспечению таможенных нужд, возложенных на таможенные органы.
Заявитель в соответствии с "Положением о Центральной базовой таможне" от 06.02.2007 N 165 является специализированным таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации, и созданный для материально-технического обеспечения деятельности центрального аппарата ФТС России и материально-технического обеспечения таможенных органов, содержания и эксплуатации зданий и сооружений, находящихся на балансе таможни.
Вместе с тем, здание Центральной базовой таможни (Заявитель) располагается на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0005008:113 по адресу: г. Москва, ул. Новозаводская, вл. 11/5, который используется на праве постоянного (бессрочного) пользования, с разрешенным использованием "под эксплуатацию зданий таможни".
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 77:03:0002004:55, предоставленный Заявителю "под эксплуатацию зданий и сооружений для лечебных целей и благоустройства прилегающей территории", не являлся ограниченным в обороте, следовательно, подлежит налогообложению земельным налогом по ставке 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Оценив вышеуказанные обстоятельства в их совокупности, суд поддержал вывод налогового органа указав, что то земельный участок с кадастровым номером 77:03:0002004:55 используется Госпиталем по договору безвозмездного пользования для лечебных целей, а не для реализации целей и задач по обеспечению таможенных нужд, возложенных на таможенные органы.
Также, судом отклонен довод приводимый Заявителем о том, что земельный участок, на котором расположено здание Госпиталя, подлежит налогообложению по ставке 0,3 процента, только лишь на том основании, что данный Госпиталь входит в структуру таможенных органов.
Суд указал, что сам по себе факт принадлежности Госпиталя к структуре таможенных органов, не имеет значения для определения ставки земельного налога, поскольку решение этого вопроса связано с непосредственным использованием земельного участка для обеспечения таможенных нужд.
Вышеизложенная позиция находит подтверждение на уровне разъяснений правоприменения положений подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ, в письмах Министерства финансов Российской Федерации.
Так, в Письме Министерства финансов Российской Федерации от 24.07.2009 N 03-05-04-02/50, финансовое ведомство разъясняет, что в случае если земельные участки заняты исключительно объектами, не связанными с осуществлением уставной деятельности, такими как магазины, профилактории, клубы, детские сады, жилые дома, спортивные комплексы и другое, данные земельные участки не признаются ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленными для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Аналогичная позиция изложена в письме Минэкономразвития России от 11.11.2009 N Д23-3708, Министерства финансов Российской Федерации от 09.06.2009 N 03-050-04-02/42, Минэкономразвития России от 29.05.2009 N Д231605, ФНС России от 04.05.2008 N ШС-6-3/330, Министерства финансов Российской Федерации от 03.07.2014 N 03-05-04-02/32247.
В Постановлении ФАС Уральского округа от 09.03.2011 N Ф09-869/11-СЗ по делу N А50-14581/2010 суд указал, что земельные участки предоставлены и используются предприятием для целей, не связанных с обеспечением производства боеприпасов, вооружения и военной техники. Суд также указал, что объекты социально-культурной сферы и жилищного фонда не могут быть признаны относящимися к непосредственной оборонно-промышленной деятельности предприятия, они функционально не предназначены для обеспечения обороны государства, земельные участки использовались в целях извлечения прибыли от иной, не связанной с основной уставной деятельностью предприятия.
Таким образом, земельные участки заняты объектами, не связанными с решением задач возложенных на таможенные органы не признаются ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, следовательно, подлежат налогообложению земельным налогом по ставке 1,5 процента от кадастровой стоимости участка.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266 - 269, 271, Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.03.2015 г. по делу N А40-214751/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Центральной базовой таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий
В.Я.ГОЛОБОРОДЬКО

Судьи
Р.Г.НАГАЕВ
Е.А.СОЛОПОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)