Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июля 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Тимер-К" - извещен, не явился;
- от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан - Тарасова Н.А., доверенность от 09.01.2014 г. N 4;
- от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - извещен, не явился;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - извещен, не явился;
- от Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным Республики Татарстан области 07 июля 2014 года в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31 марта 2014 года по делу N А65-23105/2013 (судья Абульханова Г.Ф.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Тимер-К" (ОГРН 1041648605349, ИНН 1623007920), город Казань,
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан, город Чистополь Республики Татарстан,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, город Казань,
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, город Казань,
Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района,
о признании недействительным решения,
установил:
Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Тимер-К", г. Казань, (ОГРН 1041648605349,, ИНН 1623007920,) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к ответчику - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан, г. Чистополь, (ОГРН 1041646611544, ИНН 1652008340) о признании недействительным решения от 16.07.2013 N 2.7-41/1385.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.03.2014 года заявленные требования удовлетворены частично.
Суд решил признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан, г. Чистополь, от 16.07.2013 N 2.7-41/1385 в части доначисления земельного налога за 2011 год в размере 46 376 руб., соответствующих сумм пени и штрафа.
Не согласившись с выводами суда, Межрайонная Инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, так как судом не учтено следующее: ранее проведенные кадастровые оценки стоимости земельных участков признаны утратившими силу, в спорном акте субъекта федерации указано на вступление его в силу.
Податель жалобы ссылается на то, что в настоящее время Постановление Кабинета министров по Республике Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения Республики Татарстан" является действующим.
Податель жалобы считает, что правомерно применил кадастровую стоимость при расчете земельного налога за 2011 г. исходя из данных, указанных в Постановлении Кабинета министров по Республике Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения Республики Татарстан".
В судебном заседании представитель Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан доводы апелляционной жалобы поддержал.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 116:56:010156:35, общей площадью 1116+/-14,97 кв. м и 16:56:010156:42, общей площадью 8366+/- 32 кв. м находящиеся по адресу: РТ, Зеленодольский муниципальный район, г. Нурлат, ул. Заводская, д. 1.
Заявителем в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год с исчислением налога в размере 16 527 руб., исходя из кадастровой стоимости земельных участков, соответствующих их рыночной, установленных решениями Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.10.2012 и от 21.06.2012 по делам N А65-20418/2012 и N А65-10193/2012.
Инспекцией по представленной налогоплательщиком названной налоговой декларации проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 18.02.2013 N 2.7-41/544 и без учета возражений налогоплательщика принято оспариваемое решение от 16.07.2013 N 2.7-41/1385 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с доначислением: 128 571 руб. земельного налога за 2011 год, а также соответствующие им суммы пени по статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 18 209, 34 руб. и штраф по п. 1 ст. ст. 122 НК РФ в размере 25576,52 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 08.09.2013 N 2.14-0-18/019725, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, оспариваемое решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
При принятии решения о частичном удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанного решения налогового органа незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Основанием доначисления налоговым органом спорного земельного налога за 2011 год послужили выводы о необходимости применения при расчете суммы земельного налога за 2011 год кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
Заявителем в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, сумма земельного налога исчислена исходя из кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 116:56:010156:35 и 16:56:010156:42, равной рыночной стоимости в размере 156 200 руб. и 945 600 руб., определенных на основании вышеназванных решений Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.10.2012 и 21.06.2012 по делам N А65-20418/2012 и N А65-10193/2012.
Вступившими в законную силу судебными актами от 01.10.2012 и 21.06.2012 25.12.2012 по названным делам, удовлетворено заявление налогоплательщика, суд обязал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан" внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номерами 116:56:010156:35 и 16:56:010156:42, находящихся по адресу: РТ, г. Нурлат, ул. Заводская, д. 1, указав их равной рыночной стоимости в размере 156 200 руб. и 945 600 руб.
Из мотивировочной части названного судебного акта следует, что кадастровая стоимость земельного участка заявителя определена арбитражным судом на 01.01.2011 в соответствии с экспертному заключениями ООО "Независимая Экспертиза и Оценка", N 099-12 от 11.09.2012 и N 058/1-12 от 14 июня 2012 г.
Заявителем в спорной налоговой декларации, представленной в налоговый орган, исчислен земельный налог за 2011 год в размере 16 527 руб. (2343 руб. +14 184 руб.) 41 157 руб., исходя из кадастровой стоимости земельных участков, установленных вышеназванными решениями арбитражного суда Республики Татарстан.
Налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки вышеупомянутой уточненной декларации, при исчислении земельного налога за 2011 год в размере 128 571 руб., применена кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих заявителю на праве собственности, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Суд первой инстанции правомерно посчитал ошибочными выводы инспекции о необходимости использования при расчете земельного налога за 2011 год показателей кадастровой стоимости, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 г. N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 г. N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 г. N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 г. N 5, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011 г.
Конституционный Суд РФ в определении от 03.02.2010 N 165-О пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 -го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
С учетом этого, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012 г.
Данные выводы суда подтверждаются правовой позицией, изложенной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 N 2647/11, от 21.09.2010 N 4453/10, постановлениях ФАС Поволжского округа от 16.10.2013 г. по делу N А65-24601/2012, ФАС Северо-Кавказского округа от 15.09.2010 N А32-55116/2009-25/636-2010-70/269.
При таких обстоятельствах, применение ответчиком кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных указанным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, при исчислении земельного налога за 2011 год не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд также правомерно посчитал ошибочным довод заявителя о том, что при исчислении земельного налога за 2011 год, общество правомерно руководствовалось кадастровой стоимостью земельного участка, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан по вышеназванным делам равной его рыночной стоимости.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом с учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В вышеназванном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отмечено, что при установлении судом рыночной стоимости земельного участка, достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, внесение в кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка не подменяет ранее содержащейся в нем информации о кадастровой стоимости этого участка и не делает ее недостоверной.
Вышеназванные решение Арбитражного суда Республики Татарстан исполнены ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", кадастровая стоимость в соответствии с указанными судебными актами по вышеупомянутым земельным участкам запись внесена в кадастр с 15.11.2012.
В связи с тем, что кадастровая стоимость земельного участка изменена в течение 2012 года на основании судебного акта, соответственно, к налоговому периоду за 2011 год для целей исчисления земельного налога применена быть не может.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исчисление земельного налога за 2011 год следует произвести на основании сведений о размере предыдущей кадастровой стоимости, установленной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани".
Данный вывод суда соответствует правовой позиции ФАС Поволжского округа, изложенной в постановлении от 16.10.2013 г. по делу N А65-24601/2012.
В соответствии с Постановлением КМ РТ от 05.10.2005 N 478 кадастровые стоимости принадлежащих заявителю земельных участков с кадастровыми номерами 116:56:010156:35 и 16:56:010156:42 были установлены в общей сумме 98722 руб.
Судом принимаются расчеты земельного налога за 2011 год, представленные инспекцией, рассчитанные исходя из кадастровой стоимости, утвержденной постановлением КМ РТ от 05.10.2005 г. N 478, принятые представителем заявителя, составившие сумму в размере 82 195 руб. с учетом уплаченного заявителем налога за спорный период в размере 16 527 руб., учтенные налоговым органом при расчете суммы доначисленного налога.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что налоговым органом неправомерно налогоплательщику доначислен земельный налог за 2011 год в сумме 46 376 руб., (128 571 руб. - 82195 руб.), а также соответствующие налогу суммы пени и штрафа, что влечет удовлетворение требований заявителя частично.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31 марта 2014 года по делу N А65-23105/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.07.2014 ПО ДЕЛУ N А65-23105/2013
Разделы:Земельный налог; Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июля 2014 г. по делу N А65-23105/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июля 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Тимер-К" - извещен, не явился;
- от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан - Тарасова Н.А., доверенность от 09.01.2014 г. N 4;
- от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - извещен, не явился;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - извещен, не явился;
- от Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным Республики Татарстан области 07 июля 2014 года в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31 марта 2014 года по делу N А65-23105/2013 (судья Абульханова Г.Ф.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Тимер-К" (ОГРН 1041648605349, ИНН 1623007920), город Казань,
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан, город Чистополь Республики Татарстан,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, город Казань,
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, город Казань,
Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района,
о признании недействительным решения,
установил:
Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Тимер-К", г. Казань, (ОГРН 1041648605349,, ИНН 1623007920,) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к ответчику - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан, г. Чистополь, (ОГРН 1041646611544, ИНН 1652008340) о признании недействительным решения от 16.07.2013 N 2.7-41/1385.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.03.2014 года заявленные требования удовлетворены частично.
Суд решил признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан, г. Чистополь, от 16.07.2013 N 2.7-41/1385 в части доначисления земельного налога за 2011 год в размере 46 376 руб., соответствующих сумм пени и штрафа.
Не согласившись с выводами суда, Межрайонная Инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, так как судом не учтено следующее: ранее проведенные кадастровые оценки стоимости земельных участков признаны утратившими силу, в спорном акте субъекта федерации указано на вступление его в силу.
Податель жалобы ссылается на то, что в настоящее время Постановление Кабинета министров по Республике Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения Республики Татарстан" является действующим.
Податель жалобы считает, что правомерно применил кадастровую стоимость при расчете земельного налога за 2011 г. исходя из данных, указанных в Постановлении Кабинета министров по Республике Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения Республики Татарстан".
В судебном заседании представитель Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан доводы апелляционной жалобы поддержал.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 116:56:010156:35, общей площадью 1116+/-14,97 кв. м и 16:56:010156:42, общей площадью 8366+/- 32 кв. м находящиеся по адресу: РТ, Зеленодольский муниципальный район, г. Нурлат, ул. Заводская, д. 1.
Заявителем в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год с исчислением налога в размере 16 527 руб., исходя из кадастровой стоимости земельных участков, соответствующих их рыночной, установленных решениями Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.10.2012 и от 21.06.2012 по делам N А65-20418/2012 и N А65-10193/2012.
Инспекцией по представленной налогоплательщиком названной налоговой декларации проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 18.02.2013 N 2.7-41/544 и без учета возражений налогоплательщика принято оспариваемое решение от 16.07.2013 N 2.7-41/1385 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с доначислением: 128 571 руб. земельного налога за 2011 год, а также соответствующие им суммы пени по статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 18 209, 34 руб. и штраф по п. 1 ст. ст. 122 НК РФ в размере 25576,52 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 08.09.2013 N 2.14-0-18/019725, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, оспариваемое решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
При принятии решения о частичном удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанного решения налогового органа незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Основанием доначисления налоговым органом спорного земельного налога за 2011 год послужили выводы о необходимости применения при расчете суммы земельного налога за 2011 год кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
Заявителем в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, сумма земельного налога исчислена исходя из кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 116:56:010156:35 и 16:56:010156:42, равной рыночной стоимости в размере 156 200 руб. и 945 600 руб., определенных на основании вышеназванных решений Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.10.2012 и 21.06.2012 по делам N А65-20418/2012 и N А65-10193/2012.
Вступившими в законную силу судебными актами от 01.10.2012 и 21.06.2012 25.12.2012 по названным делам, удовлетворено заявление налогоплательщика, суд обязал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан" внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номерами 116:56:010156:35 и 16:56:010156:42, находящихся по адресу: РТ, г. Нурлат, ул. Заводская, д. 1, указав их равной рыночной стоимости в размере 156 200 руб. и 945 600 руб.
Из мотивировочной части названного судебного акта следует, что кадастровая стоимость земельного участка заявителя определена арбитражным судом на 01.01.2011 в соответствии с экспертному заключениями ООО "Независимая Экспертиза и Оценка", N 099-12 от 11.09.2012 и N 058/1-12 от 14 июня 2012 г.
Заявителем в спорной налоговой декларации, представленной в налоговый орган, исчислен земельный налог за 2011 год в размере 16 527 руб. (2343 руб. +14 184 руб.) 41 157 руб., исходя из кадастровой стоимости земельных участков, установленных вышеназванными решениями арбитражного суда Республики Татарстан.
Налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки вышеупомянутой уточненной декларации, при исчислении земельного налога за 2011 год в размере 128 571 руб., применена кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих заявителю на праве собственности, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Суд первой инстанции правомерно посчитал ошибочными выводы инспекции о необходимости использования при расчете земельного налога за 2011 год показателей кадастровой стоимости, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 г. N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 г. N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 г. N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 г. N 5, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011 г.
Конституционный Суд РФ в определении от 03.02.2010 N 165-О пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 -го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
С учетом этого, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012 г.
Данные выводы суда подтверждаются правовой позицией, изложенной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 N 2647/11, от 21.09.2010 N 4453/10, постановлениях ФАС Поволжского округа от 16.10.2013 г. по делу N А65-24601/2012, ФАС Северо-Кавказского округа от 15.09.2010 N А32-55116/2009-25/636-2010-70/269.
При таких обстоятельствах, применение ответчиком кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных указанным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, при исчислении земельного налога за 2011 год не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд также правомерно посчитал ошибочным довод заявителя о том, что при исчислении земельного налога за 2011 год, общество правомерно руководствовалось кадастровой стоимостью земельного участка, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан по вышеназванным делам равной его рыночной стоимости.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом с учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В вышеназванном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отмечено, что при установлении судом рыночной стоимости земельного участка, достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, внесение в кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка не подменяет ранее содержащейся в нем информации о кадастровой стоимости этого участка и не делает ее недостоверной.
Вышеназванные решение Арбитражного суда Республики Татарстан исполнены ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", кадастровая стоимость в соответствии с указанными судебными актами по вышеупомянутым земельным участкам запись внесена в кадастр с 15.11.2012.
В связи с тем, что кадастровая стоимость земельного участка изменена в течение 2012 года на основании судебного акта, соответственно, к налоговому периоду за 2011 год для целей исчисления земельного налога применена быть не может.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исчисление земельного налога за 2011 год следует произвести на основании сведений о размере предыдущей кадастровой стоимости, установленной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани".
Данный вывод суда соответствует правовой позиции ФАС Поволжского округа, изложенной в постановлении от 16.10.2013 г. по делу N А65-24601/2012.
В соответствии с Постановлением КМ РТ от 05.10.2005 N 478 кадастровые стоимости принадлежащих заявителю земельных участков с кадастровыми номерами 116:56:010156:35 и 16:56:010156:42 были установлены в общей сумме 98722 руб.
Судом принимаются расчеты земельного налога за 2011 год, представленные инспекцией, рассчитанные исходя из кадастровой стоимости, утвержденной постановлением КМ РТ от 05.10.2005 г. N 478, принятые представителем заявителя, составившие сумму в размере 82 195 руб. с учетом уплаченного заявителем налога за спорный период в размере 16 527 руб., учтенные налоговым органом при расчете суммы доначисленного налога.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что налоговым органом неправомерно налогоплательщику доначислен земельный налог за 2011 год в сумме 46 376 руб., (128 571 руб. - 82195 руб.), а также соответствующие налогу суммы пени и штрафа, что влечет удовлетворение требований заявителя частично.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31 марта 2014 года по делу N А65-23105/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)