Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Заявитель обращался в уполномоченный орган с заявлением о перерасчете земельного налога за спорный период по земельным участкам, на что получил отказ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Пучкова С.В.
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Чиченевой Н.А.,
судей Вороновой М.Н., Соколовой Н.М.,
при секретаре М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 июня 2015 года апелляционную жалобу ИФНС России по г. Красногорску Московской области на решение Красногорского городского суда Московской области от 17 марта 2015 года по делу по заявлению З. о признании незаконным отказа ИФНС России по г. Красногорску Московской области в перерасчете (администрировании) земельного налога за 2013 - 2014 годы на земельные участки, возложении обязанности произвести перерасчет земельного налога,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
объяснения представителя ИФНС России по г. Красногорску Московской области - П., З. и его представителя Г.,
установила:
З. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа ИФНС России по г. Красногорску Московской области в перерасчете (администрировании) земельного налога за 2013 - 2014 годы на земельные участки, возложении обязанности произвести перерасчет земельного налога.
Свои требования заявитель мотивировал тем, что 01.12.2014 он обратился в ИФНС России по г. Красногорску Московской области с заявлением о перерасчете земельного налога за 2013 - 2014 годы по земельным участкам с кадастровыми номерами: <данные изъяты>.
В обоснование заявления о перерасчете налога заявитель указал, что Красногорским городским судом Московской области были приняты решения по гражданским делам <данные изъяты> о признании недействительными (ничтожными) с момента заключения договоров купли-продажи (купчих), на основании которых у заявителя возникло право собственности на земельные участки.
Названными решениями право собственности лиц, продавших заявителю земельные участки, признано отсутствующим, начиная с момента государственной регистрации, а сами земельные участки истребованы из незаконного владения заявителя.
Решением ИФНС России по г. Красногорску Московской области от 20.01.2015 N <данные изъяты> в удовлетворении заявления отказано.
С данным решением заявитель не согласен, считает его незаконным.
В судебном заседании З. и его представитель Г. поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представитель ИФНС России по г. Красногорску Московской области в суд не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом (л.д. 135а).
Решением Красногорского городского суда Московской области от 17 марта 2015 года заявление З. удовлетворено.
В апелляционной жалобе ИФНС России по г. Красногорску Московской области просит об отмене данного решения, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (часть 4 статьи 258 ГПК РФ).
Из материалов дела усматривается, что 02.12.2014 З. обратился в ИФНС России по г. Красногорску Московской области с заявлением о перерасчете земельного налога за 2013 - 2014 годы по земельным участкам с кадастровыми номерами: <данные изъяты> (л.д. 10 - 11).
В обоснование заявления о перерасчете налога заявитель указал, что Красногорским городским судом Московской области были приняты решения по гражданским делам <данные изъяты> о признании недействительными (ничтожными) с момента заключения договоров купли-продажи (купчих), на основании которых у заявителя возникло право собственности на земельные участки.
Названными решениями право собственности лиц, продавших заявителю земельные участки, признано отсутствующим, начиная с момента государственной регистрации, а сами земельные участки истребованы из незаконного владения заявителя.
В ответ на указанное обращение ИФНС России по г. Красногорску Московской области направила в адрес З. письмо от 20.01.2015 за исх. N <данные изъяты> (л.д. 12 - 13), в котором разъяснила заявителю, что обязанность уплачивать земельный налог возникает у лица с момента регистрации за ним права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования либо право пожизненного наследуемого владения земельным участком, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок, а также, что перечисленные им решения Красногорского городского суда Московской области являются основанием для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним соответствующих изменений в сведениях о правах на указанные земельные участки.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что вынесенное налоговым органом решение об отказе в перерасчете земельного налога в соответствии с принятыми и вступившими в законную силу судебными решениями является незаконным и подлежит отмене, поскольку согласно пункту 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка недействительна с момента ее совершения и не влечет за собой никаких юридических последствий, кроме тех, которые связаны с ее недействительностью, и, следовательно, у З. отсутствует обязанность по уплате земельного налога в отношении указанных выше земельных участков с момента совершения сделок.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за пользование земли являются земельный налог и арендная плата.
На основании пункта 2 статьи 65 ЗК РФ порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Пунктом 3 статьи 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность налогоплательщика по уплате налогов прекращается, в частности, с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно положениям статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
По смыслу приведенных выше правовых норм обязанность уплачивать земельный налог возникает у лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Как установлено пунктом 2 статьи 52 НК РФ, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно пункту 4 статьи 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу пункта 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Решениями Красногорского городского суда Московской области, на которые ссылается заявитель, на органы, осуществляющие государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним возложена обязанность внести соответствующие записи в государственный кадастр недвижимости, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как установлено в судебном заседании, и не оспаривалось сторонами, указанные решения до настоящего времени не исполнены, соответствующие записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним не внесены, в связи с чем у ИФНС России по г. Красногорску Московской области отсутствовали правовые основания для перерасчета земельного налога заявителю.
При таких обстоятельствах постановленное по делу решение не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных З. требований.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Красногорского городского суда Московской области от 17 марта 2015 года отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления З. о признании незаконным отказа ИФНС России по г. Красногорску Московской области в перерасчете (администрировании) земельного налога за 2013 - 2014 годы на земельные участки, возложении обязанности произвести перерасчет земельного налога отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.06.2015 ПО ДЕЛУ N 33-13966/2015
Требование: О признании незаконным отказа в перерасчете (администрировании) земельного налога на земельные участки, возложении обязанности произвести перерасчет земельного налога.Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Заявитель обращался в уполномоченный орган с заявлением о перерасчете земельного налога за спорный период по земельным участкам, на что получил отказ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 июня 2015 года
Судья Пучкова С.В.
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Чиченевой Н.А.,
судей Вороновой М.Н., Соколовой Н.М.,
при секретаре М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 июня 2015 года апелляционную жалобу ИФНС России по г. Красногорску Московской области на решение Красногорского городского суда Московской области от 17 марта 2015 года по делу по заявлению З. о признании незаконным отказа ИФНС России по г. Красногорску Московской области в перерасчете (администрировании) земельного налога за 2013 - 2014 годы на земельные участки, возложении обязанности произвести перерасчет земельного налога,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
объяснения представителя ИФНС России по г. Красногорску Московской области - П., З. и его представителя Г.,
установила:
З. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа ИФНС России по г. Красногорску Московской области в перерасчете (администрировании) земельного налога за 2013 - 2014 годы на земельные участки, возложении обязанности произвести перерасчет земельного налога.
Свои требования заявитель мотивировал тем, что 01.12.2014 он обратился в ИФНС России по г. Красногорску Московской области с заявлением о перерасчете земельного налога за 2013 - 2014 годы по земельным участкам с кадастровыми номерами: <данные изъяты>.
В обоснование заявления о перерасчете налога заявитель указал, что Красногорским городским судом Московской области были приняты решения по гражданским делам <данные изъяты> о признании недействительными (ничтожными) с момента заключения договоров купли-продажи (купчих), на основании которых у заявителя возникло право собственности на земельные участки.
Названными решениями право собственности лиц, продавших заявителю земельные участки, признано отсутствующим, начиная с момента государственной регистрации, а сами земельные участки истребованы из незаконного владения заявителя.
Решением ИФНС России по г. Красногорску Московской области от 20.01.2015 N <данные изъяты> в удовлетворении заявления отказано.
С данным решением заявитель не согласен, считает его незаконным.
В судебном заседании З. и его представитель Г. поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представитель ИФНС России по г. Красногорску Московской области в суд не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом (л.д. 135а).
Решением Красногорского городского суда Московской области от 17 марта 2015 года заявление З. удовлетворено.
В апелляционной жалобе ИФНС России по г. Красногорску Московской области просит об отмене данного решения, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (часть 4 статьи 258 ГПК РФ).
Из материалов дела усматривается, что 02.12.2014 З. обратился в ИФНС России по г. Красногорску Московской области с заявлением о перерасчете земельного налога за 2013 - 2014 годы по земельным участкам с кадастровыми номерами: <данные изъяты> (л.д. 10 - 11).
В обоснование заявления о перерасчете налога заявитель указал, что Красногорским городским судом Московской области были приняты решения по гражданским делам <данные изъяты> о признании недействительными (ничтожными) с момента заключения договоров купли-продажи (купчих), на основании которых у заявителя возникло право собственности на земельные участки.
Названными решениями право собственности лиц, продавших заявителю земельные участки, признано отсутствующим, начиная с момента государственной регистрации, а сами земельные участки истребованы из незаконного владения заявителя.
В ответ на указанное обращение ИФНС России по г. Красногорску Московской области направила в адрес З. письмо от 20.01.2015 за исх. N <данные изъяты> (л.д. 12 - 13), в котором разъяснила заявителю, что обязанность уплачивать земельный налог возникает у лица с момента регистрации за ним права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования либо право пожизненного наследуемого владения земельным участком, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок, а также, что перечисленные им решения Красногорского городского суда Московской области являются основанием для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним соответствующих изменений в сведениях о правах на указанные земельные участки.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что вынесенное налоговым органом решение об отказе в перерасчете земельного налога в соответствии с принятыми и вступившими в законную силу судебными решениями является незаконным и подлежит отмене, поскольку согласно пункту 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка недействительна с момента ее совершения и не влечет за собой никаких юридических последствий, кроме тех, которые связаны с ее недействительностью, и, следовательно, у З. отсутствует обязанность по уплате земельного налога в отношении указанных выше земельных участков с момента совершения сделок.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за пользование земли являются земельный налог и арендная плата.
На основании пункта 2 статьи 65 ЗК РФ порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Пунктом 3 статьи 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность налогоплательщика по уплате налогов прекращается, в частности, с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно положениям статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
По смыслу приведенных выше правовых норм обязанность уплачивать земельный налог возникает у лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Как установлено пунктом 2 статьи 52 НК РФ, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно пункту 4 статьи 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу пункта 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Решениями Красногорского городского суда Московской области, на которые ссылается заявитель, на органы, осуществляющие государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним возложена обязанность внести соответствующие записи в государственный кадастр недвижимости, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как установлено в судебном заседании, и не оспаривалось сторонами, указанные решения до настоящего времени не исполнены, соответствующие записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним не внесены, в связи с чем у ИФНС России по г. Красногорску Московской области отсутствовали правовые основания для перерасчета земельного налога заявителю.
При таких обстоятельствах постановленное по делу решение не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных З. требований.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Красногорского городского суда Московской области от 17 марта 2015 года отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления З. о признании незаконным отказа ИФНС России по г. Красногорску Московской области в перерасчете (администрировании) земельного налога за 2013 - 2014 годы на земельные участки, возложении обязанности произвести перерасчет земельного налога отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)