Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.02.2015 N 11АП-18741/2014 ПО ДЕЛУ N А65-16456/2014

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 февраля 2015 г. по делу N А65-16456/2014


Резолютивная часть постановления объявлена: 16 февраля 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 20 февраля 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,
с участием: от открытого акционерного общества "Газпром" - Самоховец М.А. (доверенность от 03.04.2014 N 01/04/04-167д),
от открытого акционерного общества "Роснефтегаз" - Оборкина М.В. (доверенность от 25.12.2014 N ЛК-14/53/д),
от Отделения - Центральный банк по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Газпром" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 октября 2014 года по делу N А65-16456/2014 (судья Адеева Л.Р.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Газпром", г. Москва, к Отделению - Центральный банк по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ, г. Казань, третье лицо: открытое акционерное общество "Роснефтегаз", г. Москва, о признании недействительным предписания N 26-44/13359 от 23.06.2014 года,

установил:

открытое акционерное общество "Газпром" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Отделению Центрального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ (далее - ответчик) о признании недействительным предписания N 26-44/13359 от 23.06.2014 года.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено открытое акционерное общество "Роснефтегаз",
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 октября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.
Ответчик апелляционную жалобу отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Открытое акционерное общество "Роснефтегаз" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Представитель заявителя в судебном заседании просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель третьего лица в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание 19.01.2015 представитель ответчика не явился, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещен, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в его отсутствие.
Рассмотрение апелляционной жалобы отложено с 19.01.2015 на 16.02.2015.
О времени и месте нового судебного заседания лица, участвующие в деле, поставлены в известность определением об отложении судебного разбирательства.
Информация о принятии, отложении апелляционной жалобы, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
Представитель заявителя в судебном заседании просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель третьего лица в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание после перерыва представитель ответчика не явился, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещен, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в его отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, дополнений к апелляционной жалобе, отзывов, выступлений сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
09.04.2013 по договору купли-продажи акций N 11/Д-2013 РНГ ОАО "Газпром" приобрело у ОАО "Роснефтегаз" акции РОАО "Удмуртгаз" в количестве 2 340 000 штук (25% акций РОАО "Удмуртгаз").
На указанную дату акционером РОАО "Удмуртгаз", владеющим 4 773 141 обыкновенными акциями Эмитента (51% голосующих акций Эмитента), было ОАО "Газраспредсеть".
Согласно спискам аффилированных лиц, опубликованных на странице в сети Интернет в соответствии с требованиям п. 8.5 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 04.10.201 N 11-46/пз-н: на сайтах http://www.gazprom/ru/f/posts/24/126753/gazprom-afflist-2013-12-31.pdf (ОАО "Газпром"), http://www.udmgaz.ru/index.php?page=rasinfo (РОАО "Удмуртгаз"), http://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=12592&tvpe=6 (ОАО "Газпром газораспределение"), http://www.e-disclosure.1prime.ru/portal/default.aspx?emId=7727580438 ОАО "Газразпредсеть" - ОАО "Газпром", ОАО "Газраспредсеть" и ОАО "Газпром газораспределение" являются аффилированными между собой лицами.
Аффилированность вышеуказанных лиц подтверждается списками аффилированных лиц вышеуказанных акционерных обществ, опубликованными ими на страницах в сети Интернет в соответствии с требованиями п. 8.5 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 04.10.2011 N 11-46/пз-н.
В соответствии с п. 1 ст. 84.2 Федерального Закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" лицо, которое приобрело более 30 процентов от общего количества акций открытого общества, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету обязано направить акционерам обязательное предложение. В соответствии с п. 7 ст. 84.2 ФЗ "Об АО" правила данной статьи распространяются на приобретение доли акций открытого акционерного общества, превышающей 50 и 75 процентов от общего количества акций открытого акционерного общества.
Согласно п. 1 ст. 84.2 ФЗ "Об АО" обязательное предложение считается сделанным всем владельцам соответствующих ценных бумаг с момента его поступления в открытое общество.
В соответствии с пунктом 2 статьи 84.9 ФЗ "Об АО", разделом 2 пункта 2.1 Положения, обязательное предложение, касающееся приобретения эмиссионных ценных бумаг, не обращающихся на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг, представляется в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг не позднее даты его направления в общество.
Таким образом, лицо, приобретшее более определенного количества акций открытого общества с учетом акций, принадлежащих его аффилированным лицам, в целях соблюдения прав миноритарных акционеров обязательно должно направить остальным акционерам, владеющими акциями, предложение о покупке их акций.
Таким образом, ОАО "Газпром" вступило во владение вместе со своими аффилированными лицами: ОАО "Газраспредсеть" и ОАО "Газпром газораспределение" -более 75 процентами общего количества обыкновенных акций РОАО "Удмуртгаз".
Однако, заявителем, в нарушение требований статей 84.2, 84.9 ФЗ "Об АО", п. 2.1. Положения о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций открытых акционерных обществ, утвержденного Приказом ФСФР России от 13.07.2006 N 0б-76/пз-н, ОАО "Газпром", совместно с ОАО "Газраспредсеть" и ОАО "Газпром газораспределение", вступив во владение 83,02% от общего количества обыкновенных акций РОАО "Удмуртгаз", не представили в РО ФСФР России в ВКР (в настоящее время Отделение) и в РОАО "Удмуртгаз" в срок до 30.05.2013 года обязательное предложение о приобретении ценных бумаг Общества.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения на основании п. 7 ст. 44 ФЗ "О рынке ценных бумаг", п. п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", ответчиком в отношении заявителя оспариваемого в рамках настоящего дела предписания от 23.06.2014 N 26-44/13359 с требованием:
1. устранить выявленное нарушение действующего законодательства РФ, а именно предоставить в Национальный банк Республики Татарстан Центрального банка Российской федерации и в Общество соответствующее законодательству РФ обязательное предложение вместе с необходимыми документами.
2. Исполнение предписания осуществить в течение 30 рабочих дней с момента получения настоящего предписания.
Кроме того, отчет об исполнении предписания и принятых мерах по устранению указанных нарушений с заверенными копиями подтверждающих документов представить в Национальный банк Республики Татарстан Центрального банка Российской Федерации течение 30 рабочих дней с момента получения настоящего предписания.
Предписание заявителем получено 30.06.2014.
Заявитель, полагая, что предписание уполномоченного органа не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых отказано в удовлетворении заявления.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
В соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" с 01.09.2013 Банку России передаются полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков.
В соответствии с пунктом 4 статьи 49 указанного Закона N 251-ФЗ Банк России выполняет начатые Федеральной службой по финансовым рынкам процедуры, связанные с выполнением государственных функций и предоставлением государственных услуг, а также принимает решения по результатам выполнения таких процедур.
Согласно ст. 76.2 Федерального закона от 10.07.2002 N 86- ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.
Т.е. Банк России вправе проводить проверки деятельности эмитентов и участников корпоративных отношений, направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также применяет иные меры, предусмотренные федеральными законами.
Порядок проведения проверок и порядок применения иных мер устанавливаются нормативными актами Банка России.
Для обеспечения исполнения Банком России функций по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков с 01.09.2013 года была образована Служба Банка России по финансовым рынкам.
В соответствии с решением Совета директоров Банка России от 29.11.2013 Служба Банка России по финансовым рынкам с 03.03.2014 года упразднена. Полномочия по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков переданы иным структурным подразделениям Банка России.
В соответствии с Положением о Службе по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, утвержденным Решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 29.05.2014 N 59-2014 Служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров (далее - Служба) является структурным подразделением центрального аппарата Банка России, созданным в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 29 ноября 2013 года N 26).
В соответствии с разделом II указанного Положения в функции Службы входит рассмотрение жалоб и обращений потребителей финансовых услуг и инвесторов, подготовка ответов на указанные обращения, запросов (предписаний) в организации, оказывающие финансовые услуги, иным юридическим лицам о получении информации в связи с рассмотрением обращений (жалоб) потребителей финансовых услуг и инвесторов, подготовка запросов (предписаний) в организации, оказывающие финансовые услуги, иным юридическим лицам о по пучении информации в связи с рассмотрением обращений (жалоб) потребителей финансовых услуг и инвесторов, реализация иных мероприятий по контролю, надзору в сфере финансовых рынков в части компетенции Службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, направление предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации (включая нормативные и иные акты Банка России) в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов и (или) о принятии мер, направленных на недопущение (подобных нарушений в деятельности, а также иные предписания, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 49 Закона N 251-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФСФР России от 09.08.2012 N 12-71/пз-н, и приказом ФСФР России от 21.11.2006 N 0б-130/пз-н Служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров осуществляет контроль за приобретением акций открытых акционерных обществ, местом нахождения которых являются Республика Татарстан, Пермский край, Удмуртская Республика.
Следовательно, обжалуемое предписание выдано уполномоченным органом.
При исполнении государственной функции государственный контроль осуществляется, в том числе, за приобретением (выкупом) акций открытых акционерных обществ, предоставляющих право голоса в соответствии с пунктом 5 статьи 32 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах) (пункт 5 Административного регламента).
Исполнение государственной функции осуществляется, в том числе в отношении обязательного предложения о приобретении эмиссионных ценных бумаг открытого акционерного общества, предусмотренного статьей 84.2 Закона об акционерных обществах (пункт 8 Административного регламента).
Исполнение государственной функции осуществляется в отношении следующих юридических и (или) физических лиц: лиц, направляющих документы, связанные с приобретением эмиссионных ценных бумаг открытых акционерных обществ; лиц, не исполнивших обязанность по направлению обязательного предложения, отчета об итогах принятия добровольного или обязательного предложения, уведомления о праве требовать выкупа эмиссионных ценных бумаг (пункт 9 Административного регламента).
Основанием для начала административной процедуры являются поступление в Федеральную службу по финансовым рынкам (региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам) документов, связанных с приобретением эмиссионных ценных бумаг открытых акционерных обществ; обнаружение (выявление) нарушения законодательства Российской Федерации, связанного с неисполнением лицом, в отношении которого осуществляется исполнение государственной функции, обязанности представить обязательное предложение, изменения в добровольное или обязательное предложение, предусмотренные пунктом 2 статьи 84.4 Закона акционерных обществах, отчет об итогах принятия добровольного или обязательного предложения или уведомление о праве требовать выкупа эмиссионных ценных бумаг (пункт 27 Административного регламента).
Основанием для начала процедуры исполнения государственной функции является выявление региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам факта неисполнения лицом, в отношении которого осуществляется государственная функция, обязанностей, предусмотренных Законом об акционерных обществах.
В случае выявления Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам факта неисполнения лицом обязанности по направлению обязательного предложения, отчета об итогах принятия добровольного или обязательного предложения либо уведомления о праве требовать выкупа эмиссионных ценных бумаг, такому лицу направляется предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации. Рассмотрение представленных во исполнение указанного предписания документов и принятие по ним решений осуществляется региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в установленном пунктами 33 - 44 Административного регламента порядке (пункт 45 Административного регламента).
В соответствии с частью 1 статьи 81 Закона об акционерных обществах, сделки (в том числе заем, кредит, залог, поручительство), в совершении которых имеется заинтересованность члена совета директоров (наблюдательного совета) общества, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа общества, в том числе управляющей организации или управляющего, члена коллегиального исполнительного органа общества или акционера общества, имеющего совместно с аффилированными лицами 20 и более процентов голосующих акций общества, а также лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания, совершаются обществом в соответствии с положениями настоящей главы. Указанные лица признаются заинтересованными в совершении обществом сделки в случаях, если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их аффилированные лица:
- - являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке; владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20 и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
- - занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица; в иных случаях, определенных уставом общества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84.2 закона об акционерных обществах лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 настоящего Закона (то есть обыкновенных акций и привилегированных акций открытого общества, предоставляющих право голоса в соответствии с пунктом 5 статьи 32 настоящего Закона), с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (обязательное предложение). Обязательное предложение считается сделанным всем владельцам соответствующих ценных бумаг. До истечения срока принятия обязательного предложения лицо, направившее обязательное предложение, не вправе приобретать ценные бумаги, в отношении которых сделано обязательное предложение, на условиях, отличных от условий обязательного предложения. Правила указанной статьи распространяются на приобретение доли акций открытого акционерного общества, превышающей 50 и 75 процентов общего количества таких акций. В этом случае установленные пунктом 6 этой статьи ограничения распространяются только на вновь приобретенные акции, превышающие соответствующую долю (пункт 7 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах.
Таким образом, лицо, приобретшее более определенного количества акций открытого акционерного общества с учетом акций, принадлежащих его аффилированным лицам, в целях соблюдения прав миноритарных акционеров обязано направить остальным акционерам, владеющим соответствующими акциями, предложение о покупке таких акций.
При этом из правоположений пункта 1 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах следует, что возникновение такой обязанности связывается не только с моментом фактического приобретения акций (зачисления их на лицевой счет), но и с моментом, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций.
Иное толкование положений пункта 1 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах означало бы, что в различных по формальным признакам условиях (в одном случае - приобретение акций, а в другом - возникновение оснований аффилированности без непосредственного приобретения акций), но при одинаковых по своей сути последствиях (возникновение существенной степени корпоративного контроля над открытым акционерным обществом как в том, так и в другом случае) у крупнейшего акционера наступала либо не наступала обязанность по направлению обязательного предложения. Такая ситуация противоречит смыслу положения, регулирующего основания и порядок направления обязательного предложения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, сделанным по результатам всестороннего и полного исследования обстоятельств, имеющих значение для дела, о том, что ОАО "Газпром" и ОАО "Газпром распределение", став после 24.04.2013 обладателями акций РОАО "Удмуртгаз" в количестве, превышающем 50 процентов общего количества голосующих акций каждого, обязаны были выполнить требование части 1 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах и направить предложение о выкупе акций РОАО "Удмуртгаз" остальным акционерам, владеющим соответствующими акциями.
Однако, в нарушение требований действующего законодательства ни ОАО "Газпром", ни ОАО "Газпром распределение" не направили в Общества и РО ФСФР России в ПриФО, МУ СБР в ПФО обязательное предложение, соответствующее требованиям Закона об акционерных обществах.
Следовательно, у уполномоченного органа имелись основания для выдачи заявителю предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
В обоснование наличия аффилированности между обществом "Газпром" и обществом "Роснефтегаз", заявитель ссылается на положения ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", согласно которой аффилированные лица - а это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность; одним из критериев аффилированности является принадлежность лица к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридической лицо.
Между тем, аффилированными лицами признаются прежде всего лица, способные оказывать влияние на предпринимательскую деятельность друг друга.
Доказательств того, что общество "Газпром" способно оказывать влияние на деятельность общества "Роснефтегаз", в материалы дела не представлено.
При этом общество "Роснефтегаз" отрицает аффилированность с обществом "Газпром", указывая на то, что общество "Роснефтегаз" и общество "Газпром" являются прямыми конкурентами.
Кроме того, во вступившем в законную силу Постановлении Девятого арбитражной апелляционного суда от 30.04.2014 по делу N А40-97919/2013 содержится утверждение том, что на дату заключения сделки между ОАО "Газпром" и ОАО "Роснефтегаз" нельзя отнести к аффилированным лицам в смысле ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.199 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарные рынках", согласно которой аффилированными лицами юридического лица являются лица принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо. При этом аффилированными лицами признаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Поскольку материалы дела не содержат доказательств взаимного влияния через дочерние компании каждой из сторон сделки на деятельность друг друга ОАО "Газпром" и ОАО "Роснефтегаз" не оказывают и не определяют условия деятельности друг друга, в том числе условия сделок купли-продажи акций, заключенных между ними, ОАО "Газпром" и ОАО "Роснефтегаз" не могут рассматриваться в качестве аффилированных лиц.
Аналогичные выводы содержатся в судебных актах по делам N А43-7265/2014, N А51-9717/2014.
Кроме того, факт отсутствия аффилированности между ОАО "Газпром" и ОАО "Роснефтегаз" подтверждается письмами Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России от 31.07.2014 N 59-2/12204, Федеральной антимонопольной службы от 10.04.2014 N ИА/13804/14 (т. 3 л.д. 24-27).
Довод заявителя о том, что Банк России может вынести предписание только при наличии состоявшегося нарушения прав акционеров, правомерно не принят судом.
Приказом ФСФР России от 09.08.2012 N 12-71/пз-н утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытых акционерных обществ, в соответствии с пунктом 45 которого, в случае выявления факта неисполнения лицом обязанности по направлению обязательного предложения, отчета об итогах принятия добровольного или обязательного предложения либо уведомления о праве требовать выкупа эмиссионных ценных бумаг, такому лицу направляется предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
Принимая во внимание вышеизложенное, оснований для вывода о незаконности вынесенного ответчиком предписания, не имеется.
В письменных пояснениях (дополнениях к апелляционной жалобе) заявитель ссылается на пункт 3 Письма Банка России от 01.12.2014 года N 06-52/9527 "О применении законодательства РФ в связи с вступлением в силу новой редакции Гражданского кодекса РФ" в котором указано, что после 01.09.2014 года обязательное предложение не может быть направлено в отношении ценных бумаг акционерного общества, которое стало непубличным акционерным обществом.
Заявитель указывает, что ОАО "Газпром газораспределение Ижевск" является непубличным акционерным обществом, поэтому в отношении его акций не может быть направлено обязательное предложение.
Оценивая данный довод заявителя, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой ГК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов" (вступил в силу с 01.09.2014 года) из ГК РФ исключено понятие типов акционерных обществ (открытые и закрытые) и введено понятие публичных и непубличных акционерных обществ (ст. 66.3 ГК РФ в новой редакции).
ОАО "Газпром газораспределение Ижевск" является непубличным акционерным обществом. Данное обстоятельство подтверждает и письмо Отделения по Республике Татарстан главного управления Центрального Банка России от 09.12.2014, представленное в дело.
Согласно пункта 3 вышеназванного письма Банка России от 01.12.2014 года N 06-52/9527 "О применении законодательства РФ в связи с вступлением в силу новой редакции Гражданского кодекса РФ" начиная с 01.09.2014 процедуры, установленные главой XI.1 Закона об акционерных обществах (добровольное или обязательное предложение, уведомление о праве требовать выкупа и требование о выкупе ценных бумаг), применяются в отношении ценных бумаг открытых акционерных обществ (до приведения их устава в соответствие с ГК РФ в редакции Закона) и публичных акционерных обществ (с учетом положений пункта 1.1 статьи 1 Закона об акционерных обществах). Таким образом, при приобретении после 01.09.2014 более 30, 50, 75 процентов акций публичного акционерного общества соответствующее лицо должно сделать остальным акционерам такого общества обязательное предложение. Одновременно, начатая в соответствии с главой XI.1 Закона об акционерных обществах до 01.09.2014 процедура приобретения или выкупа ценных бумаг открытого акционерного общества не прекращается в связи с приобретением таким акционерным обществом, ценные бумаги которого приобретаются (выкупаются), статуса публичного. Вместе с тем, после 01.09.2014 добровольное или обязательное предложение, уведомление о праве требовать выкупа, требование о выкупе не может быть направлено в отношении ценных бумаг акционерного общества, которое внесло изменения в устав в части его приведения в соответствие с ГК РФ в редакции Закона и стало непубличным акционерным обществом. Однако, процедура, начатая в отношении ценных бумаг открытого акционерного общества, не прекращается в связи с исключением из его фирменного наименования указания на тип акционерного общества и отсутствием у него публичного статуса.
Принимая во внимание разъяснения, изложенные в указанном письме Банка России от 01.12.2014 года N 06-52/9527, учитывая, что ОАО "Газпром газораспределение Ижевск" является непубличным акционерным обществом и процедура приобретения (выкупа) ценных бумаг ОАО "Газпром газораспределение Ижевск" не начата (что подтверждено представителем ответчика в судебном заседании), суд апелляционной инстанции, полагает необходимым указать, что с учетом названных обстоятельств, оспариваемое предписание не может быть исполнено заявителем и признается судом не подлежащим исполнению.
Излишне уплаченная по платежному поручению от 29.10.2014 года N 57688 государственная пошлина в сумме 500 рублей, в соответствии со ст. 333.40 НК РФ, подлежит возврату открытому акционерному обществу "Газпром" из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 октября 2014 года по делу N А65-16456/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Газпром" излишне уплаченную по платежному поручению от 29.10.2014 года N 57688 государственную пошлину в сумме 500 рублей.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
И.С.ДРАГОЦЕННОВА

Судьи
Е.Г.ПОПОВА
А.А.ЮДКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)