Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8938/2015) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 23.06.2015 по делу N А46-5243/2015 (судья Стрелкова Г.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Большекулачинская" (ИНН 5503221816, ОГРН 1105543022837)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Омской области (ОГРН 1045509009996, ИНН 5505037107)
о признании недействительным решения от 23.01.2015 N 35822
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: Дитятковская Мария Владимировна по доверенности б/н от 18.09.2015 сроком действия один год; Скоркина Елена Валерьевна по доверенности б/н от 18.09.2015 сроком действия один год;
- от заинтересованного лица: Перевалов Игорь Борисович по доверенности N 01-20/04692 от 27.03.2015 сроком действия один год; Томилова Оксана Юрьевна по доверенности N 01-20/04687 от 27.03.2015 сроком действия один год; Михайленко Елена Анатольевна по доверенности N 01-20/10388 от 22.06.2015 сроком действия один год;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Большекулачинская" (далее по тексту - ООО УК "Большекулачинская", заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Омской области (далее - МИ ФНС N 4 по Омской области, заинтересованное лицо, налоговый орган) от 23.01.2015 N 35822 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Омской области от 23.06.2015 по делу N 46-5243/2015 суд удовлетворил заявленные требования и признал недействительным решение МИ ФНС N 4 по Омской области от 23.01.2015 N 35822 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Кроме того, суд взыскал с заинтересованного лица в пользу заявителя 3000 рублей государственной пошлины.
В обоснование решения суд указал на то, что на момент заключения договора купли-продажи земельного участка, из которого были выделены спорные земельные участки, его вид разрешенного использования был "для ведения сельскохозяйственного производства"; последующее изменение вида разрешенного использования "под индивидуальное жилищное строительство" не влечет обязанности применения к данному земельному участку статуса приобретенного на условиях осуществления на нем жилищного строительства; налоговым органом не представлено доказательств того, что у заявителя возникли основания для применения повышающего коэффициента 2.
МИ ФНС N 4 по Омской области в апелляционной жалобе просит решение суда 1 инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, поскольку на земельный участок, право собственности на который было приобретено и зарегистрировано, и указана категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для жилищного строительства, вне зависимости от того, ведется на нем строительство или нет, с момента регистрации прав на указанный земельный участок при расчете земельного налога применяется повышающий коэффициент 2.
В дополнении к апелляционной жалобе налоговый орган также указал на то, что вид разрешенного использования земельного участка был изменен на "под индивидуальное жилищное строительство" Постановлением Администрации Надеждинского сельского поселения 15.11.2010, в то время как договор купли-продажи земельного участка заключен 24.11.2010, т.е. фактически был приобретен земельный участок уже с измененным видом разрешенного использования.
ООО "УК Большекулачинская" в представленном отзыве указывает на то, что земельный участок был приобретен налогоплательщиком в коммерческих целях, для дальнейшей реализации, а не в целях осуществления на них жилищного строительства, в связи с чем, отсутствует основание для применения повышающего коэффициента.
В судебном заседании представители заинтересованного лица поддержали доводы апелляционной жалобы и просил отменить решение суда, представители налогоплательщика поддержали в суде доводы, изложенные в отзыве, просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить решение суда 1 инстанции без изменения.
Суд апелляционной инстанции, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, дополнение к ней, отзыв на апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
МИ ФНС N 4 по Омской области была проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации ООО "УК "Большекулачинская" по земельному налогу за 2012 год, представленной 30.07.2014. По результатам проверки были выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, отраженные в акте налоговой проверки N 31697 от 13.11.2014.
Рассмотрев материалы налоговой проверки, заместитель начальника МИ ФНС N 4 по Омской области 23.01.2015 вынесла решение N 35822 о привлечении ООО "УК "Большекулачинская" к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщику доначислен земельный налог за 2012 год в сумме 126 308 руб.; общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату земельного налога в сумме 25 261 руб.; начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате земельного налога на 23.01.2015.
При этом налоговый орган констатировал незаконное неприменение налогоплательщиком при исчислении земельного налога за 2012 год по земельным участкам с кадастровыми номерами 55:20:131101:971 и 55:20:131101:745 повышающего коэффициента 2, предусмотренного пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку из правоустанавливающих документов на данные земельные участки, по мнению налогового органа, следует, что они приобретены налогоплательщиком на условиях осуществления на них жилищного строительства.
Управление Федеральной налоговой службы по Омской области решением от 25.03.2015 N 16-22/03684@ оставило решение нижестоящего налогового органа без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Заявитель, считая решение налогового органа не соответствующим закону и нарушающим его права в сфере предпринимательской деятельности, обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании решения налогового органа недействительным.
Решением от 23.06.2015 был принят оспариваемый судебный акт, подлежащий пересмотру в суде апелляционной инстанции.
Восьмой арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поданную апелляционную жалобу, находит ее подлежащей удовлетворения, а решение суда первой инстанции не соответствующим закону и фактическим обстоятельствам дела в связи со следующим.
Согласно статье 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
Пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в 2012 году, установлено, что в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками - организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.
Таким образом, сумма налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства подлежит увеличению в два раза в течение трехлетнего срока.
В силу статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки земельного налога устанавливались нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могли превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, и 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Следовательно, федеральный законодатель, предоставляя право на установление ставок земельного налога органам местного самоуправления, ограничил возможность установления таких ставок размером в 1,5 процента в отношении тех участков, которые не отнесены к льготным. При этом к числу льготных ставок отнес земельные участки, приобретенные (предоставленные) для жилищного строительства, по которым ставка не может быть установлена выше, чем 0,3 процента.
Во исполнение данной нормы, решением Совета Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области N 32 от 29.11.2010 на 2012 год были установлены следующие налоговые ставки в зависимости от категории земельных участков:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
- - отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства;
- - занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- - приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Материалами проверки было выявлено, что ООО "УК "Большекулачинская" на праве собственности принадлежали следующие земельные участки:
- - земельный участок площадью 674305 кв. м с кадастровым номером 55:20:131101:971 для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: 644513, РОССИЯ, Омская область, Омский район, д. Большекулачье, ул. Казанская, 23;
- - земельный участок площадью 675495 кв. м с кадастровым номером 55:20:131101:745 для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу 644513, РОССИЯ, Омская область, Омский район, д. Большекулачье, ул. Казанская, 22.
Право собственности подтверждалось свидетельством о государственной регистрации права от 11.05.2012, номер 55-55-24/022/2012-414 и от 13.10.2011 номер 55-55-24/049/2011-209.
Таким образом, исходя из приведенных выше норм права, налогоплательщик обязан был исчислять налог по ставке 0,3% как по земельному участку "приобретенному (предоставленному) для жилищного строительства" и применять повышающий коэффициент 2, установленный пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации для "земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность на условиях осуществления на них жилищного строительства".
Однако, при исчислении земельного налога в 2012 году за данные земельные участки налогоплательщик применял ставку 0,3% без применения повышающего коэффициента 2, считая, что земельный участок был приобретен с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" и приобретался не для целей жилищного строительства, а для перепродажи.
В обоснование своей позиции он указывал, что земельный участок с кадастровым номером 55:20:131101:745 (дата внесения в кадастр 13.01.2011) был выделен из земельного участка с кадастровым номером 55:20:131101:635. При дальнейшем межевании земельного участка с кадастровым номером 55:20:131101:745 был образован земельный участок площадью 674305 кв. м с кадастровым номером 55:20:131101:971 (дата внесения в кадастр 27.03.2012), что следует из кадастровых паспортов (т. 1 л.д. 118, 123).
Соответственно земельный участок с кадастровым номером 55:20:131101:635 был приобретен ООО "УК "Большекулачинская" у ООО "Югражилстрой" по договору купли-продажи земельного участка от 24.11.2010, согласно которому предметом договора является земельный участок категории: земли населенных пунктов без указания вида разрешенного использования.
По мнению заявителя, приобретенный им земельный участок имел вид разрешенного использования "для ведения сельскохозяйственного производства", что подтверждается погашенным свидетельством о государственной регистрации права собственности ООО "Югражилстрой" от 22.11.2010 (т. 2 л.д. 5).
По данному земельному участку, как указывает заявитель, им была произведена работа по преобразованию и изменению вида разрешенного использования на "индивидуальное жилищное строительство", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 55-АА 268944 от 14.12.2010. При этом земельный участок, несмотря на вид разрешенного использования, приобретался без цели возведения жилищного строительства для коммерческой перепродажи, что и было сделано в 2013 году (т. 1 л.д. 128-150) путем последующего дробления земельных участков и заключения договора купли-продажи с индивидуальным предпринимателем Винником С.А.
Данные доводы налогоплательщика были приняты судом первой инстанции в обоснование своего решения.
Однако, судом не было учтено, что формулировка статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации предполагает, что льготная ставка не выше 0,3% устанавливается, в том числе, для земельных участков, "занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства".
Аналогичная формулировка заложена в решение Совета Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области N 32 от 29.11.2010, которым ставка 0,3% установлена для "земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства".
Поскольку на спорных земельных участках в 2012 году не имелось объектов жилищного строительства, что не оспаривается лицами, участвующими в деле, льготная ставка земельного налога могла быть применена только как для земельных участков "приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства".
При этом, формулировка пункта 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что земельный налог уплачивается с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости в отношении земельных участков, "приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства".
В случае же завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.
По мнению суда апелляционной инстанции, названные формулировки охватываю собой один и тот же перечень земельных участков, предоставляя, с одной стороны, им льготную ставку налогообложения, а с другой стороны, стимулируя на скорейшее строительство (предоставляя возможность последующего возврата этого повышенного налога) и ухудшая их положение при переходе объекта в категорию "долгостроя".
Кроме того, суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что утверждение заявителя о приобретении земельного участка для иных целей нежели "под индивидуальное жилищное строительство" не соответствует материалам дела.
Действительно, в свидетельстве о государственной регистрации права собственности продавца земельного участка 55:20:131101:635, из которого впоследствии выделились спорные земельные участки с кадастровыми номерами 55:20:131101:745 и 55:20:131101:971, было указано, что земельный участок имеет вид разрешенного использования "для ведения сельскохозяйственного производства". В договоре купли-продажи от 24.11.2010 категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка не назван.
Однако, из имеющихся в материалах дела решения Совета Надеждинского сельского поселения от 26.03.2009 N 10 следует, что утверждается генеральный план поселения. Постановлением Администрации Совета Надеждинского сельского поселения N 145 от 29.10.2010 в границы населенного пункта включается ряд земельных участков, в том числе, земельный участок с кадастровым номером 55:20:131101:635, являющийся землями сельскохозяйственного назначения. А постановлением N 153 от 15.11.2010 этого же органа у названного земельного участка изменен вид разрешенного использования с "для ведения сельскохозяйственного производства" на "под индивидуальное жилищное строительство".
Таким образом, уже на 15.11.2010, т.е. за 10 дней до подписания договора купли-продажи, спорный земельный участок имел вид разрешенного использования "под индивидуальное жилищное строительство" и не мог быть приобретен под иные цели.
Довод заявителя о том, что фактически земельный участок приобрел названный вид разрешенного использования только с 11.05.2012, когда земельный участок площадью 675495 кв. м с кадастровым номером 55:20:131101:745 прошел государственную регистрацию в Росреестре Омской области, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Таким образом, дата внесения изменения в государственный реестр объектов недвижимости является только датой возникновения или прекращения прав, изменение уникальных характеристик объекта в силу данного закона не считаются возникшими с даты их государственной регистрации.
В равной степени внесение данных в кадастр недвижимости не является датой изменения вида разрешенного использования. Напротив, в силу статьи 15 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" основанием для записи в кадастре, в том числе о виде разрешенного использования, является решение органа государственной власти и органа местного самоуправления, которые обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими соответствующих решений в порядке информационного взаимодействия.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате налоговым органом, но от уплаты которой он в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации был освобожден, не подлежит распределению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, пунктами 1, 2 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Омской области удовлетворить, решение Арбитражного суда Омской области от 23.06.2015 по делу N А46-5243/2015 - отменить.
Принять по делу новый судебный акт. В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Большекулачинская" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Омской области от 23.01.2015 N 35822 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.10.2015 N 08АП-8938/2015 ПО ДЕЛУ N А46-5243/2015
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 октября 2015 г. N 08АП-8938/2015
Дело N А46-5243/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8938/2015) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 23.06.2015 по делу N А46-5243/2015 (судья Стрелкова Г.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Большекулачинская" (ИНН 5503221816, ОГРН 1105543022837)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Омской области (ОГРН 1045509009996, ИНН 5505037107)
о признании недействительным решения от 23.01.2015 N 35822
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: Дитятковская Мария Владимировна по доверенности б/н от 18.09.2015 сроком действия один год; Скоркина Елена Валерьевна по доверенности б/н от 18.09.2015 сроком действия один год;
- от заинтересованного лица: Перевалов Игорь Борисович по доверенности N 01-20/04692 от 27.03.2015 сроком действия один год; Томилова Оксана Юрьевна по доверенности N 01-20/04687 от 27.03.2015 сроком действия один год; Михайленко Елена Анатольевна по доверенности N 01-20/10388 от 22.06.2015 сроком действия один год;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Большекулачинская" (далее по тексту - ООО УК "Большекулачинская", заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Омской области (далее - МИ ФНС N 4 по Омской области, заинтересованное лицо, налоговый орган) от 23.01.2015 N 35822 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Омской области от 23.06.2015 по делу N 46-5243/2015 суд удовлетворил заявленные требования и признал недействительным решение МИ ФНС N 4 по Омской области от 23.01.2015 N 35822 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Кроме того, суд взыскал с заинтересованного лица в пользу заявителя 3000 рублей государственной пошлины.
В обоснование решения суд указал на то, что на момент заключения договора купли-продажи земельного участка, из которого были выделены спорные земельные участки, его вид разрешенного использования был "для ведения сельскохозяйственного производства"; последующее изменение вида разрешенного использования "под индивидуальное жилищное строительство" не влечет обязанности применения к данному земельному участку статуса приобретенного на условиях осуществления на нем жилищного строительства; налоговым органом не представлено доказательств того, что у заявителя возникли основания для применения повышающего коэффициента 2.
МИ ФНС N 4 по Омской области в апелляционной жалобе просит решение суда 1 инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, поскольку на земельный участок, право собственности на который было приобретено и зарегистрировано, и указана категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для жилищного строительства, вне зависимости от того, ведется на нем строительство или нет, с момента регистрации прав на указанный земельный участок при расчете земельного налога применяется повышающий коэффициент 2.
В дополнении к апелляционной жалобе налоговый орган также указал на то, что вид разрешенного использования земельного участка был изменен на "под индивидуальное жилищное строительство" Постановлением Администрации Надеждинского сельского поселения 15.11.2010, в то время как договор купли-продажи земельного участка заключен 24.11.2010, т.е. фактически был приобретен земельный участок уже с измененным видом разрешенного использования.
ООО "УК Большекулачинская" в представленном отзыве указывает на то, что земельный участок был приобретен налогоплательщиком в коммерческих целях, для дальнейшей реализации, а не в целях осуществления на них жилищного строительства, в связи с чем, отсутствует основание для применения повышающего коэффициента.
В судебном заседании представители заинтересованного лица поддержали доводы апелляционной жалобы и просил отменить решение суда, представители налогоплательщика поддержали в суде доводы, изложенные в отзыве, просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить решение суда 1 инстанции без изменения.
Суд апелляционной инстанции, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, дополнение к ней, отзыв на апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
МИ ФНС N 4 по Омской области была проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации ООО "УК "Большекулачинская" по земельному налогу за 2012 год, представленной 30.07.2014. По результатам проверки были выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, отраженные в акте налоговой проверки N 31697 от 13.11.2014.
Рассмотрев материалы налоговой проверки, заместитель начальника МИ ФНС N 4 по Омской области 23.01.2015 вынесла решение N 35822 о привлечении ООО "УК "Большекулачинская" к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщику доначислен земельный налог за 2012 год в сумме 126 308 руб.; общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату земельного налога в сумме 25 261 руб.; начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате земельного налога на 23.01.2015.
При этом налоговый орган констатировал незаконное неприменение налогоплательщиком при исчислении земельного налога за 2012 год по земельным участкам с кадастровыми номерами 55:20:131101:971 и 55:20:131101:745 повышающего коэффициента 2, предусмотренного пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку из правоустанавливающих документов на данные земельные участки, по мнению налогового органа, следует, что они приобретены налогоплательщиком на условиях осуществления на них жилищного строительства.
Управление Федеральной налоговой службы по Омской области решением от 25.03.2015 N 16-22/03684@ оставило решение нижестоящего налогового органа без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Заявитель, считая решение налогового органа не соответствующим закону и нарушающим его права в сфере предпринимательской деятельности, обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании решения налогового органа недействительным.
Решением от 23.06.2015 был принят оспариваемый судебный акт, подлежащий пересмотру в суде апелляционной инстанции.
Восьмой арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поданную апелляционную жалобу, находит ее подлежащей удовлетворения, а решение суда первой инстанции не соответствующим закону и фактическим обстоятельствам дела в связи со следующим.
Согласно статье 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
Пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в 2012 году, установлено, что в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками - организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.
Таким образом, сумма налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства подлежит увеличению в два раза в течение трехлетнего срока.
В силу статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки земельного налога устанавливались нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могли превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, и 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Следовательно, федеральный законодатель, предоставляя право на установление ставок земельного налога органам местного самоуправления, ограничил возможность установления таких ставок размером в 1,5 процента в отношении тех участков, которые не отнесены к льготным. При этом к числу льготных ставок отнес земельные участки, приобретенные (предоставленные) для жилищного строительства, по которым ставка не может быть установлена выше, чем 0,3 процента.
Во исполнение данной нормы, решением Совета Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области N 32 от 29.11.2010 на 2012 год были установлены следующие налоговые ставки в зависимости от категории земельных участков:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
- - отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства;
- - занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- - приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Материалами проверки было выявлено, что ООО "УК "Большекулачинская" на праве собственности принадлежали следующие земельные участки:
- - земельный участок площадью 674305 кв. м с кадастровым номером 55:20:131101:971 для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: 644513, РОССИЯ, Омская область, Омский район, д. Большекулачье, ул. Казанская, 23;
- - земельный участок площадью 675495 кв. м с кадастровым номером 55:20:131101:745 для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу 644513, РОССИЯ, Омская область, Омский район, д. Большекулачье, ул. Казанская, 22.
Право собственности подтверждалось свидетельством о государственной регистрации права от 11.05.2012, номер 55-55-24/022/2012-414 и от 13.10.2011 номер 55-55-24/049/2011-209.
Таким образом, исходя из приведенных выше норм права, налогоплательщик обязан был исчислять налог по ставке 0,3% как по земельному участку "приобретенному (предоставленному) для жилищного строительства" и применять повышающий коэффициент 2, установленный пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации для "земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность на условиях осуществления на них жилищного строительства".
Однако, при исчислении земельного налога в 2012 году за данные земельные участки налогоплательщик применял ставку 0,3% без применения повышающего коэффициента 2, считая, что земельный участок был приобретен с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" и приобретался не для целей жилищного строительства, а для перепродажи.
В обоснование своей позиции он указывал, что земельный участок с кадастровым номером 55:20:131101:745 (дата внесения в кадастр 13.01.2011) был выделен из земельного участка с кадастровым номером 55:20:131101:635. При дальнейшем межевании земельного участка с кадастровым номером 55:20:131101:745 был образован земельный участок площадью 674305 кв. м с кадастровым номером 55:20:131101:971 (дата внесения в кадастр 27.03.2012), что следует из кадастровых паспортов (т. 1 л.д. 118, 123).
Соответственно земельный участок с кадастровым номером 55:20:131101:635 был приобретен ООО "УК "Большекулачинская" у ООО "Югражилстрой" по договору купли-продажи земельного участка от 24.11.2010, согласно которому предметом договора является земельный участок категории: земли населенных пунктов без указания вида разрешенного использования.
По мнению заявителя, приобретенный им земельный участок имел вид разрешенного использования "для ведения сельскохозяйственного производства", что подтверждается погашенным свидетельством о государственной регистрации права собственности ООО "Югражилстрой" от 22.11.2010 (т. 2 л.д. 5).
По данному земельному участку, как указывает заявитель, им была произведена работа по преобразованию и изменению вида разрешенного использования на "индивидуальное жилищное строительство", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 55-АА 268944 от 14.12.2010. При этом земельный участок, несмотря на вид разрешенного использования, приобретался без цели возведения жилищного строительства для коммерческой перепродажи, что и было сделано в 2013 году (т. 1 л.д. 128-150) путем последующего дробления земельных участков и заключения договора купли-продажи с индивидуальным предпринимателем Винником С.А.
Данные доводы налогоплательщика были приняты судом первой инстанции в обоснование своего решения.
Однако, судом не было учтено, что формулировка статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации предполагает, что льготная ставка не выше 0,3% устанавливается, в том числе, для земельных участков, "занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства".
Аналогичная формулировка заложена в решение Совета Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области N 32 от 29.11.2010, которым ставка 0,3% установлена для "земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства".
Поскольку на спорных земельных участках в 2012 году не имелось объектов жилищного строительства, что не оспаривается лицами, участвующими в деле, льготная ставка земельного налога могла быть применена только как для земельных участков "приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства".
При этом, формулировка пункта 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что земельный налог уплачивается с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости в отношении земельных участков, "приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства".
В случае же завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.
По мнению суда апелляционной инстанции, названные формулировки охватываю собой один и тот же перечень земельных участков, предоставляя, с одной стороны, им льготную ставку налогообложения, а с другой стороны, стимулируя на скорейшее строительство (предоставляя возможность последующего возврата этого повышенного налога) и ухудшая их положение при переходе объекта в категорию "долгостроя".
Кроме того, суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что утверждение заявителя о приобретении земельного участка для иных целей нежели "под индивидуальное жилищное строительство" не соответствует материалам дела.
Действительно, в свидетельстве о государственной регистрации права собственности продавца земельного участка 55:20:131101:635, из которого впоследствии выделились спорные земельные участки с кадастровыми номерами 55:20:131101:745 и 55:20:131101:971, было указано, что земельный участок имеет вид разрешенного использования "для ведения сельскохозяйственного производства". В договоре купли-продажи от 24.11.2010 категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка не назван.
Однако, из имеющихся в материалах дела решения Совета Надеждинского сельского поселения от 26.03.2009 N 10 следует, что утверждается генеральный план поселения. Постановлением Администрации Совета Надеждинского сельского поселения N 145 от 29.10.2010 в границы населенного пункта включается ряд земельных участков, в том числе, земельный участок с кадастровым номером 55:20:131101:635, являющийся землями сельскохозяйственного назначения. А постановлением N 153 от 15.11.2010 этого же органа у названного земельного участка изменен вид разрешенного использования с "для ведения сельскохозяйственного производства" на "под индивидуальное жилищное строительство".
Таким образом, уже на 15.11.2010, т.е. за 10 дней до подписания договора купли-продажи, спорный земельный участок имел вид разрешенного использования "под индивидуальное жилищное строительство" и не мог быть приобретен под иные цели.
Довод заявителя о том, что фактически земельный участок приобрел названный вид разрешенного использования только с 11.05.2012, когда земельный участок площадью 675495 кв. м с кадастровым номером 55:20:131101:745 прошел государственную регистрацию в Росреестре Омской области, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Таким образом, дата внесения изменения в государственный реестр объектов недвижимости является только датой возникновения или прекращения прав, изменение уникальных характеристик объекта в силу данного закона не считаются возникшими с даты их государственной регистрации.
В равной степени внесение данных в кадастр недвижимости не является датой изменения вида разрешенного использования. Напротив, в силу статьи 15 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" основанием для записи в кадастре, в том числе о виде разрешенного использования, является решение органа государственной власти и органа местного самоуправления, которые обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими соответствующих решений в порядке информационного взаимодействия.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате налоговым органом, но от уплаты которой он в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации был освобожден, не подлежит распределению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, пунктами 1, 2 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Омской области удовлетворить, решение Арбитражного суда Омской области от 23.06.2015 по делу N А46-5243/2015 - отменить.
Принять по делу новый судебный акт. В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Большекулачинская" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Омской области от 23.01.2015 N 35822 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)