Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 апреля 2015 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Корнилова А.Б., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Обуховой А.С.,
с участием:
открытого акционерного общества "ПроФИТ Групп" - Мошонкин Д.В. доверенность N 16 А А 115992 от 13.08.2012 г.., Калистратов А.А. доверенность N 4/1 от 12.01.2015 г.,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан - Хабутдинов А.Р. доверенность от 20.10.2014 г.,
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - извещен, не явился,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 марта 2015 года, в помещении суда, апелляционную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 декабря 2014 года по делу N А65-13078/2014 (судья Абульханова Г.Ф.),
по заявлению открытого акционерного общества "ПроФИТ Групп", г. Казань, ОГРН 1071690052092, ИНН 1660105019,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан, г. Нижнекамск, ОГРН 1041619117803, ИНН 1651016813,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан,
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан,
о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 12.03.2014 г. N 461,
установил:
открытое акционерное общество "ПроФИТ Групп", г. Казань (далее - заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан, г. Нижнекамск, (далее - ответчик, налоговый орган) о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 12.03.2014 г. N 461 (том 1 л.д. 2-4).
Решением суда первой инстанции от 25 декабря 2014 года заявление удовлетворено.
Суд первой инстанции признал незаконным решение Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан от 12.03.2014 г. N 461, и обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "ПроФИТ Групп".
Взыскал с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан в пользу общества с ограниченной ответственностью "ПроФИТ Групп" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. (том 1 л.д. 205-209).
Налоговый орган в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении требований заявителя отказать, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно.
Податель жалобы указывает, что 30.10.2013 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:30:010803:6 установлена равной ее рыночной стоимости в размере 6 770 819 руб. на основании решения Арбитражного суда РТ от 18.09.2013 г. по делу N А65-10612/2013. До этой даты кадастровая стоимость данного земельного участка в ГКН составляла 427 036 864,80 руб.
Податель жалобы согласен с выводом суда в части того, что поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной, и перерасчет стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость, установленная решением суда не подлежит применению при исчислении земельного налога с начала налогового периода, а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 30.10.2013 г.
Однако податель жалобы считает, что до указанной даты в силу статьи 391 НК РФ и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 г. N 1102.
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме.
Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве (вх. от 17.03.2015 г.).
Указывает, что при подаче уточненной налоговой декларации и уплате налога исходил из кадастровой стоимости в размере 6 770 819 руб., которая определена решением арбитражного суда от 18.09.2013 г. по делу А65-10612/2013 как равная рыночной стоимости. Фактически заявителем оплачена сумма земельного налога за 2011 г. в размере 20312 руб.
Указанная кадастровая стоимость была внесена в государственный кадастр недвижимости 30.10.2013 г. В связи с тем, что кадастровая стоимость земельного участка изменена в течение 2013 года на основании судебного акта, соответственно к налоговому периоду за 2011 год для целей исчисления земельного налога применяться не может.
Между тем, предыдущая кадастровая стоимость земельного участка в 2011 г., как следует из сведений кадастровой службы по состоянию на 01.01.2011 г. составляла 670 090, 61 руб., что ниже кадастровой стоимости, из которой был исчислен налог. Заявитель считает, что на сегодняшний день, переплата ОАО "ПроФИТ Групп" по земельному налогу за 2011 г. составляет 18302 руб.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третьи лица отзывы на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и имеющиеся в деле доказательства, заслушав объяснения участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции заявитель имеет на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N 16:30:010803:6, площадью 399720 кв. м, расположенный по адресу: РТ, г. Нижнекамск.
10.10.2014 г. заявителем была подана уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год.
Налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки составлен акт от 23.01.2014 г. N 106 и принято решение от 12.03.2014 г. N 461 о привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Заявителю начислен земельный налог в сумме 6 385 241 руб., соответствующие суммы пени и штраф по статье 122 НК РФ в размере 1 277 048, 20 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 16.05.2014 г. N 2.14-0-18/011686@, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы заявителя, решение налогового органа оставлено без изменения, апелляционная жалоба заявителя без удовлетворения.
Основанием доначисления налоговым органом спорного земельного налога за 2011 год послужили выводы о необходимости применения при расчете суммы земельного налога за 2011 год кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 и сведений кадастровой службы об изменении вида разрешенного использования "под организацию временного аэропорта".
Посчитав решение налогового органа незаконным и нарушающим его права и интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
25.12.2014 года Арбитражный суд Республики Татарстан принял обжалуемое решение.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела заявителем в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, сумма налога земельного участка с кадастровым номером 16:30:010803:6, исчислена исходя из кадастровой стоимости 6 770 819 руб., равной рыночной, определенной на основании решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.09.2013 г. по делу N А65-10612/2013, с применением ставки налога в размере 0,3% (земли сельскохозяйственного назначения). Соответствующие изменения в кадастр недвижимости были внесены 30.10.2013 г.
Налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки, при исчислении земельного налога за 2011 год в размере 6 385 241 руб., применена кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" в размере 427 036 865 руб., при этом применена ставка налога 1,5% (под организацию временного аэропорта).
При этом вид разрешенного использования - под организацию временного аэропорта изменен на основании постановления главы администрации Нижнекамского муниципального района и г. Нижнекамск от 27.05.2003 г. N 414. Исполнен кадастровой службой 04.12.2003 г.
Судом установлено, что между заявителем и ООО "Бахетле-Агро" был подписан договор N 176-08 купли-продажи земельного участка от 01.12.2008 года, на основании которого вышеуказанный земельный участок был реализован заявителю.
Согласно уведомлению Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан N 161631/083/2008227 от 29.12.2008 г. на основании договора N 176-08 купли-продажи земельного участка от 01.12.2008 г. зарегистрировано право собственности за ОАО "ПроФИТ Групп" на земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общая площадь 399720 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Нижнекамский район, кадастровый (условный) номер: 16:30:010803:6, назначение: для иных сельскохозяйственных целей.
Кадастровой службой были изменены сведения в государственном кадастре недвижимости о разрешенном виде использования земельного участка "для сельскохозяйственного производства", что подтверждено кадастровым паспортом земельного участка от 04.02.2010 г.
04.03.2011 года кадастровой службой была выявлена техническая ошибка в кадастровых сведениях об объекте недвижимости, имеющем кадастровый номер 16:30:010803:6, о чем составлен протокол выявления технической ошибки N 32 и принято решение от 04.03.2011 года N 16:30/11-49 об исправлении технической ошибки, которым внесены изменения в сведения о земельном участке с кадастровым номером 16:30:010803:6, с указанием разрешенное использование - под организацию временного аэродрома.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.09.2014 г. по делу N А65-5284/2014 признано незаконным решение от 04.03.2011 года N 16:30/11-49 об исправлении технической ошибки (том 1 л.д. 86-90).
Указанным судебным актом признано незаконным исправление кадастровым органом в 2011 году технической ошибки, которым изменен вид разрешенного использования, что соответственно привело к изменению удельного показателя кадастровой стоимости, ставки налога и к увеличению налоговых обязательств налогоплательщика.
Таким образом, заявителем правомерно в текущем налоговом периоде был исчислен налог, с применением ставки налога 0,3%.
Суд обоснованно посчитал ошибочными выводы налогового органа о необходимости использования при расчете земельного налога за 2011 год показателей кадастровой стоимости, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 г. N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 г. N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 г. N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 г. N 5, вступило в силу после 01.01.2011 г.
Согласно статье 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Данный порядок применим и к порядку вступления в силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
Поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ определяется на конкретную дату и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012 г.
Таким образом, применение ответчиком кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных указанным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102, при исчислении земельного налога за 2011 год не соответствует закону и нарушает права и интересы заявителя.
В связи с тем, что кадастровая стоимость земельного участка изменена в течение 2013 года на основании судебного акта, соответственно к налоговому периоду за 2011 год для целей исчисления земельного налога применена быть не может.
Таким образом, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что исчисление земельного налога за 2011 год следует произвести на основании сведений о размере предыдущей кадастровой стоимости, установленной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 г. N 951.
С учетом положений статьи 5 НК РФ, при расчете земельного налога за 2011 год подлежат применению результаты предыдущей кадастровой стоимости. Поскольку постановление КМ РТ от 24.12.2010 г. N 1102 опубликованное после 01.01.2012 г. содержит результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением КМ РТ от 24.12.2010 г. N 1102, значительно превышающие результаты предыдущей оценки, которые ухудшают положение налогоплательщика.
Заявителем налог исчислен в размере 20 312 руб., исходя из кадастровой стоимости 6 770 819 руб., на основании судебного акта, налоговым органом заявителю начислен земельный налог за 2011 год в сумме 6 405 553 руб., исходя из постановления КМ РТ от 24.12.2010 г. N 1102.
Между тем, предыдущая кадастровая стоимость земельного участка в 2011 году, составляла 671 529,60 руб. (том 1 л.д. 127), что ниже кадастровой стоимости, из которой исчислен и уплачен заявителем налог.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции был сделал правильный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований открытого акционерного общества "ПроФИТ Групп".
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 декабря 2014 года по делу N А65-13078/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Судьи
А.Б.КОРНИЛОВ
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.04.2015 N 11АП-1844/2015 ПО ДЕЛУ N А65-13078/2014
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 апреля 2015 г. по делу N А65-13078/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 апреля 2015 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Корнилова А.Б., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Обуховой А.С.,
с участием:
открытого акционерного общества "ПроФИТ Групп" - Мошонкин Д.В. доверенность N 16 А А 115992 от 13.08.2012 г.., Калистратов А.А. доверенность N 4/1 от 12.01.2015 г.,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан - Хабутдинов А.Р. доверенность от 20.10.2014 г.,
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - извещен, не явился,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 марта 2015 года, в помещении суда, апелляционную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 декабря 2014 года по делу N А65-13078/2014 (судья Абульханова Г.Ф.),
по заявлению открытого акционерного общества "ПроФИТ Групп", г. Казань, ОГРН 1071690052092, ИНН 1660105019,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан, г. Нижнекамск, ОГРН 1041619117803, ИНН 1651016813,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан,
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан,
о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 12.03.2014 г. N 461,
установил:
открытое акционерное общество "ПроФИТ Групп", г. Казань (далее - заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан, г. Нижнекамск, (далее - ответчик, налоговый орган) о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 12.03.2014 г. N 461 (том 1 л.д. 2-4).
Решением суда первой инстанции от 25 декабря 2014 года заявление удовлетворено.
Суд первой инстанции признал незаконным решение Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан от 12.03.2014 г. N 461, и обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "ПроФИТ Групп".
Взыскал с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан в пользу общества с ограниченной ответственностью "ПроФИТ Групп" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. (том 1 л.д. 205-209).
Налоговый орган в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении требований заявителя отказать, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно.
Податель жалобы указывает, что 30.10.2013 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:30:010803:6 установлена равной ее рыночной стоимости в размере 6 770 819 руб. на основании решения Арбитражного суда РТ от 18.09.2013 г. по делу N А65-10612/2013. До этой даты кадастровая стоимость данного земельного участка в ГКН составляла 427 036 864,80 руб.
Податель жалобы согласен с выводом суда в части того, что поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной, и перерасчет стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость, установленная решением суда не подлежит применению при исчислении земельного налога с начала налогового периода, а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 30.10.2013 г.
Однако податель жалобы считает, что до указанной даты в силу статьи 391 НК РФ и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 г. N 1102.
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме.
Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве (вх. от 17.03.2015 г.).
Указывает, что при подаче уточненной налоговой декларации и уплате налога исходил из кадастровой стоимости в размере 6 770 819 руб., которая определена решением арбитражного суда от 18.09.2013 г. по делу А65-10612/2013 как равная рыночной стоимости. Фактически заявителем оплачена сумма земельного налога за 2011 г. в размере 20312 руб.
Указанная кадастровая стоимость была внесена в государственный кадастр недвижимости 30.10.2013 г. В связи с тем, что кадастровая стоимость земельного участка изменена в течение 2013 года на основании судебного акта, соответственно к налоговому периоду за 2011 год для целей исчисления земельного налога применяться не может.
Между тем, предыдущая кадастровая стоимость земельного участка в 2011 г., как следует из сведений кадастровой службы по состоянию на 01.01.2011 г. составляла 670 090, 61 руб., что ниже кадастровой стоимости, из которой был исчислен налог. Заявитель считает, что на сегодняшний день, переплата ОАО "ПроФИТ Групп" по земельному налогу за 2011 г. составляет 18302 руб.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третьи лица отзывы на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и имеющиеся в деле доказательства, заслушав объяснения участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции заявитель имеет на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N 16:30:010803:6, площадью 399720 кв. м, расположенный по адресу: РТ, г. Нижнекамск.
10.10.2014 г. заявителем была подана уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год.
Налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки составлен акт от 23.01.2014 г. N 106 и принято решение от 12.03.2014 г. N 461 о привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Заявителю начислен земельный налог в сумме 6 385 241 руб., соответствующие суммы пени и штраф по статье 122 НК РФ в размере 1 277 048, 20 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 16.05.2014 г. N 2.14-0-18/011686@, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы заявителя, решение налогового органа оставлено без изменения, апелляционная жалоба заявителя без удовлетворения.
Основанием доначисления налоговым органом спорного земельного налога за 2011 год послужили выводы о необходимости применения при расчете суммы земельного налога за 2011 год кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 и сведений кадастровой службы об изменении вида разрешенного использования "под организацию временного аэропорта".
Посчитав решение налогового органа незаконным и нарушающим его права и интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
25.12.2014 года Арбитражный суд Республики Татарстан принял обжалуемое решение.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела заявителем в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, сумма налога земельного участка с кадастровым номером 16:30:010803:6, исчислена исходя из кадастровой стоимости 6 770 819 руб., равной рыночной, определенной на основании решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.09.2013 г. по делу N А65-10612/2013, с применением ставки налога в размере 0,3% (земли сельскохозяйственного назначения). Соответствующие изменения в кадастр недвижимости были внесены 30.10.2013 г.
Налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки, при исчислении земельного налога за 2011 год в размере 6 385 241 руб., применена кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" в размере 427 036 865 руб., при этом применена ставка налога 1,5% (под организацию временного аэропорта).
При этом вид разрешенного использования - под организацию временного аэропорта изменен на основании постановления главы администрации Нижнекамского муниципального района и г. Нижнекамск от 27.05.2003 г. N 414. Исполнен кадастровой службой 04.12.2003 г.
Судом установлено, что между заявителем и ООО "Бахетле-Агро" был подписан договор N 176-08 купли-продажи земельного участка от 01.12.2008 года, на основании которого вышеуказанный земельный участок был реализован заявителю.
Согласно уведомлению Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан N 161631/083/2008227 от 29.12.2008 г. на основании договора N 176-08 купли-продажи земельного участка от 01.12.2008 г. зарегистрировано право собственности за ОАО "ПроФИТ Групп" на земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общая площадь 399720 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Нижнекамский район, кадастровый (условный) номер: 16:30:010803:6, назначение: для иных сельскохозяйственных целей.
Кадастровой службой были изменены сведения в государственном кадастре недвижимости о разрешенном виде использования земельного участка "для сельскохозяйственного производства", что подтверждено кадастровым паспортом земельного участка от 04.02.2010 г.
04.03.2011 года кадастровой службой была выявлена техническая ошибка в кадастровых сведениях об объекте недвижимости, имеющем кадастровый номер 16:30:010803:6, о чем составлен протокол выявления технической ошибки N 32 и принято решение от 04.03.2011 года N 16:30/11-49 об исправлении технической ошибки, которым внесены изменения в сведения о земельном участке с кадастровым номером 16:30:010803:6, с указанием разрешенное использование - под организацию временного аэродрома.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.09.2014 г. по делу N А65-5284/2014 признано незаконным решение от 04.03.2011 года N 16:30/11-49 об исправлении технической ошибки (том 1 л.д. 86-90).
Указанным судебным актом признано незаконным исправление кадастровым органом в 2011 году технической ошибки, которым изменен вид разрешенного использования, что соответственно привело к изменению удельного показателя кадастровой стоимости, ставки налога и к увеличению налоговых обязательств налогоплательщика.
Таким образом, заявителем правомерно в текущем налоговом периоде был исчислен налог, с применением ставки налога 0,3%.
Суд обоснованно посчитал ошибочными выводы налогового органа о необходимости использования при расчете земельного налога за 2011 год показателей кадастровой стоимости, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 г. N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 г. N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 г. N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 г. N 5, вступило в силу после 01.01.2011 г.
Согласно статье 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Данный порядок применим и к порядку вступления в силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
Поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ определяется на конкретную дату и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012 г.
Таким образом, применение ответчиком кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных указанным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102, при исчислении земельного налога за 2011 год не соответствует закону и нарушает права и интересы заявителя.
В связи с тем, что кадастровая стоимость земельного участка изменена в течение 2013 года на основании судебного акта, соответственно к налоговому периоду за 2011 год для целей исчисления земельного налога применена быть не может.
Таким образом, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что исчисление земельного налога за 2011 год следует произвести на основании сведений о размере предыдущей кадастровой стоимости, установленной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 г. N 951.
С учетом положений статьи 5 НК РФ, при расчете земельного налога за 2011 год подлежат применению результаты предыдущей кадастровой стоимости. Поскольку постановление КМ РТ от 24.12.2010 г. N 1102 опубликованное после 01.01.2012 г. содержит результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением КМ РТ от 24.12.2010 г. N 1102, значительно превышающие результаты предыдущей оценки, которые ухудшают положение налогоплательщика.
Заявителем налог исчислен в размере 20 312 руб., исходя из кадастровой стоимости 6 770 819 руб., на основании судебного акта, налоговым органом заявителю начислен земельный налог за 2011 год в сумме 6 405 553 руб., исходя из постановления КМ РТ от 24.12.2010 г. N 1102.
Между тем, предыдущая кадастровая стоимость земельного участка в 2011 году, составляла 671 529,60 руб. (том 1 л.д. 127), что ниже кадастровой стоимости, из которой исчислен и уплачен заявителем налог.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции был сделал правильный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований открытого акционерного общества "ПроФИТ Групп".
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 декабря 2014 года по делу N А65-13078/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Судьи
А.Б.КОРНИЛОВ
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)