Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.05.2015 N 12АП-3890/2015 ПО ДЕЛУ N А12-37503/2014

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2015 г. по делу N А12-37503/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Смирникова А.В., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 января 2015 года по делу N А12-37503/2014 (судья Репникова В.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "САВО" (404130, Волгоградская область, г. Волжский, Бульвар Профсоюзов, 9, ОГРН 1023402011093, ИНН 3435033127)
к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области (404130, Волгоградская область, г. Волжский, пр-кт им. Ленина, 46, ОГРН 1043400122226, ИНН 3435111400)
о признании недействительным решения от 10.07.2014 N 1378 в части,
- без участия в судебном заседании сторон;

- установил:

Общество с ограниченной ответственностью "САВО" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненном в порядке ст. 49 АПК РФ, в котором просило признать недействительным решение инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области N 1378 от 10.07.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2013 год в сумме 440 233 руб., пени по земельному налогу в размере 51 515,16 рублей, штрафа за неполную уплату земельного налога в размере 120 335,40 рублей.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16 января 2015 года по делу N А12-37503/2014 заявление общества с ограниченной ответственностью "САВО" удовлетворено частично.
Признано недействительным, противоречащим Налоговому кодексу Российской Федерации решение инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области N 1378 от 10.07.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2013 год в сумме 440 233 руб., соответствующих сумм пени и штрафа.
На инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
С инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "САВО" взыскана государственная пошлина в сумме 2 000 руб.
Обществу с ограниченной ответственностью "САВО" возвращена государственная пошлина в сумме 2 000 руб., излишне уплаченная при подаче заявления.
Не согласившись с принятым решением, инспекция Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
ООО "САВО" в порядке статьи 262 АПК РФ представило отзыв на апелляционную жалобу налогового органа, в котором просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "САВО", инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "САВО" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 34:35:030124:221.
ООО "САВО" представило в инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 год с суммой к уплате в размере 140 100 руб., исчисленной исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 9 340 000 рублей.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области проведена камеральная проверка указанной налоговой декларации, в результате которой установлено, что земельный налог, подлежащий уплате составил 802 236 руб., т.е. на основании кадастровой стоимости земельных участков на 1 января 2013 года.
Решением инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области N 1378 от 10.07.2014 обществу доначислен земельный налог за 2013 год в размере 662 136 руб., пени по земельному налогу в размере 51 515,16 руб., общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за неполную уплату земельного налога в виде штрафа в размере 120 335,40 руб.
Решением управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области N 731 от 24 сентября 2014 года решение инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области N 1378 от 10 июля 2014 года оставлено без изменения.
Налогоплательщик считает, что в период с января по август 2013 года подлежит применению кадастровая стоимость земельного участка в размере 31 895 968 рублей, установленная постановлением Главы администрации Волгоградской области N 779 от 03.08.2005 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценке земель поселений Волгоградской области", в период с сентября по декабрь 2013 года подлежит применению кадастровая стоимость в размере 9 340 000 рублей, установленная решением арбитражного суда Волгоградской области от 06.08.2013 г. по делу N А12-9081/2013, вступившим в законную силу 6 сентября 2013 года.
Инспекция же считает, что ООО "САВО" обязано исчислять земельный налог исходя из кадастровой стоимости земельного участка 34:35:030124:221 на основании сведений государственного кадастра недвижимости по состоянию на 01 января 2013.
Считая решение инспекции незаконным, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об удовлетворении требований ООО "САВО" в части по следующим основаниям.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из требований пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Губернатора по Волгоградской области 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Волгоградской области".
В силу пункта 4 указанного постановления, оно вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Постановление N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" было опубликовано в газете "Волгоградская правда" 30.11.2012 г.
Пунктом 1 статьи 5 НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Как следует из пункта 5 этой же статьи, положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6.1 НК РФ срок начинает течь на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым оно (начало) определено. При этом срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока (пункт 5 статьи 6.1 НК РФ).
В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (пункт 7 статьи 6.1 НК РФ).
Постановление N 1130 было опубликовано 30.11.2012 г., следовательно, с учетом положений статьи 5 и статьи 6.1. НК РФ, течение срока вступления его в законную силу начинается с 01.12.2012 г. и заканчивается 30.12.2012 года, а не 01.01.2013 года как указал суд первой инстанции.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.12.2013 г. N 99 говорится, если дата, которой определено начало течения процессуального срока в один месяц, - 25 декабря 2012 года, то течение этого срока началось 26 декабря 2012 года, днем его окончание является 25 января 2013 года.
В соответствии с изложенным, Постановление N 1130 вступило в законную силу 30 декабря 2012 г. Поскольку налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, то, в соответствии с изменениями кадастровая стоимость земельных участков применяется с нового налогового периода, т.е. с 01 января 2013 г.
При исчислении земельного налога за 2013 года заявитель использовал кадастровую стоимость, установленную Постановлением Главы администрации Волгоградской области N 779 от 03.08.2005 г. Однако, в спорный период (за 2013 год) указанное постановление утратило силу в связи с изданием постановления Губернатора Волгоградской области N 1130 от 20.11.2012 г.
Таким образом, поскольку налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и для целей налогообложения она не может изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением N 1130, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода - с 01.01.2013 г.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о тот, что оспариваемый судебный акт принят при неправильном применении норм материального права в части применения налогоплательщиком при исчислении земельного налога в период с января по август 2013 года кадастровой стоимости земельного участка, установленной постановлением Главы администрации Волгоградской области N 779 от 03.08.2005 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области".
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.02.2010 N 165-О, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением N 1130 подлежат применению налогоплательщиками с начала нового налогового периода, т.е. с 01.01.2013.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым при исчислении земельного налога за 2013 год применять кадастровую стоимость земельного участка, установленную постановлением Губернатора по Волгоградской области 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Волгоградской области" в размере 53 482 369 рублей.
Таким образом, в период с января по август 2013 года, сумма земельного налога за 2013 год, подлежащая уплате должна составлять 529 475 453 руб.
Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06.08.2013 по делу N А12-9081/2013, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:35:030124:221, равной его рыночной стоимости в размере 9 340 00 рублей.
Суды обязали федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость земельного участка 34:35: 030124:221 равной его рыночной стоимости в размере 9 340 000 рублей.
Указанное судебное решения основано на правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, согласно которой в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в абзаце 4 пункта 2.2 Определения от 01.03.2011 N 275-О-О, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. При этом пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка осуществляется при установлении в отношении этого земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной, такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, во исполнение решения Арбитражного суда Волгоградской области от 06.08.2013 по делу N А12-9081/2013, внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков, что влечет возможность применения новой кадастровой стоимости с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
При данных обстоятельствах довод налогового органа о применении новой кадастровой стоимости, установленной решением суда в 2013 году, лишь со следующего налогового периода, то есть с 01.01.2014, является несостоятельным.
Арбитражный суд Волгоградской области обоснованно пришел к выводу, что поскольку решениями суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной, и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащая обществу, установленная решением, не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода, а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с момента внесения в кадастр.
Изложенная позиция соответствует позиции Арбитражного суда Поволжского округа (постановления от 9 октября 2014 года по делу N А65-21758/2013, от 31 июля 2014 года по делу N А12-18164/2013).
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал правильным определение суммы земельного налога за 2013 год в сумме 46 233 рублей за период с сентября по декабрь 2013 года.
Таким образом, сумма земельного налога ООО "САВО" за 2013 год составляет 575 708 453 руб., в том числе 529 475 453 руб. за период с января по август 2013 года (53 482 369 руб. *1,5% *0,66), 46 233 руб. за период с сентября по декабрь (9 340 000*1,5% *0,33), следовательно, налоговый орган должен был доначислить налогоплательщику сумму неуплаченного земельного налога в размере 375 109 453 руб.
Налоговый орган доначислил заявителю по итогам налоговой проверки, с учетом фактически уплаченной суммы 440 233 руб., что превышает фактическую налоговую обязанность заявителя, а поэтому решение налогового органа N 1378 от 10.07.2014 в части начисления земельного налога за 2013 г. в сумме, превышающей 375 109 453 руб., пени и штраф в соответствующей части не соответствует налоговому законодательству.
Принимая во внимание, что суд первой инстанции неправильно рассчитал сумму налога подлежащую доначислению заявителю, а поэтому суд апелляционной инстанции изменяет решение суда, как основанное на неправильном применении норм материального права, и, руководствуясь п. 2 ст. 269 АПК РФ, принимает новый судебный акт о частичном удовлетворении заявленных обществом требований.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 января 2015 года по делу N А12-37503/2014 изменить.
Признать недействительным решение инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области N 1378 от 10.07.2014 в части превышающей доначисления земельного налога за 2013 год в сумме 375 109 453 рубля и соответствующих сумм пени и штрафа.
В остальной части в удовлетворении заявления обществу отказать.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий судья
С.А.КУЗЬМИЧЕВ

Судьи
А.В.СМИРНИКОВ
М.Г.ЦУЦКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)