Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.05.2015 N 09АП-17251/2015 ПО ДЕЛУ N А40-184536/14

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2015 г. N 09АП-17251/2015

Дело N А40-184536/14

Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Я. Голобородько,
судей Р.Г. Нагаева, Н.О. Окуловой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.А. Ямщиковым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 49 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.03.2015
по делу N А40-184536/14, вынесенное судьей А.Н. Нагорной
по заявлению ООО "Букмекерская контора "Марафон"
к Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 49 по г. Москве
о признании решения недействительным в части
при участии в судебном заседании:
- от Межрайонной инспекции ФНС России N 49 по г. Москве - Тимофеева М.Е. по дов. от 17.11.2014; Коротков Д.В. по дов. от 19.01.2015;
- от ООО "Букмекерская контора "Марафон" - Седов А.А. по дов. от 25.10.2013;

- установил:

ООО "Букмекерская контора "Марафон" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 49 по г. Москве (далее - инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) N 10-08/005 от 30.07.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления 39 429 379 руб. налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за 2011 - 2012, а также пени в размере 9 986 574 руб.; привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа на сумму 7 885 876 руб. (с учетом уточненных требований).
Арбитражный суд города Москвы решением от 03.03.2015 удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым решением, инспекция подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, как соответствующее действующему законодательству, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 03.03.2015 не имеется.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2011 по 31.12.2011. По результатам проверки составлен акт N 10-08/005 от 18.04.2014 и 30.07.2014 вынесено решение N 10-08/005 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением обществу начислен НДФЛ и соответствующие ему суммы пени в общем размере 49 415 953 руб., а также привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 7 885 876 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве N 21-19/121663@ от 03.12.2014 решение инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба общества - без удовлетворения.
Основанием для доначисления НДФЛ послужил вывод инспекции о том, что общество не исполнило обязанность по уплате НДФЛ с сумм вознаграждения, выплаченного по формам КО-2 без личных данных игроков и их подписи. Поскольку данные документы не подтверждали: получения игроком денежных средств и получение дохода физическим лицом (игроком общества), то в случаях оформления таких документов налоговый орган счел данные средства доходом букмекеров-кассиров и подлежащими включению в налоговую базу по НДФЛ у общества.
В обоснование правомерности включения денежных средств по формам N КО-2 без личных данных игроков и их подписи в получении средств, налоговый орган ссылался на Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный Центральным Банком России 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок) и "Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации", утвержденное Банком России 12.10.2011 N 373-П (далее - Положение), письмо Центрального Банка России от 04.10.1993 N 18 "Об утверждении "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации", ст. ст. 210, 226 Кодекса.
Суд считает, что оснований для вменения Обществу обязанности по уплате НДФЛ с сумм вознаграждения, выплаченного по формам N КО-2 без личных данных игроков и их подписи, соответствующих сумм пени и штрафа по ст. 123 НК РФ не имеется исходя из следующих обстоятельств.
Судом установлено, что в проверяемый период общество осуществляло деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в соответствии с лицензионными требованиями, предусмотренными подпунктом "ж" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах от 17.07.2007 N 451 и подпунктом "з" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах от 26.12.2011 N 1130.
В проверяемый период действовали Порядок ведения кассовых операций, утвержденный решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22.09.1993 N 40, а затем Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетами Банка России на территории Российской Федерации, утвержденное решением Центрального Банка РФ от 12.10.2011 N 373-П согласно которым "выдача денег лицам, не состоящим в списочном составе предприятия, производится по расходным кассовым ордерам, выписываемым на каждое лицо (пункт 16).
Согласно материалам дела в письме от 07.11.2013 N 118 общество сообщило инспекции, что все территориально его обособленные подразделения ведут кассовую книгу, журнал приходных и расходных ордеров, что отражено в учетной политике общества. Букмекер-кассир по итогам работы за день составляет кассовый отчет, в котором отражает прием денежных средств за день, а также выплату денежных средств за этот же день.
При этом ставки, принятые от участников пари оформляются карточкой и одним приходным кассовым ордером на всю сумму принятых ставок. Выплаты выигрышей оформляются кассовым чеком, а на конец дня одним расходным кассовым ордером. Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела кассовыми документами. Судом установлено, что каждая приходная и расходная операция отражена в контрольно-кассовой ленте ККМ, установленных в ТОП.
В нарушение статьи 65 АПК РФ налоговым органом не представлено доказательств получения спорных денежных средств кассирами-букмекерами (как физическими лицами) для целей личного потребления и использования, а, следовательно, наличия оснований для исчисления с них НДФЛ, обязанность по уплате которого вменяется обществу.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что составленные по итогом дня приходный и расходный кассовые ордера отражают движение денежных средств в кассе территориально обособленного подразделения общества и не могут служить доказательством того, что все денежные средства оформленные букмекером-кассиром в конце дня одним расходным ордером являются его личным доходом, а внесенные в течение этого же дня в кассу и оформленные одним приходным ордером - его личным расходом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", а также пунктом "а" части 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах от 26.12.2011 N 1130 прием ставок и выплату выигрышей по договорам пари в пунктах приема ставок (ППС) осуществляли исключительно работники общества.
Порядок приема ставок и выплаты выигрышей определяется Порядком работы букмекера-кассира. Принимая ставку, букмекер-кассир в обязательном порядке оформляет 2 экз. карточки, а при наличии ККТ дополнительно на сумму принятой ставки пробивает кассовый чек. Один экземпляр карточки передается участнику пари. К экземпляру карточки участника пари прикрепляется кассовый чек (при наличии ККТ).
При этом обязанности осуществлять выплаты выигрышей по документам, удостоверяющим личность, в спорный период у организатора азартных игр не было. В связи с этим, при отказе участника пари предъявить документ удостоверяющий личность или при большом количестве клиентов, в целях сокращения времени обслуживания, выигрыши выплачивались без заполнения расходного кассового ордера на каждую выплату и без предъявления документов удостоверяющих личность получателя выигрыша.
С каждым букмекером-кассиром был заключен трудовой договор. Размер полученного букмекерами-кассирами дохода подтвержден справками по форме 2-НДФЛ за 2011 - 2012 год, а также расчетными листками за каждый месяц в спорном периоде, что не оспаривается инспекцией.
Судом установлено, что в 2011 году общество осуществляло предпринимательскую деятельность из расчета средней доходности (маржи) деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах не менее 18%, а 2012 год - не менее 12%. Процент доходности устанавливается (планируется) решением общего собрания участников общества в начале каждого финансового года. Протокол общего собрания участников от 20.12.2010 и решение единственного участника от 20.12.2011 представлены в материалы дела.
Предположения налогового органа о том, что букмекеры-кассиры могли самостоятельно участвовать в пари и расходные ордера, оформленные на них, отражают получение выигрыша букмекерами-кассирами, несостоятельны и не подтверждены документально.
Из представленных в материалы дела протоколов допросов кассиров следует, что спорные денежные средства выплачивались игрокам, а не оставались в распоряжении кассиров. Средства клиентов (участников пари) не могут быть присвоены ни кассирами, ни букмекерской конторой.
При таких обстоятельствах, довод инспекции о том, выплаченные игрокам в течение рабочего дня выигрыши, оформленные в конце дня расходным кассовым ордером на букмекера-кассира, являются доходом букмекера-кассира, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и не подтвержден документально.
В соответствии с письмом заместителя директор Департамента наличного денежного обращения Центрального Банка РФ от 20.01.2014 N 29-1-1-6/315 расходный кассовый ордер может оформляться организатором азартных игр на общую сумму выданных наличных денег по окончании проведения кассовых операций на основании контрольной ленты контрольно-кассовой техники.
Факт выплаты сумм выигрышей участникам пари оформленных расходными ордерами с формулировкой "игрокам через букмекера-кассира... (ФИО)" доказывается ведомостями выплат, карточками и контрольно-кассовой лентой (чекам), которые представлены в материалы дела. Букмекеры-кассиры на пунктах приема ставок в 2011 - 2012 годах принимали ставки и выплачивали выигрыши в соответствии с Порядком работы букмекера-кассира от 10.02.2010 и Порядком работы букмекера-кассира от 15.01.2012.
Судом установлено, что в 2011 - 2012 годах букмекеры-кассиры общества работали на аппаратно-программных комплексах (АПК) "ПэйДэск/PyDesck, БМКлиент/BMClient - специальное оборудование для организации азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах" (сертификат N 06.0001.0138, сертификат N 06.0001.0328 и сертификат N 06.0001.0993), то есть на ЭВМ, на которых установлено программное обеспечение (ПО), обеспечивающее заключение пари между организатором и участником азартной игры (букмекерское пари), а также между участниками азартной игры (пари на тотализатор). Аппаратно-программный комплекс позволяет осуществлять учет ставок, включая определение их результатов, передавать информацию о ставках и выигрышах и выплачивать денежные выигрыши.
АПК, установленные в пунктах приема ставок посредством электронной связи связны с аппаратно-программными комплексами "Тотализатор "Марафон" (касса тотализатора)" (сертификат N 06.0001.0139) и "АРМ букмекера BmOffiice - специальное оборудование для организации азартных игр в букмекерских конторах" (сертификат N 06.0001.0137), а затем с АПК "АРМ букмекера BmOffiice и Тотализатор "Марафон" (процессинговый центр букмекерской конторы и процессинговый центр тотализатора)" (сертификат N 12.0001.1164), в которых осуществлялся единый учет ставок и определялись суммы выигрышей, подлежащие выплате. Информация о принятых ставках получалась из пунктов приема ставок, куда в свою очередь направлялась информация о выигравших ставках - ведомости выплат, в которых указывались номера выигравших карточек и суммы, подлежащие выплате.
В рассматриваемый период (2011 - 2012 годы) используемое общество игровое оборудование соответствовало требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, технических регламентов, стандартов, а также иным обязательным требованиям (пункт 4 статьи 8 Федерального закона РФ от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"). Используемые в работе общества аппаратно-программные комплексы сертифицированы Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
В соответствии с пунктом 6 Порядка работы букмекера-кассира от 10.02.2010 и 15.01.2012 букмекер-кассир в конце рабочего дня оформляет приходный и расходный кассовые ордера. Приходный ордер оформляется на общую сумму принятых ставок, а расходный на общую сумму выплаченных выигрышей. Прием ставок регулируется разделом III Порядка работы букмекера-кассира, а выплата выигрышей разделами V и VI Порядка работы букмекера-кассира. При приеме ставки оформляется карточка, контрольно-кассовый чек (при наличии ККТ). Один экземпляр карточки и чек выдаются участнику пари. Аппаратно-программный комплекс ведет учет всех принятых ставок, в ККТ на фискальной ленте фиксируются суммы принятых ставок.
На основании ведомостей выплат, поступающих в АПК пунктов приема ставок из АПК кассы букмекерской конторы и тотализатора (процессинговых центров букмекерской конторы и тотализатора) букмекеры-кассиры выплачивают выигрыши, осуществляя отметку о выплате в АПК. Участник пари для получения выигрыша представляет букмекеру-кассиру карточку с чеком. Букмекер-кассир проверяет по номеру карточки ее наличие в ведомости выплат и при совпадении номеров карточки с номером карточки в ведомости выплат выплачивает выигрыш. Отметка о выплате выигрыша делается в программе на АПК. Карточка и чек участнику пари не возвращаются во избежание повторного получения выигрыша.
В 2012 году пункты приема ставок общества деятельность без ККТ не осуществляли. В 2011 году ряд пунктов приема ставок осуществляли деятельность без ККТ, но это не противоречило действующему в рассматриваемый период закону, так как деятельность по организации и проведению азартных игр не являлась деятельностью по реализации товаров, оказанию услуг и выполнению работ.
Статьей 364 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2011 - 2012 годах), игорный бизнес определялся как "предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг".
Федеральным законом от 23.07.2013 N 198-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований" внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ), в соответствии с которыми деятельность по организации и проведению азартных игр определена как деятельность по оказанию услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше и (или) по организации заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры. Соответствующие изменения были внесены и в НК РФ.
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 12.09.2013 N 03-01-15/37750 в целях реализации положений Федерального закона N 54-ФЗ организаторы азартных игр обязаны осуществлять денежные расчеты с применением контрольно-кассовой техники при оказании услуг по организации и проведению азартных игр с 21.01.2014, то есть с даты вступления в силу изменений в Федеральный закон N 244-ФЗ, внесенных Федеральным законом N 198-ФЗ.
Суммы, оформленные расходными ордерами с формулировкой "игрокам через букмекера-кассира" ни по данным бухгалтерского учета, ни по условиям документального оформления выплаты, признаками подотчетных денежных средств не обладают.
По бухгалтерскому учету выигрыши проводились по счету N 26 "Общехозяйственные затраты: выплаты по ставкам", а не по счету N 71 "Расчеты с подотчетными лицами", как это следовало бы делать, следуя доводам ответчика. Заявления на получение денег под отчет букмекерами-кассирами не составлялись, решение руководителем Общества о выдаче денег под отчет не принималось ни в форме отдельного распоряжения, ни в форме резолюции на заявлении. Авансовые отчеты, на суммы, оформленные расходными ордерами с формулировкой "игрокам через букмекера-кассира", не составлялись. В связи с изложенным какие-либо основания для квалификации спорных денежных средств, как переданных "под отчет" кассирам-букмекерам, отсутствуют.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации
Согласно пункту 2 статьи 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 227, 227.1 и 228 настоящего Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), - исходя из сумм таких выигрышей.
Таким образом, в проверяемом периоде объект налогообложения НДФЛ возникал у физических лиц, являвшихся получателями выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр. При этом организаторы игр налоговыми агентами по суммам выплачиваемого физическим лицам дохода, не признавались.
Такая обязанность возникла у букмекерских контор и тотализаторов только после вступления в законную силу Федерального закона от 23.07.2013 N 198-ФЗ, которым были внесены соответствующие изменения в подпункт 5 пункта 1 статьи 228 НК РФ.
Поскольку материалами дела не доказано, что сотрудники заявителя (или сам заявитель) являлись фактическими получателями дохода в части денежных средств, подлежащих выплате участникам игр в соответствии с ордерами по форме N КО-2, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление общества о признании недействительными решения инспекции N 10-08/005 от 30.07.2014 в части доначисления НДФЛ и соответствующих ему сумм пени, штрафов в общем размере 57 301 829 руб.
Приводимые в апелляционной жалобе инспекцией доводы не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
С учетом изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда от 03.03.2015, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 03.03.2015 по делу N А40-184536/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья
В.Я.ГОЛОБОРОДЬКО

Судьи
Н.О.ОКУЛОВА
Р.Г.НАГАЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)