Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Бебишевой А.В.
при участии:
от заявителя: Иванова Л.Н. по доверенности от 26.03.2014, Безручко О.В. по доверенности от 19.01.2015
от заинтересованного лица: Чкалова Т.В. по доверенности от 29.12.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27759/2014) ООО "КФ Лэнд" на решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.10.2014 по делу N А56-38803/2014 (судья Пасько О.В.), принятое
по заявлению ООО "КФ Лэнд"
к МИФНС России N 8 по Ленинградской области
о признании недействительным решения N 5904 от 10.04.2014 и обязании устранить допущенные нарушения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "КФ Лэнд" (адрес: Россия 191025, Санкт-Петербург, ул. Маяковского, д. 3Б, лит. А, БЦ "Alia Tempora", ОГРН 1127847162354) (далее - Общество) обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Ленинградской области (адрес: Россия 198412, Санкт-Петербург, Ломоносов, ул. Швейцарская, д. 3а; ОГРН 1104714999999) (далее - Инспекция) N 5904 от 10.04.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем возврата излишне взысканных денежных средств в общей сумме 1 629 111 руб. 14 коп., в том числе земельного налога в сумме 1 350 975 руб., штрафа за неполную уплату земельного налога в сумме 258 817 руб. 20 коп., пеней за просрочку уплаты земельного налога в сумме 19 318 руб. 94 коп.
Решением суда от 14.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит судебный акт отменить. Податель жалобы полагает, что ООО "КФ Лэнд" правомерно использовало при налогообложении земельных участков налоговую ставку в 0,3% для категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для дачного строительства, которая подтверждается правоустанавливающими документами на землю и документами, доказывающими использование земельных участков по назначению (под дачное строительство), приложенными к заявлению.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, считает решение суда незаконным и необоснованным.
Представитель Инспекции против удовлетворения требований жалобы возражал, просил судебный акт оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации Общества по земельному налогу за 2013 год, проведенной Инспекцией, налоговым органом установлено, что Общество в период с 06.11.2012 по 31.05.2013 являлось собственником земельного участка с кадастровым номером 47:14:0901002:0056 (приобретенного по договору купли-продажи от 01.10.2012 у Железнякова В.В.), площадью 156810 кв. м (категория "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для дачного строительства") и кадастровой стоимостью 113 754 678 руб. Указанный участок расположен по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, МО "Гостилицкое сельское поселение", у дер. Дятлово, квартал 2, участок N 47.
В мае 2013 года Общество разделило земельный участок с кадастровым номером 47:14:0901002:0056 (31.05.2013 земельный участок прекратил существование) на 102 вновь образованных земельных участка с кадастровыми номерами с 47:14:0901002:1231 по 47:14:0901002:1332 и 31.05.2013 зарегистрировало на них право собственности.
За 2013 год в отношении земельных участков Обществом был исчислен земельный налог в сумме 337 743 рублей, который был задекларирован в налоговой декларации. При исчислении земельного налога ставка налога применена в размере 0,3%.
При проведении камеральной налоговой проверки Инспекцией произведено доначисления земельного налога исходя из ставки 1,5%.
Не согласившись с указанным доначислением, Общество обратилось в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой, которая оставлена без удовлетворения решением Управлением ФНС России по Ленинградской области.
Полагая, что решение является незаконным и нарушает права и законные интересы налогоплательщика, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о неправомерности использования налогоплательщиком ставки 0,3% при исчислении размера земельного налога.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
Пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом статьи 388 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3% кадастровой стоимости земельного участка, в частности согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства. В отношении прочих земельных участков налоговая ставка не может превышать 1,5% кадастровой стоимости земельного участка (п.п. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ). Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
В силу положений статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации подразделяются на 7 категорий и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии со статьей 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
На основании пункта 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей: гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество: хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Пунктом 1 статьи 11 НК РФ установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Термин "дачное хозяйство" используется в Федеральном законе от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 66-ФЗ дачным земельным участком является земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Из материалов дела усматривается, что Обществом был разработан проект организации и застройки территории дачного поселка, по осуществлению строительства объектов дачной инфраструктуры (забора, внутрипоселковых дорог, электрических сетей, газопровода).
Вместе с тем, Общество является коммерческой организацией, созданной не в целях создания дачного некоммерческого товарищества, имеет согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) виды экономической (коммерческой) деятельности: 70.32 - Управление недвижимым имуществом (основной вид деятельности) и дополнительные виды деятельности: 70.12.3 - Покупка и продажа земельных участков; 45.1 - Подготовка строительного участка; 45.11.2 - Производство земляных работ; 70.32.1 - Управление эксплуатацией жилого фонда; 67.13.1 - Предоставление брокерских услуг по ипотечным операциям; 74.1 - Деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; 74.14 - Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием; 74.13 - Исследование конъюнктуры рынка и выявление общественного мнения; 74.40 - Рекламная деятельность.
В соответствии со сведениями, полученными налоговым органом на основании статьи 85 НК РФ из уполномоченных органов (Управления Росреестра по Ленинградской области), Общество произвело в 2013 - 2014 гг. реализацию 15 земельных участков по договорам купли-продажи физическим лицам.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что Общество использует принадлежащие ему на праве собственности земельные участки с момента приобретения и по настоящее время не для создания дачного некоммерческого партнерства, а для коммерческой деятельности.
Таким образом, в отношении, принадлежащих Обществу, земельных участков - земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием "для дачного строительства" должна применяться налоговая ставка, установленная нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, для прочих земельных участков в размере, не превышающем 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2011 N ВАС-2745/11, Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.12.2010 N А26-3024/2010 и Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2012 N ВАС-15663/12.
При этом на основании пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Отнесение земельного участка к той или иной категории земель осуществляется в соответствии с положениями земельного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Исходя из изложенного, применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% правомерно при соблюдении двух условий: отнесения земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их использования для сельскохозяйственного производства, согласно целевому назначению земель.
Положениями главы 31 НК РФ, в том числе статьей 394 НК РФ, установлено, что применение налоговой ставки в размере 0,3% в отношении земельных участков, фактически используемых для сельскохозяйственного производства, не обусловлено наличием в учредительных документах налогоплательщика указания на осуществление деятельности, связанной с сельскохозяйственным производством.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ не предусмотрено, что пониженная налоговая ставка применяется в отношении субъектов землепользования.
Напротив, из этой нормы следует, что такая ставка применяется в отношении объекта налогообложения, используемого в соответствии с его назначением.
Аналогичная позиция изложена в письме Министерства финансов России от 08.08.2006 N 03-06-02-02/119, Определении ВАС РФ от 22.03.2011 N ВАС-2745/11, постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 11.12.2010 по делу N А26-3024/2010, от 21.10.2011 по делу N А66-1280/2011, Определении ВАС РФ от 21.01.2012 N ВАС-15663/12.
Апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции, учитывая конкретные обстоятельства дела, правомерно пришел к выводу, что, если относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для дачного строительства" земельные участки приобретались не для этих целей и используются в коммерческих целях, а также в силу специфики своей уставной деятельности не могут использоваться по целевому назначению - "для дачного строительства", то применение ставки земельного налога 0,3% в отношении данных участков неправомерно.
Статьей 394 НК РФ установлены предельные размеры ставок, которые не могут быть превышены налоговыми ставками, устанавливаемыми нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Предельными размерами ограничены ставки в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства (подпункт 1 пункта 1); в отношении прочих земельных участков (подпункт 2 пункта 1).
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 данного Закона земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Из системного толкования пункта 2 статьи 7, статьи 77, пункта 1 статьи 78 ЗК РФ следует, что применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% возможно при соблюдении одновременно двух условий: отнесении земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их использования для сельскохозяйственного производства, согласно целевому назначению земель.
Устанавливая пониженную ставку земельного налога в отношении земель, приобретенных (предоставленных) для дачного хозяйства законодателем под дачным хозяйством подразумевалась форма некоммерческого землепользования. Таким образом, в отношении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием "для дачного строительства", принадлежащего коммерческой организации, должна применяться налоговая ставка, установленная нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), для прочих земельных участков в размере, не превышающем 1,5% кадастровой стоимости земельного участка.
В рассматриваемом случае, ООО "КФ Лэнд" является коммерческой организацией. Доказательств использования земельных участков для ведения дачного хозяйства Обществом не представлено. Фактически земельные участки используются Обществом для возведения индивидуальных дачных домов с целью их последующей перепродажи, при этом указанную коммерческую деятельность заявителя невозможно отнести к какому-либо комплексу подготовительных мероприятий для использования земельных участков для сельскохозяйственного производства.
Учитывая данные обстоятельства, апелляционная коллегия полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о правомерности доначисления налоговым органом земельного налога по ставке 1,5%.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2014 по делу N А56-68957/2013, Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2011 N ВАС-2745/11 и постановлении ФАС Северо-Западного округа от 17.12.2010 по делу N А26-3024/2010.
Как правомерно указано судом первой инстанции, ссылка Общества на создание ДНП "Балтийская слобода" и на то, что земельный участок с кадастровым номером 47:14:0901002:0056 (принадлежащий Обществу на праве собственности) совпадает с кадастровым номером земельного участка, указанным в Выписке из протокола от 25.10.2012 N 1 Общего собрания учредителей ДНП "Балтийская слобода", является необоснованной, поскольку данное утверждение заявителя опровергается теми же документами, на которые он ссылается в обоснование своей позиции.
В выписке из протокола от 25.10.2012 N 1 Общего собрания учредителей ДНП "Балтийская слобода" указано, что в присутствии учредителей Общего собрания: Бурцева Р.О., Шевченко Д.В., Безручко О.В. было принято решение создать ДНП "Балтийская слобода" для управления территорией, представляющий собой земельный участок с кадастровым номером 47:14:0901002:0056; были избраны члены Правления: Бурцев Р.О., Шевченко Д.В., Безручко О.В.; был избран председатель Правления - Бурцев Р.О. и утвержден Устав ДНП "Балтийская слобода".
При этом в данном протоколе указано, что по второму вопросу повестки дня выступили все учредители, которые установили, что имеют на правах аренды земельный участок с кадастровым номером 47:14:0901002:0056.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности и взаимосвязи все представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции правомерно и обоснованно отклонил заявленные Обществом требования.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.10.2014 по делу N А56-38803/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
М.В.БУДЫЛЕВА
Судьи
О.В.ГОРБАЧЕВА
Л.П.ЗАГАРАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.01.2015 N 13АП-27759/2014 ПО ДЕЛУ N А56-38803/2014
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2015 г. по делу N А56-38803/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Бебишевой А.В.
при участии:
от заявителя: Иванова Л.Н. по доверенности от 26.03.2014, Безручко О.В. по доверенности от 19.01.2015
от заинтересованного лица: Чкалова Т.В. по доверенности от 29.12.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27759/2014) ООО "КФ Лэнд" на решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.10.2014 по делу N А56-38803/2014 (судья Пасько О.В.), принятое
по заявлению ООО "КФ Лэнд"
к МИФНС России N 8 по Ленинградской области
о признании недействительным решения N 5904 от 10.04.2014 и обязании устранить допущенные нарушения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "КФ Лэнд" (адрес: Россия 191025, Санкт-Петербург, ул. Маяковского, д. 3Б, лит. А, БЦ "Alia Tempora", ОГРН 1127847162354) (далее - Общество) обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Ленинградской области (адрес: Россия 198412, Санкт-Петербург, Ломоносов, ул. Швейцарская, д. 3а; ОГРН 1104714999999) (далее - Инспекция) N 5904 от 10.04.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем возврата излишне взысканных денежных средств в общей сумме 1 629 111 руб. 14 коп., в том числе земельного налога в сумме 1 350 975 руб., штрафа за неполную уплату земельного налога в сумме 258 817 руб. 20 коп., пеней за просрочку уплаты земельного налога в сумме 19 318 руб. 94 коп.
Решением суда от 14.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит судебный акт отменить. Податель жалобы полагает, что ООО "КФ Лэнд" правомерно использовало при налогообложении земельных участков налоговую ставку в 0,3% для категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для дачного строительства, которая подтверждается правоустанавливающими документами на землю и документами, доказывающими использование земельных участков по назначению (под дачное строительство), приложенными к заявлению.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, считает решение суда незаконным и необоснованным.
Представитель Инспекции против удовлетворения требований жалобы возражал, просил судебный акт оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации Общества по земельному налогу за 2013 год, проведенной Инспекцией, налоговым органом установлено, что Общество в период с 06.11.2012 по 31.05.2013 являлось собственником земельного участка с кадастровым номером 47:14:0901002:0056 (приобретенного по договору купли-продажи от 01.10.2012 у Железнякова В.В.), площадью 156810 кв. м (категория "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для дачного строительства") и кадастровой стоимостью 113 754 678 руб. Указанный участок расположен по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, МО "Гостилицкое сельское поселение", у дер. Дятлово, квартал 2, участок N 47.
В мае 2013 года Общество разделило земельный участок с кадастровым номером 47:14:0901002:0056 (31.05.2013 земельный участок прекратил существование) на 102 вновь образованных земельных участка с кадастровыми номерами с 47:14:0901002:1231 по 47:14:0901002:1332 и 31.05.2013 зарегистрировало на них право собственности.
За 2013 год в отношении земельных участков Обществом был исчислен земельный налог в сумме 337 743 рублей, который был задекларирован в налоговой декларации. При исчислении земельного налога ставка налога применена в размере 0,3%.
При проведении камеральной налоговой проверки Инспекцией произведено доначисления земельного налога исходя из ставки 1,5%.
Не согласившись с указанным доначислением, Общество обратилось в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой, которая оставлена без удовлетворения решением Управлением ФНС России по Ленинградской области.
Полагая, что решение является незаконным и нарушает права и законные интересы налогоплательщика, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о неправомерности использования налогоплательщиком ставки 0,3% при исчислении размера земельного налога.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
Пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом статьи 388 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3% кадастровой стоимости земельного участка, в частности согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства. В отношении прочих земельных участков налоговая ставка не может превышать 1,5% кадастровой стоимости земельного участка (п.п. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ). Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
В силу положений статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации подразделяются на 7 категорий и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии со статьей 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
На основании пункта 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей: гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество: хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Пунктом 1 статьи 11 НК РФ установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Термин "дачное хозяйство" используется в Федеральном законе от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 66-ФЗ дачным земельным участком является земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Из материалов дела усматривается, что Обществом был разработан проект организации и застройки территории дачного поселка, по осуществлению строительства объектов дачной инфраструктуры (забора, внутрипоселковых дорог, электрических сетей, газопровода).
Вместе с тем, Общество является коммерческой организацией, созданной не в целях создания дачного некоммерческого товарищества, имеет согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) виды экономической (коммерческой) деятельности: 70.32 - Управление недвижимым имуществом (основной вид деятельности) и дополнительные виды деятельности: 70.12.3 - Покупка и продажа земельных участков; 45.1 - Подготовка строительного участка; 45.11.2 - Производство земляных работ; 70.32.1 - Управление эксплуатацией жилого фонда; 67.13.1 - Предоставление брокерских услуг по ипотечным операциям; 74.1 - Деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; 74.14 - Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием; 74.13 - Исследование конъюнктуры рынка и выявление общественного мнения; 74.40 - Рекламная деятельность.
В соответствии со сведениями, полученными налоговым органом на основании статьи 85 НК РФ из уполномоченных органов (Управления Росреестра по Ленинградской области), Общество произвело в 2013 - 2014 гг. реализацию 15 земельных участков по договорам купли-продажи физическим лицам.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что Общество использует принадлежащие ему на праве собственности земельные участки с момента приобретения и по настоящее время не для создания дачного некоммерческого партнерства, а для коммерческой деятельности.
Таким образом, в отношении, принадлежащих Обществу, земельных участков - земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием "для дачного строительства" должна применяться налоговая ставка, установленная нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, для прочих земельных участков в размере, не превышающем 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2011 N ВАС-2745/11, Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.12.2010 N А26-3024/2010 и Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2012 N ВАС-15663/12.
При этом на основании пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Отнесение земельного участка к той или иной категории земель осуществляется в соответствии с положениями земельного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Исходя из изложенного, применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% правомерно при соблюдении двух условий: отнесения земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их использования для сельскохозяйственного производства, согласно целевому назначению земель.
Положениями главы 31 НК РФ, в том числе статьей 394 НК РФ, установлено, что применение налоговой ставки в размере 0,3% в отношении земельных участков, фактически используемых для сельскохозяйственного производства, не обусловлено наличием в учредительных документах налогоплательщика указания на осуществление деятельности, связанной с сельскохозяйственным производством.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ не предусмотрено, что пониженная налоговая ставка применяется в отношении субъектов землепользования.
Напротив, из этой нормы следует, что такая ставка применяется в отношении объекта налогообложения, используемого в соответствии с его назначением.
Аналогичная позиция изложена в письме Министерства финансов России от 08.08.2006 N 03-06-02-02/119, Определении ВАС РФ от 22.03.2011 N ВАС-2745/11, постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 11.12.2010 по делу N А26-3024/2010, от 21.10.2011 по делу N А66-1280/2011, Определении ВАС РФ от 21.01.2012 N ВАС-15663/12.
Апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции, учитывая конкретные обстоятельства дела, правомерно пришел к выводу, что, если относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для дачного строительства" земельные участки приобретались не для этих целей и используются в коммерческих целях, а также в силу специфики своей уставной деятельности не могут использоваться по целевому назначению - "для дачного строительства", то применение ставки земельного налога 0,3% в отношении данных участков неправомерно.
Статьей 394 НК РФ установлены предельные размеры ставок, которые не могут быть превышены налоговыми ставками, устанавливаемыми нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Предельными размерами ограничены ставки в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства (подпункт 1 пункта 1); в отношении прочих земельных участков (подпункт 2 пункта 1).
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 данного Закона земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Из системного толкования пункта 2 статьи 7, статьи 77, пункта 1 статьи 78 ЗК РФ следует, что применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% возможно при соблюдении одновременно двух условий: отнесении земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их использования для сельскохозяйственного производства, согласно целевому назначению земель.
Устанавливая пониженную ставку земельного налога в отношении земель, приобретенных (предоставленных) для дачного хозяйства законодателем под дачным хозяйством подразумевалась форма некоммерческого землепользования. Таким образом, в отношении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием "для дачного строительства", принадлежащего коммерческой организации, должна применяться налоговая ставка, установленная нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), для прочих земельных участков в размере, не превышающем 1,5% кадастровой стоимости земельного участка.
В рассматриваемом случае, ООО "КФ Лэнд" является коммерческой организацией. Доказательств использования земельных участков для ведения дачного хозяйства Обществом не представлено. Фактически земельные участки используются Обществом для возведения индивидуальных дачных домов с целью их последующей перепродажи, при этом указанную коммерческую деятельность заявителя невозможно отнести к какому-либо комплексу подготовительных мероприятий для использования земельных участков для сельскохозяйственного производства.
Учитывая данные обстоятельства, апелляционная коллегия полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о правомерности доначисления налоговым органом земельного налога по ставке 1,5%.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2014 по делу N А56-68957/2013, Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2011 N ВАС-2745/11 и постановлении ФАС Северо-Западного округа от 17.12.2010 по делу N А26-3024/2010.
Как правомерно указано судом первой инстанции, ссылка Общества на создание ДНП "Балтийская слобода" и на то, что земельный участок с кадастровым номером 47:14:0901002:0056 (принадлежащий Обществу на праве собственности) совпадает с кадастровым номером земельного участка, указанным в Выписке из протокола от 25.10.2012 N 1 Общего собрания учредителей ДНП "Балтийская слобода", является необоснованной, поскольку данное утверждение заявителя опровергается теми же документами, на которые он ссылается в обоснование своей позиции.
В выписке из протокола от 25.10.2012 N 1 Общего собрания учредителей ДНП "Балтийская слобода" указано, что в присутствии учредителей Общего собрания: Бурцева Р.О., Шевченко Д.В., Безручко О.В. было принято решение создать ДНП "Балтийская слобода" для управления территорией, представляющий собой земельный участок с кадастровым номером 47:14:0901002:0056; были избраны члены Правления: Бурцев Р.О., Шевченко Д.В., Безручко О.В.; был избран председатель Правления - Бурцев Р.О. и утвержден Устав ДНП "Балтийская слобода".
При этом в данном протоколе указано, что по второму вопросу повестки дня выступили все учредители, которые установили, что имеют на правах аренды земельный участок с кадастровым номером 47:14:0901002:0056.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности и взаимосвязи все представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции правомерно и обоснованно отклонил заявленные Обществом требования.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.10.2014 по делу N А56-38803/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
М.В.БУДЫЛЕВА
Судьи
О.В.ГОРБАЧЕВА
Л.П.ЗАГАРАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)