Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей: Виткаловой Е.Н., Игнахиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от администрации Раменского муниципального района Московской области - не явился, извещена,
от ООО "Брокеркредитсервис-Фонды недвижимости" - Иванушкиной Е.С. (представителя по доверенности от 25.06.2014 N 62), Дмитриева Н.Н. (представителя по доверенности от 28.03.2014),
от Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Перспектива" - не явился, извещено,
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по МО - не явился, извещено,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО - не явился, извещено,
от администрации Раменского муниципального района Московской области - не явился, извещена,
от Правительства Московской области - не явился, извещено,
от Министерства экологии и природопользования Московской области - не явился, извещено,
от Межрайонной ИФНС N 1 по Московской области - не явился, извещено,
от администрации сельского поселения Островецкое - не явился, извещена,
- от Министерства имущественных отношений Московской области - Мерзляковой Л.А. (представителя по доверенности от 04.03.2014 N 12исх-2617);
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Раменского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 29 апреля 2014 года по делу N А41-53072/13, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по исковому заявлению ООО "Брокеркредитсервис-Фонды недвижимости" Д.У. Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Перспектива" к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, администрация Раменского муниципального района Московской области, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Межрайонная ИФНС N 1 по Московской области, администрация сельского поселения Островецкое, Министерство имущественных отношений Московской области, об оспаривании кадастровой стоимости,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Брокеркредитсервис-Фонды недвижимости" Д.У. Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Перспектива" (далее - ООО "Брокеркредитсервис-Фонды недвижимости", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", кадастровая палата, ответчик) с заявленными требованиями (уточненными в порядке статьи 49 АПК РФ):
1. Признать с 23.09.2010 по 27.01.2012 несоответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030131:57, а также несоответствующим рыночной стоимости 1 (одного) кв. м данного земельного участка удельный показатель кадастровой стоимости в размере 2 179,11 руб.
2. Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области:
- - исключить с 23.09.2010 по 27.01.2012 из Государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости Земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030131:57 в размере 2 179,11 рублей и рассчитанной по этому показателю кадастровой стоимости земельного участка;
- - внести в Государственный кадастр недвижимости с даты 23.09.2010 в качестве новой кадастровой стоимости - рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030131:57 в размере 171 903 000 рублей, а также в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости - рыночную стоимость 1 кв. м данного земельного участка в размере 200 рублей.
В качестве третьих лиц в деле принимают участие Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, администрация Раменского муниципального района Московской области; Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Межрайонная ИФНС N 1 по Московской области, администрация сельского поселения Островецкое, Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.04.2014 заявленные требования удовлетворены частично.
Суд признал с 23.09.2010 по 27.01.2012 несоответствующей рыночной стоимости, внесенную Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области в государственный кадастр недвижимости, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030131:57, а также несоответствующим рыночной стоимости 1 (одного) кв. м данного земельного участка удельный показатель кадастровой стоимости в размере 2 179,11 руб.
Установил в качестве кадастровой стоимости - рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030131:57 в размере 171 903 000 рублей, а также в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости - рыночную стоимость 1 кв. м данного земельного участка в размере 200 рублей.
В остальной части иска судом первой инстанции отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, администрация Раменского муниципального района Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять новый судебный акт об отказе в иске в полном объеме.
В судебное заседание не явились представители администрации Раменского муниципального района Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Управления Росреестра по Московской области, Правительства Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области, Межрайонной ИФНС N 1 по Московской области, администрации сельского поселения Островецкое, в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного заседания. Информация о времени и месте судебного заседания имеется на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы администрации Раменского муниципального района Московской области, ссылался на письменные пояснения, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В судебном заседании представители истца против доводов администрации Раменского муниципального района Московской области возражали по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, ссылаясь на законность решения арбитражного суда первой инстанции и необоснованность апелляционной жалобы администрации.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы администрации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Брокеркредитсервис-Фонды недвижимости" имеет лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами от 30.08.2011 N 21-000-1-00829, предоставленную ФСФР России, действующее на основании Правил доверительного управления, зарегистрированных ФСФР России 23.10.2010 в реестре за N 1986-94197687 в соответствии с действующим законодательством РФ об инвестиционных фондах является управляющей компанией (далее - УК) ЗПИФ "Перспектива".
В состав имущества Фонда входит, в том числе, земельный участок, находящийся в Раменском районе Московской области, с кадастровым номером 50:23:0030131:57, разрешенный вид использования "для дачного строительства".
В соответствии с Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области", среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в составе дачных объединений по Раменскому району составляет 2179,10 руб. за 1 кв. метр.
Не согласившись с определением кадастровой стоимости участка, истец обратился к независимому оценщику - ИП Бомко И.И. - с целью установить его рыночную стоимость.
В соответствии с выводами, содержащимися в отчетах оценщика, установлена рыночная стоимость участков; кадастровая стоимость, содержащаяся в данных ГКН, существенно превышает их установленную рыночную стоимость.
Заявитель, считая незаконными, как несоответствующими законодательству Российской Федерации действия филиала ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области по определению удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в Раменском районе Московской области, неправомерно применило среднее по Раменскому району значение удельного показателя кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, утвержденного Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ в размере 2179,11 руб./кв. м, обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование в части признания несоответствующей кадастровой стоимости земельного участка его действительной рыночной стоимости, и установления его кадастровой стоимости в соответствии с его рыночной стоимостью, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что внесение в Государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, без учета его рыночной стоимости, нарушает права и законные интересы заявителя, связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога, противоречит нормам земельного и налогового законодательства об определении кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Следовательно, в случае неправильного определения кадастровой стоимости земельного участка неправомерное увеличение налоговой базы влечет за собой увеличение налоговых обязательств заявителя, тем самым нарушая его права и законные интересы.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площадь земельного участка (статья 7 Закона N 221-ФЗ).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, государственный кадастровый учет земельного участка является обязательным условием для его гражданского оборота.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
С вступлением в силу с 01.01.2011 Федерального закона от 27.11.2010 N 308-ФЗ "О внесении изменений в главы 30 и 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" в отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, плательщиками земельного налога признаются управляющие компании.
Таким образом, управляющие компании, начиная с I квартала 2011 года осуществляют расчет земельного налога в отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, с учетом кадастровой стоимости, определенной для соответствующего земельного участка, и налоговой ставки, действующей по месту нахождения земельного участка. В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, земельный налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд (пункт 1 статьи 388 НК РФ).
Прямая обязанность управляющей компании по определению рыночной стоимости земельных участков входящих в состав имущества Фонда, установлена Федеральным законом от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", Положением о порядке и сроках определения стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов, стоимости чистых активов паевых инвестиционных фондов, расчетной стоимости инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, а также стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов в расчете на одну акцию, утвержденного Приказом ФСФР России от 15.06.2005 N 05-21/пз-н, Правилами доверительного управления Фондами.
По смыслу вышеуказанных правовых норм следует, что кадастровая стоимость - это не что иное, как рыночная стоимость, учтенная для целей налогообложения.
Такой же позиции придерживается Конституционный суд Российской Федерации, который в своем Определении от 01.03.2011 N 275-О-О указал, что в связи с изменениями законодательства РФ было определено понятие кадастровой стоимости, под которой теперь понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности".
Сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре").
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1, 2, 4 названных Правил установлено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Исходя из взаимосвязи положений пунктов 5, 8 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости, при этом в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
В пункте 11 Правил разъяснено, что для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
В соответствии с указанными положениями, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации разработаны и утверждены приказом от 12.08.2006 N 222 Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний они применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях:
- - образования нового земельного участка;
- - изменения площади земельного участка;
- - изменения вида разрешенного использования земельного участка;
- - перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель;
- - включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.
Согласно пункту 2.1.3 Методических указаний в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Судом установлено, что при определении кадастровой стоимости земельного участка, кадастровым органом применен средний по Раменскому району удельный показатель кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, утвержденный Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ, в размере 2179,11 руб./кв. м.
В материалах дела имеется письмо кадастровой палаты от 10.09.2013 (л.д. 207 т. 1), в котором содержится указание на то, что расчет кадастровой стоимости участка произведен на основании Распоряжения N 121-РМ 23.09.2010.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Как следует из Постановления Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, несмотря на то, что административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом ее проведения (массовым характером).
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761 установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (Приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Согласно материалам дела с 27.01.2012 спорный участок снят с кадастрового учета и имеет статус "архивный" (л.д. 19 т. 2). Право собственности на образованные при разделе земельные участки - зарегистрировано в ЕГРП, образованным земельным участкам присвоены свои соответствующие кадастровые номера.
Таким образом, на момент подачи иска по данному делу истец утратил полномочия собственника земельного участка с кадастровым номером N 50:23:0030131:57, в связи с его разделением.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Согласно пункту 24 части 2 статьи 7 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости - сведения о прекращении существования объекта недвижимости (дата снятия с кадастрового учета), если объект недвижимости прекратил существование.
В силу части 1 статьи 16 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 17 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" датой завершения кадастрового учета признается день внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений о прекращении существования объекта недвижимости (при снятии с учета объекта недвижимости).
В соответствии с частью 2 статьи 25 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Часть 3 статьи 24 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" устанавливает, что учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости. Учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления одновременно с постановкой на учет образованных из таких объектов недвижимости иных объектов недвижимости в случае, если право собственности на все образованные объекты недвижимости возникает в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Действующим законодательством не предусмотрена возможность внесения изменений в сведения ГКН в отношении объекта недвижимости, снятого с кадастрового учета.
При этом, обращаясь в суд с исковыми требованиями, ООО "Брокеркредитсервис-Фонды недвижимости" не принял во внимание то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости. То есть рыночная стоимость определяется на дату проведения государственной кадастровой оценки, но применяется с момента внесения оспариваемой кадастровой стоимость в ГКН (а не с даты, по состоянию на которую проводилась оценка), соответствующие изменения в ГКН вносятся с момента вступления судебного акта в законную силу.
Вышеизложенное согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении Президиума от 25.06.2013 N 10761/11.
Принимая во внимание факт прекращения существования спорного земельного участка как объекта недвижимости, а, следовательно, как объекта гражданских правовых отношений, тогда как исковые требования направлены на внесение в ГКН сведений о рыночной стоимости земельного участка прекратившего существование на дату вступления решения в законную силу, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного требования общества о признании несоответствующей рыночной стоимости установленной в ГКН кадастровой стоимости спорного земельного участка с 23.09.2010 по 27.01.2012 и установлении кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости спорного земельного участка, удовлетворению не подлежат.
При этом, суд также не может удовлетворить требование заявителя о внесении в ГКН новой кадастровой стоимости и исключении из ГКН старой кадастровой стоимости, с учетом того, что в настоящее время действует новое Распоряжение Минэкологии Московской области N 564-РМ от 26.11.2013, а также в связи со снятием спорного участка с кадастрового учета.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.04.2014 по делу N А41-53072/13 отменить.
В иске отказать.
Председательствующий судья
Е.А.МИЩЕНКО
Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
М.В.ИГНАХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.07.2014 ПО ДЕЛУ N А41-53072/13
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2014 г. по делу N А41-53072/13
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей: Виткаловой Е.Н., Игнахиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от администрации Раменского муниципального района Московской области - не явился, извещена,
от ООО "Брокеркредитсервис-Фонды недвижимости" - Иванушкиной Е.С. (представителя по доверенности от 25.06.2014 N 62), Дмитриева Н.Н. (представителя по доверенности от 28.03.2014),
от Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Перспектива" - не явился, извещено,
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по МО - не явился, извещено,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО - не явился, извещено,
от администрации Раменского муниципального района Московской области - не явился, извещена,
от Правительства Московской области - не явился, извещено,
от Министерства экологии и природопользования Московской области - не явился, извещено,
от Межрайонной ИФНС N 1 по Московской области - не явился, извещено,
от администрации сельского поселения Островецкое - не явился, извещена,
- от Министерства имущественных отношений Московской области - Мерзляковой Л.А. (представителя по доверенности от 04.03.2014 N 12исх-2617);
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Раменского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 29 апреля 2014 года по делу N А41-53072/13, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по исковому заявлению ООО "Брокеркредитсервис-Фонды недвижимости" Д.У. Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Перспектива" к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, администрация Раменского муниципального района Московской области, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Межрайонная ИФНС N 1 по Московской области, администрация сельского поселения Островецкое, Министерство имущественных отношений Московской области, об оспаривании кадастровой стоимости,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Брокеркредитсервис-Фонды недвижимости" Д.У. Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Перспектива" (далее - ООО "Брокеркредитсервис-Фонды недвижимости", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", кадастровая палата, ответчик) с заявленными требованиями (уточненными в порядке статьи 49 АПК РФ):
1. Признать с 23.09.2010 по 27.01.2012 несоответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030131:57, а также несоответствующим рыночной стоимости 1 (одного) кв. м данного земельного участка удельный показатель кадастровой стоимости в размере 2 179,11 руб.
2. Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области:
- - исключить с 23.09.2010 по 27.01.2012 из Государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости Земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030131:57 в размере 2 179,11 рублей и рассчитанной по этому показателю кадастровой стоимости земельного участка;
- - внести в Государственный кадастр недвижимости с даты 23.09.2010 в качестве новой кадастровой стоимости - рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030131:57 в размере 171 903 000 рублей, а также в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости - рыночную стоимость 1 кв. м данного земельного участка в размере 200 рублей.
В качестве третьих лиц в деле принимают участие Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, администрация Раменского муниципального района Московской области; Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Межрайонная ИФНС N 1 по Московской области, администрация сельского поселения Островецкое, Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.04.2014 заявленные требования удовлетворены частично.
Суд признал с 23.09.2010 по 27.01.2012 несоответствующей рыночной стоимости, внесенную Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области в государственный кадастр недвижимости, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030131:57, а также несоответствующим рыночной стоимости 1 (одного) кв. м данного земельного участка удельный показатель кадастровой стоимости в размере 2 179,11 руб.
Установил в качестве кадастровой стоимости - рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030131:57 в размере 171 903 000 рублей, а также в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости - рыночную стоимость 1 кв. м данного земельного участка в размере 200 рублей.
В остальной части иска судом первой инстанции отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, администрация Раменского муниципального района Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять новый судебный акт об отказе в иске в полном объеме.
В судебное заседание не явились представители администрации Раменского муниципального района Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Управления Росреестра по Московской области, Правительства Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области, Межрайонной ИФНС N 1 по Московской области, администрации сельского поселения Островецкое, в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного заседания. Информация о времени и месте судебного заседания имеется на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы администрации Раменского муниципального района Московской области, ссылался на письменные пояснения, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В судебном заседании представители истца против доводов администрации Раменского муниципального района Московской области возражали по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, ссылаясь на законность решения арбитражного суда первой инстанции и необоснованность апелляционной жалобы администрации.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы администрации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Брокеркредитсервис-Фонды недвижимости" имеет лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами от 30.08.2011 N 21-000-1-00829, предоставленную ФСФР России, действующее на основании Правил доверительного управления, зарегистрированных ФСФР России 23.10.2010 в реестре за N 1986-94197687 в соответствии с действующим законодательством РФ об инвестиционных фондах является управляющей компанией (далее - УК) ЗПИФ "Перспектива".
В состав имущества Фонда входит, в том числе, земельный участок, находящийся в Раменском районе Московской области, с кадастровым номером 50:23:0030131:57, разрешенный вид использования "для дачного строительства".
В соответствии с Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области", среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в составе дачных объединений по Раменскому району составляет 2179,10 руб. за 1 кв. метр.
Не согласившись с определением кадастровой стоимости участка, истец обратился к независимому оценщику - ИП Бомко И.И. - с целью установить его рыночную стоимость.
В соответствии с выводами, содержащимися в отчетах оценщика, установлена рыночная стоимость участков; кадастровая стоимость, содержащаяся в данных ГКН, существенно превышает их установленную рыночную стоимость.
Заявитель, считая незаконными, как несоответствующими законодательству Российской Федерации действия филиала ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области по определению удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в Раменском районе Московской области, неправомерно применило среднее по Раменскому району значение удельного показателя кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, утвержденного Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ в размере 2179,11 руб./кв. м, обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование в части признания несоответствующей кадастровой стоимости земельного участка его действительной рыночной стоимости, и установления его кадастровой стоимости в соответствии с его рыночной стоимостью, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что внесение в Государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, без учета его рыночной стоимости, нарушает права и законные интересы заявителя, связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога, противоречит нормам земельного и налогового законодательства об определении кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Следовательно, в случае неправильного определения кадастровой стоимости земельного участка неправомерное увеличение налоговой базы влечет за собой увеличение налоговых обязательств заявителя, тем самым нарушая его права и законные интересы.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площадь земельного участка (статья 7 Закона N 221-ФЗ).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, государственный кадастровый учет земельного участка является обязательным условием для его гражданского оборота.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
С вступлением в силу с 01.01.2011 Федерального закона от 27.11.2010 N 308-ФЗ "О внесении изменений в главы 30 и 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" в отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, плательщиками земельного налога признаются управляющие компании.
Таким образом, управляющие компании, начиная с I квартала 2011 года осуществляют расчет земельного налога в отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, с учетом кадастровой стоимости, определенной для соответствующего земельного участка, и налоговой ставки, действующей по месту нахождения земельного участка. В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, земельный налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд (пункт 1 статьи 388 НК РФ).
Прямая обязанность управляющей компании по определению рыночной стоимости земельных участков входящих в состав имущества Фонда, установлена Федеральным законом от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", Положением о порядке и сроках определения стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов, стоимости чистых активов паевых инвестиционных фондов, расчетной стоимости инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, а также стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов в расчете на одну акцию, утвержденного Приказом ФСФР России от 15.06.2005 N 05-21/пз-н, Правилами доверительного управления Фондами.
По смыслу вышеуказанных правовых норм следует, что кадастровая стоимость - это не что иное, как рыночная стоимость, учтенная для целей налогообложения.
Такой же позиции придерживается Конституционный суд Российской Федерации, который в своем Определении от 01.03.2011 N 275-О-О указал, что в связи с изменениями законодательства РФ было определено понятие кадастровой стоимости, под которой теперь понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности".
Сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре").
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1, 2, 4 названных Правил установлено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Исходя из взаимосвязи положений пунктов 5, 8 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости, при этом в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
В пункте 11 Правил разъяснено, что для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
В соответствии с указанными положениями, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации разработаны и утверждены приказом от 12.08.2006 N 222 Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний они применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях:
- - образования нового земельного участка;
- - изменения площади земельного участка;
- - изменения вида разрешенного использования земельного участка;
- - перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель;
- - включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.
Согласно пункту 2.1.3 Методических указаний в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Судом установлено, что при определении кадастровой стоимости земельного участка, кадастровым органом применен средний по Раменскому району удельный показатель кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, утвержденный Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ, в размере 2179,11 руб./кв. м.
В материалах дела имеется письмо кадастровой палаты от 10.09.2013 (л.д. 207 т. 1), в котором содержится указание на то, что расчет кадастровой стоимости участка произведен на основании Распоряжения N 121-РМ 23.09.2010.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Как следует из Постановления Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, несмотря на то, что административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом ее проведения (массовым характером).
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761 установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (Приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Согласно материалам дела с 27.01.2012 спорный участок снят с кадастрового учета и имеет статус "архивный" (л.д. 19 т. 2). Право собственности на образованные при разделе земельные участки - зарегистрировано в ЕГРП, образованным земельным участкам присвоены свои соответствующие кадастровые номера.
Таким образом, на момент подачи иска по данному делу истец утратил полномочия собственника земельного участка с кадастровым номером N 50:23:0030131:57, в связи с его разделением.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Согласно пункту 24 части 2 статьи 7 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости - сведения о прекращении существования объекта недвижимости (дата снятия с кадастрового учета), если объект недвижимости прекратил существование.
В силу части 1 статьи 16 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 17 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" датой завершения кадастрового учета признается день внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений о прекращении существования объекта недвижимости (при снятии с учета объекта недвижимости).
В соответствии с частью 2 статьи 25 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Часть 3 статьи 24 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" устанавливает, что учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости. Учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления одновременно с постановкой на учет образованных из таких объектов недвижимости иных объектов недвижимости в случае, если право собственности на все образованные объекты недвижимости возникает в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Действующим законодательством не предусмотрена возможность внесения изменений в сведения ГКН в отношении объекта недвижимости, снятого с кадастрового учета.
При этом, обращаясь в суд с исковыми требованиями, ООО "Брокеркредитсервис-Фонды недвижимости" не принял во внимание то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости. То есть рыночная стоимость определяется на дату проведения государственной кадастровой оценки, но применяется с момента внесения оспариваемой кадастровой стоимость в ГКН (а не с даты, по состоянию на которую проводилась оценка), соответствующие изменения в ГКН вносятся с момента вступления судебного акта в законную силу.
Вышеизложенное согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении Президиума от 25.06.2013 N 10761/11.
Принимая во внимание факт прекращения существования спорного земельного участка как объекта недвижимости, а, следовательно, как объекта гражданских правовых отношений, тогда как исковые требования направлены на внесение в ГКН сведений о рыночной стоимости земельного участка прекратившего существование на дату вступления решения в законную силу, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного требования общества о признании несоответствующей рыночной стоимости установленной в ГКН кадастровой стоимости спорного земельного участка с 23.09.2010 по 27.01.2012 и установлении кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости спорного земельного участка, удовлетворению не подлежат.
При этом, суд также не может удовлетворить требование заявителя о внесении в ГКН новой кадастровой стоимости и исключении из ГКН старой кадастровой стоимости, с учетом того, что в настоящее время действует новое Распоряжение Минэкологии Московской области N 564-РМ от 26.11.2013, а также в связи со снятием спорного участка с кадастрового учета.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.04.2014 по делу N А41-53072/13 отменить.
В иске отказать.
Председательствующий судья
Е.А.МИЩЕНКО
Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
М.В.ИГНАХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)