Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Лимонова И.В., Анненкова Г.В.,
при ведении протокола помощником судьи Лепинских Н.С., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2014 по делу N А47-12044/2012 Арбитражного суда Оренбургской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи, организованной Арбитражным судом Оренбургской области, приняли участие представители:
- инспекции - Канзалаева Л.В., доверенность от 22.01.2014;
- Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области" (далее - учреждение, налогоплательщик) - Бурлайкина О.Н. доверенность от 08.08.2014; Курочкин А.О. доверенность от 21.08.2014, Таров М.Ю. доверенность от 31.07.2014.
Налоговый орган обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к учреждению о взыскании 5 026 678 руб. 75 коп. налога на прибыль, соответствующих пеней, а также пеней по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в размере 1 414 руб. (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга (далее - третье лицо).
Решением суда от 10.02.2014 (судья Александрова А.А.) заявление удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2014 (судьи Толкунов В.М., Иванов Н.А., Малышева И.А.) решение суда изменено в части, заявленные требования удовлетворены частично, взысканы пени по НДФЛ в размере 1 414 руб., в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе инспекция просит постановление суда отменить, решение суда оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм процессуального права (ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По мнению заявителя жалобы, судом апелляционной инстанции неправомерно признан необоснованным вывод суда первой инстанции о преюдициальном характере выводов, сделанных судами при рассмотрении дела N А47-10539/2012, и применена позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении Президиума от 23.04.2013 N 12527/12.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить жалобу инспекции без удовлетворения, постановление суда - без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, согласно решению инспекции от 27.04.2012 N 16-07/33 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" налогоплательщику за период с 2008 по 2010 годы в том числе, начислены налог на прибыль 5 026 678 руб. 75 коп. и соответствующие пени.
Основанием для вынесения указанного решения послужили выводы налогового органа о неправомерном невключении налогоплательщиком в состав доходной части налоговой базы по налогу на прибыль денежных средств, полученных по возмездным договорам оказания услуг по охране имущества юридических и физических лиц.
Судебными актами по делу N А47-10539/2012 управлению отказано в удовлетворении требований о признании недействительным вышеуказанного решения налогового органа.
Во исполнение названного решения инспекция обратилась в суд с настоящим заявлением о взыскании доначисленных налога на прибыль и пеней.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции счел, что правомерность доначисления налогоплательщику спорных сумм налога и пеней установлена вступившими в законную силу судебными актами по делу N А47-10539/2012, имеющими преюдициальное значение при рассмотрении данного спора.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований инспекции, апелляционный суд исходил из необходимости учета при рассмотрении настоящего спора правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 23.04.2013 N 12527/12.
В соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) бюджетные учреждения, получающие доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, являются плательщиками налога на прибыль и определяют налоговую базу по налогу в порядке, установленном этой главой.
Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями до 01 января 2011 года были установлены ст. 321.1 Кодекса.
С 01 января 2011 года для бюджетных учреждений, которые являются получателями бюджетных средств, особенности ведения налогового учета определены в ст. 331.1 Кодекса.
Согласно данной статье Кодекса до 01 июля 2012 года указанные организации должны распределять расходы, понесенные за счет доходов от оказания платных услуг и доходов, полученных в рамках целевого финансирования, пропорционально доле доходов от оказания платных услуг в общей сумме доходов. Это необходимо делать при условии, что за счет выделенных бюджетных ассигнований предусмотрено финансовое обеспечение расходов на оплату коммунальных услуг; услуг связи; транспортных расходов на обслуживание административно-управленческого персонала; расходов на все виды ремонта основных средств. Такой порядок учета расходов аналогичен ранее установленному п. 3 ст. 321.1 Кодекса.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в вышеназванном постановлении, налоговый орган должен определять соотношение доходов от оказания услуг по охране в общем объеме полученного отделом вневедомственной охраны финансирования и с учетом положений, предусмотренных абз. 3 п. 1 и п. 4 ст. 321.1 Кодекса, а также принципа пропорционального распределения расходов, закрепленного абз. 4 п. 1 ст. 272 и п. 3 ст. 321.1 Кодекса, определить налоговую базу по налогу на прибыль.
Апелляционным судом установлено, что инспекция не применила указанные положения гл. 25 Кодекса при доначислении налога на прибыль, что повлекло исчисление налоговым органом данного налога на прибыль в сумме, не соответствующей действительному размеру налогового обязательства учреждения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Соответствующие доводы кассационной жалобы подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании положений ч. 6 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающих обязанность арбитражного суда, рассматривающего спор о взыскании обязательных платежей и санкций, устанавливать основания для взыскания суммы задолженности, а также проверять правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2014 по делу N А47-12044/2012 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.КРАВЦОВА
Судьи
И.В.ЛИМОНОВ
Г.В.АННЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 26.08.2014 N Ф09-4813/14 ПО ДЕЛУ N А47-12044/2012
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2014 г. N Ф09-4813/14
Дело N А47-12044/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Лимонова И.В., Анненкова Г.В.,
при ведении протокола помощником судьи Лепинских Н.С., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2014 по делу N А47-12044/2012 Арбитражного суда Оренбургской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи, организованной Арбитражным судом Оренбургской области, приняли участие представители:
- инспекции - Канзалаева Л.В., доверенность от 22.01.2014;
- Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области" (далее - учреждение, налогоплательщик) - Бурлайкина О.Н. доверенность от 08.08.2014; Курочкин А.О. доверенность от 21.08.2014, Таров М.Ю. доверенность от 31.07.2014.
Налоговый орган обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к учреждению о взыскании 5 026 678 руб. 75 коп. налога на прибыль, соответствующих пеней, а также пеней по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в размере 1 414 руб. (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга (далее - третье лицо).
Решением суда от 10.02.2014 (судья Александрова А.А.) заявление удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2014 (судьи Толкунов В.М., Иванов Н.А., Малышева И.А.) решение суда изменено в части, заявленные требования удовлетворены частично, взысканы пени по НДФЛ в размере 1 414 руб., в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе инспекция просит постановление суда отменить, решение суда оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм процессуального права (ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По мнению заявителя жалобы, судом апелляционной инстанции неправомерно признан необоснованным вывод суда первой инстанции о преюдициальном характере выводов, сделанных судами при рассмотрении дела N А47-10539/2012, и применена позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении Президиума от 23.04.2013 N 12527/12.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить жалобу инспекции без удовлетворения, постановление суда - без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, согласно решению инспекции от 27.04.2012 N 16-07/33 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" налогоплательщику за период с 2008 по 2010 годы в том числе, начислены налог на прибыль 5 026 678 руб. 75 коп. и соответствующие пени.
Основанием для вынесения указанного решения послужили выводы налогового органа о неправомерном невключении налогоплательщиком в состав доходной части налоговой базы по налогу на прибыль денежных средств, полученных по возмездным договорам оказания услуг по охране имущества юридических и физических лиц.
Судебными актами по делу N А47-10539/2012 управлению отказано в удовлетворении требований о признании недействительным вышеуказанного решения налогового органа.
Во исполнение названного решения инспекция обратилась в суд с настоящим заявлением о взыскании доначисленных налога на прибыль и пеней.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции счел, что правомерность доначисления налогоплательщику спорных сумм налога и пеней установлена вступившими в законную силу судебными актами по делу N А47-10539/2012, имеющими преюдициальное значение при рассмотрении данного спора.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований инспекции, апелляционный суд исходил из необходимости учета при рассмотрении настоящего спора правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 23.04.2013 N 12527/12.
В соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) бюджетные учреждения, получающие доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, являются плательщиками налога на прибыль и определяют налоговую базу по налогу в порядке, установленном этой главой.
Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями до 01 января 2011 года были установлены ст. 321.1 Кодекса.
С 01 января 2011 года для бюджетных учреждений, которые являются получателями бюджетных средств, особенности ведения налогового учета определены в ст. 331.1 Кодекса.
Согласно данной статье Кодекса до 01 июля 2012 года указанные организации должны распределять расходы, понесенные за счет доходов от оказания платных услуг и доходов, полученных в рамках целевого финансирования, пропорционально доле доходов от оказания платных услуг в общей сумме доходов. Это необходимо делать при условии, что за счет выделенных бюджетных ассигнований предусмотрено финансовое обеспечение расходов на оплату коммунальных услуг; услуг связи; транспортных расходов на обслуживание административно-управленческого персонала; расходов на все виды ремонта основных средств. Такой порядок учета расходов аналогичен ранее установленному п. 3 ст. 321.1 Кодекса.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в вышеназванном постановлении, налоговый орган должен определять соотношение доходов от оказания услуг по охране в общем объеме полученного отделом вневедомственной охраны финансирования и с учетом положений, предусмотренных абз. 3 п. 1 и п. 4 ст. 321.1 Кодекса, а также принципа пропорционального распределения расходов, закрепленного абз. 4 п. 1 ст. 272 и п. 3 ст. 321.1 Кодекса, определить налоговую базу по налогу на прибыль.
Апелляционным судом установлено, что инспекция не применила указанные положения гл. 25 Кодекса при доначислении налога на прибыль, что повлекло исчисление налоговым органом данного налога на прибыль в сумме, не соответствующей действительному размеру налогового обязательства учреждения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Соответствующие доводы кассационной жалобы подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании положений ч. 6 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающих обязанность арбитражного суда, рассматривающего спор о взыскании обязательных платежей и санкций, устанавливать основания для взыскания суммы задолженности, а также проверять правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2014 по делу N А47-12044/2012 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.КРАВЦОВА
Судьи
И.В.ЛИМОНОВ
Г.В.АННЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)