Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола помощником судьи Мавлютовой Р.И.,
с участием:
от заявителя - Свешникова А.В., доверенность от 27.11.2007 г. N 1450,
от ответчика - Тимофеева Е.В., доверенность от 09.01.2007 г. N 13,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 04.12.2007 г. апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Самарской области
на определение Арбитражного суда Самарской области от 26 октября 2007 г. по делу N А55-17970/2006 (судья Мальцев Н.А.), принятое
по заявлениям Администрации Пестравского р-на Самарской области, с. Пестравка
к Управлению Федерального казначейства по Самарской области
третье лицо: ОАО "Самаранефтегаз", г. Самара
о наложении на Управление Федерального казначейства по Самарской области штрафа в размере 1 000 минимальных размеров оплаты труда и на руководителя Управления Федерального казначейства по Самарской области А.Ю. Демидова штрафа в размере 50 минимальных размеров оплаты труда за неисполнение решения Арбитражного суда Самарской области от 02 февраля 2007 г. по делу N А55-17970/2006,
установил:
Администрация Пестравского района Самарской области обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлениями о наложении на Управление Федерального казначейства по Самарской области штрафа в размере 1 000 минимальных размеров оплаты труда и на руководителя Управления Федерального казначейства по Самарской области А.Ю. Демидова штрафа в размере 50 минимальных размеров оплаты труда за неисполнение решения Арбитражного суда Самарской области суда от 02 февраля 2007 г. по настоящему делу.
Определением суда 1 инстанции от 26.10.2007 г. в удовлетворении заявления о наложении штрафа на руководителя Управления Федерального казначейства по Самарской области Демидова А.Ю. отказано, заявление о наложении штрафа на Управление Федерального казначейства по Самарской области удовлетворено частично, с Управления в пользу Администрации Пестравского района Самарской области взыскан штраф в размере 1000 руб.
В апелляционной жалобе Управление просит определение суда 1 инстанции в части взыскания с Управления в пользу Администрации штрафа в размере 1000 руб. отменить как незаконное и необоснованное.
В отзыве Администрация просит определение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает необходимым определение суда 1 инстанции изменить, в удовлетворении заявления Администрации Пестравского района Самарской области о наложении на Управление Федерального казначейства по Самарской области штрафа в размере 1 000 МРОТ отказать полностью по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 02 февраля 2007 г. по делу N А55-17970/2007 признано незаконным бездействие Управления Федерального казначейства по Самарской области, выразившееся в неперечислении денежных средств в размере 6 310 272 руб. в бюджет Пестравского района Самарской области, суд обязал Управление Федерального казначейства по Самарской области перечислить указанные денежные средства в бюджет Пестравского района.
7 июля 2007 г. на основании данного решения судом был выдан исполнительный лист N 049939 и направлен на исполнение в Управление Федерального казначейства по Самарской области.
30.07.2007 г. Управление Федерального казначейства по Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о разъяснении решения суда от 02 февраля 2007 г. (л.д. 12 т. 2).
10 августа 2007 г. суд вынес определение, в котором разъяснил, что исполнение решения в части обязания Управления Федерального казначейства по Самарской области перечислить денежные средства в размере 6 310 272 р. в бюджет Пестравского района Самарской области необходимо исполнять за счет казны Российской Федерации (л.д. 38 т. 2).
Письмом от 13.08.2007 г. N 1507/3995 Управление федерального казначейства по Самарской области вернуло в Администрацию Пестравского района Самарской области исполнительный лист и приложенные к нему документы со ссылкой на то, что исполнительный лист и приложенные к нему документы для исполнения необходимо направлять в Министерство финансов Российской Федерации.
Удовлетворяя в указанной части заявление Администрации суд 1 инстанции исходил из положений п. 2 ст. 332 АПК РФ, согласно которому за неисполнение указанных в исполнительном листе действий лицом, на которое возложено совершение этих действий, на это лицо арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, может быть наложен судебный штраф в порядке и в размере, установленном в главе 11 настоящего Кодекса.
Поскольку Управление Федерального казначейства по Самарской области не исполнило решение арбитражного суда от 02.02.2007 г., суд 1 инстанции взыскал с него в пользу Администрации Пестравского района Самарской области судебный штраф в сумме 1000 руб.
Между тем данные доводы суда 1 инстанции являются ошибочными.
Экономический спор по данному делу возник из бюджетных правоотношений по формированию доходов местного бюджета Пестравского района Самарской области 2004 г. за счет налога на добычу полезных ископаемых, уплачиваемого ОАО "Самаранефтегаз", и связан с осуществлением Управлением Федерального казначейства полномочий по распределению доходов от уплаты данного налога в порядке межбюджетного регулирования между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами по установленным нормативам отчислений в соответствии с Федеральным законом N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 г.".
Решением суда 1 инстанции по данному делу от 02.02.2007 г. признано незаконным как не соответствующее положениям ст. 7 указанного Федерального закона бездействие УФК по Самарской области, выразившееся в неперечислении денежных средств от уплаты третьим лицом указанного налога в сумме 6 310 272 руб. в бюджет Пестравского района Самарской области. На Управление в целях устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя (пп. 3 п. 4 ст. 201 АПК РФ) возложена обязанность перечислить указанные денежные средства в бюджет Пестравского района Самарской области.
Как следует из решения суда, фактически указанные денежные средства от уплаты НДПИ были распределены Управлением по нормативам: 95% в федеральный бюджет, 5% - в бюджет субъекта РФ в соответствии с Федеральным законом N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", вступившим в действие с 01.01.2005 г.
Таким образом, на момент принятия арбитражным судом указанного решения спорные денежные средства в порядке распределения, осуществленного Управлением, поступили в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ по указанным нормативам.
Поскольку в данном случае незаконность бездействия Управления обусловлена ненадлежащим казначейским исполнением бюджета (ст. 215 Бюджетного кодекса РФ), постольку перечисление в 2007 г. в местный бюджет Пестравского района Самарской области, указанных денежных средств от уплаты НДПИ за 2004 г., распределенных в федеральный бюджет, возможно только в порядке исполнения доходов федерального бюджета (ст. 245 БК РФ).
В соответствии со ст. 165 БК РФ полномочия по организации исполнения федерального бюджета в бюджетном процессе возложены на Министерство финансов Российской Федерации.
По смыслу и содержанию ст. 166.1 БК РФ бюджетные полномочия Федерального казначейства не предусматривают возможности перечисления казначейством денежных средств непосредственно из федерального бюджета в местные бюджеты в порядке исполнения судебных решений.
Согласно указанному выше определению суда 1 инстанции от 10.08.2007 г. о разъяснении решения от 02.02.2007 г. исполнение решения в части возложения на УФК по Самарской области обязанности по перечислению денежных средств в сумме 6 310 272 руб. необходимо исполнять путем перечисления денежных средств в бюджет Пестравского района Самарской области за счет казны Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации, а также по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской федерации исполнительные листы и документы, предусмотренные п. 2 ст. 242.1 БК РФ, направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации.
При этом в силу п. п. 5, 7 ст. 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом о бюджете, Министерство финансов РФ ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением.
Из материалов дела следует, что указанный исполнительный лист от 07.07.2007 г. судом 1 инстанции в Министерство финансов РФ в указанном порядке не направлялся.
С учетом изложенного у суда 1 инстанции отсутствовали правовые основания для возложения на Управление федерального казначейство по Самарской области предусмотренной п. 2 ст. 332 АПК РФ ответственности за неисполнение указанного решения Арбитражного суда Самарской области.
Кроме того, в силу п. 4 ст. 119 АПК РФ судебные штрафы взыскиваются в доход федерального бюджета.
В нарушение данного положения закона обжалуемым определением суда 1 инстанции штраф с УФК по Самарской области взыскан не в доход Федерального бюджета, а в пользу Администрации Пестравского района Самарской области.
При таких обстоятельствах определение суда 1 инстанции от 26.10.2007 г. следует изменить, в удовлетворении заявления Администрации Пестравского района Самарской области о наложении на Управление Федерального казначейства по Самарской области штрафа в размере 1 000 минимальных размеров оплаты труда отказать полностью.
В остальной части определение суда следует оставить без изменения.
В соответствии с п. 3 ст. 271 АПК РФ Управлению Федерального казначейства по Самарской области следует возвратить из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину с апелляционной жалобы в размере 1 000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Определение Арбитражного суда Самарской области от 26 октября 2007 г. по делу N А55-17970/2006 изменить.
В удовлетворении заявления Администрации Пестравского района Самарской области о наложении на Управление Федерального казначейства по Самарской области штрафа в размере 1 000 минимальных размеров оплаты труда отказать полностью.
В остальной части определение суда оставить без изменения.
Возвратить Управлению Федерального казначейства по Самарской области из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 рублей.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Н.АПАРКИН
Судьи
П.В.БАЖАН
В.В.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.12.2007 ПО ДЕЛУ N А55-17970/2006
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2007 г. по делу N А55-17970/2006
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола помощником судьи Мавлютовой Р.И.,
с участием:
от заявителя - Свешникова А.В., доверенность от 27.11.2007 г. N 1450,
от ответчика - Тимофеева Е.В., доверенность от 09.01.2007 г. N 13,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 04.12.2007 г. апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Самарской области
на определение Арбитражного суда Самарской области от 26 октября 2007 г. по делу N А55-17970/2006 (судья Мальцев Н.А.), принятое
по заявлениям Администрации Пестравского р-на Самарской области, с. Пестравка
к Управлению Федерального казначейства по Самарской области
третье лицо: ОАО "Самаранефтегаз", г. Самара
о наложении на Управление Федерального казначейства по Самарской области штрафа в размере 1 000 минимальных размеров оплаты труда и на руководителя Управления Федерального казначейства по Самарской области А.Ю. Демидова штрафа в размере 50 минимальных размеров оплаты труда за неисполнение решения Арбитражного суда Самарской области от 02 февраля 2007 г. по делу N А55-17970/2006,
установил:
Администрация Пестравского района Самарской области обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлениями о наложении на Управление Федерального казначейства по Самарской области штрафа в размере 1 000 минимальных размеров оплаты труда и на руководителя Управления Федерального казначейства по Самарской области А.Ю. Демидова штрафа в размере 50 минимальных размеров оплаты труда за неисполнение решения Арбитражного суда Самарской области суда от 02 февраля 2007 г. по настоящему делу.
Определением суда 1 инстанции от 26.10.2007 г. в удовлетворении заявления о наложении штрафа на руководителя Управления Федерального казначейства по Самарской области Демидова А.Ю. отказано, заявление о наложении штрафа на Управление Федерального казначейства по Самарской области удовлетворено частично, с Управления в пользу Администрации Пестравского района Самарской области взыскан штраф в размере 1000 руб.
В апелляционной жалобе Управление просит определение суда 1 инстанции в части взыскания с Управления в пользу Администрации штрафа в размере 1000 руб. отменить как незаконное и необоснованное.
В отзыве Администрация просит определение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает необходимым определение суда 1 инстанции изменить, в удовлетворении заявления Администрации Пестравского района Самарской области о наложении на Управление Федерального казначейства по Самарской области штрафа в размере 1 000 МРОТ отказать полностью по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 02 февраля 2007 г. по делу N А55-17970/2007 признано незаконным бездействие Управления Федерального казначейства по Самарской области, выразившееся в неперечислении денежных средств в размере 6 310 272 руб. в бюджет Пестравского района Самарской области, суд обязал Управление Федерального казначейства по Самарской области перечислить указанные денежные средства в бюджет Пестравского района.
7 июля 2007 г. на основании данного решения судом был выдан исполнительный лист N 049939 и направлен на исполнение в Управление Федерального казначейства по Самарской области.
30.07.2007 г. Управление Федерального казначейства по Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о разъяснении решения суда от 02 февраля 2007 г. (л.д. 12 т. 2).
10 августа 2007 г. суд вынес определение, в котором разъяснил, что исполнение решения в части обязания Управления Федерального казначейства по Самарской области перечислить денежные средства в размере 6 310 272 р. в бюджет Пестравского района Самарской области необходимо исполнять за счет казны Российской Федерации (л.д. 38 т. 2).
Письмом от 13.08.2007 г. N 1507/3995 Управление федерального казначейства по Самарской области вернуло в Администрацию Пестравского района Самарской области исполнительный лист и приложенные к нему документы со ссылкой на то, что исполнительный лист и приложенные к нему документы для исполнения необходимо направлять в Министерство финансов Российской Федерации.
Удовлетворяя в указанной части заявление Администрации суд 1 инстанции исходил из положений п. 2 ст. 332 АПК РФ, согласно которому за неисполнение указанных в исполнительном листе действий лицом, на которое возложено совершение этих действий, на это лицо арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, может быть наложен судебный штраф в порядке и в размере, установленном в главе 11 настоящего Кодекса.
Поскольку Управление Федерального казначейства по Самарской области не исполнило решение арбитражного суда от 02.02.2007 г., суд 1 инстанции взыскал с него в пользу Администрации Пестравского района Самарской области судебный штраф в сумме 1000 руб.
Между тем данные доводы суда 1 инстанции являются ошибочными.
Экономический спор по данному делу возник из бюджетных правоотношений по формированию доходов местного бюджета Пестравского района Самарской области 2004 г. за счет налога на добычу полезных ископаемых, уплачиваемого ОАО "Самаранефтегаз", и связан с осуществлением Управлением Федерального казначейства полномочий по распределению доходов от уплаты данного налога в порядке межбюджетного регулирования между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами по установленным нормативам отчислений в соответствии с Федеральным законом N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 г.".
Решением суда 1 инстанции по данному делу от 02.02.2007 г. признано незаконным как не соответствующее положениям ст. 7 указанного Федерального закона бездействие УФК по Самарской области, выразившееся в неперечислении денежных средств от уплаты третьим лицом указанного налога в сумме 6 310 272 руб. в бюджет Пестравского района Самарской области. На Управление в целях устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя (пп. 3 п. 4 ст. 201 АПК РФ) возложена обязанность перечислить указанные денежные средства в бюджет Пестравского района Самарской области.
Как следует из решения суда, фактически указанные денежные средства от уплаты НДПИ были распределены Управлением по нормативам: 95% в федеральный бюджет, 5% - в бюджет субъекта РФ в соответствии с Федеральным законом N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", вступившим в действие с 01.01.2005 г.
Таким образом, на момент принятия арбитражным судом указанного решения спорные денежные средства в порядке распределения, осуществленного Управлением, поступили в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ по указанным нормативам.
Поскольку в данном случае незаконность бездействия Управления обусловлена ненадлежащим казначейским исполнением бюджета (ст. 215 Бюджетного кодекса РФ), постольку перечисление в 2007 г. в местный бюджет Пестравского района Самарской области, указанных денежных средств от уплаты НДПИ за 2004 г., распределенных в федеральный бюджет, возможно только в порядке исполнения доходов федерального бюджета (ст. 245 БК РФ).
В соответствии со ст. 165 БК РФ полномочия по организации исполнения федерального бюджета в бюджетном процессе возложены на Министерство финансов Российской Федерации.
По смыслу и содержанию ст. 166.1 БК РФ бюджетные полномочия Федерального казначейства не предусматривают возможности перечисления казначейством денежных средств непосредственно из федерального бюджета в местные бюджеты в порядке исполнения судебных решений.
Согласно указанному выше определению суда 1 инстанции от 10.08.2007 г. о разъяснении решения от 02.02.2007 г. исполнение решения в части возложения на УФК по Самарской области обязанности по перечислению денежных средств в сумме 6 310 272 руб. необходимо исполнять путем перечисления денежных средств в бюджет Пестравского района Самарской области за счет казны Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации, а также по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской федерации исполнительные листы и документы, предусмотренные п. 2 ст. 242.1 БК РФ, направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации.
При этом в силу п. п. 5, 7 ст. 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом о бюджете, Министерство финансов РФ ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением.
Из материалов дела следует, что указанный исполнительный лист от 07.07.2007 г. судом 1 инстанции в Министерство финансов РФ в указанном порядке не направлялся.
С учетом изложенного у суда 1 инстанции отсутствовали правовые основания для возложения на Управление федерального казначейство по Самарской области предусмотренной п. 2 ст. 332 АПК РФ ответственности за неисполнение указанного решения Арбитражного суда Самарской области.
Кроме того, в силу п. 4 ст. 119 АПК РФ судебные штрафы взыскиваются в доход федерального бюджета.
В нарушение данного положения закона обжалуемым определением суда 1 инстанции штраф с УФК по Самарской области взыскан не в доход Федерального бюджета, а в пользу Администрации Пестравского района Самарской области.
При таких обстоятельствах определение суда 1 инстанции от 26.10.2007 г. следует изменить, в удовлетворении заявления Администрации Пестравского района Самарской области о наложении на Управление Федерального казначейства по Самарской области штрафа в размере 1 000 минимальных размеров оплаты труда отказать полностью.
В остальной части определение суда следует оставить без изменения.
В соответствии с п. 3 ст. 271 АПК РФ Управлению Федерального казначейства по Самарской области следует возвратить из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину с апелляционной жалобы в размере 1 000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Определение Арбитражного суда Самарской области от 26 октября 2007 г. по делу N А55-17970/2006 изменить.
В удовлетворении заявления Администрации Пестравского района Самарской области о наложении на Управление Федерального казначейства по Самарской области штрафа в размере 1 000 минимальных размеров оплаты труда отказать полностью.
В остальной части определение суда оставить без изменения.
Возвратить Управлению Федерального казначейства по Самарской области из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 рублей.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Н.АПАРКИН
Судьи
П.В.БАЖАН
В.В.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)