Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18.03.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 25.03.2014.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Протасова А.И.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щеголевой Е.В. (в связи со сменой фамилии Поповой Е.В.),
при участии:
- от ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Курской и Белгородской областям": Мельников Ю.В., руководитель, выписка из приказа N 189 от 01.07.2013, паспорт РФ; Фомичихин А.В., представитель по доверенности от 07.03.2014, паспорт РФ;
- от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области: Полянская И.Э., представитель по доверенности N 2 от 09.01.2014, паспорт РФ;
- от заместителя начальника отдела финансового контроля и надзора в оборонном комплексе и государственных органах ТУ ФС ФБН в Курской области Филипповской Н.М.: Старкова А.В., представитель по доверенности 46 АА 0338786 от 11.10.2012, паспорт РФ;
- от старшего контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Курасовой В.В.: Старкова А.В., представитель по доверенности 46 АА 0338786 от 11.10.2012, паспорт РФ;
- от главного контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Мокроусовой Л.И.: Старкова А.В., представитель по доверенности 46 АА 0338786 от 11.10.2012, паспорт РФ;
- от главного контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Сивцевой В.В.: Старкова А.В., представитель по доверенности 46 АА 0338786 от 11.10.2012, паспорт РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Курской и Белгородской областям" на решение Арбитражного суда Курской области от 19.11.2013 по делу N А35-8199/2012 (судья Лымарь Д.В.) по заявлению Федерального казенного учреждения "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Курской и Белгородской областям" к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области и заместителю начальника отдела финансового контроля и надзора в оборонном комплексе и государственных органах ТУ ФС ФБН в Курской области Филипповской Н.М., старшему контролеру-ревизору ТУ ФС ФБН в Курской области Курасовой В.В., главному контролеру-ревизору ТУ ФС ФБН в Курской области Мокроусовой Л.И., главному контролеру-ревизору ТУ ФС ФБН в Курской области Сивцевой В.В., о признании незаконными представления и действий должностных лиц,
установил:
Федеральное казенное учреждение "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Курской и Белгородской областям" (далее - Учреждение, ФКУ) обратилось в арбитражный суд с заявлением, и с учетом уточнений, просил признать незаконными действия должностных лиц ревизионной группы Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области (далее - Территориальное управление, ТУ ФСФБН) при проведении проверки с 01.03.2012 по 22.05.2013, в том числе:
- действия заместителя начальника отдела финансового контроля и надзора в оборонном комплексе и государственных органах ТУ ФС ФБН в Курской области Филипповской Н.М. по выявлению недостачи 3 зданий в ФБУ в/ч 11262;
- действия старшего контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Курасовой В.В. по выявлению недостачи 26 единиц автомобильной техники в ФБУ в/ч 32406;
- действия старшего контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Курасовой В.В. по выявлению нарушений переплаты дополнительного материального стимулирования за счет средств федерального бюджета в результате начисления в размерах, превышающих пятикратный размер установленной расчетной суммы;
- действия главного контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Мокроусовой Л.И. по выявлению излишне перечисленного налога на доходы физических лиц, в том числе: удержанного дополнительного материального стимулирования, в связи с необоснованной выплатой работникам КЭЧ задолженности по заработной плате, в связи с переплатой надбавки за выслугу лет, излишне перечислен налог на доходы физических лиц по состоянию на 01.01.2012;
- действия старшего контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Курасовой В.В. в выявлении нарушений в связи с неправомерным принятием обязательств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств по денежному довольствию военнослужащих, излишне выплаченного дополнительного материального стимулирования за III, IV кварталы в сумме 5612026,89 руб., что привело к образованию кредиторской задолженности по налогу на доходу физических лиц в сумме 5612026,89 руб.;
- действия главного контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Мокроусовой Л.И. по выявлению нарушений необоснованной выплаты работникам КЭЧ задолженности по заработной плате за период с 01.09.2011 по 31.11.2011;
- действия главного контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Мокроусовой Л.И. по выявлению нарушений излишне начисленных и перечисленных страховых взносов по внебюджетные фонды, в том числе: в связи с необоснованной выплатой работникам КЭЧ задолженности по заработной плате, в связи с переплатой надбавки за выслугу лет;
- действия главного контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Мокроусовой Л.И. по выявлению нарушений превышения начисленных и выплаченных расходов над контрольными суммами фондов заработной платы гражданскому персоналу;
- действия старшего контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Курасовой В.В. по выявлению нарушений переплаты дополнительного материального стимулирования за счет средств федерального бюджета на сумму не исчисленного и не удержанного налога на доходы физических лиц;
- действия главного контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Сивцевой В.В. по выявлению нарушения Учреждением в 2011 году принятия бюджетных обязательств по денежному довольствию военнослужащих сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств;
- действия старшего контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Курасовой В.В. по выявлению нарушений недоплаты денежного вознаграждения за счет средств федерального бюджета военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, за проведение взрывных работ по уничтожению боеприпасов;
- действия старшего контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Курасовой В.В. по выявлению нарушений в связи с недоплатой процентной надбавки военнослужащему за знание иностранных языков, не исчислен и не уплачен налог на доходы физических лиц;
- действия заместителя начальника отдела финансового контроля и надзора в оборонном комплексе и государственных органах ТУ ФС ФБН Филипповской Н.М. по выявлению фактов нарушений порядка оформления материалов инвентаризации в войсковой части 11262.
Наряду с оспариванием действий должностных лиц, заявитель также просил признать недействительным полностью представление ТУ ФС ФБН о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса N 44-10/1580 от 27.07.2012 и взыскать с ответчиков солидарно расходы по оплате услуг представителя в сумме 40 000 руб. 00 коп.
Определением арбитражного суда от 18.09.2012 по ходатайству заявителя к участию в деле в качестве соответчиков (заинтересованных лиц) были привлечены должностные лица ТУ ФС ФБН по Курской области - заместитель начальника отдела финансового контроля и надзора в оборонном комплексе и государственных органах ТУ ФС ФБН в Курской области Филипповская Н.М., старший контролер-ревизор ТУ ФС ФБН в Курской области Курасова В.В., главный контролер-ревизор ТУ ФС ФБН в Курской области Мокроусова Л.И., главный контролер-ревизор ТУ ФС ФБН в Курской области Сивцева В.В.
Решением арбитражного суда от 19.11.2013 заявленные требования удовлетворены частично; признано недействительным представление ТУ ФСФБН от 27.07.2012 в части указания на нарушение ФКУ пункта 18 Порядка ведения кассовых операций в виде не сдачи в банк депонированных сумм (абзац 3 страницы 11 оспариваемого предписания); в удовлетворении оставшейся части требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что он не был знаком с программой ревизии, удостоверения должностными лицами ТУ ФСФБН при проведении ревизии ему не представлялись.
Полагает также, что за время судебного разбирательства заинтересованные лица не обосновали указанные в акте ревизии нарушения.
Считает, что основания составления и вынесения представления ТУ РФН у руководителя ТУ РФН не было.
Полагает, что проверка полноты и своевременности уплаты Учреждением НДФЛ не входит в предмет проверки и компетенцию ТУ ФС ФБН.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса явилось следствием неправомерных действий сотрудников ТУ ФСФБН.
Доводы отзыва ТУ ФСФБН на апелляционную жалобу сводятся к несогласию с ее доводами.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Федерального казенного учреждения "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Курской и Белгородской областям" поддерживают доводы апелляционной жалобы, просили суд решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Через канцелярию суда, для приобщения к материалам дела от ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Курской и Белгородской областям", во исполнение определения суда апелляционной инстанции, поступили письменные пояснения с приложением дополнительных документов согласно приложению.
Определением суда, поступившие документы приобщены к материалам дела.
Представитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области возражал против доводов апелляционной жалобы, просил оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заместителя начальника отдела финансового контроля и надзора в оборонном комплексе и государственных органах ТУ ФС ФБН в Курской области Филипповской Н.М., старшего контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Курасовой В.В., главного контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Мокроусовой Л.И. и главного контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Сивцевой В.В. также возражал против доводов апелляционной жалобы, полагает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Приказом руководителя ТУ ФСФБН "О назначении ревизии в ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Курской и Белгородской областям" от 01.01.2012 N 26-р назначено проведение проверки финансово-хозяйственной деятельности в ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Курской и Белгородской областям" за период с 01.01.2011 по 31.12.2011, утвержден состав ревизионной группы.
Руководителем ревизионной группы - заместителем начальника Отдела финансового контроля и надзора в оборонном комплексе и государственных органах Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области Н.М. Филипповской 22.05.2012 составлен акт ревизии, который в этот же день был вручен руководителю ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Курской и Белгородской областям" Ю.В. Мельникову Ю.В.
ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Курской и Белгородской областям" в Территориальное управление 28.05.2012 поданы возражения на акт ревизии от 22.05.2012.
Исполняющим обязанности руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области Е.Н. Ноздриной 27.07.2012 вынесено представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса N 44-08-10/1580, согласно которому Отделу предложено:
1. Рассмотреть Представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса и принять следующие меры по устранению выявленных нарушений:
- 1.1. Обеспечить своевременное отражение результатов инвентаризаций в бухгалтерском учете и отчетности в соответствии с требованиями Порядка проведения инвентаризации имущества и обязательств в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 16.10.2010 N 1365;
- 1.2. Начисление денежного довольствия военнослужащим Учреждения производить на основании приказов командиров войсковых частей, соответствующих требованиям действующего законодательства Российской Федерации и нормативно-правовых актов Министерства обороны Российской Федерации;
- 1.3. Принять меры к возмещению переплаты дополнительного материального стимулирования и устранению недоплаты денежного довольствия военнослужащим Учреждения;
- 1.4 Начисление заработной платы работникам Учреждения производить в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и контрольными суммами фондов заработной платы;
- 1.5 Оплату командировочных расходов производить в соответствии с Инструкцией Министерства финансов СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62 "О служебных командировках в пределах СССР", постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета;
- 1.6. Привести расчеты по обязательным платежам страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и налогу на доходы физических лиц в соответствие с фактически произведенными начислениями;
- 1.7. Принятие обязательств и расходование денежных средств производить в соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств;
- 1.8 Ведение бухгалтерского учета осуществлять в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и приказами Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению", "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" от 06.12.2010 N 162н.
2. Рассмотреть вопрос о применении дисциплинарного взыскания к виновным лицам.
- 3. Устранить причины и условия, способствовавшие совершению нарушений, и разработать мероприятия по недопущению в дальнейшем нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации;
- 4. Установить сроки исполнения каждого мероприятия и назначить ответственных лиц;
- 5. Сообщить в территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области о принятых мерах до 7 августа 2012 года.
ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Курской и Белгородской областям" не согласившись с действиями должностных лиц и представлением, обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, письменных пояснений выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, апелляционная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций.
Под проверкой в целях данного Кодекса понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.
Под ревизией в целях настоящего Кодекса понимается комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности.
Результаты проверки, ревизии оформляются актом.
Проверки подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные проверки.
Под камеральными проверками в целях настоящего Кодекса понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной (бухгалтерской) отчетности и иных документов, представленных по его запросу.
Под выездными проверками в целях настоящего Кодекса понимаются проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых в том числе определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной (бухгалтерской) отчетности и первичных документов.
Под встречными проверками в целях настоящего Кодекса понимаются проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных проверок в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля.
Под обследованием в целях данного Кодекса понимаются анализ и оценка состояния определенной сферы деятельности объекта контроля.
Результаты обследования оформляются заключением.
Под санкционированием операций в целях данного Кодекса понимается совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Согласно статье 269.1 БК РФ полномочиями Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований) по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:
- контроль за непревышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;
- контроль за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств;
- контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета;
- контроль за соответствием сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту сведениям о данном государственном (муниципальном) контракте, содержащемся в предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд реестре контрактов, заключенных заказчиками.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю Федеральным казначейством (финансовыми органами субъектов Российской Федерации или муниципальных образований) проводится санкционирование операций.
В соответствии со статьей 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:
- контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
- контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля:
- проводятся проверки, ревизии и обследования;
- направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания;
- направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
- осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций.
Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю должен содержать основания и порядок проведения проверок, ревизий и обследований, в том числе перечень должностных лиц, уполномоченных принимать решения об их проведении, о периодичности их проведения.
В соответствии со статьей 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
Под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
Под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
В соответствии с частью 1 статьи 268 Бюджетного Кодекса РФ (далее - БК РФ), в редакции, применимой к спорным правоотношениям, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль за исполнением органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований), законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.
Исходя из буквального толкования положений статьи 268 БК РФ Территориальному управлению предоставлено право проверки законности исполнения распорядителем бюджетных средств не только положений Бюджетного кодекса РФ, но и всего действующего законодательства, регламентирующего вопросы распоряжения бюджетными денежными средствами и имуществом, находящимся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 5.14.4 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства от 15.06.2004 N 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, в частности, уполномочена осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями и (или) их вышестоящими органами нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств.
В соответствии с пунктом 5.14.3 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе - направляет в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений. Аналогичную норму содержит п. 5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Минфина России N 89н от 11.07.2005.
Приказом Минфина России N 75н от 04.09.2007 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности (далее - Административный регламент), который определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и территориальных органов Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, порядок взаимодействия между их структурными подразделениями и должностными лицами, а также порядок взаимодействия Федеральной службы и ее территориальных органов с другими федеральными органами исполнительной власти и организациями при осуществлении указанной государственной функции.
В соответствии с пунктом 79 Административного регламента руководитель ревизионной группы должен: предъявить руководителю организации удостоверение на проведение ревизии (проверки); ознакомить его с программой ревизии (проверки); представить участников ревизионной группы; решить организационно-технические вопросы проведения ревизии (проверки). При необходимости работы с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, имеющие допуск к государственной тайне участники ревизионной группы, которым поручено проведение контрольных действий по соответствующим вопросам программы ревизии (проверки), предъявляют документы, удостоверяющие их личность, справки о допуске и предписания на выполнение заданий.
В соответствии с пунктом 89 Административного регламента, в ходе ревизии (проверки) по решению руководителя ревизионной группы могут составляться справки по результатам проведения контрольных действий по отдельным вопросам программы ревизии (проверки). Указанная справка составляется участником ревизионной группы, проводившим контрольное действие, подписывается им, согласовывается с руководителем ревизионной группы, подписывается должностным лицом проверяемой организации, ответственным за соответствующий участок работы проверяемой организации. В случае отказа указанного должностного лица подписать справку в конце справки делается запись об отказе указанного лица от подписания справки. В этом случае к справке прилагаются возражения указанного должностного лица. Справки прилагаются к акту ревизии (проверки), акту встречной проверки, а информация, изложенная в них, учитывается при составлении акта ревизии (проверки), акта встречной проверки.
В соответствии с пунктом 72 Административного регламента датой окончания ревизии (проверки) считается день вручения акта ревизии (проверки) руководителю проверенной организации.
В соответствии с пунктом 92 Административного регламента результаты встречной проверки оформляются актом встречной проверки. Акт встречной проверки прилагается к акту ревизии (проверки), в рамках которой была проведена встречная проверка.
В соответствии с пунктом 107 Административного регламента акт встречной проверки составляется в двух экземплярах: один экземпляр для Росфиннадзора (территориального органа); один экземпляр для проверенной организации. В случае, если встречная проверка проводилась в организациях, расположенных на территории других субъектов Российской Федерации, акт встречной проверки составляется в трех экземплярах: один экземпляр для Росфиннадзора (территориального органа), по запросу которого проводилась встречная проверка; один экземпляр для проверенной организации; один экземпляр для территориального органа, проводившего встречную проверку. Каждый экземпляр акта встречной проверки подписывается работником, проводившим встречную проверку, и руководителем организации.
В соответствии с пунктом 123 Административного регламента по результатам ревизии (проверки) руководитель Росфиннадзора (территориального органа) выносит обязательное к рассмотрению представление о ненадлежащем исполнении бюджета.
В представлении руководителя Росфиннадзора (территориального органа) указывается:
- - фамилия, имя, отчество руководителя организации - главного распорядителя, распорядителя, которому подведомственна проверенная организация, либо фамилия, имя, отчество руководителя организации - получателя бюджетных средств;
- - перечисляются факты выявленных ревизией (проверкой) нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, с указанием содержания нарушения, суммы нарушения, нормативного правового акта, положения которого нарушены;
- - предложение о рассмотрении представления;
- - предложение о применении мер по недопущению в дальнейшем совершения указанных в представлении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации;
- - срок для рассмотрения представления и принятия соответствующих мер по недопущению в дальнейшем совершения указанных в представлении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации;
- - срок извещения должностного лица, вынесшего представление, о принятии мер по недопущению в дальнейшем совершения указанных в представлении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.
Из анализа приведенных норм следует, что представление не является документом, в котором фиксируются результаты проверки.
Документом, в котором отражаются результаты проверки, является акт.
Результаты проверки оспорены не были.
В связи с чем, в рамках данного спора у суда не имеется оснований полагать, что оснований для выдачи представления не имелось.
При этом суд отмечает, что совершение оспариваемых действий должностными лицами не противоречит нормам права, регламентирующим процедуру проверочных мероприятий и устанавливающих их полномочия.
Представление выдается по результатам проверки и является обязательным к рассмотрению, а не к исполнению.
Как видно из текста оспариваемого представления, его резолютивная часть не соответствует вышеуказанным нормам по содержанию.
Из оспариваемого представления не следует, что оно выдано по фактам нарушения бюджетного законодательства либо превышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями; несоответствия содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств; отсутствия документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета; не соответствие сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту сведениям о данном государственном (муниципальном) контракте, содержащемся в предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд реестре контрактов, заключенных заказчиками, либо нецелевое использование бюджетных средств.
В ходе судебного разбирательства, в том числе из пояснений представителей установлено, что факта причинения ущерба, реальной недостачи установлено не было, движимое и недвижимое имущество фактически находилось в распоряжении воинских частей.
Иные факты, перечисленные в представлении в обобщенном виде, по сути сводятся к нарушению, по мнению административного органа, норм трудового, налогового, пенсионного законодательства, законодательства, регламентирующего оплату труда военнослужащих и взаимоотношений Отдела с войсковыми частями. Некоторые указанные нарушения взаимосвязаны, вытекают одно из другого.
Представление противоречиво, так в нем указано право самостоятельно определить сроки выполнения необходимых мероприятий, но при этом установлен срок до 07.08.2013 года для информирования Управления о принятых мерах. Указанный срок, с учетом объема содержащейся в представлении информации, требующей рассмотрения, суд считает неразумно коротким - 10 календарных дней.
Указание на возможность возврата излишне выплаченных, по мнению Управления, денежных средств военнослужащим и гражданскому персоналу, неисполнимо, так как она не предусмотрена действующим законодательством.
Результаты проверки заявителем в настоящем случае не оспариваются.
В связи с чем, оснований для оценки конкретных нарушений, изложенных в представлении, у суда не имеется.
Суд, в соответствии с требованиями статей 198, 201 АПК РФ проверяет, соответствует ли оспариваемое представление закону и не нарушает ли прав и законных интересов заявителя.
Оспариваемое представление содержит обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
В оспариваемом представлении содержится такая информация, как фамилия, имя, отчество руководителя организации - распорядителя и получателя бюджетных средств; перечислены факты выявленных ревизией (проверкой) нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, с указанием содержания нарушения, суммы нарушения, нормативных правовых актов, положения которых нарушены; содержится предложение о рассмотрении представления; предложение о применении мер по недопущению в дальнейшем совершения указанных в представлении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации; срок для рассмотрения представления и принятия соответствующих мер, извещения должностного лица, вынесшего представление.
Однако апелляционный суд считает, что оспариваемое представление не нарушает прав и законных интересов заявителя ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, в соответствии с договорами на обслуживание от 25.12.2010 NN 1, 2, заключенными между Учреждением (исполнитель) и войсковыми частями 11262, 32406 (Заказчик), заказчик поручает, а исполнитель обязуется осуществлять финансово-экономическое обеспечение (осуществление операций с денежными средствами, а также ведение бюджетного учета имущества, обязательств и хозяйственных операций Заказчика, составление бюджетной отчетности), в пределах бюджетных ассигнований по бюджетной смете, утвержденной в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации. В свою очередь, заказчик обязуется предоставлять исполнителю надлежаще оформленные первичные учетные документы для отражения их в бюджетном учете в соответствии с графиком документооборота, утвержденным исполнителем по согласованию с заказчиком.
Пункт 1.7 представления не соответствует его мотивировочной части, в которой указания на нарушение лимитов не усматривается.
А указание в пункте 1.8 на соблюдение только лишь указанных нормативных актов ограничивает Отдел в применении принятых позднее правовых актов, что также, суд не может признать правомерным.
Возложение обязанности по рассмотрению вопроса о наложении дисциплинарных взысканий сделано без подтверждения наличия властных полномочий по отношения к командирам войсковых частей, чьи распорядительные акты являются основанием для совершения расходных операций.
Вместе с тем, оспариваемое представление, по мнению суда, не нарушает прав заявителя, поскольку обязательны к рассмотрению лишь информация о нарушениях бюджетного законодательства или иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также требования о принятии мер по их устранению, а таковых из текста представления не усматривается.
Доводов в обоснование несогласия с обжалуемым решением суда в части удовлетворения заявленных требований о признании недействительным представления в части указания на нарушение ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Курской и Белгородской областям" пункта 18 Порядка ведения кассовых операций в виде несдачи в банк депонированных сумм (абзац 3 страницы 11 оспариваемого предписания) Отделом не приведено.
Оснований для переоценки иных выводов апелляционная коллегия не усматривает.
Поступившие от ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Курской и Белгородской областям", письменные пояснения и документы выводов суда не опровергают.
Ошибочные выводы суда не привели к принятию неправильного решения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Курской области от 19.11.2013 по делу N А35-8199/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.
Председательствующий судья
Н.Д.МИРОНЦЕВА
Судьи
А.И.ПРОТАСОВ
Е.А.СЕМЕНЮТА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.03.2014 ПО ДЕЛУ N А35-8199/2012
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2014 г. по делу N А35-8199/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 18.03.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 25.03.2014.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Протасова А.И.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щеголевой Е.В. (в связи со сменой фамилии Поповой Е.В.),
при участии:
- от ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Курской и Белгородской областям": Мельников Ю.В., руководитель, выписка из приказа N 189 от 01.07.2013, паспорт РФ; Фомичихин А.В., представитель по доверенности от 07.03.2014, паспорт РФ;
- от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области: Полянская И.Э., представитель по доверенности N 2 от 09.01.2014, паспорт РФ;
- от заместителя начальника отдела финансового контроля и надзора в оборонном комплексе и государственных органах ТУ ФС ФБН в Курской области Филипповской Н.М.: Старкова А.В., представитель по доверенности 46 АА 0338786 от 11.10.2012, паспорт РФ;
- от старшего контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Курасовой В.В.: Старкова А.В., представитель по доверенности 46 АА 0338786 от 11.10.2012, паспорт РФ;
- от главного контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Мокроусовой Л.И.: Старкова А.В., представитель по доверенности 46 АА 0338786 от 11.10.2012, паспорт РФ;
- от главного контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Сивцевой В.В.: Старкова А.В., представитель по доверенности 46 АА 0338786 от 11.10.2012, паспорт РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Курской и Белгородской областям" на решение Арбитражного суда Курской области от 19.11.2013 по делу N А35-8199/2012 (судья Лымарь Д.В.) по заявлению Федерального казенного учреждения "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Курской и Белгородской областям" к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области и заместителю начальника отдела финансового контроля и надзора в оборонном комплексе и государственных органах ТУ ФС ФБН в Курской области Филипповской Н.М., старшему контролеру-ревизору ТУ ФС ФБН в Курской области Курасовой В.В., главному контролеру-ревизору ТУ ФС ФБН в Курской области Мокроусовой Л.И., главному контролеру-ревизору ТУ ФС ФБН в Курской области Сивцевой В.В., о признании незаконными представления и действий должностных лиц,
установил:
Федеральное казенное учреждение "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Курской и Белгородской областям" (далее - Учреждение, ФКУ) обратилось в арбитражный суд с заявлением, и с учетом уточнений, просил признать незаконными действия должностных лиц ревизионной группы Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области (далее - Территориальное управление, ТУ ФСФБН) при проведении проверки с 01.03.2012 по 22.05.2013, в том числе:
- действия заместителя начальника отдела финансового контроля и надзора в оборонном комплексе и государственных органах ТУ ФС ФБН в Курской области Филипповской Н.М. по выявлению недостачи 3 зданий в ФБУ в/ч 11262;
- действия старшего контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Курасовой В.В. по выявлению недостачи 26 единиц автомобильной техники в ФБУ в/ч 32406;
- действия старшего контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Курасовой В.В. по выявлению нарушений переплаты дополнительного материального стимулирования за счет средств федерального бюджета в результате начисления в размерах, превышающих пятикратный размер установленной расчетной суммы;
- действия главного контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Мокроусовой Л.И. по выявлению излишне перечисленного налога на доходы физических лиц, в том числе: удержанного дополнительного материального стимулирования, в связи с необоснованной выплатой работникам КЭЧ задолженности по заработной плате, в связи с переплатой надбавки за выслугу лет, излишне перечислен налог на доходы физических лиц по состоянию на 01.01.2012;
- действия старшего контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Курасовой В.В. в выявлении нарушений в связи с неправомерным принятием обязательств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств по денежному довольствию военнослужащих, излишне выплаченного дополнительного материального стимулирования за III, IV кварталы в сумме 5612026,89 руб., что привело к образованию кредиторской задолженности по налогу на доходу физических лиц в сумме 5612026,89 руб.;
- действия главного контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Мокроусовой Л.И. по выявлению нарушений необоснованной выплаты работникам КЭЧ задолженности по заработной плате за период с 01.09.2011 по 31.11.2011;
- действия главного контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Мокроусовой Л.И. по выявлению нарушений излишне начисленных и перечисленных страховых взносов по внебюджетные фонды, в том числе: в связи с необоснованной выплатой работникам КЭЧ задолженности по заработной плате, в связи с переплатой надбавки за выслугу лет;
- действия главного контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Мокроусовой Л.И. по выявлению нарушений превышения начисленных и выплаченных расходов над контрольными суммами фондов заработной платы гражданскому персоналу;
- действия старшего контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Курасовой В.В. по выявлению нарушений переплаты дополнительного материального стимулирования за счет средств федерального бюджета на сумму не исчисленного и не удержанного налога на доходы физических лиц;
- действия главного контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Сивцевой В.В. по выявлению нарушения Учреждением в 2011 году принятия бюджетных обязательств по денежному довольствию военнослужащих сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств;
- действия старшего контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Курасовой В.В. по выявлению нарушений недоплаты денежного вознаграждения за счет средств федерального бюджета военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, за проведение взрывных работ по уничтожению боеприпасов;
- действия старшего контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Курасовой В.В. по выявлению нарушений в связи с недоплатой процентной надбавки военнослужащему за знание иностранных языков, не исчислен и не уплачен налог на доходы физических лиц;
- действия заместителя начальника отдела финансового контроля и надзора в оборонном комплексе и государственных органах ТУ ФС ФБН Филипповской Н.М. по выявлению фактов нарушений порядка оформления материалов инвентаризации в войсковой части 11262.
Наряду с оспариванием действий должностных лиц, заявитель также просил признать недействительным полностью представление ТУ ФС ФБН о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса N 44-10/1580 от 27.07.2012 и взыскать с ответчиков солидарно расходы по оплате услуг представителя в сумме 40 000 руб. 00 коп.
Определением арбитражного суда от 18.09.2012 по ходатайству заявителя к участию в деле в качестве соответчиков (заинтересованных лиц) были привлечены должностные лица ТУ ФС ФБН по Курской области - заместитель начальника отдела финансового контроля и надзора в оборонном комплексе и государственных органах ТУ ФС ФБН в Курской области Филипповская Н.М., старший контролер-ревизор ТУ ФС ФБН в Курской области Курасова В.В., главный контролер-ревизор ТУ ФС ФБН в Курской области Мокроусова Л.И., главный контролер-ревизор ТУ ФС ФБН в Курской области Сивцева В.В.
Решением арбитражного суда от 19.11.2013 заявленные требования удовлетворены частично; признано недействительным представление ТУ ФСФБН от 27.07.2012 в части указания на нарушение ФКУ пункта 18 Порядка ведения кассовых операций в виде не сдачи в банк депонированных сумм (абзац 3 страницы 11 оспариваемого предписания); в удовлетворении оставшейся части требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что он не был знаком с программой ревизии, удостоверения должностными лицами ТУ ФСФБН при проведении ревизии ему не представлялись.
Полагает также, что за время судебного разбирательства заинтересованные лица не обосновали указанные в акте ревизии нарушения.
Считает, что основания составления и вынесения представления ТУ РФН у руководителя ТУ РФН не было.
Полагает, что проверка полноты и своевременности уплаты Учреждением НДФЛ не входит в предмет проверки и компетенцию ТУ ФС ФБН.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса явилось следствием неправомерных действий сотрудников ТУ ФСФБН.
Доводы отзыва ТУ ФСФБН на апелляционную жалобу сводятся к несогласию с ее доводами.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Федерального казенного учреждения "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Курской и Белгородской областям" поддерживают доводы апелляционной жалобы, просили суд решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Через канцелярию суда, для приобщения к материалам дела от ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Курской и Белгородской областям", во исполнение определения суда апелляционной инстанции, поступили письменные пояснения с приложением дополнительных документов согласно приложению.
Определением суда, поступившие документы приобщены к материалам дела.
Представитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области возражал против доводов апелляционной жалобы, просил оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заместителя начальника отдела финансового контроля и надзора в оборонном комплексе и государственных органах ТУ ФС ФБН в Курской области Филипповской Н.М., старшего контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Курасовой В.В., главного контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Мокроусовой Л.И. и главного контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Сивцевой В.В. также возражал против доводов апелляционной жалобы, полагает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Приказом руководителя ТУ ФСФБН "О назначении ревизии в ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Курской и Белгородской областям" от 01.01.2012 N 26-р назначено проведение проверки финансово-хозяйственной деятельности в ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Курской и Белгородской областям" за период с 01.01.2011 по 31.12.2011, утвержден состав ревизионной группы.
Руководителем ревизионной группы - заместителем начальника Отдела финансового контроля и надзора в оборонном комплексе и государственных органах Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области Н.М. Филипповской 22.05.2012 составлен акт ревизии, который в этот же день был вручен руководителю ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Курской и Белгородской областям" Ю.В. Мельникову Ю.В.
ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Курской и Белгородской областям" в Территориальное управление 28.05.2012 поданы возражения на акт ревизии от 22.05.2012.
Исполняющим обязанности руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области Е.Н. Ноздриной 27.07.2012 вынесено представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса N 44-08-10/1580, согласно которому Отделу предложено:
1. Рассмотреть Представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса и принять следующие меры по устранению выявленных нарушений:
- 1.1. Обеспечить своевременное отражение результатов инвентаризаций в бухгалтерском учете и отчетности в соответствии с требованиями Порядка проведения инвентаризации имущества и обязательств в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 16.10.2010 N 1365;
- 1.2. Начисление денежного довольствия военнослужащим Учреждения производить на основании приказов командиров войсковых частей, соответствующих требованиям действующего законодательства Российской Федерации и нормативно-правовых актов Министерства обороны Российской Федерации;
- 1.3. Принять меры к возмещению переплаты дополнительного материального стимулирования и устранению недоплаты денежного довольствия военнослужащим Учреждения;
- 1.4 Начисление заработной платы работникам Учреждения производить в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и контрольными суммами фондов заработной платы;
- 1.5 Оплату командировочных расходов производить в соответствии с Инструкцией Министерства финансов СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62 "О служебных командировках в пределах СССР", постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета;
- 1.6. Привести расчеты по обязательным платежам страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и налогу на доходы физических лиц в соответствие с фактически произведенными начислениями;
- 1.7. Принятие обязательств и расходование денежных средств производить в соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств;
- 1.8 Ведение бухгалтерского учета осуществлять в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и приказами Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению", "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" от 06.12.2010 N 162н.
2. Рассмотреть вопрос о применении дисциплинарного взыскания к виновным лицам.
- 3. Устранить причины и условия, способствовавшие совершению нарушений, и разработать мероприятия по недопущению в дальнейшем нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации;
- 4. Установить сроки исполнения каждого мероприятия и назначить ответственных лиц;
- 5. Сообщить в территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области о принятых мерах до 7 августа 2012 года.
ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Курской и Белгородской областям" не согласившись с действиями должностных лиц и представлением, обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, письменных пояснений выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, апелляционная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций.
Под проверкой в целях данного Кодекса понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.
Под ревизией в целях настоящего Кодекса понимается комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности.
Результаты проверки, ревизии оформляются актом.
Проверки подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные проверки.
Под камеральными проверками в целях настоящего Кодекса понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной (бухгалтерской) отчетности и иных документов, представленных по его запросу.
Под выездными проверками в целях настоящего Кодекса понимаются проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых в том числе определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной (бухгалтерской) отчетности и первичных документов.
Под встречными проверками в целях настоящего Кодекса понимаются проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных проверок в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля.
Под обследованием в целях данного Кодекса понимаются анализ и оценка состояния определенной сферы деятельности объекта контроля.
Результаты обследования оформляются заключением.
Под санкционированием операций в целях данного Кодекса понимается совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Согласно статье 269.1 БК РФ полномочиями Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований) по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:
- контроль за непревышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;
- контроль за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств;
- контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета;
- контроль за соответствием сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту сведениям о данном государственном (муниципальном) контракте, содержащемся в предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд реестре контрактов, заключенных заказчиками.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю Федеральным казначейством (финансовыми органами субъектов Российской Федерации или муниципальных образований) проводится санкционирование операций.
В соответствии со статьей 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:
- контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
- контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля:
- проводятся проверки, ревизии и обследования;
- направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания;
- направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
- осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций.
Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю должен содержать основания и порядок проведения проверок, ревизий и обследований, в том числе перечень должностных лиц, уполномоченных принимать решения об их проведении, о периодичности их проведения.
В соответствии со статьей 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
Под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
Под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
В соответствии с частью 1 статьи 268 Бюджетного Кодекса РФ (далее - БК РФ), в редакции, применимой к спорным правоотношениям, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль за исполнением органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований), законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.
Исходя из буквального толкования положений статьи 268 БК РФ Территориальному управлению предоставлено право проверки законности исполнения распорядителем бюджетных средств не только положений Бюджетного кодекса РФ, но и всего действующего законодательства, регламентирующего вопросы распоряжения бюджетными денежными средствами и имуществом, находящимся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 5.14.4 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства от 15.06.2004 N 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, в частности, уполномочена осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями и (или) их вышестоящими органами нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств.
В соответствии с пунктом 5.14.3 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе - направляет в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений. Аналогичную норму содержит п. 5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Минфина России N 89н от 11.07.2005.
Приказом Минфина России N 75н от 04.09.2007 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности (далее - Административный регламент), который определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и территориальных органов Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, порядок взаимодействия между их структурными подразделениями и должностными лицами, а также порядок взаимодействия Федеральной службы и ее территориальных органов с другими федеральными органами исполнительной власти и организациями при осуществлении указанной государственной функции.
В соответствии с пунктом 79 Административного регламента руководитель ревизионной группы должен: предъявить руководителю организации удостоверение на проведение ревизии (проверки); ознакомить его с программой ревизии (проверки); представить участников ревизионной группы; решить организационно-технические вопросы проведения ревизии (проверки). При необходимости работы с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, имеющие допуск к государственной тайне участники ревизионной группы, которым поручено проведение контрольных действий по соответствующим вопросам программы ревизии (проверки), предъявляют документы, удостоверяющие их личность, справки о допуске и предписания на выполнение заданий.
В соответствии с пунктом 89 Административного регламента, в ходе ревизии (проверки) по решению руководителя ревизионной группы могут составляться справки по результатам проведения контрольных действий по отдельным вопросам программы ревизии (проверки). Указанная справка составляется участником ревизионной группы, проводившим контрольное действие, подписывается им, согласовывается с руководителем ревизионной группы, подписывается должностным лицом проверяемой организации, ответственным за соответствующий участок работы проверяемой организации. В случае отказа указанного должностного лица подписать справку в конце справки делается запись об отказе указанного лица от подписания справки. В этом случае к справке прилагаются возражения указанного должностного лица. Справки прилагаются к акту ревизии (проверки), акту встречной проверки, а информация, изложенная в них, учитывается при составлении акта ревизии (проверки), акта встречной проверки.
В соответствии с пунктом 72 Административного регламента датой окончания ревизии (проверки) считается день вручения акта ревизии (проверки) руководителю проверенной организации.
В соответствии с пунктом 92 Административного регламента результаты встречной проверки оформляются актом встречной проверки. Акт встречной проверки прилагается к акту ревизии (проверки), в рамках которой была проведена встречная проверка.
В соответствии с пунктом 107 Административного регламента акт встречной проверки составляется в двух экземплярах: один экземпляр для Росфиннадзора (территориального органа); один экземпляр для проверенной организации. В случае, если встречная проверка проводилась в организациях, расположенных на территории других субъектов Российской Федерации, акт встречной проверки составляется в трех экземплярах: один экземпляр для Росфиннадзора (территориального органа), по запросу которого проводилась встречная проверка; один экземпляр для проверенной организации; один экземпляр для территориального органа, проводившего встречную проверку. Каждый экземпляр акта встречной проверки подписывается работником, проводившим встречную проверку, и руководителем организации.
В соответствии с пунктом 123 Административного регламента по результатам ревизии (проверки) руководитель Росфиннадзора (территориального органа) выносит обязательное к рассмотрению представление о ненадлежащем исполнении бюджета.
В представлении руководителя Росфиннадзора (территориального органа) указывается:
- - фамилия, имя, отчество руководителя организации - главного распорядителя, распорядителя, которому подведомственна проверенная организация, либо фамилия, имя, отчество руководителя организации - получателя бюджетных средств;
- - перечисляются факты выявленных ревизией (проверкой) нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, с указанием содержания нарушения, суммы нарушения, нормативного правового акта, положения которого нарушены;
- - предложение о рассмотрении представления;
- - предложение о применении мер по недопущению в дальнейшем совершения указанных в представлении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации;
- - срок для рассмотрения представления и принятия соответствующих мер по недопущению в дальнейшем совершения указанных в представлении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации;
- - срок извещения должностного лица, вынесшего представление, о принятии мер по недопущению в дальнейшем совершения указанных в представлении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.
Из анализа приведенных норм следует, что представление не является документом, в котором фиксируются результаты проверки.
Документом, в котором отражаются результаты проверки, является акт.
Результаты проверки оспорены не были.
В связи с чем, в рамках данного спора у суда не имеется оснований полагать, что оснований для выдачи представления не имелось.
При этом суд отмечает, что совершение оспариваемых действий должностными лицами не противоречит нормам права, регламентирующим процедуру проверочных мероприятий и устанавливающих их полномочия.
Представление выдается по результатам проверки и является обязательным к рассмотрению, а не к исполнению.
Как видно из текста оспариваемого представления, его резолютивная часть не соответствует вышеуказанным нормам по содержанию.
Из оспариваемого представления не следует, что оно выдано по фактам нарушения бюджетного законодательства либо превышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями; несоответствия содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств; отсутствия документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета; не соответствие сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту сведениям о данном государственном (муниципальном) контракте, содержащемся в предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд реестре контрактов, заключенных заказчиками, либо нецелевое использование бюджетных средств.
В ходе судебного разбирательства, в том числе из пояснений представителей установлено, что факта причинения ущерба, реальной недостачи установлено не было, движимое и недвижимое имущество фактически находилось в распоряжении воинских частей.
Иные факты, перечисленные в представлении в обобщенном виде, по сути сводятся к нарушению, по мнению административного органа, норм трудового, налогового, пенсионного законодательства, законодательства, регламентирующего оплату труда военнослужащих и взаимоотношений Отдела с войсковыми частями. Некоторые указанные нарушения взаимосвязаны, вытекают одно из другого.
Представление противоречиво, так в нем указано право самостоятельно определить сроки выполнения необходимых мероприятий, но при этом установлен срок до 07.08.2013 года для информирования Управления о принятых мерах. Указанный срок, с учетом объема содержащейся в представлении информации, требующей рассмотрения, суд считает неразумно коротким - 10 календарных дней.
Указание на возможность возврата излишне выплаченных, по мнению Управления, денежных средств военнослужащим и гражданскому персоналу, неисполнимо, так как она не предусмотрена действующим законодательством.
Результаты проверки заявителем в настоящем случае не оспариваются.
В связи с чем, оснований для оценки конкретных нарушений, изложенных в представлении, у суда не имеется.
Суд, в соответствии с требованиями статей 198, 201 АПК РФ проверяет, соответствует ли оспариваемое представление закону и не нарушает ли прав и законных интересов заявителя.
Оспариваемое представление содержит обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
В оспариваемом представлении содержится такая информация, как фамилия, имя, отчество руководителя организации - распорядителя и получателя бюджетных средств; перечислены факты выявленных ревизией (проверкой) нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, с указанием содержания нарушения, суммы нарушения, нормативных правовых актов, положения которых нарушены; содержится предложение о рассмотрении представления; предложение о применении мер по недопущению в дальнейшем совершения указанных в представлении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации; срок для рассмотрения представления и принятия соответствующих мер, извещения должностного лица, вынесшего представление.
Однако апелляционный суд считает, что оспариваемое представление не нарушает прав и законных интересов заявителя ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, в соответствии с договорами на обслуживание от 25.12.2010 NN 1, 2, заключенными между Учреждением (исполнитель) и войсковыми частями 11262, 32406 (Заказчик), заказчик поручает, а исполнитель обязуется осуществлять финансово-экономическое обеспечение (осуществление операций с денежными средствами, а также ведение бюджетного учета имущества, обязательств и хозяйственных операций Заказчика, составление бюджетной отчетности), в пределах бюджетных ассигнований по бюджетной смете, утвержденной в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации. В свою очередь, заказчик обязуется предоставлять исполнителю надлежаще оформленные первичные учетные документы для отражения их в бюджетном учете в соответствии с графиком документооборота, утвержденным исполнителем по согласованию с заказчиком.
Пункт 1.7 представления не соответствует его мотивировочной части, в которой указания на нарушение лимитов не усматривается.
А указание в пункте 1.8 на соблюдение только лишь указанных нормативных актов ограничивает Отдел в применении принятых позднее правовых актов, что также, суд не может признать правомерным.
Возложение обязанности по рассмотрению вопроса о наложении дисциплинарных взысканий сделано без подтверждения наличия властных полномочий по отношения к командирам войсковых частей, чьи распорядительные акты являются основанием для совершения расходных операций.
Вместе с тем, оспариваемое представление, по мнению суда, не нарушает прав заявителя, поскольку обязательны к рассмотрению лишь информация о нарушениях бюджетного законодательства или иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также требования о принятии мер по их устранению, а таковых из текста представления не усматривается.
Доводов в обоснование несогласия с обжалуемым решением суда в части удовлетворения заявленных требований о признании недействительным представления в части указания на нарушение ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Курской и Белгородской областям" пункта 18 Порядка ведения кассовых операций в виде несдачи в банк депонированных сумм (абзац 3 страницы 11 оспариваемого предписания) Отделом не приведено.
Оснований для переоценки иных выводов апелляционная коллегия не усматривает.
Поступившие от ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Курской и Белгородской областям", письменные пояснения и документы выводов суда не опровергают.
Ошибочные выводы суда не привели к принятию неправильного решения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Курской области от 19.11.2013 по делу N А35-8199/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.
Председательствующий судья
Н.Д.МИРОНЦЕВА
Судьи
А.И.ПРОТАСОВ
Е.А.СЕМЕНЮТА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)