Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Ольховикова А.Н., Гатауллиной Л.Р.,
при участии представителей:
ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Татарстан - Горлановой Л.Ю., доверенность от 23.09.2014 N 2.2-0-16/10277,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 17 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.04.2014 (судья Кочемасова Л.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2014 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Бажан П.В., Рогалева Е.М.)
по делу N А65-2/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Уралгазсервис", г. Челябинск (ИНН 7451208340, ОГРН 1047423521441) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 17 по Республике Татарстан, г. Бугульма, и к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании недействительным решения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Уралгазсервис" (далее - заявитель, общество, ООО "Уралгазсервис") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, с учетом уточнения предмета заявленных требований, принятого судом первой инстанции о признании недействительным решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 17 по Республике Татарстан (далее - Межрайонная ИФНС России N 17 по Республике Татарстан, налоговый орган, инспекция) от 15.08.2013 N 2.7-0-34/470 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (в связи с имеющейся переплатой по налогу в сумме 323 164 руб.) согласно которого налогоплательщику предложено уплатить недоимку в сумме 204 167 руб., пени в сумме 20 440,53 руб. N 2.7-0-34/471 от 15.08.2013 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которого налогоплательщику предложено уплатить недоимку в сумме 172 858 руб. за 2012 год, пени в сумме 2 366,29 руб., общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа 10 772,2 руб. и решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС по Республике Татарстан) от 01.10.2013.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.04.2014 по делу N А65-2/2014 заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным Межрайонной ИФНС России N 17 по Республике Татарстан решение N 2.7-0-34/470 от 15.08.2013 в части доначисления земельного налога за 2011 год в сумме, превышающей 88 322 руб., а также соответствующих пени, как нарушающее требования НК РФ. Признано незаконным решение от 15.08.2013 N 2.7-0-34/471 Межрайонной ИФНС России N 17 по Республике Татарстан в части доначисления земельного налога за 2012 год в сумме, превышающей 163 389 руб., а также соответствующих пени и штрафа, как нарушающее требования НК РФ.
В части требований к УФНС России по Республике Татарстан производство по делу прекращено.
В остальной части заявленных требований обществу отказано.
Межрайонная ИФНС России N 17 по Республике Татарстан не согласилась с вышеуказанными судебными актами судов предыдущих инстанций и обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить по основаниям, указанным в жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав представителей налогового органа, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:46:040102:90 общей площадью 13 118 кв. м, расположенного по адресу г. Бугульма, ул. Магистральная, д. 1/1, в период с 01.01.2011 по 08.11.2012.
Обществом в налоговый орган 23.03.2013 представлены уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2011 год и за 2012 год, в которых сумма налога к уплате составила за 2011 год в размере 32 722 руб., за 2012 год в размере 24 542 руб., исчисленная исходя из кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной, установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.05.2012 по делу N А65-33809/2011.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка, равной ее рыночной стоимости внесены в государственный реестр 22.08.2012.
Налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка представленных уточненных деклараций, по результатам которой составлены акты от 03.07.2013.
На основании актов проверок и возражений заявителя, налоговым органом были приняты: решение от 15.08.2013 N 2.7-0-34/470 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и доначислении земельного налога за 2011 год в сумме 204 167 руб., пени в сумме 20 440,53 руб. и решение от 15.08.2013 N 2.7-0-34/471 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявителю доначислен земельный налог за 2012 год в сумме 172 858 руб., пени в сумме 2 366,29 руб., заявитель привлечен к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 10 772,2 руб.
Основанием для доначисления земельного налога послужили выводы ответчика о том, что заявитель вправе применять при исчислении земельного налога кадастровую стоимость в размере рыночной лишь со следующего налогового периода после внесения записи в государственный кадастр недвижимости, то есть с 01.01.2013.
По мнению налогового органа за 2011 год земельный налог должен быть уплачен исходя из кадастровой стоимости в размере 15 792 629 руб., утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Не согласившись с решениями налогового органа, заявитель обратился с жалобой в УФНС России по Республике Татарстан.
Решениями вышестоящего налогового органа от 16.10.2013 N 2.14-0-18/022748@, от 01.10.2013 N 2.14-0-18/021535@ жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
Суды предыдущих инстанций пришли к выводу о том, что налоговый орган был не вправе производить доначисление земельного налога за 2011 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010 и удовлетворили заявленные требования части, при этом правомерно исходили из следующего.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 03.02.2010 N 165-О-О от 01.03.2011 и от N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ.
Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения, сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа положений вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
В рассматриваемом деле судами предыдущих инстанций правомерно установлено, что постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан", с учетом его публикации в установленном законом порядке 02.02.2011, для целей налогообложения может быть применено лишь с 1.01.2012.
Довод налогового органа о возможности распространения изменения кадастровой стоимости (в размере рыночной) по решению суда на более ранние налоговые периоды, то есть с 01.01.2011, был предметом рассмотрения судов предыдущих инстанций и правомерно отклонен со ссылкой на положения статей 2 и 24.9 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Как верно указано судами при исчислении суммы земельного налога за 2011 год налоговому органу следовало руководствоваться сведениями о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю, содержащимися в постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан N 951 от 31.12.2008 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан", поскольку на 01.01.2011 постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 не могло быть применено.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 951 от 31.12.2008 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:46:040102:90 составляла 5 888 145 руб. Ставка земельного налога на 2011 год составляла 1,5%.
Следовательно сумма земельного налога за 2011 год должна была составить 5 888 145 руб. х 1,5% = 88 322 руб.
Таким образом, доначисление ответчиком земельного налога за 2011 год в сумме, превышающей 88 322 руб. не соответствует требованиям НК РФ, а решение налогового органа N 2.7-0-34/470 от 15.08.2013 правомерно признано незаконным в части доначисления налога в сумме, превышающей 88 322 руб., а также соответствующих сумм пени, с указанием на необходимость принятия во внимание реально уплаченной заявителем суммы земельного налога за 2011 год на основе первоначальной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год.
Решение налогового органа от 15.08.2013 N 2.7-0-34/471 в части доначисления земельного налога за 2012 год в сумме, превышающей 163 389 руб., соответствующих пени и штрафов, также правомерно признано судами предыдущих инстанций незаконным и не соответствующим положениям НК РФ, как нарушающее права и охраняемые законом интересы заявителя.
Как верно указано судами, учитывая, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной внесены в государственный реестр недвижимости 22.08.2012, то ее применение возможно с указанной даты, а распространение за прошедший период не предусмотрено действующим законодательством.
Налоговый орган вправе был производить доначисление земельного налога за 2012 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 в период с 01.01.2012 по 22.08.2012.
Решение суда по делу вступило в силу 14.08.2012, сведений об отсрочке его исполнения при рассмотрении данного спора не представлено, сведения о кадастровой стоимости земельного участка равного его рыночной стоимости внесены в государственный реестр 22.08.2012 г., поэтому применение кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной обязательно с 22.08.2012 г.
Принимая во внимание, что земельный участок принадлежал заявителю на праве собственности по 08.11.2012, суды предыдущих инстанций обоснованно установили, что сумма земельного налога за 2012 год составит 163 389 руб. = 15 792 629 руб. х 1.5% х 0.6667 (8/12) + 2 181 493 руб. х 1,5% х 1667 (2/12).
При таких обстоятельствах, суды предыдущих инстанций правомерно удовлетворили заявленные требования в части признания незаконным решения N 2.7-0-34/470 от 15.08.2013 в части доначисления земельного налога за 2011 год в сумме, превышающей 88 322 руб. и соответствующих сумм пени, а также в части признания незаконным решения от 15.08.2013 N 2.7-0-34/471 в части доначисления земельного налога за 2012 год в сумме, превышающей 163 389 руб., а также соответствующих сумм пени и штрафа.
В кассационной жалобе налогового органа не содержится новых доводов. Доводы, которые в ней изложены, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы ответчика не опровергают сделанных судами выводов и не могут являться основанием для изменения или отмены законных и обоснованных судебных актов по настоящему делу.
Учитывая вышеизложенное, при правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела, принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными. Правовых оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.04.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2014 по делу N А65-2/2014 - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Ф.Г.ГАРИПОВА
Судьи
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 30.09.2014 ПО ДЕЛУ N А65-2/2014
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2014 г. по делу N А65-2/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Ольховикова А.Н., Гатауллиной Л.Р.,
при участии представителей:
ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Татарстан - Горлановой Л.Ю., доверенность от 23.09.2014 N 2.2-0-16/10277,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 17 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.04.2014 (судья Кочемасова Л.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2014 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Бажан П.В., Рогалева Е.М.)
по делу N А65-2/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Уралгазсервис", г. Челябинск (ИНН 7451208340, ОГРН 1047423521441) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 17 по Республике Татарстан, г. Бугульма, и к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании недействительным решения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Уралгазсервис" (далее - заявитель, общество, ООО "Уралгазсервис") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, с учетом уточнения предмета заявленных требований, принятого судом первой инстанции о признании недействительным решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 17 по Республике Татарстан (далее - Межрайонная ИФНС России N 17 по Республике Татарстан, налоговый орган, инспекция) от 15.08.2013 N 2.7-0-34/470 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (в связи с имеющейся переплатой по налогу в сумме 323 164 руб.) согласно которого налогоплательщику предложено уплатить недоимку в сумме 204 167 руб., пени в сумме 20 440,53 руб. N 2.7-0-34/471 от 15.08.2013 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которого налогоплательщику предложено уплатить недоимку в сумме 172 858 руб. за 2012 год, пени в сумме 2 366,29 руб., общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа 10 772,2 руб. и решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС по Республике Татарстан) от 01.10.2013.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.04.2014 по делу N А65-2/2014 заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным Межрайонной ИФНС России N 17 по Республике Татарстан решение N 2.7-0-34/470 от 15.08.2013 в части доначисления земельного налога за 2011 год в сумме, превышающей 88 322 руб., а также соответствующих пени, как нарушающее требования НК РФ. Признано незаконным решение от 15.08.2013 N 2.7-0-34/471 Межрайонной ИФНС России N 17 по Республике Татарстан в части доначисления земельного налога за 2012 год в сумме, превышающей 163 389 руб., а также соответствующих пени и штрафа, как нарушающее требования НК РФ.
В части требований к УФНС России по Республике Татарстан производство по делу прекращено.
В остальной части заявленных требований обществу отказано.
Межрайонная ИФНС России N 17 по Республике Татарстан не согласилась с вышеуказанными судебными актами судов предыдущих инстанций и обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить по основаниям, указанным в жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав представителей налогового органа, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:46:040102:90 общей площадью 13 118 кв. м, расположенного по адресу г. Бугульма, ул. Магистральная, д. 1/1, в период с 01.01.2011 по 08.11.2012.
Обществом в налоговый орган 23.03.2013 представлены уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2011 год и за 2012 год, в которых сумма налога к уплате составила за 2011 год в размере 32 722 руб., за 2012 год в размере 24 542 руб., исчисленная исходя из кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной, установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.05.2012 по делу N А65-33809/2011.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка, равной ее рыночной стоимости внесены в государственный реестр 22.08.2012.
Налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка представленных уточненных деклараций, по результатам которой составлены акты от 03.07.2013.
На основании актов проверок и возражений заявителя, налоговым органом были приняты: решение от 15.08.2013 N 2.7-0-34/470 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и доначислении земельного налога за 2011 год в сумме 204 167 руб., пени в сумме 20 440,53 руб. и решение от 15.08.2013 N 2.7-0-34/471 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявителю доначислен земельный налог за 2012 год в сумме 172 858 руб., пени в сумме 2 366,29 руб., заявитель привлечен к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 10 772,2 руб.
Основанием для доначисления земельного налога послужили выводы ответчика о том, что заявитель вправе применять при исчислении земельного налога кадастровую стоимость в размере рыночной лишь со следующего налогового периода после внесения записи в государственный кадастр недвижимости, то есть с 01.01.2013.
По мнению налогового органа за 2011 год земельный налог должен быть уплачен исходя из кадастровой стоимости в размере 15 792 629 руб., утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Не согласившись с решениями налогового органа, заявитель обратился с жалобой в УФНС России по Республике Татарстан.
Решениями вышестоящего налогового органа от 16.10.2013 N 2.14-0-18/022748@, от 01.10.2013 N 2.14-0-18/021535@ жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
Суды предыдущих инстанций пришли к выводу о том, что налоговый орган был не вправе производить доначисление земельного налога за 2011 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010 и удовлетворили заявленные требования части, при этом правомерно исходили из следующего.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 03.02.2010 N 165-О-О от 01.03.2011 и от N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ.
Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения, сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа положений вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
В рассматриваемом деле судами предыдущих инстанций правомерно установлено, что постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан", с учетом его публикации в установленном законом порядке 02.02.2011, для целей налогообложения может быть применено лишь с 1.01.2012.
Довод налогового органа о возможности распространения изменения кадастровой стоимости (в размере рыночной) по решению суда на более ранние налоговые периоды, то есть с 01.01.2011, был предметом рассмотрения судов предыдущих инстанций и правомерно отклонен со ссылкой на положения статей 2 и 24.9 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Как верно указано судами при исчислении суммы земельного налога за 2011 год налоговому органу следовало руководствоваться сведениями о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю, содержащимися в постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан N 951 от 31.12.2008 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан", поскольку на 01.01.2011 постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 не могло быть применено.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 951 от 31.12.2008 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:46:040102:90 составляла 5 888 145 руб. Ставка земельного налога на 2011 год составляла 1,5%.
Следовательно сумма земельного налога за 2011 год должна была составить 5 888 145 руб. х 1,5% = 88 322 руб.
Таким образом, доначисление ответчиком земельного налога за 2011 год в сумме, превышающей 88 322 руб. не соответствует требованиям НК РФ, а решение налогового органа N 2.7-0-34/470 от 15.08.2013 правомерно признано незаконным в части доначисления налога в сумме, превышающей 88 322 руб., а также соответствующих сумм пени, с указанием на необходимость принятия во внимание реально уплаченной заявителем суммы земельного налога за 2011 год на основе первоначальной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год.
Решение налогового органа от 15.08.2013 N 2.7-0-34/471 в части доначисления земельного налога за 2012 год в сумме, превышающей 163 389 руб., соответствующих пени и штрафов, также правомерно признано судами предыдущих инстанций незаконным и не соответствующим положениям НК РФ, как нарушающее права и охраняемые законом интересы заявителя.
Как верно указано судами, учитывая, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной внесены в государственный реестр недвижимости 22.08.2012, то ее применение возможно с указанной даты, а распространение за прошедший период не предусмотрено действующим законодательством.
Налоговый орган вправе был производить доначисление земельного налога за 2012 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 в период с 01.01.2012 по 22.08.2012.
Решение суда по делу вступило в силу 14.08.2012, сведений об отсрочке его исполнения при рассмотрении данного спора не представлено, сведения о кадастровой стоимости земельного участка равного его рыночной стоимости внесены в государственный реестр 22.08.2012 г., поэтому применение кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной обязательно с 22.08.2012 г.
Принимая во внимание, что земельный участок принадлежал заявителю на праве собственности по 08.11.2012, суды предыдущих инстанций обоснованно установили, что сумма земельного налога за 2012 год составит 163 389 руб. = 15 792 629 руб. х 1.5% х 0.6667 (8/12) + 2 181 493 руб. х 1,5% х 1667 (2/12).
При таких обстоятельствах, суды предыдущих инстанций правомерно удовлетворили заявленные требования в части признания незаконным решения N 2.7-0-34/470 от 15.08.2013 в части доначисления земельного налога за 2011 год в сумме, превышающей 88 322 руб. и соответствующих сумм пени, а также в части признания незаконным решения от 15.08.2013 N 2.7-0-34/471 в части доначисления земельного налога за 2012 год в сумме, превышающей 163 389 руб., а также соответствующих сумм пени и штрафа.
В кассационной жалобе налогового органа не содержится новых доводов. Доводы, которые в ней изложены, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы ответчика не опровергают сделанных судами выводов и не могут являться основанием для изменения или отмены законных и обоснованных судебных актов по настоящему делу.
Учитывая вышеизложенное, при правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела, принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными. Правовых оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.04.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2014 по делу N А65-2/2014 - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Ф.Г.ГАРИПОВА
Судьи
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)