Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14126/2014) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.10.2014 по делу N А75-8495/2014 (судья Дроздов А.Н.),
принятое по заявлению Открытого акционерного общества "СибурТюменьГаз" (ОГРН 1037200611612, ИНН 7202116628)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре(ОГРН 1048600010140, ИНН 8601018550)
об оспаривании действий (бездействий) должностных лиц налогового органа,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - Тарасенко Аксинья Сергеевна (паспорт <...> выдан 03.08.2011, по доверенности N 03-11/08142 от 06.10.2014 сроком действия до 06.10.2015);
- от Открытого акционерного общества "СибурТюменьГаз" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
- установил:
Открытое акционерное общество "СибурТюменьГаз" (далее - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - налоговая инспекция, налоговый орган, ответчик) об оспаривании действий (бездействий) должностных лиц налогового органа.
Решением Арбитражного суда Ханты- Мансийского автономного округа- Югры от 21.10.2014 заявленные Обществом требования удовлетворены, действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, выразившиеся в отказе в принятии уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2010 г. за общество с ограниченной ответственностью "Ноябрьский газоперерабатывающий комплекс" признаны незаконными.
В целях восстановления нарушенного права Общества, суд первой инстанции обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре устранить допущенное нарушение путем принятия к рассмотрению уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2010 г. за общество с ограниченной ответственностью "Ноябрьский газоперерабатывающий комплекс".
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
В обоснование своей позиции налоговый орган указывает, что должностным лицом Инспекции в соответствии с п. п. 28, 194 и 214 Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденного Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н правомерно направлено уведомление об отказе в приеме налоговой декларации в электронном виде, так как в данной декларации были установлены ошибки: Обществу при представлении декларации необходимо было указать ИНН/КПП ЗАО "Ноябрьский газоперерабатывающий комплекс", так как именно это юридическое лицо является правопредшественником ОАО "СибурТюменьГаз", а не ООО "Ноябрьский газоперерабатывающий комплекс", как указывает Заявитель.
Кроме того, налоговый орган полагает, что у заявителя отсутствовали правовые основания для обращения в суд с настоящими требованиями, поскольку Обществом подана уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2010 год (номер корректировки N 2), которая принята налоговым органом 27.06.2014 (регистрационный номер 1679533).
От Общества в материалы дела поступил письменный отзыв, согласно которого решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
Также от ОАО "СибурТюменьГаз" поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя названного лица, участвующего в деле.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в заседании суда апелляционной инстанции поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителя Инспекции, суд апелляционной инстанции установил следующее.
ООО "Ноябрьский газоперерабатывающий комплекс" 16.03.2011 представлена первичная налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2010, данные которой были отражены налоговым органом в карточке состояния расчетов с бюджетом.
ООО "Ноябрьский газоперерабатывающий комплекс" в 2012 году преобразовано в ЗАО "Ноябрьский газоперерабатывающий комплекс", которое в последующем было реорганизовано путем присоединения к ОАО "СибурТюменьГаз".
28.03.2014 Обществом по телекоммуникационным каналам связи в налоговый орган были направлены:
- - уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2010 год;
- - заявление о представлении уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и возврате излишне уплаченного налога.
Указанные документы были поданы Обществом в отношении ООО "Ноябрьский газоперерабатывающий комплекс".
28.03.2014 года от налогового органа по электронным каналам связи Обществом было получено уведомление об отказе в приеме указанной налоговой декларации. В обосновании отказа в уведомлении было указано: "По ИНН/КПП, представленным в файле, не найден налогоплательщик по реорганизованной организации".
Посчитав указанный отказ налогового органа в принятии уточненной налоговой декларации незаконным, нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре с жалобой на действия должностных лиц налогового органа, с требованием обязать налоговый орган принять уточненную налоговую декларации.
12.05.2014 Обществом было получено решение N 07/163 от 08.05.2014 которым в удовлетворении жалобы обществу было отказано (л.д. 33-36).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "СибурТюменьГаз" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
21.10.2014 Арбитражным судом Ханты- Мансийского автономного округа- Югры принято решение, обжалуемое в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как уже указывалось выше, оспариваемым решением обществу отказано в принятии уточненной налоговой декларации, поскольку она подана не в отношении правопредшественника - ЗАО "Ноябрьский газоперерабатывающий комплекс", а организации, существовавшей еще ранее. По мнению налогового органа подача уточненной декларации возможна только от имени ЗАО "Ноябрьский газоперерабатывающий комплекс".
В целом доводы налогового органа в апелляционной жалобе, повторяют позицию, изложенную в оспариваемом решении.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, соглашается с выводами суда первой инстанции и считает указанную позицию налогового органа, противоречащей нормам законодательства о налогах и сборах в РФ.
Согласно пункту 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 5 статьи 80 НК РФ установлено, что налоговая декларация (расчет) представляется с указанием идентификационного номера налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
В соответствии с пунктом 5 статьи 81 НК РФ уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика, по форме действовавшей в налоговый период, за который подается указанная уточненная налоговая декларация.
Согласно п. 28 Административного регламента ФНС России по государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденного Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99 н (далее- Регламент) основаниями для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) являются:
1) отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ физического лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим лицом;
2) отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы;
3) представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату);
4) отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя -физического лица) организации - заявителя (физического лица - заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), печати организации;
5) отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным. руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по ТКС;
6) представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).
Согласно п. 194 Регламента должностное лицо, ответственное за предоставление государственной, услуги, при приеме налоговой декларации (расчета) проверяет наличие оснований, указанных в п. 28 Регламента, и правильность заполнения налоговой декларации (расчета) в соответствии с установленным порядком. В частности, проверяется наличие в налоговой декларации (расчете) следующих реквизитов для организаций:
а) полного наименования организации (ее обособленного подразделения, при наличии его наименования);
б) ИНН, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации;
в) вида документа: первичный (корректирующий);
г) наименования налогового органа;
д) подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
При наличии хотя бы одного, из оснований, указанных в п. 28 Регламента, и в отсутствии в налоговой декларации (расчете) реквизитов, указанных в настоящем пункте, должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, информирует заявителя, что налоговая декларация (расчет) не принята, с указанием причины.
Пункт 2.7 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного Приказом ФНС РФ от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730@ (с изм. От 28.07.2011) "Об утверждении формы и формата налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения, гласит, что при представлении в налоговый орган по месту учета организацией - правопреемником декларации за последний налоговый период и уточненных деклараций за реорганизованную организацию (в форме присоединения к другому юридическому лицу, слияния нескольких юридических лиц, разделения юридического лица, преобразования одного юридического лица в другое) в Титульном листе (Листе 01) по реквизиту "по месту нахождения (учета)" указывается код "215" или "216", а в верхней его части указываются ИНН и КПП организации-правопреемника. В реквизите организации/ обособленное подразделение" указывается наименование реорганизованной организации или обособленного подразделения реорганизованной организации.
В реквизите "ИНН/КПП реорганизованной организации (обособленного подразделения) указываются, соответственно, ИНН и КПП, которые были присвоены организации до реорганизации налоговым органом по месту ее нахождения (по налогоплательщикам, отнесенным к категории крупнейших, - налоговым органом по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) или по месту нахождения обособленных подразделений реорганизованной организации.
Вышеуказанные положения законодательства позволяют прийти к выводу о том, что налоговая декларация подлежит представлению в отношении налогоплательщика, действовавшего в определенный период времени, несмотря на последующие изменения его организационно-правовой формы или произошедшей реорганизации, поскольку налоговые обязательства в определенный период времени возникают только для того юридического лица, которое существовало в данный период времени.
Соответственно уточнить налоговые обязательства можно лишь того юридического лица, в отношении которого, представлена первичная налоговая декларация, поскольку изменения вносятся именно в сведения этой декларации. Иными словами изменения касаются того налогового периода, когда существовало конкретное юридическое лицо, поэтому они и должны вносится от имени этого юридического лица.
Более того, представление уточненной налоговой декларации от имени другого юридического лица (правопреемника) невозможно, поскольку в налоговый период, к которому относится представляемая уточненная налоговая декларация, такого юридического лица не существовало, и обязанностей перед бюджетом у него не могло быть.
Таким образом, обращаясь в налоговый орган с уточненной налоговой декларацией в отношении ООО "Ноябрьский газоперерабатывающий комплекс" заявитель действовал законно и обоснованно, поскольку для ОАО "СибурТюменьГаз" права и обязанности данного юридического лица обязательны в силу статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку они перешли в порядке правопреемства к ЗАО "Ноябрьский газоперерабатывающий комплекс", являющегося, в свою очередь, правопредшественником заявителя.
Доводы налогового органа о том, что у заявителя отсутствовали правовые основания для обращения в суд с настоящими требованиями, поскольку Обществом подана уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2010 год (номер корректировки N 2), которая принята налоговым органом 27.06.2014 (регистрационный номер 1679533), судом апелляционной инстанции отклоняются как необоснованные и противоречащие материалам дела.
Судом апелляционной инстанции установлено, что 27.06.2014 г. по телекоммуникационным каналам связи Обществом в налоговый орган была направлена уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2010 г. с указанием ИНН/КПП 8905051937/890501001, принадлежавших ЗАО "Ноябрьский газоперерабатывающий комплекс", как того требует налоговый орган.
27.06.2014 г. Обществом по телекоммуникационным каналам связи от Налогового органа были получены следующие документы: квитанция о принятии налоговой декларации в электронном виде; уведомление об уточнении налоговой декларации, представленной в электронном виде.
В указанном Уведомлении содержится указание на ошибку: "Регистрация уточненного документа без первичного".
Как уже указывалось выше, ЗАО "Ноябрьский газоперерабатывающий комплекс" не имело каких-либо налоговых обязательств в 2010 году, поскольку не существовало ни как юридическое лицо, ни как налогоплательщик, в связи с чем, в базе состояния расчетов с бюджетом отсутствуют данные о каких-либо первичных декларациях, представленных за 2010 г.
Указанные обстоятельства также подтверждают вывод суда первой инстанции о признании незаконным оспариваемого решения налогового органа.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба Управления удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины распределению в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса не подлежат, поскольку податель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.10.2014 по делу N А75-8495/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.02.2015 N 08АП-14126/2014 ПО ДЕЛУ N А75-8495/2014
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 2015 г. N 08АП-14126/2014
Дело N А75-8495/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14126/2014) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.10.2014 по делу N А75-8495/2014 (судья Дроздов А.Н.),
принятое по заявлению Открытого акционерного общества "СибурТюменьГаз" (ОГРН 1037200611612, ИНН 7202116628)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре(ОГРН 1048600010140, ИНН 8601018550)
об оспаривании действий (бездействий) должностных лиц налогового органа,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - Тарасенко Аксинья Сергеевна (паспорт <...> выдан 03.08.2011, по доверенности N 03-11/08142 от 06.10.2014 сроком действия до 06.10.2015);
- от Открытого акционерного общества "СибурТюменьГаз" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
- установил:
Открытое акционерное общество "СибурТюменьГаз" (далее - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - налоговая инспекция, налоговый орган, ответчик) об оспаривании действий (бездействий) должностных лиц налогового органа.
Решением Арбитражного суда Ханты- Мансийского автономного округа- Югры от 21.10.2014 заявленные Обществом требования удовлетворены, действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, выразившиеся в отказе в принятии уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2010 г. за общество с ограниченной ответственностью "Ноябрьский газоперерабатывающий комплекс" признаны незаконными.
В целях восстановления нарушенного права Общества, суд первой инстанции обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре устранить допущенное нарушение путем принятия к рассмотрению уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2010 г. за общество с ограниченной ответственностью "Ноябрьский газоперерабатывающий комплекс".
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
В обоснование своей позиции налоговый орган указывает, что должностным лицом Инспекции в соответствии с п. п. 28, 194 и 214 Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденного Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н правомерно направлено уведомление об отказе в приеме налоговой декларации в электронном виде, так как в данной декларации были установлены ошибки: Обществу при представлении декларации необходимо было указать ИНН/КПП ЗАО "Ноябрьский газоперерабатывающий комплекс", так как именно это юридическое лицо является правопредшественником ОАО "СибурТюменьГаз", а не ООО "Ноябрьский газоперерабатывающий комплекс", как указывает Заявитель.
Кроме того, налоговый орган полагает, что у заявителя отсутствовали правовые основания для обращения в суд с настоящими требованиями, поскольку Обществом подана уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2010 год (номер корректировки N 2), которая принята налоговым органом 27.06.2014 (регистрационный номер 1679533).
От Общества в материалы дела поступил письменный отзыв, согласно которого решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
Также от ОАО "СибурТюменьГаз" поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя названного лица, участвующего в деле.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в заседании суда апелляционной инстанции поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителя Инспекции, суд апелляционной инстанции установил следующее.
ООО "Ноябрьский газоперерабатывающий комплекс" 16.03.2011 представлена первичная налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2010, данные которой были отражены налоговым органом в карточке состояния расчетов с бюджетом.
ООО "Ноябрьский газоперерабатывающий комплекс" в 2012 году преобразовано в ЗАО "Ноябрьский газоперерабатывающий комплекс", которое в последующем было реорганизовано путем присоединения к ОАО "СибурТюменьГаз".
28.03.2014 Обществом по телекоммуникационным каналам связи в налоговый орган были направлены:
- - уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2010 год;
- - заявление о представлении уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и возврате излишне уплаченного налога.
Указанные документы были поданы Обществом в отношении ООО "Ноябрьский газоперерабатывающий комплекс".
28.03.2014 года от налогового органа по электронным каналам связи Обществом было получено уведомление об отказе в приеме указанной налоговой декларации. В обосновании отказа в уведомлении было указано: "По ИНН/КПП, представленным в файле, не найден налогоплательщик по реорганизованной организации".
Посчитав указанный отказ налогового органа в принятии уточненной налоговой декларации незаконным, нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре с жалобой на действия должностных лиц налогового органа, с требованием обязать налоговый орган принять уточненную налоговую декларации.
12.05.2014 Обществом было получено решение N 07/163 от 08.05.2014 которым в удовлетворении жалобы обществу было отказано (л.д. 33-36).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "СибурТюменьГаз" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
21.10.2014 Арбитражным судом Ханты- Мансийского автономного округа- Югры принято решение, обжалуемое в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как уже указывалось выше, оспариваемым решением обществу отказано в принятии уточненной налоговой декларации, поскольку она подана не в отношении правопредшественника - ЗАО "Ноябрьский газоперерабатывающий комплекс", а организации, существовавшей еще ранее. По мнению налогового органа подача уточненной декларации возможна только от имени ЗАО "Ноябрьский газоперерабатывающий комплекс".
В целом доводы налогового органа в апелляционной жалобе, повторяют позицию, изложенную в оспариваемом решении.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, соглашается с выводами суда первой инстанции и считает указанную позицию налогового органа, противоречащей нормам законодательства о налогах и сборах в РФ.
Согласно пункту 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 5 статьи 80 НК РФ установлено, что налоговая декларация (расчет) представляется с указанием идентификационного номера налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
В соответствии с пунктом 5 статьи 81 НК РФ уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика, по форме действовавшей в налоговый период, за который подается указанная уточненная налоговая декларация.
Согласно п. 28 Административного регламента ФНС России по государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденного Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99 н (далее- Регламент) основаниями для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) являются:
1) отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ физического лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим лицом;
2) отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы;
3) представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату);
4) отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя -физического лица) организации - заявителя (физического лица - заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), печати организации;
5) отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным. руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по ТКС;
6) представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).
Согласно п. 194 Регламента должностное лицо, ответственное за предоставление государственной, услуги, при приеме налоговой декларации (расчета) проверяет наличие оснований, указанных в п. 28 Регламента, и правильность заполнения налоговой декларации (расчета) в соответствии с установленным порядком. В частности, проверяется наличие в налоговой декларации (расчете) следующих реквизитов для организаций:
а) полного наименования организации (ее обособленного подразделения, при наличии его наименования);
б) ИНН, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации;
в) вида документа: первичный (корректирующий);
г) наименования налогового органа;
д) подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
При наличии хотя бы одного, из оснований, указанных в п. 28 Регламента, и в отсутствии в налоговой декларации (расчете) реквизитов, указанных в настоящем пункте, должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, информирует заявителя, что налоговая декларация (расчет) не принята, с указанием причины.
Пункт 2.7 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного Приказом ФНС РФ от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730@ (с изм. От 28.07.2011) "Об утверждении формы и формата налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения, гласит, что при представлении в налоговый орган по месту учета организацией - правопреемником декларации за последний налоговый период и уточненных деклараций за реорганизованную организацию (в форме присоединения к другому юридическому лицу, слияния нескольких юридических лиц, разделения юридического лица, преобразования одного юридического лица в другое) в Титульном листе (Листе 01) по реквизиту "по месту нахождения (учета)" указывается код "215" или "216", а в верхней его части указываются ИНН и КПП организации-правопреемника. В реквизите организации/ обособленное подразделение" указывается наименование реорганизованной организации или обособленного подразделения реорганизованной организации.
В реквизите "ИНН/КПП реорганизованной организации (обособленного подразделения) указываются, соответственно, ИНН и КПП, которые были присвоены организации до реорганизации налоговым органом по месту ее нахождения (по налогоплательщикам, отнесенным к категории крупнейших, - налоговым органом по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) или по месту нахождения обособленных подразделений реорганизованной организации.
Вышеуказанные положения законодательства позволяют прийти к выводу о том, что налоговая декларация подлежит представлению в отношении налогоплательщика, действовавшего в определенный период времени, несмотря на последующие изменения его организационно-правовой формы или произошедшей реорганизации, поскольку налоговые обязательства в определенный период времени возникают только для того юридического лица, которое существовало в данный период времени.
Соответственно уточнить налоговые обязательства можно лишь того юридического лица, в отношении которого, представлена первичная налоговая декларация, поскольку изменения вносятся именно в сведения этой декларации. Иными словами изменения касаются того налогового периода, когда существовало конкретное юридическое лицо, поэтому они и должны вносится от имени этого юридического лица.
Более того, представление уточненной налоговой декларации от имени другого юридического лица (правопреемника) невозможно, поскольку в налоговый период, к которому относится представляемая уточненная налоговая декларация, такого юридического лица не существовало, и обязанностей перед бюджетом у него не могло быть.
Таким образом, обращаясь в налоговый орган с уточненной налоговой декларацией в отношении ООО "Ноябрьский газоперерабатывающий комплекс" заявитель действовал законно и обоснованно, поскольку для ОАО "СибурТюменьГаз" права и обязанности данного юридического лица обязательны в силу статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку они перешли в порядке правопреемства к ЗАО "Ноябрьский газоперерабатывающий комплекс", являющегося, в свою очередь, правопредшественником заявителя.
Доводы налогового органа о том, что у заявителя отсутствовали правовые основания для обращения в суд с настоящими требованиями, поскольку Обществом подана уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2010 год (номер корректировки N 2), которая принята налоговым органом 27.06.2014 (регистрационный номер 1679533), судом апелляционной инстанции отклоняются как необоснованные и противоречащие материалам дела.
Судом апелляционной инстанции установлено, что 27.06.2014 г. по телекоммуникационным каналам связи Обществом в налоговый орган была направлена уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2010 г. с указанием ИНН/КПП 8905051937/890501001, принадлежавших ЗАО "Ноябрьский газоперерабатывающий комплекс", как того требует налоговый орган.
27.06.2014 г. Обществом по телекоммуникационным каналам связи от Налогового органа были получены следующие документы: квитанция о принятии налоговой декларации в электронном виде; уведомление об уточнении налоговой декларации, представленной в электронном виде.
В указанном Уведомлении содержится указание на ошибку: "Регистрация уточненного документа без первичного".
Как уже указывалось выше, ЗАО "Ноябрьский газоперерабатывающий комплекс" не имело каких-либо налоговых обязательств в 2010 году, поскольку не существовало ни как юридическое лицо, ни как налогоплательщик, в связи с чем, в базе состояния расчетов с бюджетом отсутствуют данные о каких-либо первичных декларациях, представленных за 2010 г.
Указанные обстоятельства также подтверждают вывод суда первой инстанции о признании незаконным оспариваемого решения налогового органа.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба Управления удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины распределению в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса не подлежат, поскольку податель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.10.2014 по делу N А75-8495/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)