Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.08.2014 ПО ДЕЛУ N 33-17993/14

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 августа 2014 г. по делу N 33-17993/14


Судья Чугунова М.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Меншутиной Е.Л.
судей Галановой С.Б., Колесник Н.А.,
при секретаре М.С.
рассмотрела в заседании от 18 августа 2014 года апелляционные жалобы филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области и Министерства экологии и природопользования Московской области
на решение Истринского городского суда Московской области от 27 февраля 2014 года по делу по иску П. к филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области о внесении изменения в сведения государственного кадастра недвижимости.
Заслушав доклад судьи Меншутиной Е.Л., объяснения представителя истца - В., судебная коллегия

установила:

П. обратился в суд с иском к филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области о внесении изменения в сведения государственного кадастра недвижимости. В обоснование своих требований он сослался на то, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под дачное строительство, общей площадью 16582 кв. м, адрес (местоположение) объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 3164 м от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: <данные изъяты>, кадастровый номер <данные изъяты>. Право собственности было зарегистрировано 05 мая 2012 г. Согласно отчету N 76-10-13 от 30 марта 2012 года, рыночная стоимость земельного участка составляет 15264063 руб. Однако согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости земельного участка, кадастровая стоимость указанного участка составляет 40125123,60 руб. 60 коп. Таким образом, существует несоответствие кадастровой стоимости земельного участка рыночной, следствием чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу, согласно ст. 391 НК РФ, является нарушение его прав как собственника указанного земельного участка и плательщика налога. Его права, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости и указания новых сведений о кадастровой стоимости земельного участка, которая может быть определена в размере рыночной стоимости на дату по состоянию, на которую была установлена кадастровая стоимость. В связи с этим П. просит суд установить рыночную стоимость вышеуказанного земельного участка в размере 15264063 руб., обязать филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости установленную рыночную стоимость 15264063 руб. в качестве новой кадастровой стоимости его земельного участка с даты установления кадастровой стоимости указанного земельного участка.
П. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался. Его представитель - В. иск поддержала, просила установить кадастровую стоимость участка по состоянию на 30.03.2012 г.
Представитель филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по МО - М.Н. иск не признала, пояснив, что расчет кадастровой стоимости был произведен ответчиком правильно, в соответствии с Распоряжением Министерства экологии природопользования МО от 23.12.2009 г. N 212-РМ.
Представитель 3-го лица - Министерства экологии и природопользования в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела был извещен надлежащим образом.
Решением суда от 27 февраля 2014 года исковые требования П. удовлетворены. Установлена рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка в размере 15264063 руб. ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области обязано внести в государственный кадастр недвижимости установленную рыночную стоимость 15264063 руб. в качестве новой кадастровой стоимости данного земельного участка с 30.03.2012 г.
Не согласившись с постановленным судом решением, филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области и Министерства экологии и природопользования Московской области обжалуют его в апелляционном порядке и просят отменить как незаконное и необоснованное.
Выслушав объяснения представителя истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. п. 1, 2, 5 ст. 65 ЗК РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 данного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.
В силу ст. 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 391 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии со ст. 66 ЗК РФ, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из материалов дела усматривается, что истцу принадлежит на праве собственности земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под дачное строительство, общей площадью 16582 кв. м, адрес (местоположение) объекта: местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 3164 м от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: <данные изъяты>, кадастровый номер <данные изъяты>.
Кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка была рассчитана с применением среднего по субъекту РФ удельного показателя кадастровой стоимости земель дачных объединений Московской области, утвержденного распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.11.2009 г. N 121-РМ, утратившим силу в связи с принятием распоряжения Минэкологии МО от 26.11.2013 N 564-РМ, и составила 40125123 руб. 60 коп. (из расчета 2419,8 руб./кв. м).
Согласно представленному истцом отчету N 76-10-13 от 24.10.2013 года, не оспоренному ответчиком, рыночная стоимость принадлежащего ему земельного участка составляет 15264063 руб.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд пришел к правильному выводу о возможности установления кадастровой стоимости земельного участка по его рыночной стоимости в вышеуказанном размере и возложении обязанности на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости, поскольку законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. Причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Также судом верно указано, что ФГБУ "ФКП Росреестра" в соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости", приказов Росреестра от 11.03.2010 N П/93 и от 26.12.2011 N П/531 является органом кадастрового учета и имеет право вносить изменения в государственный кадастр недвижимости. Таким образом, возложение на него обязанности по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости при установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, не противоречит закону. Оснований для отказа в удовлетворении соответствующих требований истца у суда не имелось.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами, определены и установлены в полном объеме юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Доводы апелляционных жалоб правовых оснований для отмены решения суда не содержат, выводов суда не опровергают, по существу сводятся к изложению обстоятельств и доводов, являвшихся предметом исследования и оценки суда, и выражают несогласие сторон с принятым судом решением по делу. В связи с этим оснований для удовлетворения жалоб не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Истринского городского суда Московской области от 27 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области и Министерства экологии и природопользования Московской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)