Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.08.2015 N 11АП-9190/2015 ПО ДЕЛУ N А65-8529/2015

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 августа 2015 г. по делу N А65-8529/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 06 августа 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Холодной С.Т., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стражниковой Е.В.,
с участием:
от индивидуального предпринимателя Ахметханова Азата Алмасовича - Шарипов И.Э. (доверенность от 01.04.2015 г.)
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан - Костина Э.Э. (доверенность от 10.02.2010 г.),
от Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 августа 2015 года путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Татарстан апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.05.2015 года по делу N А65-8529/2015 (судья Абдуллаев А.Г.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Ахметханова Азата Алмасовича
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан
третье лицо - Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан
о признании недействительным решения от 6 февраля 2015 г. N 4224

установил:

Индивидуальный предприниматель Ахметханов Азат Алмасович обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан о признании недействительным решения от 6 февраля 2015 г. N 4224.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.05.2015 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе инспекция просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.05.2015 года по делу N А65-8529/2015 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В материалы дела поступил отзыв индивидуального предпринимателя Ахметханова Азата Алмасовича на апелляционную жалобу, в котором он просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.05.2015 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель подателя жалобы ее доводы поддержала, просила апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель предпринимателя напротив, считая решение суда верным, просил в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Представители Управления в судебное заседание не явились, извещено надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от 29 декабря 2014 г. N 26601 инспекцией принято решение от 6 февраля 2015 г. N 4224 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением предпринимателю доначислен земельный налог за 2011 г. в размере 863 352 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан исх. N 2.14-0-19/00393зг от 13 марта 2015 г. решение инспекции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба налогоплательщика - без удовлетворения.
Не согласившись с решением ответчика, предприниматель обжаловал его в судебном порядке.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Основанием принятия оспариваемого решения явилось применение налоговым органом кадастровой стоимости земельных участков по Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 г. N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан".
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется к отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, а отчетными - первый, второй и третий кварталы календарного года (статья 393 НК РФ).
Из положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В рассматриваемом случае рыночная стоимость земельных участков не определялась, следовательно, подлежит применению кадастровая стоимость.
Постановление Кабинета Министров РТ от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан" вступает в законную силу не ранее чем через 10 дней после официального опубликования. Данное Постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановление и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" 02.02.2011 за N 5.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.02.2010 N 165-О-О, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в законную силу актов о налогах и сборах.
Следовательно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в которой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют в порядке, установленном налоговым законодательством.
В силу статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
При этом акты законодательства о налогах и сборах, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, не имеют обратной силы.
Таким образом, Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 г. N 1102 подлежит применению только с 01.01.2012.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что поскольку налоговый период по земельному налогу 2011 года не охватывается Постановлением Кабинета Министров РТ от 24.12.2010 N 1102, применению подлежит ранее действовавшая кадастровая оценка спорных земельных участков (по Постановлению Кабинета Министров Республик Татарстан от 31 декабря 2008 г. N 951 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан").
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что доводы налогового органа о необходимости применения Постановления Кабинета Министров РТ от 24.12.2010 N 1102 основаны на неверном толковании закона.
В рассматриваемый налоговый период предпринимателю принадлежали земельные участки, расположенные в г. Альметьевске Республики Татарстан:
- по улице Советская, д. 184 с кадастровыми номерами 16:45:020131:77, 16:45:020131:141, 16:45:02131:142;
- по улице Базовая с кадастровыми номерами 16:45:050105:282, 16:45:050105:308, 16:45:050105:5602, 16:45:050105:313, 16:45:050105:0005, 16:45:050105:5718, 16:45:050105:5719, 16:45:050105:5721, 16:45:050105:5722, 16:45:050105:5726.
Разногласия между сторонами относительно кадастровой стоимости возникли только по земельным участкам с кадастровыми номерами 16:45:020131:77, 16:45:020131:141, 16:45:02131:142, 16:45:050105:282, 16:45:050105:308, 16:45:050105:5602.
Согласно представленным предпринимателем сведениям из Альметьевского филиала ФГУ "Земельная кадастровая палата" Республики Татарстан, кадастровая стоимость вышеперечисленных спорных земельных участков составила соответственно 9 422 892 руб. 03 коп., 7 287 677 руб. 72 коп., 39 799 руб. 96 коп., 8 544 766 руб. 07 коп., 6 817 776 руб. 06 коп. и 79 104 411 руб. 41 коп.
Исходя из установленного в ходе налоговой проверки периода нахождения у предпринимателя земельных участков и налоговой ставки 1,5%, сумма земельного налога в отношении всех принадлежащих предпринимателю земельных участков составляет 2 927 123 руб.
Указанная сумма земельного налога и была отражена предпринимателем в уточненной налоговой декларации от 23 сентября 2014 г., что является верным.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что произведенное налоговым органом доначисление земельного налога в размере 863 352 руб. является необоснованным и неправомерным.
На основании изложенного, требования заявителя были обоснованно судом первой инстанции удовлетворены.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.05.2015 года по делу N А65-8529/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
А.Б.КОРНИЛОВ

Судьи
С.Т.ХОЛОДНАЯ
В.Е.КУВШИНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)